p> 1) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. По Уголовному кодексу к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в статьях 215, 237, 247-249, 259, 262, 358; 2) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст.245, 250-258, 260-261 УК РФ. Заметим, что диспозиции всех статей об ответственности за специальные
экологические преступления являются бланкетными и отсылают к различного
рода законам и подзаконным нормативным актам, в которых сформулированы
требования экологической безопасности. В зависимости от последствий экологическое законодательство
предусматривает три категории преступлений: нарушение; нарушение,
повлекшее значительный ущерб, нарушение, повлекшее смерть человека. Смерть
человека вследствие экологического преступления оценивается законом как
неосторожность. С точки зрения санкций, установленных за специальные экологические
преступления, их можно отнести к менее тяжким преступлениям. Только по двум
составам может быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до
восьми лет: за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и
отходов, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое
заболевание людей, и за уничтожение или повреждение лесов либо насаждений,
не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом или в
результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами, отбросами
(ст.247, 261 УК РФ). Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны
окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические
функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в
предоставлении гражданину информации (ст.140); регистрация незаконных
следок с землей (ст.170); терроризм (ст.205); нарушение правил безопасности
при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216); нарушение правил
безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217); нарушение правил учета,
хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся
веществ и пиротехнических изделий (ст.218); нарушение правил пожарной
безопасности (ст.219); незаконное обращение с радиоактивными материалами
(ст.220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст.221);
незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта
(ст.234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236); нарушение
правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте
магистральных трубопроводов (ст.269); планирование, подготовка,
развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353); производство или
распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных
средств и методов ведения войны (ст.356). Эти составы приобретают
экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых
противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется
вред окружающей среде. Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при
определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны
окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против
государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах
местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями
(ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог
(ст.292); халатность (ст.293). Предусмотренные этими статьями преступления
могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими
действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей
среде. При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением
экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие
разъяснения, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О
практике применения судами законодательства об ответственности за
экологические правонарушения».[13] В частности, необходимо отграничивать
экологические преступления от экологических проступков. В случае
возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний от
административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех
обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения,
последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и
причиненного ущерба (п.13). Преступления, предусмотренные ст.256 (незаконная добыча животных и
растений), ст.258 (незаконная охота), считаются оконченными с момента
начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были
ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные
Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный
состав лишь при наличии реального ущерба (п.17 Постановления). Следует отметить, что «в Уголовном кодексе расширяются и
дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за
экологические преступления, в том числе преступления, связанные с опасными
для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты
экологической системы – землю, атмосферу, воды, животный и растительный
мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень важно) уголовно-
правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при
проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов,
отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная
ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение
экологической информации. Закрепление в уголовной законе положения об
обязанности должностных лиц соответствующих государственных органов
своевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией,
особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с
точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также
расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о
возмещении причиненного гражданам вреда экологическими преступлениями».[14] 3. Уголовное наказание за экологические преступления Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических
преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других
главах) различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.
Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует
почти всю палитру возможных видов уголовного наказания. За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает
следующие виды наказаний:
- штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое в пределах,
предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству
минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством
Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период».[15]
Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические
преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления.
Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда,
максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью. «Данный вид наказания используется в виде основного или
дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с
должностным положением осужденного либо характером его профессиональной
деятельности».[16] Такое наказание предусмотрено за многие экологические
преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.
- обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в
свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно
полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х
часов в день. Данный вид наказания установлен, в частности, за незаконную
порубку деревьев и кустарников.
- исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом
из его заработка производятся удержания в доход государства в размере,
установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание
установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил,
установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за
загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение
режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2
лет).
- ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего
к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в
специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за
ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет);
уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации (до 3 лет).
- арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой
изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев);
за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).
- лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания
предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил
охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение
правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за
нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо
другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за
загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу
земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов,
занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение
или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная
ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение
растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а
также совершение иных действий, способных вызвать экологическую
катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12
до 20 лет. Применение уголовной наказания характеризуется особыми уголовно-
процессуальными процедурами - дознание, предварительное следствие, судебное
разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за
экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-
летнего возраста. «Уголовное наказание применяется только судом за совершение
преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры
наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и
перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает
применение более строгих уголовных санкций».[17] «Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за
преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза
больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об
изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в
окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей
среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее
спасение, иначе может оказаться поздно».[18] Заключение. В заключении хотел бы отметить, что не смотря на ранее сказанное,
обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной
ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках
правоохранительных органов, но и гораздо глубже. По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторых
экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так
как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них.
Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания
само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает
преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и
неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность. «Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно
решить с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает, что
ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического,
воспитательного, нравственного характера, а уже потом - юридического,
уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной
ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие
меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными».[19] Список использованной литературы: 1. Уголовный кодекс Российской Федерации. 2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000. 3. Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. – М.: Право и закон, 2000. 4. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. – М.: Юристъ, 1999. С. 475. 5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998. 6. Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями. – М., 1994. 7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. №14 // Российская газета. 1998г. 24 ноября. 8. Чубуков Г.В. Понятие и виды ответственности за нарушение экологического законодательства. / Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права: Сб. научных статей. Вып. 1. / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. – М.: ЮИ МГУ путей сообщения, 2000. 9. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 10. Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000. -----------------------
[1] Чубуков Г.В. Понятие и виды ответственности за нарушение экологического
законодательства. / Актуальные проблемы теории права и государства и
экологического права: Сб. научных статей. Вып. 1. / Под ред. А.И. Бобылева,
Н.А. Духно. – М.: ЮИ МГУ путей сообщения, 2000. С. 19.
[2] Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. – М.: Право и закон, 2000.
С. 111.
[3] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. –
М.: Юристъ, 1999. С. 475.
[4] Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е.
Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 238-239.
[5] Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В.
Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000. С. 201.
[6] Ст. 5 Уголовного кодекса Российской Федерации.
[7] Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В.
Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000. С. 214.
[8] Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями.
– М., 1994. С. 5.
[9] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. –
М.: Юристъ, 1999. С.488.
[10] Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000. С.227.
[11] Экологическое право. Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В.
Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000. С.217.
[12] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под
общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998. С. 556.
[13] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами
законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5
ноября 1998г. №14. // РГ. 1998г. 24 ноября.
[14] Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е.
Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С.245.
[15] Ч.1 ст.46 Уголовного кодекса Российской Федерации.
[16] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под
общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998. С.100.
[17] Экологическое право. Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцеквский,
В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000. С. 217-
128.
[18] Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА. 2000. С.
229.
[19] Там же. С.230.
Страницы: 1, 2
|