p> Дело Каласа было самым значительным, но далеко не единственным из
«вольтеровских» процессов. Его «подзащитных» обвиняли в различных
преступлениях (большей частью в убийстве или государственной измене), им
грозили различные виды мученической смерти (повешение, четвертование,
колесование и т.п.), но каждый раз Вольтеру удавалось если не спасти
невинных, то привлечь к процессу внимание тысяч людей, разжечь ненависть к
религиозному фанатизму служителей церкви, к варварским средневековым
законам, к судьям, выносящим жестокие и несправедливые приговоры. В своем «Комментарии» к книге Беккариа Вольтер написал: «Христианские
трибуналы приговорили к смертной казни более ста тысяч мнимых колдунов.
Если бы к этим судебным убийствам присоединили бесконечно превосходящее
число принесенных в жертву еретиков, то эта часть света показалась бы
огромным эшафотом, покрытым палачами и жертвами, окруженным судьями и
зрителями». Вольтер предлагал отказаться от применения смертной казни,
«кроме одного случая, когда нет иного способа спасти жизнь большого числа
людей, когда убивают и бешеную собаку». В отличие от прогуманистического направления в уголовном праве,
«классическая» школа, которая стала господствующей в XIX веке после победы
буржуазных революций, исходила из принципиального допущения и даже
признания необходимости смертной казни. Вместе с тем ее сторонники
выступали за отказ от квалифицированных видов смертной казни и за
ограничение сферы ее применения четко определенным кругом преступных
деяний. Своим авторитетом великого философа Кант укрепил буржуазно-
демократические требования в области уголовного права: равенство всех
граждан перед законом, уважение к достоинству личности, законодательное
определение преступления, но в то же время он выступал против призыва
Беккариа к отмене смертной казни, выдвинув свою концепцию наказания:
«Сколько было убийц, которые совершили убийство, приказали его совершить
или содействовали ему, столько же и должно подвергнуться смерти, - этого
хочет справедливость как идея судебной власти в соответствии со всеобщими
обоснованными законами». Некоторые элементы уголовно-правовых воззрений Канта были позже
восприняты и развиты в «Философии права» Гегеля (1821г.). Гегель считал,
что самим фактом преступления преступник дает свое согласие на применение к
нему наказания. Поэтому, чтобы быть справедливым, наказание должно
соответствовать природе преступления. Однако в вопросе кары за умышленное
убийство Гегель остался на позициях Канта - в этом случае может быть
назначена только смертная казнь. Наиболее типичным и характерным проявлением в законодательстве идей
«классической» школы был французский уголовный кодекс 1810 года, который
предусматривал санкцию в виде смертной казни в 30 случаях. Французский
уголовный кодекс 1810 года вместе с положениями, относящимися к смертной
казни, оказал огромное влияние на все последующие развитие буржуазного
уголовного права. В период наполеоновских войн он нашел прямое или
косвенное применение в странах, завоеванных Францией. В ряде государств
Европы и Латинской Америки он использовался как образец при подготовке
проектов национальных уголовных кодексов. Развитие уголовного права в Англии происходило особыми путями, во
многом отличаясь от буржуазного преобразования уголовного права в
континентальной Европе. Английская революция XVII века, по существу, не
затронула феодального уголовного права, которое не изменилось в своей
основе даже к началу XIX века. В период, когда французский уголовный кодекс
1810 года оказывал сильнейшее воздействие на уголовное право других стран,
свыше 200 статутов английского уголовного законодательства предусматривали
в качестве единственной меры наказания смертную казнь. Она грозила не
только тому, кто был застигнут вооруженным или переодетым в чужом лесу, но
и виновному в злонамеренной порубке или уничтожении деревьев, в
злонамеренном уничтожении скота и т.п. Смертной казнью каралась карманная
кража на сумму свыше 1 шиллинга, если она была совершена в церкви, на
ярмарке, в других местах. Характерно, что английские юристы называли
смертную казнь «основным» наказанием, а все остальные - «второстепен-ными». Первым английским юристом, поддержавшим, хотя и в довольно робкой
форме, отдельные мысли Монтескье и Беккариа, был Уильям Блэкстон, автор
знаменитых «Комментариев к праву Англии» (1765-1769). Блэкстон осуждал
чрезмерное увлечение смертной казнью как основной мерой наказания, призывая
к периодическому пересмотру статутов, предусматривающих эту меру. В начале XIX века борьба за реформу уголовного права, и прежде всего
за сокращение сферы применения смертной казни была перенесена в британский
парламент. Ее возглавил видный адвокат и член парламента С.Ромильи. Его
уголовно-правовая программа состояла в том, чтобы ограничить применение
смертной казни лишь тяжкими преступлениями и в этих целях пересмотреть
уголовное законодательство, отменив устаревшие статуты. В результате
проведенных реформ, кража без взлома из церкви, например, отныне не могла
наказываться смертной казнью, но кража из церкви, сопряженная со взломом по-
прежнему каралась смертной казнью. Таким образом, средневековая сущность английского уголовного права еще
долго оставалась непоколебленной. И лишь в период между 1830 и 1880 годами
в Англии в результате отдельных парламентских актов была осуществлена
реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила
уголовное право к потребностям капиталистического общества. Одним из
важнейших результатов этой реформы явилась отмена смертной казни за
имущественные преступления, которые сопровождаются применением насилия к
потерпевшему. В 70-80-х годах XIX века в буржуазном уголовном праве возникло новое
направление, которое в противоположность «классическому» иногда называют
позитивистским. Оно было представлено двумя основными школами -
«антропологической» («итальянской») и «социологической». «Антропологи» (Ломброзо, Ферри, Гарофало), выступившие впервые в 70-х
годах XIX века, рассматривали преступность как биологическое явление, а
преступников - как особую породу людей, которую можно распознать по особым
физическим признакам («стигматам»). «Социологи», выступившие несколько
позже, в 80-х годах XIX века, заявляли, что преступность есть результат
взаимодействия множества факторов (физических, индивидуальных и социальных)
и что существует категория людей, находящихся в «опасном состоянии», от
которых общество должно защищаться до того, как они совершат преступление. «Антропологи» и «социологи» предлагали коренным образом реформировать
уголовное право и процесс. «Антропологи» требовали широкого применения
смертной казни, пожизненного тюремного заключения, ссылки на необитаемы
острова и в болотистые местности, объявляя их лучшими средствами «очищения»
общества от преступников и приветствовали изобретение в США электрического
стула, считая его наиболее удобным способом «устранения» преступника из
общества. Во второй половине XIX века большое число сторонников «классической»
школы уголовного права в ряде капиталистических государств перешло на
позиции так называемой неоклассической школы. Они требовали проведения
более гибкой и более либеральной карательной политики и настаивали на том,
чтобы смертная казнь была постепенно устранена из системы уголовных
наказаний. Этим криминалистам и другим противникам смертной казни удалось
добиться успехов в некоторых государствах Европы. Так, во Франции в ходе
революции 1848 года была отменена смертная казнь за политические
преступления, что, однако, не помешало французской буржуазии в 1871 году
после подавления Парижской коммуны устроить кровавую расправу над
коммунарами, которых расстреливали по приговорам военных трибуналов, а
нередко без суда и следствия. В том же 1848 году смертная казнь за политические преступления была
отменена по конституции Швейцарии, а по конституции 1874 года она была
исключена и за все иные преступления, совершенные в мирное время. Большим
событием в истории движения аболиционистов стала отмена смертной казни в
Италии в 1889 году. В некоторых странах получила распространение практика,
когда смертная казнь не запрещалась законом, но суды перестали выносить
смертные приговоры. Например, в Португалии смертная казнь была фактически
упразднена в 1846 году, а юридически - в 1867 году; в Нидерландах ее
перестали применять с 1861 года, а юридически отменили в 1870 году; в
Норвегии фактически исключили с 1876 года, а юридически оформили запрет в
1902 году, с принятием нового уголовного кодекса. Другим примером может
служить Бельгия, где смертные приговоры, заменяемые актами помилования,
фактически перестали приводить в исполнение с 1863 года, но
законодательство продолжало предусматривать санкцию в виде смертной казни
за ряд преступлений. Таким образом, к началу первой мировой войны успехи противников
смертной казни в Западной Европе были очевидными, но территориально
достаточно скромными: к этому времени смертная казнь была юридически
отменена либо на протяжении десятилетий фактически не применялась лишь в
Бельгии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Португалии и некоторых
кантонах Швейцарии. После первой мировой войны смертная казнь была отменена в целом ряде
европейских государств, хотя во многих из них была восстановлена накануне
второй мировой войны либо еще раньше, в частности, там, где были
установлены реакционные политические режимы, например, в Испании, в Италии,
в Австрии. Движение в пользу отмены смертной казни приобрело значительное число
новых сторонников на Западе после второй мировой войны как непосредственная
реакция на казни нацистами участников Сопротивления и уничтожение в
фашистских лагерях смерти миллионов ни в чем не повинных людей. Сторонники
движения «новой социальной защиты», возглавляемого видным французским
юристом Марком Анселем полностью отрицали смертную казнь как способ
проведения уголовной политики. В результате усилий аболиционистов нормы об отмене смертной казни были
включены в тексты принятых после второй мировой войны конституций целого
ряда европейских государств. Правда, в некоторых конституциях (Италии,
например) содержались оговорки, что смертная казнь отменяется лишь в мирное
время. В ст.102 Конституции ФРГ 1949 года, напротив, было провозглашено
безоговорочно: «Смертная казнь отменяется». Новая волна отмены смертной казни в Европе приходится на вторую
половину 70-х годов. После свержения режима «черных полковников» в Греции
по конституции 1975 года была отменена смертная казнь за политические
преступления, «кроме случаев, когда политическое преступление соединено с
уголовным». Впоследствии отмена смертной казни в Греции распространилась и
на общеуголовные преступления. В Португалии после апрельской революции 1974
года, свергнувшей реакционный политический режим, в конституции вновь
провозглашена отмена смертной казни. В Великобритании круг деяний, наказуемых смертной казнью значительно
сократился к концу XIX века и по существу ограничивался посягательствами
против личности, прежде всего убийством. В 1965 году британский парламент
принял закон об отмене смертной казни за тяжкое убийство временно, сроком
на 5 лет, а в 1969 году принял закон об отмене смертной казни за тяжкое
убийство «навсегда». До 1988 года в британский парламент 18 раз вносились
законопроекты с требованием ее восстановления прежде всего для лиц,
виновных в террористических актах, приведших к гибели людей. Но каждый раз
сторонники восстановления смертной казни в британском парламенте оставались
в меньшинстве. Из западноевропейских государств дольше всех смертная казнь
сохранялась во Франции. Но после парламентских выборов 1981 года
французский парламент принял закон об отмене смертной казни, заменив ее
пожизненным заключением. Отражением сложившейся в Западной Европе ситуации стало решение,
принятое объединением государств - Европейским Советом - 28 апреля 1983
года. Страны, входящие в него, подписали «Протокол N 6 к Конвенции о защите
прав человека, касающийся отмены смертной казни». Ст.1 этого протокола
гласит: «Смертная казнь должна быть отменена. Никто не может быть
приговорен к этому наказанию или казнен». В ст.2 Протокола государствам-
участницам разрешено введение смертной казни за преступления, совершенные
во время войны либо в условиях, когда грозит ее приближение. В момент
составления Протокола его подписали представители 13 стран из 21 входящей в
Европейский Совет. Знакомство с опытом США показывает, что за последнее десятилетие в США
произошли существенные изменения в законодательстве о смертной казни, в
масштабах вынесения смертных приговоров и в особенности в количестве
приговоров, приводимых в исполнение. Если в 30-х года в США ежегодно
приводились в исполнение в среднем 167 приговоров, то в 1967 году снизилось
до 2, после чего в США фактически установился мораторий на приведение в
исполнение смертных приговоров. Но суды продолжали приговаривать виновных к
смертной казни, когда считали это необходимым. В 1977 году, после моратория, начавшегося в 1967 году, был казнен один
из приговоренных к смерти, а затем до их число стало расти и к 1 мая 1988
года, по данным некоторых общественных организаций, составила около 2048
человек. В настоящее время в США смертную казнь применяют 38 штатов как
один из видов наказания за наиболее тяжкие, в том числе государственные
преступления. Изменились за последнее время и виды исполнения приговоров смертной
казни. Наряду с «традиционными» электрическим стулом, законодательство США
предусматривает также и внутривенное вливание снотворного и парализующих
веществ. Законы об осуществлении смертной казни этим методом, называемым
«эвфаназией» - убийством из сострадания, приняты в Оклахоме, Техасе, Нью-
Мексико и ряде других штатов. Противники смертной казни в США продолжают
борьбу за ее отмену. Смертную казнь за общеуголовные преступления применяют сегодня более
100 стран. В связи с применением смертной казни все государства могут быть
разделены на ряд групп: . В 18 странах смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например, в военное время. (Великобритания, Италия, Швейцария, а также Аргентина, Бразилия, Израиль, Канада, Мексика, Новая Зеландия). . 26 стран и территорий сохранили смертную казнь в законодательстве, но не применяют ее на практике в течение последних 10 и более лет (Бельгия, Греция, Боливия и др.) . Более 100 стран применяют смертную казнь за общеуголовные преступления. К их числу относятся бывшие республики Советского Союза, бывшие социалистические страны, а также ряд азиатских стран (Афганистан, Бангладеш, Бирма, Индия, Индонезия, Корея, Кувейт, Пакистан и др.), целая группа африканских государств )Ангола, Замбия, Нигерия и др.), все арабские государства (Египет, Ирак, Иран, Сирия и др.). В США 38 штатов применяют смертную казнь. . Несколько государств, которые применяют смертную казнь особенно интенсивно (Иран, ЮАР, Китай, Нигерия, Ирак). . С 1965 года более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. 21 страна ввела это наказание за преступления, связанные с безопасностью страны (шпионаж, предательство, контрреволюционная деятельность). 13 стран ввели смертную казнь за терроризм, в том числе угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников. 21 государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Законодательство 35 стран не предусматривает применение смертной казни
ни за какие преступления (Австрия, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды,
Норвегия, Португалия, Франция, Швеция, а также Австралия и ряд
латиноамериканских стран). Глава 2. Смертная казнь в истории России: 1398 – 1999 гг. Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно
была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически
оформившей вхождение Двинской земли в состав Московского государства. В
ней предусматривалось назначение смертной казни только в одном случае - за
кражу, совершенную в третий раз. Небезынтересно заметить, что Двинская
уставная грамота не устанавливает смертной казни за убийство. Псковская судная грамота 1467 года значительно расширяет случаи
применения смертной казни по сравнению с Двинской уставной грамотой: за
воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу,
совершенную в посаде в третий раз. Опять же в этом законодательстве ничего
не говорится о смертной казни за убийство. Какие цели преследовала власть, устанавливая в указанных выше законах
смертную казнь? Представляется, что на этой мере вплоть до конца XV века
лежал отпечаток обычая кровной мести. Став официальным государственным
установлением, смертная казнь преследовала прежде всего цель возмездия, а
также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с тем
напрашивается мысль о том, что с образованием и развитием государственности
на Руси верховная власть проявляла определенную заботу о жизни,
собственности и правах имущих, а также и о своей собственной безопасности.
Страницы: 1, 2, 3
|