изымать уголовное дело у следователя и
передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой
передачи;
создавать следственную группу, изменять ее
состав в порядке, установленном ст. 163 УПК (в случае сложности уголовного дела
или его большого объема);
отменять необоснованные постановления
следователя о приостановлении предварительного следствия;
вносить прокурору ходатайство об отмене иных
незаконных или необоснованных постановлений следователя.
В случае необходимости начальник следственного
отдела может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и
произвести предварительное следствие по нему в полном объеме. При этом он
наделяется полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы,
предусмотренными соответственно ст. 38 и ст. 163 УПК.
Начальник следственного отдела осуществляет
процессуальный контроль за своевременностью действий следователя по
расследованию преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и
объективному производству предварительного следствия по уголовному делу. Он
вправе проверять находящиеся у следователей материалы уголовного дела. При
обнаружении допущенных ошибок и нарушений закона начальник следственного отдела
принимает меры к их устранению. Он вправе давать следователю указания о
направлении расследования, производстве отдельных следственных действий,
привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении обвиняемого
(подозреваемого) меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме
обвинения.
Указания начальника следственного отдела по
уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.
Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнение, за
исключением случаев, когда они касаются изъятия уголовного дела и передачи его
другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации
преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства
следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При
этом следователь вправе представить прокурору материалы уголовного дела и
письменные возражения на указания начальника следственного отдела. Прокурор, в
зависимости от обстоятельств, либо отменяет указание начальника следственного
отдела, либо дает указание о необходимости передачи дела для его дальнейшего
производства другому следователю.
4.
Орган дознания
Понятие органа дознания законодатель
сформулировал в п. 24 ст. 5 УПК РФ, где определено, что под ним понимаются
государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК
РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Исчерпывающий перечень органов дознания и их
компетенция определены в ст. 40 УПК РФ. В самом общем виде полномочия органов
дознания различаются в зависимости от того, проводят ли они дознание в полном
объеме по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно
(п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ), либо выполняют неотложные следственные действия по
уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно
(п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).
Милиция возглавляла список органов дознания по
УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 гг., т.е. почти 80 лет. Она по праву занимала (и
занимает) первое место в нем, ибо является наиболее массовой, самой
разветвленной системой государственных органов исполнительной власти. В силу
этого именно ею в подавляющем большинстве случаев обнаруживаются преступления и
принимаются меры к их раскрытию, осуществляются иные виды
уголовно-процессуальной деятельности.
Но что такое милиция, Уголовно-процессуальные
кодексы не определяли. УПК РФ вообще исключил ее из состава органов дознания.
Не дает определения понятию "милиция"
и Закон о милиции, принятый в 1991 г. . Дефиниция милиции, данная в ст. 1 этого
Закона, носит общий характер и, естественно, необходимой ясности в
рассматриваемый вопрос не привносит.
--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
Существенно новым в Законе о милиции является
подразделение ее на криминальную милицию и милицию общественной безопасности
(ч. 1 ст. 7). Таким образом, законодатель разделил, вопреки
Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, единый орган дознания на два.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О милиции" закрепляет это положение,
установив, что и та и другая милиции являются органами дознания (соответственно
ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 9).
Законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ устанавливает,
что органами дознания являются государственные органы и должностные лица,
уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и
другие процессуальные полномочия.
По сути, здесь нет определения органа дознания.
Определять "органы" через органы - тавтология, неверно
гносеологически.
С этимологической точки зрения орган дознания
означает "учреждение расследования", поскольку "орган" есть
государственное или общественное учреждение, организация, "дознание"
- форма предварительного расследования преступления.
Должностное лицо - не учреждение, а потому оно
не может рассматриваться как орган дознания.
Часть 1 статьи 40 УПК дает совершенно иное
представление об органах дознания. Она относит к ним не "государственные
органы", а органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы
исполнительной власти, наделенные в соответствии с Федеральным законом
полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Налицо явное и неоправданное противоречие между
нормами, определяющими одного и того же участника уголовного судопроизводства.
Они не корреспондируют между собой, ибо "государственные органы" (ст.
5) и "органы исполнительной власти" (ст. 40) - понятия, не
совпадающие друг с другом. Кроме того, "осуществлять дознание и другие
процессуальные полномочия" и "полномочия по осуществлению
оперативно-розыскной деятельности" - тоже разные "вещи".
В связи с явно неудачным выражением
законодателем органов дознания в юридической литературе высказаны самые
различные соображения по данному вопросу.
Во многих источниках, говоря об органах
дознания, ограничиваются их перечислением . Утверждается, например, что
"Органами дознания... являются органы милиции и другие уполномоченные на
то законом учреждения и организации, командиры воинских частей, соединений и
начальники военных учреждений" . Но здесь нет определения органов
дознания. Есть лишь примерный и не совсем точный их перечень.
И.Б. Колчевский полагает, что гл. 6 УПК РФ
"содержит в себе перечень органов дознания - государственных органов и
должностных лиц, уполномоченных в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание
по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия
необязательно, возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные
действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия
обязательно" . Предпринятая попытка дать общее определение органов
дознания по сути игнорирует дефиниции, содержащиеся в п. 24 ст. 5 и ч. 1 ст. 40
УПК РФ, вольно их трактует. Несколько позднее И.Б. Колчевский изменил свое
представление об органах дознания и классифицировал четыре их группы. Первую
группу составляют, по его мнению, "органы внутренних дел, а также другие
органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Федерального
закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обладают полномочиями
по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность)" .
Представляется, что подобный взгляд на органы
дознания отстаивает и С.Ю. Рябов, разъясняя: "...ст. 40 отнесла к органам
дознания не милицию, как было ранее, а органы внутренних дел, а также иные
органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом
полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это
оперативные подразделения ОВД, ФСБ..." . В.И. Качалов к органам дознания
относит "органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти,
которые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" обладают полномочиями по осуществлению
оперативно-розыскных мероприятий", в том числе "органы внутренних
дел", которые "свою деятельность... осуществляют в соответствии с
Законом РСФСР "О милиции" .
Из этих определений можно понять только одно -
их авторы в качестве органов дознания рассматривают органы исполнительной
власти, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом
они необоснованно, вопреки Закону, приравнивают их к оперативным
подразделениям. Но тогда надо признать, что из числа органов дознания выпадает
милиция общественной безопасности, которая, как известно, не уполномочена
осуществлять указанную деятельность.
Своеобразно представление об органах дознания
Ю.С. Жарикова . Воспроизведя определение органов дознания, данное в п. 24 ст. 5
УПК РФ, и учитывая положения ст. 40 Кодекса, он подразделяет их на две группы.
Первая - органы дознания "широкой компетенции (иначе - "собственно органы
дознания"): органы и должностные лица, для которых процессуальная
деятельность является одним из основных видов деятельности", в частности:
1) органы внутренних дел РФ, 2) иные органы исполнительной власти, наделенные в
соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению
оперативно-розыскной деятельности. Вторая - органы дознания "узкой
компетенции": должностные лица, обязанные только в предусмотренных законом
случаях осуществлять процессуальную деятельность - фиксацию доказательств при
угрозе их утраты и невозможности возбуждения уголовного дела и выполнения
следственных действий органами предварительного расследования.
Любопытны суждения о статусе органов дознания
А.А. Чувилева, который полагал, что органы дознания - это органы предварительного
расследования . Подобный разброс мнений об органах дознания и их статусе в
уголовном судопроизводстве свидетельствует, в частности, о неопределенности
термина "орган дознания".
По В.И. Далю, дознание производно от слова
"дознавать, дознать что-то, допытываться, узнавать, разузнать,
разведывать,.. удостовериться в чем-нибудь" . Поэтому УПК РСФСР 1922 г. в
ст. 103 определял: "Органы дознания принимают меры к тому, чтобы до начала
предварительного следствия или до разбора дела по существу, если предварительное
следствие не производится, были сохранены следы преступления и была устранена
для подозреваемого возможность скрыться".
УПК РСФСР 1960 г. устанавливал, что дознание
заключается, во-первых, в производстве неотложных следственных действий по
установлению и закреплению следов преступления, по которому обязательно
предварительное следствие (ч. 1 и ч. 2 ст. 119, п. 2 ст. 115). Другое дознание
выражалось в принятии всех предусмотренных законом мер для установления
обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, по которому
производство предварительного следствия необязательно (ч. 1 и ч. 2 ст. 120, п.
2 ст. 115 УПК РСФСР). Дознание было одной из форм раскрытия преступления (ст. 3
УПК РСФСР), исследования обстоятельств дела (ст. 20 УПК РСФСР), расследования
преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР). Таким образом, утверждение, что
дознание не есть расследование, противоречит не только элементарной логике, но
и закону.
Слово "орган" в русском языке означает
государственное или общественное учреждение .
В УПК РФ, однако, слово "орган"
необоснованно употребляется также в значении "должностное лицо" (п.
24 ст. 5, ч. 1 ст. 40).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что
разработчики УПК РФ исходили из представления об органе дознания исключительно
как учреждении расследования, совокупности лиц, включающих начальника органа
дознания, дознавателя и других должностных лиц.
В отличие от УПК РСФСР, по УПК РФ неотложные
следственные действия не являются дознанием. Получается, что дознание - это
одно, а "осуществлять неотложные следственные действия" - нечто
другое, во всяком случае, не дознание. В результате статус производства в виде
неотложных следственных действий оказывается неопределенным, неясным.
5.
Дознаватель
Определение дознавателя приводится в п. 7 ст. 5
УПК РФ - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное
начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме
дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.
В сравнении с УПК РСФСР, в УПК РФ дознаватель
наделен собственной процессуальной компетенцией, которая в общем виде
закреплена в ст. 41 УПК РФ, а также специальных нормах Кодекса,
регламентирующих порядок производства отдельных следственных действий. В
частности, дознаватель имеет право самостоятельно, т.е. от своего имени
производить следственные и иные процессуальные действия и принимать
процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда законом определен
особый порядок принятия решения, например требуется согласие начальника органа
дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.
УПК РФ впервые урегулировал взаимоотношения
дознавателя, начальника органа дознания и прокурора. Кодекс закрепил режим
процессуальной самостоятельности дознавателя, определив, что он имеет право обжаловать
указания начальника органа дознания и прокурора (ч. 4 ст. 41).
По смыслу Кодекса, с учетом внесенных в него
изменений, следует понимать, что дознание осуществляет, как правило, штатный
дознаватель, который выполняет эти обязанности в качестве основных.
Производство дознания начальник органа дознания может поручить и иному лицу.
Для органов внутренних дел - это случаи, когда происшествие, по которому
производится дознание, совершается в отдаленной местности, когда отсутствует
штатный сотрудник подразделения дознания.
В органах милиции функция производства дознания
реализуется штатными дознавателями, объединенными в специализированные
подразделения дознания милиции общественной безопасности. В криминальной
милиции аналогичные подразделения отсутствуют. По этой причине оперативные
работники по поручению начальника органа дознания выполняют процессуальные и
следственные действия наряду со своими непосредственными обязанностями по
раскрытию преступлений.
6.
Потерпевший
Потерпевшим признается физическое лицо, которому
преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также
юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и
деловой репутации (ч. 1 ст. 42 УПК). Характер вреда определяется объектом
преступного посягательства. Конституция РФ гарантирует потерпевшим от
преступлений и злоупотреблений властью охрану прав, доступ к правосудию и
компенсацию ущерба (ст. 52).
Основанием для признания физического лица
потерпевшим является факт причинения ему преступлением физического,
имущественного, морального вреда. Физический вред состоит в расстройстве
здоровья, причинении телесных повреждений, физических и психических страданий.
Имущественным вредом является хищение имущества, повреждение и уничтожение
материальных ценностей. Моральный вред состоит в нравственных или физических
страданиях (например, оскорблении, унижении, возникновении чувства ущербности,
дискомфортном состоянии, физической боли), испытываемых (переживаемых,
претерпеваемых) потерпевшим в результате совершенного против него
противоправного деяния.
В отличие от УПК РСФСР 1960 г., новый УПК
признает потерпевшим не только физическое, но и юридическое лицо.
Основанием для признания юридического лица
потерпевшим является факт причинения преступлением вреда его имуществу и
деловой репутации. В общем смысле репутация - это создавшееся общественное
мнение о достоинствах и недостатках кого-либо. Деловая репутация организации
имеет материальное (денежное) выражение, признается в качестве актива,
отражается в финансовой отчетности и может определяться как разница между
покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в
целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Несмотря на то что деловая репутация организации может быть как положительной
(надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических
выгод), так и отрицательной (скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи
с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и
сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.),
в связи с уголовным судопроизводством есть смысл рассматривать только
положительную деловую репутацию организации.
Для признания физического или юридического лица
потерпевшим достаточно наличия хотя бы одного из соответствующих признаков и
необязательно наступление каких-либо вредных последствий. Признание потерпевшим
может иметь место как по заявлению физического или юридического лица, так и по
инициативе должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело.
При этом не имеет значения, было ли установлено, задержано или арестовано лицо,
совершившее преступление, а также наличие родственных отношений между
потерпевшим и преступником.
Страницы: 1, 2, 3
|