Однако не каждый
вывод из установленного факта может в процессуальном доказывании строиться по
правилам традиционной, двузначной логики, оперирующей силлогизмами. Это
объясняется тем, что нет таких универсальных, общих посылок, относящихся к
обстоятельствам, подлежащим доказыванию, которые всегда приводили бы к
однозначному выводу из установленных фактов. Так, если бы обнаружение
похищенной вещи у подозреваемого во всех случаях было бы следствием того, что
он эту вещь украл, то в каждом конкретном случае вывод о краже вещи вытекал бы
из самого факта обнаружения вещи у подозреваемого. Однако приведенная выше
посылка (если вещь обнаружена у подозреваемого, то, значит, он ее украл) не
может быть признана единственно верной для каждого случая обнаружения вещи у
подозреваемого, так как он мог ее найти, купить, вещь могла быть ему
подброшена.
Поскольку
суждение об отдельном доказательстве и всей их совокупности не может быть
строго формализовано, в уголовно-процессуальном доказывании используется логика
правдоподобных умозаключений, оперирующая такими категориями, как “более
(менее) вероятно”, “весьма правдоподобно”.
Такого рода акты
доказывания преобладают при построении вывода по делу на основе косвенных
доказательств.
В системе всех
косвенных доказательств по делу значение каждого отдельно взятого
доказательства возрастает, совпадение их представляется маловероятным, а
совокупность всех доказательств усиливает значение каждого из них и при правильном
использовании приводит к надежным, достоверным выводам по делу1 .
Например, при обвинении К. в краже обнаружение отпечатков пальцев подозреваемого
на окне в квартире, где была совершена кража, обнаружение у него вещей потерпевшего,
установление факта дружеских отношений между подозреваемым К. и М., который
продавал на рынке часть похищенных в квартире С. вещей, делает совпадение таких
обстоятельств маловероятными и в то же время усиливает доказательственное
значение каждого доказательства и доказанности вывода о совершении К.
преступления.
Для
гносеологической характеристики выводного знания, каким является знание,
полученное в уголовном процессе может использоваться понятие достоверного
знания. Достоверным признается знание, полученное в результате собирания,
проверки и оценки доказательств в точном соответствии с установленными законом
правилами и не вызывающее сомнений в своей обоснованности. В законе в указанном
выше смысле используется понятие доказанности (ст.327 УПК Украины; 449 УПК
России). Закон разрешает постановить обвинительный приговор лишь при условии,
если ...виновность подсудимого... доказан, т.е. обоснована проверенными и
достаточными доказательствами, не вызывающими сомнения. Закон требует достоверности
обвинительного приговора. В этом смысле в процессуальной теории употребляют как
равнозначные понятия приговора достоверного и истинного. М.С.Строгович писал,
что: “Достоверность выводов следствия и суда об обстоятельствах
рассматриваемого дела - это то же самое, что истинность этого вывода”.
Достоверность противопоставляется вероятности, предположению. Поэтому закон
говорит о том, что обвинительный приговор “не может быть обоснован на предположении”1
.
Достоверность не
имеет степени, в то время как вероятность может иметь разные степени в
зависимости от обоснованности знания “более вероятно - менее вероятно”.
Используя категории вероятности и достоверности можно проследить становление
достоверного знания в уголовном процессе, и соответственно период первоначального
предположения в чувство убежденности вне сомнения в наличии (отсутствии)
определенных обстоятельств.
В этой связи
находятся и различные требования, которые предъявляет закон при принятии
различных решений на том или ином этапе производства по делу. Так, например,
при возбуждении уголовного дела, при задержании подозреваемого достаточно вероятного
знания и предположения о совершении преступления. В то же время как для
постановления обвинительного приговора знание о преступлении и лице его
совершившем должно быть достоверным, а убеждение исключать сомнение.
Презумпция невиновности может быть опровергнута только достоверными
доказательствами вины, поэтому все неустранимые сомнения в виновности лица
толкуются в пользу обвиняемого (ст.62 Конституции Украины).
ГЛАВА II.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКАЗЫВАНИЯ
# 1. Роль диалектики в теории судебных
доказательств
Основным звеном
процессуальной деятельности органов дознания, следствия и суда по
расследованию и судебному разбирательству уголовных дел, является доказывание
обстоятельств, совокупность которых составляет предмет исследования по данному
делу.
Познание истины
в процессе доказывания есть частный случай познания объективной
действительности. Известно, что предметом познавательной деятельности человека
могут быть как общие закономерности природы, общества, мышления так и частные
явления, предметы, факты, обстоятельства. Общие закономерности процесса
познания независимо от предметы познания независимо от предмета познания
позволяют считать, что и деятельность органа расследования по установлению
события преступления во всех деталях, является частным случаем познания
неизвестного; переход от незнания к знанию.
Постижение
человеком объективной действительности осуществляется путем чувственного
познания и логического (рационального) мышления.
Рассматривая
доказывание как процесс установления истины, т.е. процесс познания, мы должны
исходить из положения всеобщности процесса познания, из того, что нет и не
может быть специфического судебного познания истины1 .
Следователь, лицо, производящее дознание, судья, устанавливая при помощи
доказательств обстоятельства дела, точно так же, как и в любых других областях
человеческой деятельности осуществляют переход от чувствительного восприятия
отдельных фактов, признаков свойств тех или иных объектов, играющих роль
доказательства, к логическому осмыслению воспринятого, к рациональному
мышлению. Будучи одной из разновидностей всеобщего процесса познания, выражая
все его существенные черты, процесс установления истины при расследовании
уголовных дел имеет и свои особенности. Они определяются прежде всего тем, что
предметом познания служат общественные отношения, а также “даже общественные
свойства вещей выступают в качестве продукта и выражения определенных
общественных отношений, поскольку и понятие об общественных явлениях есть, как
правило, чрезвычайно отвлеченные понятия, образующиеся в результате
абстрагирования от вещей и их чувствительно-воспринимаемых свойств”2
.
В уголовном
процессе предмет судебного исследования (т.е. всей деятельности органов
дознания, следствия, суда и экспертных учреждений, преследующих цель установить
истину по конкретному делу, составляют такие события, поступки людей, в
отношении которых существует предположение, что они общественно опасны,
преступны. Специфический характер, прежде всего, проявляется в ограниченности
предмета судебного исследования теми фактами, которые имеют существенное значение
для дела, т.е. предметом доказывания. Ни следователь, ни суд не могут произвольно
определять предмет своего исследования.
Весьма важно
также отличие и в задачах или целях исследования. Перед следователем или судьей
стоит задача узкопрактическая - решение конкретного дела, а само это решение
представляет собой определенный, заранее обусловленный законом вид
государственной деятельности борьбы с преступностью.
Предмет судебного
исследования, т.е. предмет доказывания по конкретному делу, и цели его
определяют условия судебного исследования, которые могут быть сформулированы
следующим образом:
а) ограниченность
сроков исследования;
б) необходимость
принятия решения;
в) использование
в качестве средств исследования лишь тех, которые предусмотрены законом или
основаны на законе;
г) проведение
исследования только определенными, специально уполномоченными на то лицами.
Следует отметить,
что авторы, касающиеся в той или иной степени характеристики судебного
исследования, не берут под сомнение обычность самого процесса познания истины
по уголовным делам. Так Старченко А.А. пишет: ”Как и всякое познание,
исследование обстоятельств уголовного дела протекает по законам познания, с
соблюдением логических правил и способов раскрытия истины”1.
Условия, в
которых протекает процесс собирания, исследования и оценки доказательств,
осложняются тем, что предмет доказывания единичен по своему существу,
неповторим. А.М.Ларин пишет: “Ни в одной области познания, кроме доказывания
по уголовным делам, исследователю не противостоит субъект, кровно заинтересованный
в неудаче исследования, порой еще неизвестный и не брезгующий никакими
средствами”2.
Так отмеченные
особенности познавательной деятельности следователя при собирании, исследовании
и оценки им доказательств по уголовным делам не затрагивают существа процесса
познания истины, последний начинается с восприятия отдельного, частного,
внешнего, т.е. чувственного познания, и затем восходит к абстрактному мышлению,
к познанию сущности.
Большинство
авторов считают, что т.к. предмет познания следователя - преступление, событие
прошлого, то последний лишен возможности воспринимать его непосредственно1
. Следователь воспринимает лично только сведения о фактах, составлявших событие
преступления, а сами факты, как события преступления, для следователя и судьи
в момент судебного разбирательства всегда уже лежат в прошлом и поэтому не
могут быть восприняты непосредственно.
Иную точку зрения
высказывали В.Я.Дорохов и др., полагающие, что некоторые факты преступления
доступны непосредственному восприятию исследователя. К числу таких фактов
относятся некоторые факты, касающиеся последствий совершенного преступления,
имеющие материальный характер: отдельные продукты преступной деятельности
(например, фальшивые денежные знаки); некоторые предметы преступного
посягательства (например, похищенные вещи и пр.); факты характеризующие
личность преступника (внешность, рост и т.п.)2 .
Бесспорно, что
событие преступления к моменту его расследования находится уже в прошлом и
факты, его составляющие не могут быть объектом непосредственного восприятия
следователя и суда. Однако событие преступления не исчерпывает предмет
доказывания и из невозможности непосредственно воспринять его при собирании,
исследовании и оценки доказательств еще нельзя делать вывод о невозможности
непосредственного восприятия предмета судебного исследования. Ряд фактов,
входящих помимо события преступления в состав предмета доказывания, доступен
для непосредственного восприятия их следователем и судом. К ним могут
относится: последствия преступления; признаки совершения преступления данным
лицом; орудия и средства, при помощи которых было совершено преступление; обстоятельства,
способствовавшие совершению преступления; обстоятельства, относящиеся к
личности субъекта преступления и др.
Все эти факты
относятся к категории доказательств и признание возможности их чувственного
познания имеет принципиальное значение, как подтверждение всеобщности процесса
познания. Чувственное познание пронизывает все фазы собирания, исследования и
оценки доказательств. В одних случаях (например, при собирании доказательств)
оно играет большую роль, в других (например, при оценке доказательств, когда на
первый план выступает логическое мышление) - меньшую, однако оно носит всеобщий
характер.
В процессе
доказывания следователь и суд, применяют многообразные методы собирания,
исследования и оценки доказательств. Эти методы в практической деятельности
по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел основываются на
положении ряда наук, в первую очередь наук юридических. При этом следует
отметить, что необходимо четко различать методы науки и методы практической
деятельности, основанной на положениях этой науки.
Метод - в широком
смысле - это способ подхода к действительности. Метод - это способ познания,
изучения, исследования явлений природы и общественной жизни, способ достижения
какой-либо цели, решения задачи1 .
Действительное
познание - это процесс перехода от незнания к неполному знанию, а от него - к
знанию, более полному. Это процесс непрерывного стремления к истине. Всякий
процесс познания независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности он
протекает подчиняется наиболее общим законам познания - законам диалектики,
выражающим самые общие и существенные связи и отношения объективной
действительности. Поскольку законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи
любой форме движения всей материи - развитию природы, общества, мышления, -
поскольку диалектический метод является единственным всеобщим методом познания,
равно применимым во всех разновидностях процесса познания и в науке, и в
практике. По этому поводу Н.Х.Вахтомин пишет: “Законы, раскрываемые конкретной
наукой, относятся только к данной форме движения материи и не распространяются
на другую... Наряду с этим есть законы, которые относятся ко всем без
исключения формам движения материи, да и не только материи. Они одновременно
являются и законами познания... Наиболее полное, всестороннее и глубокое
научное выражение эти законы получили в диалектике”2.
Будучи всеобщим
методом познания, диалектический метод представляет вместе с тем и всеобщий
метод доказывания. Всё, относящееся к роли и значению диалектического метода в
качестве всеобщего метода научных исследований, может быть распространено и на
его роль в теории судебных доказательств. Отражая закономерность процесса
доказывания, диалектический метод обеспечивает достижение истины в
судопроизводстве.
Весь процесс
доказывания - логический процесс, при помощи которого следователь и суд
приходят к выводу о существовании или несуществовании тех или иных фактов,
явлений, действий, отношений, связей и т.п. Как логический процесс, это -
процесс мышления, единый в своей сущности, независимо от предмета мыслительной
деятельности.
Нет и не может
быть специального “судебного”, “следственного” или “криминалистического”
мышления, отличающегося от человеческого мышления в других областях
деятельности, протекающего по специфическим законам, подчиняющегося особой
логике. Некоторые особенности мыслительной деятельности следователя ни в коей
мере не изменяют существа процесса мышления и не делают этот процесс
“следственным мышлением”.
Мыслительная
деятельность следователя в процессе собирания, исследования и оценки
доказательств протекает в соответствии с общими логическими законами
рационального мышления. Его суждения и умозаключения в отношении отдельных
обстоятельств расследуемого дела и всего дела в целом, представляют такое же
выводное значение, как и любое другое суждение и умозаключение, и отличаются
только своим предметом - предмета судебного исследования.
# 2. Методы
доказывания
Признание
всеобщего значения диалектики не исключает других научных методов познания.
Научный метод - сам по себе постоянно развивающийся процесс, который должен
соответствовать не только предмету познания, но и изменяющимся условиям данной
разновидности познания, должен учитывать развитие технических средств познания.
Общая методология не может следовать за изменениями деталей предмета познания.
Необходимы специальный подход к изучению конкретного предмета, специфически
приспособленные методы исследования, получения, накопления, переработки и
исследования информации. Следовательно существуют общие, частные и специальные
методы познания, кроме всеобщего метода, как в сфере науки, так и в сфере
практической деятельности (в нашем случае в процессе доказывания).
Под общим методом
исследования следует понимать систему определенных приемов, правил, рекомендации
по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов. При этом под
изучением понимается как чувственное, так и рациональное познание, а под
объектами - предмет исследования. Приемы, правила, рекомендации по исследованию
объектов - это обобщенное выражение практики подобных исследований.
Существуют
следующие общие методы познания: а) наблюдение; б) измерение; в) описание; г)
сравнение; д) эксперимент; е) моделирование и др. Все эти общенаучные
познавательные методы, теоретически осмыслены философией и некоторыми другими
науками. В зависимости от специфических особенностей данной разновидности
процесса познания частные методы приобретают те или иные характерные черты.
Общие методы составляют второе звено в системе методов доказывания. Третья
часть - это так называемые частные методы.
Страницы: 1, 2, 3
|