Жизнь с точки зрения физики
Реферат
«Что такое жизнь с точки
зрения физики?»
Выполнила:
Проверил:
2007г.
Содержание:
1. Общие принципы
неклассической физики.
|
3
|
2. Современные представления о материи, в пространстве
и времени.
Общая и специальная теории относительности.
|
6
|
3. Основные идеи и принципы квантовой физики.
|
16
|
4. Современные представления об элементарных частицах. Структура
микромира
|
20
|
5. Фундаментальные физические взаимодействия
|
26
|
8. Список
использованной литературы
|
32
|
1. Общие принципы
неклассической физики
К современному
естествознанию относятся теоретические концепции, сформировавшиеся на
протяжении ХХ века в рамках различных научных дисциплин. Важнейшей, естественной
наукой является физика, изучающая законы функционирования неорганической формы
материи на макро- и микроуровне; астрофизика, предметом которой является
свойства и эволюция локальных астрономических объектов; косметология,
моделирующая эволюцию Вселенной в целом (мегауровне). Современная наука
характеризуется осознанием целостности своих объектов и взаимосвязанности
законов их существования.
Физика
по-прежнему остается одной из ведущих дисциплин в естествознании. Современная
физическая картина мира представляет собой систему фундаментальных знаний о
закономерностях существования неорганической материи, об основаниях целостности
и многообразия явлений природы. Современная физика исходит из ряда
фундаментальных предпосылок:
- во-первых,
она признает объективное существование
физического мира, однако отказывается
от наглядности, законы современной физики не всегда демонстративны, в некоторых случаях их наглядное
подтверждение - опыт - просто невозможен;
- во-вторых, современная физика утверждает существование трех качественно различающихся структурных уровней материи: мегамира - мира космических объектов и систем; макромира - мира макроскопических тел, привычного мира нашего эмпирического опыта; микромира - мира микрообъектов, молекул, атомов, элементарных, частиц и т.п.
Классическая физика изучала способы взаимодействия и строение
макроскопических тел, законы классической механики описывают процессы макромира. Современная же физика (квантовая) занимается
изучением микромира, соответственно
законы квантовой механики описывают
поведение микрочастиц. Мегамир — предмет астрономии и космологии, которые опираются на гипотезы, идеи и
принципы неклассической (релятивистской и квантовой) физики;
- в-третьих, неклассическая
физика утверждает зависимость описания поведения
физических объектов от условий наблюдения, т.е. от познающего эти процессы человека
(принцип дополнительности);
- в-четвертых, современная
физика признает существование ограничений на описание состояния объекта
(принцип неопределенности);
- в-пятых, релятивистская физика отказывается от моделей и
принципов механистического детерминизма, сформулированного в классической философии и предполагавшего возможность описать
состояние мира в любой момент времени, опираясь на знание начальных условий.
Процессы в микромире описываются статистическими закономерностями, а
предсказания в квантовой физике носят
вероятностный характер.
При всех различиях современная физика, так же
как и классическая механика, изучает законы существования природы. Закон понимается как
объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся
и существенная связь между явлениями и событиями. Любой закон имеет ограниченную сферу действия.
Например, распространение
законов механики, оправдывающих себя в пределах
макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо. Процессы,
происходящие в микромире, подчиняются другим законам. Проявление закона зависит
также от конкретных условий, в которых он, этот мир,
реализуется, изменение условий может усилить или, напротив, ослабить действие
закона. Действие одного закона корректируется и видоизменяется другими законами.
Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных,
индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между
отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические
закономерности повторяются в каждом конкретном случае и
имеют однозначный характер. Например, динамическими законами являются законы классической механики.
Классическое естествознание абсолютизировало динамические закономерности. Совершенно верные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII-XVIII веков привели к неправильному выводу о существовании
в мире всеобщей необходимости и об отсутствии случайности.
Такая форма детерминизма получила название механистического.
Механистический детерминизм говорит о том, что все
типы взаимосвязи и взаимодействия механические и отрицает
объективный характер случайности. Например, один из сторонников
этого типа детерминизма, Б.Спиноза, считал, что мы
называем явление случайным только вследствие недостатка наших
знаний о нем. Следствием механистического детерминизма
является фатализм - учение о всеобщей предопределенности
явлений и событий, которое фактически сливается с верой в божественное
предопределение.
Проблема ограниченности механистического
детерминизма особенно четко обозначилась в связи с
открытиями в квантовой физике. Закономерности взаимодействий в
микромире оказалось невозможным объяснить с точки зрения
принципов механистического детерминизма. Сначала новые открытия в физике привели
к отказу от детерминизма, однако позже способствовали
формированию нового содержания этого принципа. Механистический
детерминизм перестал ассоциироваться с детерминизмом вообще.
М.Борн писал: «… что новейшая физика отбросила причинность,
целиком необоснованно». Действительно, современная физика
отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть
наукой, если бы прекратила поиски причин явлений.
Причинность, таким образом, не изгоняется из постклассической науки, однако
представления о ней меняются. Следствием этого становятся трансформация
принципа детерминизма и введение понятия статистических
закономерностей.
Статистические закономерности проявляются в массе явлений, и имеют форму тенденции. Эти законы иначе
называют вероятностными, так как они
описывают состояние индивидуального
объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая
закономерность возникает в результате взаимодействия
большого числа элементов, поэтому характеризует их поведение в целом.
Необходимость в статистических закономерностях
проявляется через действие множества случайных факторов. Этот тип
законов иначе называют законами средних величин.
При этом статистические закономерности, так же как и динамические, являются
выражением детерминизма. Примерами статистических
закономерностей являются законы квантовой механики и законы, действующие в
обществе и истории. Понятие вероятности, фигурирующее при
описании статистических закономерностей,
выражает степень возможности явления или события в конкретной совокупности условий.
2. Современные представления о материи, в
пространстве и времени. Общая и специальная теории относительности
На границе XIX-XX веков в физике произошел
кризис, который был связан с невозможностью объяснить новые
эмпирические данные с помощью законов и принципов,
сформулированных в рамках механистической парадигмы. Кризис
и последовавшая за ним научная революция способствовали тому, что на смену классической физике, построенной на принципах механики
И.Ньютона, пришла новая фундаментальная теория - специальная теория относительности А.Эйнштейна, которая возникла на границе между
механикой И.Ньютона и электромагнитной
теорией Дж.Максвелла, как результат попыток
устранить логические противоречия, существовавшие между этими двумя концепциями.
Специальная теория относительности
распространила принципы относительности, сформулированные
еще Г.Галилеем для механических систем, на электромагнитные
взаимодействия. Ряд опытов, проведенных физиками в конце XIX в., показал, что скорость света остается неизменной во
всех системах координат независимо от
того, движется излучающий свет источник
или нет. Однако эти выводы противоречили принципу относительности Г.Галилея.
В конце XIX в. преобладало
представление о том, что мировое пространство заполнено
особым эфиром, в котором распространяются световые волны.
Для того, чтобы обнаружить движение Земли относительно эфира,
американский физик А.Майкельсон в 1887 году решил измерить
время прохождения светового луча по горизонтальному и вертикальному
направлениям относительно Земли. Согласно гипотезе
светоносного эфира время прохождения света по этим
направлениям должно различаться. Но результат
эксперимента показал неизменность скорости света в обоих направлениях.
Такой вывод противоречил классическим представлениям
о том, что координаты и скорости должны преобразовываться
при переходе от одной инерциальной системы к другой. Скорость
света оказалась не зависящей от движения Земли.
Для объяснения результатов эксперимента
А.Майкельсона X.Лоренц вывел уравнения, позволяющие
вычислить сокращение движущихся тел и промежутков времени между событиями,
которые происходят в зависимости от скорости движения объектов. Преобразования X.Лоренца
предполагали реальное сокращение тел и промежутков времени.
В 1905г, А.Эйнштейн опубликовал работу «К
электродинамике движущихся тел», в которой объяснил
результаты опытов А.Майкельсона и изложил основные
положения специальной теории относительности. А.Эйнштейн распространил принцип
относительности на все системы и сформулировал его иначе, чем Г.Галилей: любой процесс протекает одинаково
в изолированной материальной системе,
находящейся в состоянии прямолинейного
и равномерного движения, т.е. все инерциальные системы отсчета равноправны между собой. Таким
образом, было преодолено представление
об эталонной абсолютной системе отсчета,
которую связывали с эфиром, все системы отсчета были признаны равнозначными, не имеющими никаких преимуществ друг перед
другом, а принцип относительности приобрел всеобщий, универсальный характер.
Следствием такого понимания принципа
относительности стало введение в физику понятия инвариантности. Инвариантность понимается
как неизменность физических величин или свойств объектов при переходе от одной системы отсчета к другой. Все законы природы неизменны при переходе от
одной; инерциальной системы к другой,
т.е., находясь внутри инерциальной
системы, невозможно обнаружить, движется она или покоится.
Специальная теория относительности
установила также инвариантность материальных процессов и
скорости света относительно преобразований X.Лоренца. А.Эйнштейн показал, что преобразования X.Лоренца отражают не
реальные сокращения тел и промежутков
времени, а изменение результатов измерений
в зависимости от движения системы отсчета. Тела сокращаются, а время замедляется для внешнего наблюдателя, тогда как
внутри движущейся системы все физические процессы протекают обычным образом.
А.Эйнштейн сформулировал также принцип
инвариантности скорости света, который гласит: скорость света в вакууме не
зависит от скорости движения источника света или наблюдателя и одинакова во
всех инерциальных системах отсчета. Скорость света является предельной скоростью
распространения материальных взаимодействий
и равна 300000 км/с.
А.Эйнштейн пришел к выводу, что противоречия
в основах классической механики вытекают из неверного, не соответствующего физическому опыту представления о свойствах пространства и времени как абсолютных и неизменных, так и из неверного представления об абсолютной одновременности событий.
Классические представления о пространстве и
времени сформулированы в рамках субстанциональной
концепции, которая окончательно сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII века и И.Ньютона. Пространство в механике И.Ньютона
— это пустое вместилище для вещества. Пространство - однородно, неподвижно и трехмерно. Время - совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие
друг от друга и от характера протекающих в них материальных процессов.
Субстанциональная концепция пространства и
времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической философией, и соответствовала уровню развития науки XVIIв.
Но уже в эпоху Нового времени появляются идеи, которые характеризуют пространство и время вразрез с субстанциональными представлениями.
Так, Г.Лейбниц считал, что
пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами
и независимо от них не существуют.
Пространство - порядок сосуществований
тел, а время - порядок последовательностей событий. Г. Лейбниц утверждал, что существует связь
материи с пространством и временем:
«мгновения в отрыве от вещей ничто, и они имеют свое существование в
последовательном порядке самих вещей».
Несколько позже Г.Гегель отмечал, что
движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением
скорости протекания процессов меняются и
пространственно-временные характеристики. Г. Гегель, в частности, говорил: «Мы
не можем
обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным. Оно всегда есть наполненное пространство и нигде
не отличается от своего наполнения». Впервые же идеи о пространстве, которые
можно характеризовать как реляционные, были
высказаны античными философами. Так, Аристотель критиковал Демокрита и отрицал существование пустоты.
Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.
В законченном виде реляционная концепция пространства
и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности
А.Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.
Так, А.Эйнштейн пришел к выводу об
универсальности и всеобщности принципа относительности: не только механические, но и электромагнитные инерциальные системы равноправны по отношению друг к другу, а события, одновременные в одной системе, не будут одновременными в другой, движущейся относительно первой. Следствием этого вывода стало признание
относительности измерений размеров тел: длина тела, измеренная
разными наблюдателями, движущимися относительно друг друга с
разными скоростями, должна быть различна. То же самое
относится и ко времени: время протекания процесса будет
различным, если измерять его часами, движущимися
с разными скоростями. При приближении к скорости света все процессы в системе
замедляются, а размеры тел сокращаются, если наблюдать за
ними, находясь за пределами самой движущейся системы.
Таким образом, в специальной теории
относительности размеры тел и время протекания процессов ставятся в прямую
зависимость от системы отсчета, в которой производится их измерение. Оказалось, что физический процесс может быть описан только по отношению к конкретной системе отсчета, выбор которой зависит от наблюдателя. Иначе, для адекватного описания релятивистских явлений фактор наблюдателя становится существенным.
Еще одним важным следствием теории А.Эйнштейна
стало признание
относительности, массы тела, которая была поставлена в зависимость от скорости его движения. Масса тела есть мера содержащейся в нем энергии, а энергия зависит
от скорости движения. Известная
формула Е - тс2 выражает это отношение.
Общая теория относительности (или гравитационная теория), созданная А.Эйнштейном
в 1916 г., позволяет рассматривать не только инерциальные
системы отсчета, но любые системы координат, которые движутся по криволинейным
траекториям и с любым ускорением. Распространение результатов
специальной теории на неинерциальные системы отсчета
привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. К
подобным выводам привели следующие размышления о существовании двух способов определения массы тела: через ускорение
(инертная масса) и через притяжение в поле тяготения (гравитационная
масса). Эквивалентность инертной и
гравитационной масс была известна еще в классической физике. Специальная
теория относительности установила
зависимость инертной массы от скорости движения тела.
Страницы: 1, 2, 3
|