p> 2)- Лица, занимающие государственные должности Российской
Федерации.: В соответствии с законом « Об основах государственной
службы Российской Федерации» от 05.07 1995г., эти должности
устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами
и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий
государственных органов. К этой категории закон относит должности
Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат
Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы, членов
Совета Федерации РФ и др. 3)- Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ-
государственная должность, сказано в Законе « Об основах
государственной службы», означает должность в органах государственной
власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах,
образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного
государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за
исполнение этих обязанностей. Можно теперь перечислить основные
обязанности лиц, находящихся на государственной службе (относится к
п.2 и п.3 см. выше): обеспечение поддержки конституционного строя и
соблюдение Конституции, реализация федеральных законов и законов
субъектов РФ, добросовестное исполнение должностных обязанностей,
обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение
приказов, принятие в пределах компетенции обращений граждан и
органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также
неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь ,
честь и достоинство граждан и др. 4)- Государственные служащие и служащие местного самоуправления- не относятся к числу должностных лиц. Для наличия такого
исключения, т.к. первые три категории субъектов относятся к
должностным лицам, в законе указаны два условия: а)- лицо должно
находиться на государственной службе в органах местного
самоуправления; и б)- лицо не должно обладать полномочиями
должностного лица. Органы местного самоуправления – это выборные и
другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного
значения. Эти субъекты (относящиеся к п. 4) могут нести
ответственность по рассматриваемым нами статьям только в случаях,
предусмотренных соответствующими статьями
( ст. 288, ст. 292). Мы рассмотрели все признаки , присущие этой группе преступлений и подводя черту можем вывести определение преступлений, которые
относятся к преступлениям против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления---- это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые
совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря
занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и
причиняют существенный вред нормальной деятельности органов
государственной власти, интересам государственной службы или службы
в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу
причинения такого вреда. После более подробного рассмотрения группы должностных
преступлений нужно остановиться на таком явлении, как коррупция. «Коррупция- преступная деятельность в сфере политики или
государственного управления, заключающаяся в использовании
должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для
личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом
преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным
понятием, охватывающим ряд должностных преступлений ( таких, как
взяточничество, злоупотребление служебным положением.)» - см.
Энциклопедический Юридический словарь, 1996 г. По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне.
Мздоимец - чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и
жрецом - главные фигуры, упоминаемые рядом с воинами (богатырями) в
народных сказаниях двухтысячелетней давности. Коррупция фигурирует уже в кодексе царя Хаммурапи... В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней «доступны» все существующие
формы преступного поведения. Но когда говорят, что «политика - грязное дело» или «власть портит людей», прежде всего предполагается
функциональная аморальность, противоправность или криминальность
должностных лиц. Самыми опасными «функциональными» или
«профессиональными» формами их преступного поведения являются
государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция
(продажность власти). Они стали мирровыми проблемами. Международное
сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих
кругов, особенно их коррумпированностью. Восьмой Конгресс ООН по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана,
1990 г.) в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного
управления» отметил, что проблемы коррупции в государственной
администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние
ощущается во всём мире. Анализ борьбы с коррупцией в отдельных
странах показывает на огромный разрыв между принципами равенства
всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к
уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно - правового
контроля от преступлений власти, интеллекта и богатства к
преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных
субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к
преступлениям, совершаемым управляемым ей народом. Величина указанных
деформаций свидетельствует о масштабах национального лицемерия в той или иной стране. В России в условиях системного (экономического, политического,
правового, организационного и идеологического) переходного периода эта
проблема приобрела особую криминологическую остроту политическую
значимость. О коррупции государственных служащих постоянно говорится
не только в средствах массовой информации (СМИ), наших и зарубежных,
но и на самом высоком государственном уровне (Выступление Президента
РФ перед Федеральным собранием- Росс. газета, 1996, 24 февр.). Однако
реальные сдвиги в борьбе с этим явлением практически ничтожны. В связи с этим хочется привести ещё два высказывания наших
видных политиков: «У нас коррупция вовсе не личностная, а экономическая и
политическая категория. Масштабы коррупции таковы, что они
категорически не позволяют проводить никакую экономическую реформу,
никакие политические изменения... По коррумпированности Россия
находится сейчас на самых передовых позициях в мире.» --- Г.
Явлинский («Независимая газета, 16 окт. 1996г.). «У нас совершенно сознательно создана система
разворовывания государства. Подчёркиваю: не «НЕ удалось создать
систему, исключающую разворовывание», а наоборот -- система
выстроена, поддерживается и охраняется.» – Ю. Болдырев («Новая газета»,
№40, 1996г.) Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный
характер совершения. Она, как правило, не влечёт за собой жалоб,
т.к. виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда бывает обжаловано, поскольку
люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с
коррупцией. И для этого есть достаточно оснований, объективных и
субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия
обычно совершаются в сложных специфических и конфиденциальных видах
государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно.
Это явление имеет высочайшую приспособительную способность. Коррупция непрерывно мимикрирует, видоизменяется и совершенствуется. Поэтому
нигде нет сколько - нибудь полных, или хотя бы репрезентативных
данных об этом явлении, ещё меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них, причём самой низшей
категории, назначается реальное уголовное наказание. Ядом коррупции является взяточничество.( В этой работе состав
взятки мы рассмотрим отдельно и подробно ниже). Во многих
ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира взяточничество учитывается либо в общей графе «все остальные преступления» (США),
либо в графе « экономич. и финанс. преступления» (Франция). В
России общие сведения о коррупционных преступлениях публикуются.
Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ с 1993 г. стал
отслеживать отдельно также коррупцию государственных служащих по их
должностному положению. Однако эти данные вопреки требованиям Закона
о государственной тайне (1993 г.), имеют гриф «секретно». Власти не
только с большой неохотой отдают «своих» коррупционеров, но и не
желают обнародования статистических показателей. Этому в немалой
степени способствует и беспрецедентная коррупция правоохранительных
органов, переходящая в фактическое сращивание последних с преступным миром Аналогичная практика была ещё в СССР. Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно
в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии.
Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели,
традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников
на должности почётных президентов корпораций и частных фирм,
инвестирование коммерческих структур за счёт госбюджета, перевод
государственного имущества в акционерные общества, использование
связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции. «Уже в годы реформы, при участии или непростительном
бездействии органов государственной власти, --- говорится в Послании
Президента РФ, --- появились новые способы перетекания богатства к
избранным ---- перепродажа бюджетных ресурсов и льготных
централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных
пошлин, присвоение чужих денег через механизм неплатежей,
фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной
собственности, и т.п.» ( Российская газета, 1996г., 27 февр.). Однако всё
это кроме элементарных случаев, как правило не находит какого - либо отражения в криминальной статистике. Что же понимает международное сообщество под коррупцией?
Существует множество определений, но полной ясности и правовой
точности нет. Конечно, коррупция скорее синтетическое социальное или
криминологическое понятие, чем правовое, поэтому её надо рассматривать
не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний. « Коррупция - это злоупотребление государственной
властью для получения выгоды в личных целях»- из этого определения
видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Дж. Най,
например, полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу
вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм
(покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение
публичных средств для частного использования. Аналогичная идея
заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе
опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции: 1)-
кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными
лицами; 2)- злоупотребления служебным
положением для получения неоправданных личных выгод (льгот,
преимуществ) в результате неофициального использования официального
статуса;
3)- конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью. Критерием установления уголовной ответственности в ряде
случаев предлагается не оценка общественной пользы принятого
решения, что очень трудно сделать, а открытость процесса принятия
решения: должностное лицо не вправе принимать решение без
представления всей информации. Если это условие нарушено, оно может быть признано виновным. Классической иллюстрацией к этому могли бы
служить келейные аукционы в России, проводимые Госкомимуществом. К
подобным видам коррупционных деяний присоединяется непредоставление
информации о всех финансовых активах, обязательствах, связях при
занятии должности и ежегодной отчётности. Причём санкции за них
предлагаются не меньше санкций, чем за традиционные виды коррупции,
чтобы нарушение было не выгодным и за него нельзя было спрятаться при совершении традиционных коррупционных действий. Особое внимание
уделяется представлению информации о финансовой поддержке партий. В России нет надлежащих норм в законе о государственной
службе, нет закона о борьбе с коррупцией, нет закона о легализации неправомерно нажитых средств, нет независимых структур борьбы с
коррупцией, а самое главное нет политической воли в различных
ветвях власти для организации этой борьбы на уровне мировых
стандартов. Только в преломлении через эти «нет» и можно уяснить
реальный уровень и тенденции коррумпирования российской бюрократии,
которая разрастается со скоростью злокачественной опухоли, инфильтруя здоровые островки государственной службы. Обратимся к федеральному Закону «Об основах государственной
службы РФ» 1995 г., который с большими трудностями разрабатывался и
принимался около 5 лет. В его ст.11 и ст.12 определены важные
ограничения для чиновников, связанные с государственной службой и
обязанности ежегодного представления ими сведений об имуществе. Из 12
пунктов ограничений в 10 предусматриваются меры, предупреждающие
коррупцию. Но этот закон , как и ранее действующее Положение о
федеральной госслужбе, утверждённое Президентом, распространяется
только на обслуживающий персонал (государств. должности категорий «Б»
и «В»). Вне его юрисдикции остаются государственные должностные лица
категории «А», руководители законодательной и исполнительной власти,
депутаты , министры, судьи и многие другие высокие чиновники
федерального и регионального уровней. А предусматриваемый контроль за имущественным положением должностных лиц названных категорий
касается только их самих и не распространяется на их близких
родственников, тогда как хорошо известно, что приобретаемую
собственность коррупционеры оформляют не на себя. Рыночная экономика, разгосударствление собственности, прямые
международные торговые, промышленные и иные связи открыли в России
неограниченные возможности для коррупционеров. Как совокупный
результат монополии власти государственных должностных лиц, их
широких полномочий при отсутствии открытости, подотчётности,
подконтрольности, коррупция закономерно ведёт к олигархии и
авторитаризму. В мире общепризнанно, например, что государственное
должностное лицо после увольнения со службы в течение
установленного периода времени должно получить разрешение
правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, если они
имели отношение к его прежней должности. В России только за
последние два года сменилось более 15 министров экономики, финансов и заместителей председателя Правительства по экономическим
проблемам, большинство из которых буквально на следующий день после
увольнения с государственной должности занимали руководящие посты в
крупных коммерческих банках, компаниях и концернах. За какие заслуги их принимали на столь почётные и денежные должности? - Вопрос
риторический. Можно ли их привлечь к ответственности за
взяточничество? Нет. Но в демократических странах такое поведение
рассматривается как коррупционное. О коррумпированности высоких должностных лиц с упоминанием
фамилий говорится официально, открыто и много. Утверждалось,
например, что из 55 вопросов, поднятых в бывшем Верховном Совете в 1993 г. о коррупции высоких должностных лиц, 41 факт подтвердился.
Однако реальных уголовных дел нет. Не было возбуждено уголовного
дела даже в связи с хищением путём злоупотребления служебным
положением тысячи тонн золота в 1991 г., хотя сведения об этих
фактах публиковались ещё в том 1991 г. ( «Известия», 15 ноября). К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация. С
одной стороны, о массовой коррупции государственных должностных лиц
в Росси говорится на каждом шагу, в том числе и в коридорах
власти, а в президентском Послании Федеральному Собранию в
1996г.(«Росс. газета», 27 февр.) даже жёстко осуждается промедление и нерешительность в борьбе с ней, с другой – пятый год откровенно
тормозится, главным образом, администрацией президента, принятие
основополагающих антикоррупционных законов. Не вызывает сомнений и
то, что некоторые публичные выступления в печати и других средствах массовой информации о коррупции тех или иных государственных лиц
инспирируются политической борьбой. Политические противники вооружаются испытанным оружием борьбы -- разоблачением в коррупции. Но при всей
политизации разоблачений, в них, как говорится в русской пословице,
«нет дыма без огня». Однако все разоблачения в основе своей
остаются газетными и радиотелевизионными шумами. Во время перестройки, распада страны, и реформирования
подтвердилась давно известная истина: самые большие состояния
делаются во время крушения империи и становления нового
государства. Названные предпосылки до предела активировали у
номенклатуры реализацию привычных корыстных мотиваций. Чему
способствовал также паралич правоохранительной деятельности. Лишь в
начале 1996 г. стали возбуждаться уголовные дела в отношении
высоких должностных лиц, «прокручивающих» бюджетные деньги в
коммерческих банках и задерживающих выплату заработной платы. За
коррупцию был арестован бывший и.о. Генерального прокурора А.
Ильюшенко. Объявлен розыск бывшего депутата Государственной Думы
С.Станкевича, хотя факт его взяточничества был известен 3 года тому назад. Можно предположить, что это скорее всего является временной
кампанией борьбы с отдельными элитарными и не самыми главными
коррупционерами, которые на сегодняшний день оказались для властей
«отработанным паром». Предпринимаемые меры являются не более чем
лукавой демонстрацией народу декларированного правового порядка перед очередными президентскими выборами.
Страницы: 1, 2, 3
|