p> Необходимым предусловием оценки доказательств и их источников является
проверка последних. Основные способы проверки - анализ каждого из них
отдельно, сопоставление с другими доказательствами и их источниками,
производство новых им повторных следственных действий, применение
соответствующих тактических приемов производства следственных действий. Оценка доказательств и их источников сопровождает их сбор и проверку.
Объектом оценки являются как доказательства, так и процессуальные
источники, что их содержат. К содержанию оценки доказательств как
фактических данных (сведений о фактах, обстоятельствах) входит установление
их достоверности, относимости, допустимости и достаточности. Достоверность доказательств означает, что они правильно, адекватно
отображают материальные и нематериальные (идеальные) следы. Относимость доказательств определяется их пригодностью к установлению
наличия или отсутствия обстоятельств, что входят в предмет доказывания в
деле, конкретизированного уголовно-процессуальным законом, а также других
обстоятельств, которые имеют в данном деле характер вспомогательных или
сопутствующих в отношении предмета доказывания. Допустимость доказательств определяется законностью источника, условий
и способов их получения. Доказательства считаются достаточными тогда, когда
в своей совокупности дают возможность установить все предусмотренные
законом обстоятельства дела на том уровне знания о них, который необходим
для принятия правильного обоснованного решения при производстве в деле. Содержанием оценки процессуальных источников доказательств является
определение допустимости их использования в деле и полноты сведений, что в
них содержится. Оценка источника доказательств с точки зрения полноты сведений, что в
нем содержатся осуществляется путем сопоставления их с содержанием
аналогичного источника (например, показания подозреваемого в результате
разных следственных действий, допросов, обыска) или других источников
(например, показания подозреваемого и свидетеля). При оценке источника доказательств с точки зрения его допустимости
необходимо убедиться, предусмотрен ли он уголовно-процессуальным законом,
не было ли нарушений при его получении, отразились ли или могли отразиться
такие нарушения (если они допущены) на достоверности и полноте сведений,
которые содержит данный источник. Оценка доказательств и их источников является только умственно-
логической деятельностью и поэтому в УПК Украины сформулированы лишь общие
правила такой оценки, которые имеют методологический характер. Они являются
обязательными для государственных органов и должностных лиц, которые ведут
процесс на всех этапах производства по делу[34]. Показания свидетелей, подозреваемых, заключения экспертов, которые
содержат фактические данные, имеющие отношение к уголовному делу выступают
как средства доказывания. Эти показания получают при выполнении
следственных действий. Такими средствами являются также вещественные
доказательства - полученные в установленном законодательством порядке,
предметы, которые были орудиями преступления или объектом преступных
действий, деньги, ценности и другие вещи, нажитые преступным путем и все
иные предметы, которые могут быть средствами для раскрытия преступлений или
для опровержения возникающих подозрений (статья 78 УПК Украины). Вещественные доказательства должны быть внимательно осмотрены, по
возможности сфотографированы, подробно описаны в протоколе следственного
действия и приобщены к делу постановлением дознавателя. Вещественные
доказательства, как правило, хранятся при деле. При передаче дела от органа
дознания органу предварительного следствия вещественные доказательства
передаются вместе с делом (статья 79 УПК Украины). К уголовно- процессуальным средствам доказывания относятся и так
называемые письменные доказательства: протоколы следственных действий и
другие документы, полученные дознавателем в деле, если в них подтверждаются
факты и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. В тех
случаях, когда документы имеют признаки, указанные в статье 78 УПК Украины,
они являются вещественными доказательствами и относительно них дознавателем
выносится соответствующее решение (статьи 82, 83 УПК Украины). 4. ОРГАН ДОЗНАНИЯ (ДОЗНАВАТЕЛЬ), ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Органы дознания - это органы, уполномоченные уголовно-процессуальным
законом возбуждать и расследовать уголовные дела в связи с поступившей к
ним информацией о совершении преступления и отсутствием возможности у
следователя приступить в производству следствия. Дознание - это
расследование, осуществляемое в силу необходимости органами
административной юрисдикции, которые наделяются статусом органа дознания.
Для всех них функция дознания не является основным видом деятельности. В
уголовно-процессуальном законе дан исчерпывающий перечень органов,
наделенных правом производить дознание. В соответствии с пунктом 4 статьи 101 УПК Украины таможенные органы
являются органами дознания по делам о контрабанде. В таможенной системе
Украины дознание по делам о контрабанде проводят Государственная таможенная
служба Украины и подчиненные ей таможни (статья 102 ТК Украины). Уголовно-процессуальная деятельность таможенных органов, как органов
дознания включает в себя: - прием, регистрацию, рассмотрение, проверку и разрешение заявлений и
сообщений о преступлениях или решение вопроса о возбуждении уголовного дела
(статьи 94 -100 УПК Украины); - дознание (часть 2 статьи 104 УПК Украины); - производство следственных действий в порядке исполнения поручений и
указаний следователя (часть 3 статьи 114; часть 1 статьи 118 УПК
Украины)[35]. Правовое положение органа дознания выражается в том, что он выступает
в качестве органа государственной власти, наделенного юридическими правами
и обязанностями и направляющего свою деятельность на то, чтобы обеспечить
претворение норм права в жизнь. Правосубъектность органа дознания носит
отраслевой характер, так как именно нормы уголовно-процессуального права
являются правовой предпосылкой их участия в уголовном судопроизводстве,
устанавливают объем этого участия. Правосубъектность этого органа в
юридической науке, в законодательстве и на практике называется компетенцией
и включает в себя властные права и неразрывно связанные с ними обязанности,
причем права и обязанности распределяются между подразделениями
государственного органа и должностными лицами[36]. Органы дознания обладают теми свойствами, которые присущи
исполнительной власти в целом и которые придают им качество системно-
организованных и действующих структур. Орган дознания обладает своим
статусом и действует от имени государства, выражая его обязательные
повеления. Применение мер воздействия включая и меры принуждения, является
обязанностью не только данного органа, но и всей системы исполнительной
власти, всех иных государственных органов. Орган дознания наделен
компетенцией для выполнения возложенных на него задач. Орган дознания
является подзаконным органом, ориентированным на деятельность на основе и
во исполнение закона. Дело здесь не только в правовой субординации, но и в
самом характере постоянно осуществляемой специализированной деятельности.
Органы дознания действуют на основе профессионализма и принципов
государственной службы. Его персонал составляют государственные служащие,
занимающие должности и выполняющие свои функции в соответствии с
законодательством о государственной службе. Органы дознания являются структурно-организованными, в них есть
штатное расписание, а также имеется необходимое материальное, финансовое и
иное обеспечение (помещение, оргтехника, связь, транспорт и т.п.). Причем,
все вышеназванные свойства органов дознания связаны между собой[37]. Компетенция органов дознания предопределяет характер и степень их
участия в уголовно-процессуальной деятельности. То, что они являются
государственными органами, ведущими уголовный процесс - основной момент их
правового положения. Задачи органов государства (орган дознания,
следователь, суд, прокурор) в уголовном судопроизводстве едины и решаются
различными, присущими тому или иному органу средствами и методами. Причем,
их решение невозможно без постоянного тесного взаимодействия, непрерывного
усовершенствования его форм. Итак, под правовым положением органов дознания
в уголовном процессе следует понимать положение, закрепленное уголовно-
процессуальным законодательством, выражающееся в их задачах, компетенции и
процессуальных отношениях с другими органами государства, ведущими
уголовный процесс, участниками процесса, лицами, участвующими в процессе. Свою деятельность в уголовном судопроизводстве органы дознания
осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В
процессе предварительного расследования органы дознания нередко используют
нормы таможенного, гражданского, трудового и других отраслей права, но чаще
всего применяются уголовно-правовые нормы. Большое значение для уголовно-
процессуальной деятельности органов дознания имеет содержащееся в уголовном
законе определение преступления. В зависимости от того, какое преступление
совершено, уголовно-процессуальный закон разграничивает компетенцию органов
дознания и предварительного следствия, устанавливает определенный порядок
расследования. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется при
наличии признаков определенного состава преступления, делающих необходимым
принятие уголовно-процессуальных мер в целях выполнения задач уголовного
судопроизводства. Изменение квалификации может изменить подследственность
дела, повлечь необходимость применения другой меры пресечения и т.п. В
общих чертах соотношение норм уголовного и уголовно-процессуального права
можно выразить следующим образом: нормы уголовного права определяют
основания уголовной ответственности и ее характер, а нормы уголовно-
процессуального права – условия и порядок установления события
преступления, и установления события преступления, изобличения и
привлечения виновных к ответственности, применения наказания. Эти нормы
являются общими правовыми основаниями уголовно-процессуальной деятельности
органов дознания. Органы дознания действуют исходя из общих правовых оснований, однако
исходят при этом из процессуальных решений (собственных или иных органов),
которые принято называть непосредственными правовыми основаниями. Таким образом, общими правовыми основаниями деятельности органов
дознания являются законы и иные нормативные акты, устанавливающие задачи,
права, обязанности, условия и порядок функционирования этих органов.
Собственные процессуальные решения, а также поручения и указания
следователя, прокурора, данные органам дознания в установленном законом
порядка, следует считать непосредственными правовыми основаниями[38]. Цель уголовного процесса – это защита прав и законных интересов
физических, юридических лиц и государства от преступных посягательств.
Задачи – это то, что предстоит сделать на том или ином этапе уголовного
процесса для достижения его цели. Задачи уголовно-процессуальной
деятельности органов дознания определяются общими задачами уголовного
судопроизводства. В целом эти задачи сформулированы в статьях 2, 22, 23, 29
УПК Украины. Эти задачи таковы: быстрое и полное раскрытие преступлений;
изобличение виновных и установление объективной истины; обеспечение
правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление
был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению
преступления; возмещение материального ущерба и иного вреда, причиненного
преступлением. Под раскрытием преступления понимается установление лица совершившего
преступление. Изобличение виновных означает установление всех лиц, причастных к
совершенному преступлению, получение неопровержимых доказательств,
подтверждающих виновность каждого из них. Установление объективной истины - это полное, всестороннее
исследование всех обстоятельств дела, выяснение уличающих и оправдывающих,
смягчающих и отягчающих ответственность подозреваемого обстоятельств,
установление всех фактов, входящих в предмет доказывания и необходимых для
разрешения дела по существу[39]. Опыт показывает, что полнота раскрытия преступления находится в
теснейшей связи с его быстротой. Наиболее полно раскрывается преступление
«по горячим следам", когда правонарушитель задерживается и изобличается
сразу же после совершения противоправного деяния. Быстрота раскрытия
преступления максимально приближает момент привлечения виновного к
ответственности и его наказания к моменту совершения преступления, что
способствует более эффективной борьбе с преступностью. Напротив,
несвоевременное и неполное раскрытие преступления порождает самые
отрицательные последствия. Подрывается авторитет государственных органов,
обязанностью которых является борьба с преступностью. У лиц, совершивших
преступление и знавших о нем, создается мнение о возможности деяния. Такие
неразоблаченные преступники представляют реальную опасность для общества,
государства. Задача обеспечения правильного применения закона с тем чтобы каждый
совершивший преступление был привлечен к ответственности и ни один
невиновный не был наказан тесно связана с предыдущей, ибо деятельность
органов дознания по сбору доказательств, направленная на изобличение лиц,
виновных в совершении преступления, невозможна без применения закона. И это
понятно, ведь только реализуя предписания и дозволения уголовно-
процессуальных норм можно собрать доказательства уличающие преступника.
Собранные доказательства, в свою очередь, служат основанием правильного
применения уголовного, уголовно-процессуального и других законов. Важное место в применении закона органами дознания принадлежит
квалификации ими расследуемых деяний. Правильно квалифицируя действия
подозреваемого, орган дознания способствует верному дальнейшему решению
вопросов о привлечении лица в качестве обвиняемого, о предании обвиняемому
суду, о признании подсудимого виновным, о применении к нему наказания[40]. При расследовании каждого преступления органы дознания обязаны
выяснить непосредственные причины его совершения, установить условия,
способствовавшие реализации преступного умысла. О выявленных причинах и
условиях, способствовавших совершению преступления, орган дознания вносит
представление соответствующим государственным органам, общественным
организациям, должностным лицам. Представление является эффективной формой
деятельности органа дознания по устранению причин и условий,
способствовавших совершению преступления. Соответствующий государственный
орган, общественная организация или должностное лицо, получившее
представление, обязаны рассмотреть его, принять необходимые меры и
уведомить орган дознания не позднее чем в месячный срок со дня получения
представления. Должностное лицо, оставившее представление органа дознания
без рассмотрения или несвоевременно ответившие на него несет
административную ответственность по статье 1856 КоАП Украины. Орган дознания обязан принимать меры к обеспечению возмещения ущерба,
причиненного преступлением и к обеспечению возможной конфискации имущества
по уголовному делу о преступлении, за которое может быть применена данная
дополнительная мера наказания. Такими мерами могут быть: наложение ареста
на имущество (вклады) подозреваемого; изъятие имущества, нажитого
преступным путем, для чего орган дознания выносит мотивированное
постановление. Важным является правильное уяснение понятия субъекта, наделенного
правом производства дознания. В уголовно-процессуальном законе и
соответствующей литературе используются термины “орган дознания” и “лицо,
производящее дознание” (дознаватель). Это сформировавшиеся самостоятельные
понятия, общеупотребительное значение которых шире, чем сумма значений,
составляющих их слов. Орган дознания, в примеру, осуществляет не только
дознание, но и другие виды деятельности[41]. Уголовно-процессуальный закон «не дает оснований для
противопоставления полномочий органа дознания и дознавателя»[42]. Определенные элементы этого вида деятельности могут осуществляться как
тем, так и иным субъектом. Из сказанного можно сделать вывод, что у
дознания два субъекта деятельности: орган дознания и дознаватель[43]. Уголовно-процессуальный закон, регламентируя порядок производства
дознания, в одних статьях определяет права и обязанности органа дознания
(статьи 4, 23, 29, 65, 81, 97-99, 100, 103, 104, 106, 109 УПК Украины и
другие), а в других - права и обязанности дознавателя (статьи 21, 22, 26,
53, 60, 66, 67, 79 УПК Украины и другие).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|