Должностное лицо как субъект преступления
Содержание Введение …………………………………………………………………………… 2 1. Историко-правовой анализ данного института ……………………………….3 2. Уголовно-правовая характеристика субъекта должностных преступлений……………………………………………………………………...4 3. Уголовно-правовая характеристика объекта должностного преступления……………………………………………………………………...6 4. Объективная и субъективная стороны должностного преступления ……...7 5. Злоупотребление должностными полномочиями…………………………….10 6. Превышение полномочий……………………………………………………….12 7. Взяточничество …………………………………………………………………..15 8. Халатность ………………………………………………………………………..22 Заключение ……………………………………………………………………….24 Список использованной литературы …………………………………………25 Введение 1. Актуальность исследования определяется не разработанностью в
Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные
преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о
совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности
Российского государства по защите интересов населения. 2. Предмет и метод исследования. Предметом исследования является специальный субъект преступления как
должностное лицо. Так как в период построения цивилизованной экономики и
становления демократического правового государства важная роль принадлежит
органам государственной власти и исполнения, а также органам местного
самоуправления. В связи с чем особенно опасны и нетерпимы преступные
проявления органов власти и управления. Только нормально функционирующие государственные органы способны
обеспечить экономическое процветание общества, права и свободы его членов.
Поэтому столь важна охрана деятельности государственного аппарата и органов
местного самоуправления от посягательств, осуществляемых самими
сотрудниками этого аппарата. 1. Историко-правовой анализ данного института. Из числа должностных преступлений взяточничество является самым
ранним: о запрещении принимать “тайные посулы” говорилось еще в Псковской
и Новгород-ской судебных грамотах; в Судебнике 1947 г. речь шла о запрете
не только принимать, но и давать взятку. Впервые наказание за взятку
упоминается в Судебни-ке 1550 г. Особенно пышно расцвело взяточничество в
период действия на Руси системы кормления, при которой должностные лица,
представители центра и местного самоуправления содержались за счет
населения. Соборному Уложению 1649г., каравшему взяточничество в основном в
сфере правосудия, уже было известно посредничество во взяточничестве, хотя
оно и не наказывалось. Во времена Петра I появляется термин “лихоимство”, охватывающий
как полу-чение любого вида посулов, так и незаконные поборы. Позднее, в
Своде законов Рос-сийской империи упоминалось мздоимство и лихоимство, но
каких-либо различий не устанавливалось. Ко времени подготовки Уложения о наказаниях уголовных и
исправительных 1845 г. уголовно-правовая доктрина еще не выработала понятия
“ должностное ли-цо”, а зарубежные государства знали три основных варианта
этого вопроса: в одних случаях в законе давалось общее определение
должностного лица или должности; в другом – устанавливается более или менее
подробный перечень должностных лиц; в третьем не содержалось ни того, ни
другого. Взяв за основу второй вариант, разработчики Уложения были
вынуждены в каждом составе должностных преступлений называть лицо
(виновный, чиновник, должностное лицо и т. д.), нарушавшее конкретную
обязанность. Такой подход обусловил появление значительного числа статей и
глав, охватываемых разделом ”О преступлениях и проступках по службе
государственной и общественной”. Принятое в 1903 г. Уголовное Уложение содержало главу, в названии
которой говорилось лишь о преступных деяниях (без упоминания проступков) по
службе государственной и общественной. Другая его особенность – помещение
статей о должностных преступлениях в заключительную главу Особенной части.
Это скорее всего связано с тем, что если в середине XIX века объектом
должностных преступлений считался служебный долг, то в конце XIX – начале
XX века криминалисты, отрицая наличие в должностных посягательствах единого
объекта, видели их специфику в способе посягательства, в то время как
большинство других видов преступлений различались именно своей
направленностью. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг., выделив главу
“Должностные преступления”, сформулировали иное понимание должностного
лица. В первоначаль-ном варианте акцент делался на характере функций,
выполняемых учреждением, ор-ганизацией, предприятием, в которых лицо
занимало какую-либо должность. ”Под должностными лицами, - говорилось в
примечании к ст.105 УК РСФСР 1922 г. – разумеются лица, занимающие
постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском)
учреждений или предприятии, а также организаций или объединений, имеющем по
закону определенные права, обязанности или полномочия в осуществлении
хозяйственных, административных, просветительных и др. общегосударственных
задач. УК РСФСР 1926 г. распространил действие нормы на должностных лиц
профсоюзов. Система должностных преступлений, отраженная в УК РСФСР 1960 г.
во многом основывалась на раннее действующем советском законодательстве. Но
в ней содержалось много изменений: в определении понятия должностного лица акцентировала специфика не места его работы, а функции (представитель власти); невыполнение обязанностей (бездействие власти) и недобросовестное или небрежное к ним отношение (халатность); исключены статьи об ответственности за провокацию взятки и посредничество; исключена статья, предусматривающая ответственность за дискредитацию власти; состав присвоения, растраты и хищения путем злоупотребления служебным положением вновь помещен в главу о преступлениях против собственности. Глава УК РФ 1996 г., именуемая “ Преступления против
государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах
местного самоуправления”. Если не касаться многочисленных новелл,
посвященных квалифицирующим признакам, то обращает внимание прежде всего
то, что в ней отражены все составы должностных преступлений, известные УК
РСФМР 1960 г. 2. Уголовно-правовая характеристика субъекта должностных преступлений. Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с
выполнением управленческих функций: преступления против государственной
власти, интересов государственной службы и службы в органах местного
самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления
против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204
УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма
организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.[1] Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо
выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные
функции в государственных органах, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК
РФ). Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации
признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-
распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой
организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой
организации, не являющейся государственным органом, органом местного
самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1
к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих
организаций содержатся в гражданском законодательстве. Преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК, обладают рядом общих
признаков: 1) они могут быть совершены специальным субъектом – должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий; 2) эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью; 3) данные деяния нарушают правильную, законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления; 4) рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающими должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, военных службах, др. войсках и воинских формированиях РФ. К федеральным государственным органам относится: аппарат
президента, Федеральное собрание, Правительство, все виды судов,
прокуратура, федеральные органы государственных охран, государственный
нотариат, Банк России, федеральное казначейство и др. К государственным органам субъектов РФ следует относить Думы и
администрации, правительства субъектов РФ, их комитеты. К военным службам, согласно ФЗ об обороне, относятся центральные
органы военного управления, объединения, соединения, военные части, которые
входят в виды и рода войск и тыла. Все преступления по субъекту могут быть подразделены на 4 группы: 1) совершаемые только должностными лицами; 2) государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст. 292); 3) совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст. 288); 4) совершаемые общим субъектом. Все преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса
субъекта, условно можно разделить на три группы: * общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и ответственность за которые предусмотрена нормами этой главы; * специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками; * альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами. 3.Уголовно-правовая характеристика объекта должностного преступления. Объектом посягательства всех этих преступлений является
нормальная работа государственного аппарата и аппарата местного
самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. В качестве
дополнительного объекта некоторых из них выступают права и законные
интересы граждан, организаций, законные интересы общества и государства. В ряде преступлений в качестве обязательного признака
предусмотрен предмет: информация, предоставляемая Федеральному Собранию
(ст. 287 УК), материальное вознаграждение (ст. 290, 291УК), официальные
документы (ст. 292 УК). Родовой объект группы преступлений, предусмотренных настоящей
главой, в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных
отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов
власти. Предусмотренные гл. 30 УК преступления посягают на
функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы
государственной службы и на деятельность органов местного самоуправления,
что составляет видовой объект этой группы посягательств. Непосредственным объектом данной группы преступлений, если
исходить из того, что в заголовок главы внесены составные части
(компоненты) видового объекта, логично считать нормальную деятельность
органов государственной власти или управления, интересы государственной
службы и службы в органах местного самоуправления. 4. Объективная и субъективная стороны должностного преступления. Объективная сторона должностных преступлений состоит в
посягательстве на нормальную деятельность органов власти, управления
или местного самоуправления путём действия, некоторые преступления
также и путём бездействия (халатность, злоупотребление должностными
полномочиями). Должностные преступления с материальными составами (ст.
285, 286, 288, 293 УК) имеют обязательные признаки объективной стороны--- общественно опасные последствия (это может быть не только
материальный ущерб, но и иной вред: нарушение конституционных прав и
свобод граждан, подрыв авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе) и причинно - следственная связь между деянием
и последствиями. А преступления с формальными составами
ограничиваются только преступным деянием. У объективной стороны этой
группы преступлений есть два специфических признака: 1. Они совершаются либо с использованием служебных полномочий
либо благодаря занимаемому виновным служебному положению. Этот
признак по существу вытекающий из УК (ст.285- 289; 292; 293).,
разделяется всеми криминалистами, занимающимися проблемами
ответственности за должностные преступления. При раскрытии этого
признака почти все авторы сходятся на том, что сущность его
состоит в совершении лицом таких действий ( или в таком
бездействии) , которое оно могло совершить единственно благодаря
служебному положению, т.е. вследствие того, что занимает определённую должность в системе государственных органов и т.п. и её
осуществление связано с такими полномочиями по службе , наличие
которых только и делает возможным преступное посягательство на
нормальное функционирование органов власти и исполнения. Например:
Преподаватель автошколы взимал с каждого слушателя по некоторой сумме
за то, что перед экзаменом заранее знакомил их с вопросами
экзаменационных билетов – если бы он не занимал эту должность, то у
него не было бы возможности совершать эти преступные действия. Спорным в уголовно - правовой науке является важный вопрос о том, совершаются ли деяния при должностных преступлениях в пределах
служебной компетенции, т.е. непосредственно по службе (I точка
зрения), либо возможно наличие должностного преступления и в тех
случаях, когда виновный лишь использует своё служебное положение в
широком смысле слова, не совершая при этом непосредственно действий по службе (I I точка зрения). Сторонники первой точки зрения, оспаривая возможность
совершения должностного преступления вне сферы служебных обязанностей виновного полагают, что должностное преступление может быть
совершено лишь тогда, когда лицо выполняет такие действия, которые
находятся в рамках его служебной деятельности, непосредственно
вытекают из его полномочий, прав и обязанностей. Например: действия
директора государственной фабрики, который, используя предоставленное
ему по службе право найма, оформляет на работу на работу своего
родственника, заведомо непригодного для её выполнения. Сторонники второй точки зрения допускают в отдельных случаях
совершение должностного преступления и не в связи с выполнением
обязанностей по службе, но с использованием своего должностного
положения. Следовательно, состав получения взятки будет иметься и
тогда, когда лицо получает её за воздействие в интересах
взяткодателя на другое должностное лицо. В принципе эта точка
зрения представляется более правильной. Однако данный вопрос нельзя решать однозначно. Действительно, по общему правилу, должностные преступления возможны только тогда,
когда речь идет о совершении деяния в сфере служебной деятельности должностного лица и формально в пределах тех полномочий, которые
на него возложены. При этом необходимо учитывать вид должностного
преступления. Некоторые из этих преступлений (такие как должностной
подлог и халатность) требуют совершения действий или бездействия
только в сфере служебной деятельности и только таких, которые
охватываются полномочиями лица либо непосредственно вытекают из них.
Другие же преступления (например: получение взятки и злоупотребление
служебным положением) чаще всего также предполагают совершение
действия в пределах полномочий по службе виновных лиц, но могут
быть совершены и вне их. В последнем случае виновный использует
своё служебное положение в широком смысле, свой служебный авторитет, служебные связи и возможности, существующие благодаря занимаемому
должностному положению, чтобы оказать влияние на других лиц. 2. Эти преступные деяния совершаются вопреки (во вред) интересам службы. Этот признак, понимаемый как совершение действия или
бездействия, которые препятствуют нормальному функционированию тех
или иных звеньев государственной и исполнительной власти,
осуществляются не основе и не во исполнение законов и других
нормативных актов, не вызывает особых разногласий в работах о
должностных преступлениях. Деяние признаётся совершённым вопреки
интересам службы во всех тех случаях, когда оно объективно
противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к
государственным органам в целом, так и задачам, которые выполняют
отдельные звенья государственного органа. В связи с тем, что деяние
будет совершено вопреки интересам службы и тогда, когда оно
нарушает установленные принципы и методы работы органов
государственной службы и органов местного самоуправления. Этот
признак сохраняется и в случаях совершения должностным лицом таких
действий, которые продиктованы ложно понимаемыми им интересами
ведомства или организации. В подобных случаях у лица может не
только отсутствовать стремление причинить вред нормальной работе
того или иного звена, но даже иметься ошибочное представление о
полезности этих действий для организации, где он работает. Однако
такое ложное представление лица, руководствующегося узковедомственными интересами, не лишает совершаемых им действий общественной
опасности и не устраняет их оценки как противоречащих интересам
службы. Вместе с тем, при оценке этого признака объективной
стороны должностного преступления следует иметь ввиду, что действия
должностного лица по службе, вызванные подлинной служебной либо
производственной необходимостью не могут быть при определённых
условиях расценены как совершаемые вопреки интересам службы, хотя
им при этом был причинён определённый ущерб. Новый УК в число
обстоятельств, исключающих преступность деяния ввел обоснованный риск
(ст.41УК), а вынужденное нарушение положений и инструкций для
предотвращения более серьёзного вреда должно оцениваться как крайняя необходимость (ст. 39 УК), при условии, что будут соблюдены условия
правомерности применения крайней необходимости и обоснованного риска.
Страницы: 1, 2, 3
|