p> Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет,
от уголовной ответственности или наказания связаны с применением
принудительных мер воспитательного воздействия. Под ними следует понимать установленные законом меры государственного
принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или
средней тяжести, с целью их исправления педагогическими средствами без
привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного
наказания. Принудительными они являются потому, что назначаются и
приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного
представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для
других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. По своему содержанию меры, предусмотренные ч.2 ст.90 УК РФ, носят
воспитательный характер. При их применении воздействие на
несовершеннолетнего оказывается прежде всего путем убеждения, доведения до
сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно
опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка
к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при
экономии мер уголовной репрессии. Таким образом, данные меры по своему содержанию являются
воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными. С уголовным
наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют
качественные различия, определяющие их различную правовую природу. В
принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут судимости, не
делятся на основные и дополнительные виды. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам,
не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент их назначения,
достижение лицом совершеннолетия исключает их применение. Статья 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры
воспитательного воздействия: - предупреждение; - передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; - возложение обязанности загладить причиненный вред; - ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Содержание данных мер раскрывается в ст.91 УК РФ. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда,
причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений,
предусмотренных Уголовным кодексом. Эта мера воздействия имеет как
воспитательное, так и правовое значение. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их
заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по
воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его
поведением. Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно
поручение надзора: 1) родители (лица, их заменяющие); 2) специализированные государственные органы. Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного
права. Семейным кодексом РФ установлено, что родителя несут ответственность
за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье,
физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей
(ст.63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет
родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку,
чем предусмотрено СК РФ, она лишь должна побуждать их к более активному
воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации
криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усиления
контроля за свободным временем ребенка. Эта мера целесообразна лишь в тех
случаях, когда родителя или лица, их заменяющие, еще имеют влияние на
подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем
надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный
контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на
передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо,
так как иначе теряется смысл этой меры. Если указанные лица в силу ряда причин не способны осуществлять
контроль за поведением подростка, обеспечивать правильное воспитание,
практикуется передача несовершеннолетнего под надзор специализированному
государственному органу. В настоящее время им является комиссия по делам
несовершеннолетних при соответствующих органах местного самоуправления. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом
имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него
соответствующих трудовых навыков. Вообще говоря, в законе не ставится цели
вообще устранения вреда; загладить - означает смягчить, преуменьшить вред,
который причинен потерпевшему совершенным преступлением. Закон не
определяет его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и
моральным. Содержащееся в ч.3 ст.91 УК РФ указание на имущественное
положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки,
свидетельствуют о том, что законодатель в первую очередь имеет в виду
имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях: - подросток достиг пятнадцатилетнего возраста; - имеет самостоятельный доход (стипендию, пенсию и т.д.) либо соответствующее имущество; - обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причиненный вред (отремонтировать поврежденные вещи, привести в надлежащий вид помещение и т. д.). Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет. Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета
передается качественная вещь, производится установка демонтированного
оборудования и т.д. Возмещение ущерба производится добровольно через
судебного исполнителя. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению
несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных
мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с
управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне
дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без
разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему
может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное
учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного
государственного органа. Закон содержит примерный перечень возможных ограничений, применяемых к
несовершеннолетнему. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных
обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в
неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий,
характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной
зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и
т.д. Продолжительность применения таких принудительных мер воспитательного
воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо
специализированного органа и ограничение досуга и установление особых
требований к поведению несовершеннолетнего, в законе не закреплена; она
определяется органом, назначающим эти меры. Несовершеннолетнему может быть
назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ст. 90 УК
РФ. В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим
восемнадцатилетнего возраста, принудительной меры воспитательного
воздействия эта мера по представлению специализированного государственного
органа отменяется и материалы направляются для привлечения
несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч.4 ст.90 УК РФ). Хулиганство. Одним из необходимых и обязательных компонентов нормального
функционирования любого государства является общественный порядок. К числу
наиболее опасных и распространенных преступных посягательств на
общественный порядок является хулиганство. Его удельный вес в общей
структуре регистрируемых ежегодно на территории Российской Федерации
преступлений составляет около 7%. В 1996 году в Российской Федерации было
зарегистрировано более 180000 случаев совершения хулиганства.[1] Хулиганы
отравляют жизнь законопослушных граждан, мешают им нормально трудиться и
отдыхать. Опасность хулиганства заключена и в многообразии форм его
проявления, а также в том, что хулиганство зачастую является отправным
моментом становления людей на путь более тяжких преступлений. Существует несколько версий появления терминов «хулиганство» и
«хулиган». По одной из версии слово «хулиган» произошло от наименования
двух кланов американских индейцев – хулиганов и апашей, которым за их
упорное сопротивление завоеватели приписали самые отрицательные
качества.[2] По другой, термин «хулиган» произошел от древнерусского
«хула» и французского «gens» - люди. Кличку хулиган давали крепостным
крестьянам, которых хотели опорочить, унизить.[3] По третьей версии они
произошли от английского «Hooligan» - фамилии ирландской семьи, жившей в
конце XVIII века в Лондоне и известной своей грубостью.[4] Впоследствии
хулиганами называли уличных буянов, а само по себе это слово стало
нарицательным. В России слова «хулиган» и «хулиганство» получили распространение в 90-
х годах XIX века. Однако: несмотря на активное внедрение термина
«хулиганство» в разговорный язык россиян, в русском дореволюционном
законодательстве отсутствовало определение данного понятия. После революции
впервые о хулиганстве упоминал Декрет СНК от 4 мая 1918г. «О революционных
трибуналах». Весьма значительную роль во внедрении понятия хулиганства в
уголовный закон сыграл В.И.Ленин, который ставил хулиганов в один ряд с
врагами трудящихся и подчеркивал, что диктатура пролетариата «есть
железная власть, революционно-смелая и быстрая, беспощадная в подавлении
как эксплуататоров, так и хулиганов».[5] Советское уголовное законодательство с момента своего зарождения
выделило хулиганство в самостоятельный состав преступления. В УК РСФСР
1922 года ст.176 находилась в главе о преступлениях против жизни, здоровья,
чести и достоинства личности. Она гласила: «Хулиганство, т.е. озорные,
бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважением к отдельным
гражданам или обществу в целом действия – карается принудительными работами
или лишением свободы на срок до одного года».[6] В УК РСФСР 1926 года ст.76 определяла хулиганство как «озорные,
сопряженные с явным неуважением к обществу действия » и относило его к
преступлениям против управления. Впоследствии из УК было исключено
указанное выше определение хулиганства. Президиум Верховного Совета СССР в
Указе от 26 июля 1966 года «Об усилении ответственности за хулиганство» дал
новое определение этому явлению, квалифицировав его как «умышленные
действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное
неуважение к обществу (ст.206 УК РСФСР)».[7] Согласно этому же Указу,
мелкое хулиганство, совершенное лицом, к которому в течение года
применялось административное воздействие за мелкое хулиганство,
признавалось уголовно наказуемым. Указ ПВС СССР от 8 февраля 1977 года
исключил уголовную ответственность за мелкое хулиганство.[8] Новый УК РФ более дифференцированно подошел к закреплению уголовной
ответственности за хулиганские проявления. Существенно изменилось
законодательное понятие хулиганства: «Хулиганство – грубое нарушение
общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу,
сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его
применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества» (ч.1
ст.213 УК РФ). Из прежнего состава хулиганства в самостоятельный состав
преступления с названием «Вандализм» выделились «осквернение зданий и иных
сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных
общественных местах» (ст.214 УК РФ). Кроме того, законодатель расширил
сферу использования такого квалифицирующего признака, как совершения
преступления «из хулиганских побуждений», введя его в качестве
обстоятельства, усиливающего ответственность виновного при убийстве (п. «и»
ч.2 ст.105 УК РФ), и при наиболее опасных посягательствах на здоровье
личности (п. «д» ч.2 ст.111, п. «д» ч.2 ст.112 УК РФ). Статья 213 входит в главу IX УК РФ. Таким образом родовым объектом
данного преступления будет являться общественная безопасность (в широком
смысле ) . Общественная безопасность в широком смысле слова слагается из
нескольких групп общественных отношений, существующих по поводу
обеспечения: a) безопасных условий жизни всего общества; b) общественного порядка; c) экологической безопасности и экологического правопорядка; d) здоровья населения и общественной нравственности; e) безопасности личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ; f) безопасности личных, общественных или государственных интересов в процессе обращения с общеопасными предметами; g) безопасности личных, общественных или государственных интересов в процессе использования транспортных средств; h) безопасности личных, общественных и государственных инстересов в процессе использования компьютерной информации. В соответствии с законом видовым объектом преступлений,
предусмотренных нормами главы 24 УК РФ, куда входит статья 213
«Хулиганство», является общественная безопасность в узком смысле слова, то
есть совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия
жизни каждого члена общества, общественный порядок, безопасность личных,
общественных или государтсвенных интересов при производстве различного рода
работ и в процессе обращения с общеопасными предметами. Конструируя диспозицию ст.213 УК РФ, законодатель выделил общественный
порядок в качестве объекта охраны уголовной нормы, тем самым признав его
основным объектом хулиганства, как общественное отношение, которое при
совершении указанного преступления всегда нарушается или ставится в
опасность нарушения. В качестве альтернативно-дополнительных объектов, на
один из которых обязательно должно осуществляться преступное воздействие
хулигана, выступают неприкосновенность и здоровье человека, а также право
собственности физических и юридических лиц. Под общественным порядком следует понимать систему устойчивых,
внутренне организованных в социальном пространстве и времени волевых
отношений социального общения, обусловленных господствующим способом
производства и прогрессивного развития всех сфер деятельности граждан,
организаций, предприятий и учреждений.[9] И административно наказуемые и
уголовно наказуемые хулиганские действия направлены на причинение вреда
общественному порядку. Зачастую, критерием разграничения этих действий
служит величина причиненного общественному порядку вреда. Правоприменители
вынуждены самостоятельно разрешать возникающие вопросы, опираясь на нормы
морали, нравственности и общепринятые правила поведения. Внести некоторую
ясность в этот вопрос пытался Пленум Верховного Суда РСФСР, который в п.6
постановления № 5 от 24 декабря 1991 года «О судебной практику по делам о
хулиганстве» отметил следующее: «Решая вопрос об отграничении уголовно
наказуемого хулиганства от мелкого, следует учитывать степень нарушения
общественного порядка, которая определяется на основании совокупности
обстоятельств дела, включая место и способ совершения противоправных
действий. Их интенсивность продолжительность и т.д.»[10] Однако и это
разъяснение оказалось не полным, так как не указано, какой период времени и
в присутствии какого количества посторонних лиц должен нарушаться
общественный порядок, чтобы оценить действия хулигана как грубое нарушения
общественного порядка. Тем более, что в п.20 указанного постановления ПВС
РСФСР обратил внимание на недопустимость расширительного толкования понятия
уголовно наказуемого преступления, с тем, чтобы исключить привлечение к
уголовной ответственности лиц, виновных в мелком хулиганстве и подлежащих
административной ответственности или мерам общественного воздействия.[11] При совершении хулиганских действий нередко причиняется ущерб личности и отношениям собственности. Вред личности выражается в оскорблениях,
нанесении ударов побоев, телесных повреждений. Тяжесть насилия для наличия
состава только хулиганства не должна превышать причинения легкого вреда
здоровью. Умышленное причинение большего вреда здоровью личности влечет
ответственность по совокупности преступлений (ст.ст.111, 112 УК РФ).
Содержание угрозы применения насилия может быть неограниченным. Ущерб различным видам собственности наносится путем уничтожения или
повреждения имущества. В ч.1 ст.213 УК РФ четко ограничен объект
уничтожения или повреждения имущества принадлежностью его любому лицу,
кроме хулигана. При умышленном уничтожении или повреждении имущества в
значительных размерах ответственность должна наступать по совокупности
преступлений (ст.ст. 213 и 167 УК РФ).[12] Злостное хулиганство (ч.2 ст.213 УК РФ) может выражаться в преступном
посягательстве на общественный порядок, личность или право собственности и
на порядок управления.
Страницы: 1, 2, 3
|