p> В первые годы советской власти термин "арест" употреблялся в ряде
декретов, но обозначалось ли им лишение свободы или самостоятельное
наказание - неизвестно. Наука уголовного права по-разному толкует указанное
явление. Так, одни ученые полагали, что в большинстве законодательных актов
этого периода лишение свободы связывается с принудительными работами,
поскольку других видов лишения свободы законодательство этого времени не
знало. Другие авторы считали, что эта позиция покоится с одной стороны на
недостаточном знакомстве с судебной практикой исследуемого периода, а с
другой - на неправильном толковании ведомственного документа - Временной
инструкции НКЮ о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания
такового, поскольку никакая инструкция не могла отменять или изменять
декреты и постановления правительства, ясно и четко разграничивающие
тюремное заключение, лишение свободы и арест. Как бы то ни было, но Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. вслед за
Руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919 г. не предусматривал
арест как меру уголовного наказания. При обсуждении его проекта была
изложена следующая позиция: кратковременный арест как мера перевоспитания и
так называемого юридического исправления требует помещения арестованных в
одиночные камеры, что неосуществимо. Не было его в виде уголовного
наказания и в последующих законодательных актах. В настоящее время он впервые включен в систему уголовных наказаний и
состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества -
помещениях камерного типа. Арест назначается на срок от одного до шести
месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он
может быть назначен на срок менее одного месяца. Все категории осужденных (мужчины, женщины, несовершеннолетние)
содержатся раздельно. На них распространяются все правоограничения,
установленные уголовно-ис-полнительным законодательством для лиц, лишенных
свободы. Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение
осужденных не проводится. Администрация учреждения, исполняющего арест,
вправе привлекать их к работам по хозяйственному обслуживанию помещений,
предназначенных для лиц, отбывающих арест. Военнослужащие содержатся на гауптвахте. Срок ареста в общий срок
действительной службы и выслугу лет не засчитывается, осужденный не может
представляться к очередному воинскому званию, назначаться на вышестоящую
должность, переводиться к новому месту жительства и увольняться со службы,
за исключением случаев непригодности к ней. Арест - основная мера уголовного наказания, может быть назначен, когда
указан в качестве такового (самостоятельно или в альтернативе с другими
видами наказания) в санкции применяемой статьи УК. Как наказание, хотя и
связанное с лишением свободы, но все же более мягкое, арест может быть
назначен в качестве такового в силу ст. 64 УК, а также при вердикте
присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК), замене неотбытой части
наказания более мягким (ст. 80 УК), применен судом надзорной или
кассационной инстанции вместо лишения свободы. Кроме того, арест в порядке
замены наказания может быть назначен осужденному в случае злостного
уклонения им от штрафа, обязательных или исправительных работ. Время, в
течение которого осужденный отбывал обязательные или исправительные работы,
учитывается при определении срока ареста из расчета восемь часов
обязательных работ за один день ареста и два дня исправительных работ за
один день ареста. Сроки ареста исчисляются в месяцах и днях. При назначении ареста
осужденному, содержащемуся до судебного разбирательства под стражей, время
этого содержания засчитывается из расчета день за день. Арест не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения
судом приговора шестнадцати лет, а также беременным женщинам и женщинам,
имеющим детей в возрасте до восьми лет. Несовершеннолетним осужденным,
достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет, арест может быть
назначен на срок от одного до четырех месяцев. В настоящее время в стране не создано необходимых условий для исполнения
ареста как меры уголовного наказания, поэтому данные положения Уголовного
кодекса вводятся в действие после вступления в силу Уголовно-
исполнительного кодекса Российской Федерации и по мере создания необходимых
условий, но не позднее 2001 года. 2.7. Содержание в дисциплинарной воинской части. Согласно Уголовному кодексу содержание в дисциплинарной воинской части (по
УК 1960 г. - в дисциплинарном батальоне) назначается военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского
состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили
установленного законом срока по призыву (ч, 1 ст. 55). Содержание в
дисциплинарной воинской части является только основным видом наказания.
Исполнение его возложено на Министерство обороны РФ. Закон устанавливает
сроки содержания в дисциплинарной воинской части - от трех месяцев до двух
лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК
за совершение преступления против военной службы, а также в случаях, когда
характер преступления и личность военнослужащего свидетельствуют о
возможности замены лишения свободы на срок несвыше двух лет содержанием
осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч. 1 ст. 55
УК). Следовательно, применение данного вида наказания ограничено прежде всего
определенными условиями. Оно может быть применено в двух случаях. Во-первых, если виновный совершил преступление, предусмотренное статьями
Особенной части УК раздела о преступлениях против воинской службы. Такое
наказание как альтернативное основное указано, к примеру, в статьях
Особенной части УК, предусматривающих такие преступления, как нарушение
уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между
ними отношений подчиненности (ст. 335), оскорбление военнослужащего (ст.
336), самовольное оставление части или места службы (ст. 337), нарушение
уставных правил караульной службы(ст.342).
Во-вторых, это наказание может быть применено к военнослужащему, виновному
в совершении и не воинского, а иного преступления. Для возможности такого
решения закон указывает три условия: а) характер преступления
свидетельствует о возможности замены лишения свободы содержанием в
дисциплинарной воинской части; б) личность виновного свидетельствует об
этом же; в) срок лишения свободы, подлежащий замене содержанием в воинской
части, не превышает двух лет. Практически первое условие означает, что
совершенное военнослужащим невоинское преступление не относится к числу
тяжких или особо тяжких, не причинило существенного вреда, не совершено
особо опасным способом и т.п. Второе условие - положительная характеристика
личности виновного (отсутствие прежних судимостей, раскаяние и осознание
своей вины, трудовое семейное положение, положительная характеристика за
период до совершения преступления и т.п.). При этом закон указывает, что, если содержание в дисциплинарной воинской
части назначено взамен лишения свободы, срок содержания в такой части
определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в
дисциплинарной воинской части (ч. 2 ст. 55 УК). Закон ограничивает, кроме того, категории военнослужащих, к которым может
быть применен данный вид наказания. Это - лица, проходящие военную службу
по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского
состава. Следовательно, содержание в дисциплинарной воинской части может
быть назначено только этим военнослужащим, к тому же - как гласит закон -
при условии, если они к моменту вынесения приговора не отслужи ли
установленного срока службы по призыву. Отсюда однозначно следует то, что
данное наказание не может применяться к лицам офицерского состава. Видимо,
оно не применимо и к рядовым, и сержантскому составу, проходящим службу по
контракту, если к моменту вынесения приговора истек срок службы по призыву,
установленный законом. Уголовно-исполнительное законодательство определяет, что данный вид
наказания исполняется отдельными дисциплинарными батальонами или ротами.
Направление и прием осужденных в дисциплинарные воинские части
осуществляются в порядке, определяемом Министерством обороны РФ. Осужденные военнослужащие обязаны соблюдать требования режима. В период
отбывания наказания в дисциплинарной воинской части все осужденные
независимо от воинского звания и характера предыдущей службы находятся на
положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной части
форму одежды и знаки различия. Осужденные имеют право на краткосрочные и
длительные свидания в установленные сроки, на получение посылки и
бандеролей. Деньги, поступающие на имя осужденных, зачисляются на их
лицевой счет, получать и отправлять письма и телеграммы осужденные могут в
любом количестве. В связи с исключительными обстоятельствами (смертью
близких, бедствием) осужденному может быть разрешен краткосрочный выезд за
пределы воинской части продолжительностью до 7 суток. Отпуска,
предусмотренные для военнослужащих срочной службы, осужденным не
предоставляются. Осужденные привлекаются к труду на производственных
предприятиях (объектах) дисциплинарной воинской части либо на других
объектах Министерства обороны РФ. К осужденным, добросовестно выполняющим
условия отбывания наказания, применяются меры поощрения (благодарность,
награждение подарком, денежная премия, дополнительное свидание( телефонный
разговор), досрочное снятие взыскания, представление к условно-досрочному
освобождению доказавших свое исправление). На осужденных, нарушающих
условия и порядок отбывания наказания, могут налагаться взыскания (выговор
и строгий выговор, арест в дисциплинарном порядке до 30 суток). 2.8. Лишение свободы на определенный срок. Лишение свободы - наиболее распространенный вид наказания вот уже не
одну сотню лет. Как явствует из исследования М. Ф. Владимирского-Буданова,
заключение являлось одним из древнейших видов наказаний и выражалось в двух
степенях: заключение в железо (цепи) - более легкая степень и заключение в
погреб - более тяжкая. Свидетельства о последнем относятся к первой
половине XI в. (заключение князя полоцкого Всеслава в погреб в Киеве и
освобождение его оттуда народом). Подземные тюрьмы устраивались в
фундаменте крепостных башен. В целом же, по мнению ученого, заключение во
всех его видах в древнюю эпоху имело не столько карательное, сколько
предупредительное значение и применялось как к преступникам до назначения
им действительного наказания, так и к пленникам1. В дальнейшем история русского законодательства делила наказания,
заключающиеся в лишении свободы, на уголовные и исправительные. К
наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ. К наказаниям исправительным: потеря всех особенных прав и преимуществ, как лично, так и по состоянию
осужденного ему присвоенных, и ссылка на житье в отдаленные или менее
отдаленные места Сибири, в определенном для его жительства месте, с
заключением или без него, а для людей неизъятых от наказаний телесных -
отдача на время в исправительные арестантские роты гражданского ведомства с
тем же лишением прав; лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка на житье в другие,
кроме сибирских, более или менее отдаленные губернии, в определенном для
жительства месте, с заключением или без него, а для людей неизъятых от
телесных наказаний - заключение в рабочем доме также с потерей всех
особенных прав и преимуществ; временное заключение в крепости, с лишением лишь некоторых особенных
прав и преимуществ или же без лишения их, смотря по роду преступления и
мере вины; временное заключение в смирительном доме, с лишением некоторых особенных
прав и преимуществ или же без них, смотря по роду преступления и мере вины; временное заключение в тюрьме; кратковременный арест. Свобода вообще, по определению В. Даля, это "своя воля, простор,
возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства,
подчинения чужой воле". Свобода по определению, даваемому в юридической
литературе, - это возможность для человека по своему усмотрению
удовлетворять свои материальные и духовные потребности, избирать место
жительства и вид труда, общаться с другими людьми, устраивать семейную
жизнь, быт и т. д. Свобода личности неотделима от существующих социальных
отношений в обществе, она не абсолютна, а относительна и потому не
равнозначна произволу. В зависимости от тех или иных условий и
обстоятельств граждане могут обладать свободой в одних сферах деятельности
и быть ограничены в других. Уголовно-правовая суть лишения свободы заключается, прежде всего, в
лишении осужденного права свободно передвигаться и распоряжаться собой.
Уголовное законодательство не определяет понятие лишения свободы; в
юридической жe литературе особой популярностью пользуется определение,
данное В. А. Тумановым. Лишение свободы, пишет он, есть правовое
последствие уголовного преступления, влекущее особое правовое положение
осужденного. Оно включает в себя ограничение свободы передвижения,
определенную степень изоляции, принудительное применение установленных
законом средств и методов исправления и перевоспитания и реализуется в
условиях определенного режима лишения свободы1.
Лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для
осужденного, а следовательно, повышенной по отношению к другим видам
наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применяется
судом в случаях совершения тяжких и о тяжких преступлений к лицам, ранее
осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т.п. Лишение свободы
назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть
достигнуты более мягкими мерами утоловно-правового воздействия, наказания
лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима.
Осужденный к этому виду наказания существенно ограничивается в целом ряде
основных прав. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает
возможность применения осужденному специальных принудительных мер (за
злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, например,
перевод в помещения камерного типа).
Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на то, что к
лицам, совершившим не представляющие повышенной опасности преступления, и в
случаях, когда санкция статьи Особенной части УК, по которой
квалифицированы действия виновного, наряду с лишением свободы
предусматривает более мягкие виды наказания, при постановлении приговора
каждый раз должен обсуждаться вопрос о целесообразности и необходимости
применения лишения свободы. В уголовном законе перечисляются места
отбывания лишения свободы и виды исправительных учреждений: колонии-
поселения, а также исправительные колонии общего, строгого и особого режима
и тюрьмы. Лица, осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения
судом приговора не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии
общего или усиленного режима (ч.1 ст.56 УК)2. Уголовный кодекс
устанавливает предельные сроки свободы: от шести месяцев до двадцати лет
(ч. 2 ст. 56 УК).
Закон четко и дифференцированно определяет, кто (какие категории) из
осужденных к лишению свободы должен отбывать наказание в том или ином
учреждении (ст. 58 УК): 1) Лица, которые осуждены к лишению свободы за преступления, совершенные
по неосторожности, на срок не свыше лет, - в колониях-поселениях. Таким
образом, согласно УК для отбывания лишения свободы в колониях-поселениях
необходимы два условия: лицо совершило преступление по неосторожности и
срок лишения свободы не превышает пяти лет. При этом не имеет значения,
осуждается ли лицо при наличии указанных условий впервые. 2) Лица, которые впервые осуждаются к лишению свободы за совершение
умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а также тяжких
преступлений (ч. 2, 3 и 4 ст. 15 УК), и лица, осужденные за преступления,
совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, -
в исправительных колониях общего режима. Следовательно, для направления
осужденного для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима
необходимо, чтобы: а) за преступление, если оно умышленное, лицо осуждалось
к лишению свободы впервые; б) это умышленное преступление по своей
категории относилось к преступлениям небольшой или средней тяжести или к
числу тяжких преступлений (в первом случае максимальный срок лишения
свободы, указанный в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, не
должен превышать двух лет, во втором - пяти лет, в третьем - десяти лет);
в) лицом было совершено преступление по неосторожности, и оно было осуждено
к лишению свободы на срок свыше 5 лет. 3) Лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких
преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее
отбывал лишение свободы, и женщины в случае особо опасного рецидива - в
исправительных колониях строгого режима. Из смысла УК следует, что в
колониях строгого режима должны отбывать наказания четыре категории
осужденных: а) лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение
особо тяжких преступлений (ч. 5 ст. 15); б) при рецидиве преступления
(т.е. при совершении умышленного преступления лицом, имеющим судить за
ранее совершенное преступление, - ч. 1 ст. 18); в) лица, ранее отбывавшие
лишение свободы; г) женщины, признанные особо опасными рецидивистками (ч.
3 ст. 18). 4) Лица, признанные особо опасными рецидивистами, а также осуждении к
пожизненному лишению свободы - в исправительных колониях особого режима. Таким образом, в колониях особого режима должны по закону отбывать
наказание две категории осужденных: при особо опасном рецидиве (ч. 3 ст.
18 УК) и при осуждении к пожизненному лишению свободы. Закон устанавливает также, что, если лицо осуждается на срок свыше пяти
лет за совершение особо тяжких преступлений, а также в случаях особо
опасного рецидива, ему может быть назначено отбывание части срока наказания
в тюрьме. Стало быть, для отбывания части срока наказания в тюрьме
условиями являются:
а) осуждение за совершение особо тяжкого преступления и б) на срок свыше
пяти лет. Закон не указывает, какая часть срока должна отбываться в тюрьме,
и этот вопрос, очевидно, должен решаться судом с учетом обстоятельств
конкретного уголовного дела и личности осужденного. Уголовный кодекс
устанавливает, что в случаях полного или частичного сложения сроков лишения
свободы при назначении наказания по совокупности преступлений максимальный
срок лишения свободы не может превышать двадцати пяти лет, а по
совокупности приговоров - тридцати лет (ч. 4 ст. 56). Уголовный закон лишь определяет срок лишения свободы, виды мест отбывания
этого наказания, категории осужденных которые должны отбывать его в том
или ином учреждении, и условия направления в определенный вид места лишения
свободы. Порядок исполнения лишения свободы применительно к каждому
учреждению, где оно отбывается, режимные требования и условия содержания
осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом. Этим же
нормативным актом устанавливается изменение вида исправительного
учреждения, назначенного приговором (ч. З ст. 58 УК). 2.9. Пожизненное лишение свободы. Уголовный кодекс устанавливает, что пожизненное лишение свободы
применяется только как альтернатива смертной казни за совершение особо
тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях,
когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ч. 1 ст. 57). Таким образом, по сути дела, пожизненное лишение свободы не является
одним из видов наказаний, а представляет собой альтернативу смертной казни,
т.е. может быть назначено взамен ее. В законе указаны условия применения
пожизненного заключения. Они сводятся к следующим: а) лицо осуждается за
совершение особо тяжкого преступления; б) это преступление должно
выражаться в посягательстве на жизнь одного человека или нескольких лиц
(убийство при квалифицирующих обстоятельствах или покушение на него); в)
суд, оценив все материалы дела и личность преступника - стечение смягчающих
или наличие исключительных обстоятельств, - признает возможным не применять
смертную казнь, а назначить осужденному пожизненное лишение свободы.
Возможность применения пожизненного лишения свободы ограничена законом: оно
не может быть назначено женщинам, лицам, совершившим преступление в
возрасте до восемнадцати лет, а также мужчинам, достигшим к моменту
вынесения судом приговора шестидесяти пяти лет. Практическое задание.
В ходе написания моей курсовой работы, я на основе статистических данных
Автозаводского районного суда г. Тольятти сделал следующие выводы:
За 6 месяцев 1999г. были назначены наказания: в виде лишения свободы на
определенный срок – они составили 14% от общего числа наказаний;
исправительные работы составили 21%
от общего числа наказаний.
За 6 месяцев 2000г. были назначены наказания: в виде лишения свободы на
определенный срок – они составили 8% от общего числа наказаний;
исправительные работы составили 24%
от общего числа наказаний.
Сравнивая виды уголовных наказаний за 1999 и 2000г.г. я пришел к выводу,
что назначение наказания в виде лишения свободы на определенный срок
уменьшилось на 6%, а назначение наказания в виде исправительных работ
увеличилось на 3%.
Этим я хочу сказать, что число наказаний за тяжкие преступления
уменьшилось, а число наказаний за проступки увеличилось. Это связано с
экономической обстановкой в стране, с
часто назначаемыми амнистиями в последнее время, с ростом числа
преступлений совершаемых несовершеннолетними.
Я считаю, что необходимо постоянно проводить профилактику по предупреждению
преступлений среди несовершеннолетних, также уменьшение роста преступности
зависит от
улучшения материального положения граждан, от борьбы с незаконным оборотом
наркотиков
и т.д.
|Виды наказаний | 1999 | 2000 |
| |год |год |
|Лишение свободы| | |
|на определенный|14% |8% |
|срок | | |
|Исправительные | 21%| 24% |
|работы | | | Заключение. В заключение мне хотелось бы отметить следующее. Проведенные
криминологические исследования показывают, что назначение краткого срока
лишения свободы приводит к росту рецидива, так как администрация
исправительного учреждения не в силах использовать в полной мере все
средства исправительного воздействия. Цели наказания не достигаются,
утрачивается основной смысл применения нормы - оказать эффективное
исправительно - предупредительное воздействие на осужденного. Отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым,
практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья - эти и другие
подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. К
уголовной ответственности за умышленные преступления вновь привлечено около
370 тыс. ранее судимых. Каждое третье раскрытое преступление совершено
лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом. Следует отметить, что в последнее время суды стали чаще применять
лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных
преступных групп и сообществ. Но размер наказания зачастую не соответствует
тяжести совершенных преступлений. При его назначении необходимо
руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть
достаточно строгим, способным удержать самого преступника от рецидива, а
также других неустойчивых членов общества от нарушения уголовного закона.
Итоги сравнительного анализа криминогенной ситуации и практики применения
норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается
сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в
соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим
путем. Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и
правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния
преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений
является повышение эффективности использования санкций. Должно быть
обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении
тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов
наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности,
неосторожных. При характеристике служебной роли уголовно - правовой санкции как
юридической гарантии достижения целей правового регулирования,
предупреждения преступлений следует выделить прежде всего ее сдерживающую
функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального
правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу
мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный
закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит
преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при
принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и
максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений,
ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая
точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не
учитывающем сложившихся реалий применении. Приложение. Сноски: с. 2 – См.: Доклад Генерального Прокурора РФ Ю.И. Скуратова о
состоянии преступности, борьбы за обеспечение законности и правопорядка,
ведущейся органами прокуратуры( Российская газета, 7.04.1998г.) Доклад
содержит, в частности, подробный статистический анализ преступности в
России в 1997г. с. 4 - Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право: Пособие к
лекциям. Часть общая.
СПб, 1910 с. 6 - Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в
советском государстве. Саратов, 1973 с. 6 - Таганцев Н.С. Русское уголовное право./ Лекции. Часть
общая: В 2 т. М., 1994 с. 6 - Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. Л.,
1973 с. 9 - В соответствии с Федеральным законом « О введении в
действие УК РФ» от
24.05.1996г. положения УК РФ о наказаниях в виде обязательных работ,
ограничения свободы и ареста вводятся в действие по мере создания
необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001
года. с. 10 - Подробно исчисление сроков обязательных работ
регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ 1997г. с. 18 - См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского
права. СПб., 1905 с. 19 - См.: Туманов В.А. Режим лишения свободы по советскому
исправительно-
трудовому праву. Автореф. дисс. канд. юрид. Наук. М., 1964 с. 19 - Ранее все виды колоний, в которых отбывалось лишение
свободы, а также тюрьмы объединялись термином «исправительно-трудовые
учреждения». В УК 1996г. термин «трудовые» исключен, хотя, по существу,
принудительный труд является составной частью данного вида наказания. Список используемой литературы: Нормативные документы:
1. Конституция РФ
2. Уголовный Кодекс РФ
3. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ
4. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ
5. Всеобщая декларация прав человека и гражданина
6. Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993г.
7. Федеральный Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993г.
1. Дементьев С.Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания. Краснодар.
1977.
2. Здравомыслов В.М. Уголовное право. Общая часть. М. 1999.
3. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Общая часть./ Учебник для вузов М., 1998
4. Костюк М. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях / Законность. 1999. № 10.
5. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М. 1997.
6. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. Саратов, 1973
7. Прожоров Л., Тащилин М. Назначение наказания и российская криминогенная ситуация / Российская юстиция. 1999. № 8.
8. Шарогородский М.Д. Понятие и цели наказания. Курс советского уголовного права. Т. 2 Л., 1970
9. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 1973.
10. Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания / Советское государство и право. 1964. № 1. -----------------------
[pic] [pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|