Система наказания в новом УК
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уфимский юридический институт Кафедра уголовного права и криминологии Курсовая работа «Система и виды наказания». Выполнил: курсант 202 уч. взвода мл. с-нт вн. службы Шаповалов В.Е. Научный руководитель: лейтенант вн. службы Диваева И.Р. Уфа 1999 г. ПЛАН ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и система наказаний
ГЛАВА 2. Наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы: - ограничение свободы - арест - содержание в дисциплинарной воинской части - лишение свободы на определенный срок - пожизненное заключение - смертная казнь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Проблема системы видов наказания является составной частью более
общей проблемы реформирования российского уголовного законодательства. С
принятием Конституции РФ и других основополагающих актов стало возможным
проведение реформы уголовно-исполнительной системы на принципах приоритета
защиты прав личности. Реформа в области системы и видов наказания необходима в целях
повышения действенности мер уголовного наказания, обеспечение максимальной
индивидуализации наказания с учетом личности виновного и общественной
опасности совершенного деяния. Контуры проводимой в РФ реформы в области
наказания стали просматриваться достаточно отчетливо после принятия в июне
1991 года Основ Уголовного Законодательства Союза ССР и республик и
принятием таких важнейших законодательных актов как Уголовный и Уголовно-
исполнительный Кодексы РФ.[1] Проблема воздействия на преступность посредством уголовного наказания
была и остается одной из наименее изученных, хотя сентенция: «Дабы другим
неповадно было», - лежала в основе соответствующей законодательной и
правоприменительной практики на протяжении ряда столетий. Разумеется, ни
уголовный закон в целом, ни его отдельные институты не являются основными
мерами предупреждений преступлений, что, однако не может быть основанием
для пренебрежения ими. Место общепредупредительного воздействия наказания в
теоретической концепции мер борьбы с преступностью зависит от социально-
экономических условий, правовых и иных воззрений конкретного общества.[2] Судебно-правовая реформа, проводимая в РФ в условиях отказа от старой
идеологии и перехода к новой системе ценностей, может быть успешно
осуществлена при надлежащем теоретическом обеспечении правотворческого и
правоприменительного процессов. Проблема различных видов наказаний, применяемых уголовным
законодательством, будучи актуальной для большинства стран, особенно резко
обострилась в связи с ростом преступности в России и других стран бывшего
СССР, что объективно подталкивает государство к усилению уголовной
ответственности. Вместе с тем, вступление России в Совет Европы обусловило
принятие нашей страной стандартов и норм ООН в области предупреждения
преступности и отправлении правосудия, многие из которых непосредственно
относятся к уголовно-правовым санкциям. Тот факт, что значительный объем подготовленных ООН документов
касается проблемы уголовно-правовых санкций[3], говорит о большей
значимости и актуальности проблемы. Действующий уголовный кодекс РФ закладывает основы реформирования
всего уголовно-правового комплекса, всей системы уголовного правосудия. Обсуждение уголовного кодекса РФ, характер замечаний и поправок,
показали, что в вопросе о построении применения уголовно-правовых санкций
нет единого мнения. Явно преобладали карательная направленность и
ведомственный уклон.[4] Объективно это противоречит принятым международно-
правовым актам в области предупреждения преступности и принципам,
содержащимся в Конституции РФ.[5] В этих условиях юридическая наука, на
основе накопленных знаний о преступности, должна помогать поиску
компромисса между ведомственными интересами, требующим ужесточения
наказания, и системным подходом, позволяющим учитывать возможности
некарательного воздействия на правонарушителя с помощью системы уголовно-
правовых, административных, гражданско-правовых и иных санкций. Именно
таких подходов всегда придерживалась передовая отечественная наука
уголовного права.[6] В работах С.В. Познышева, А.Д. Калмыкова, Н.А.
Неклюдова, Н.Д. Сергеевского, В.А. Спасовича, Н.С. Таганцева с этих позиций
активно обсуждались вопросы о сущности, содержании и границах карательной
деятельности государства, отличий наказания от других последователей
противоправного деяния, субъекта, свойствах и лестнице наказания. В
Советский период эти идеи проводились в работах А.А. Пионтковского, М.Д.
Шаргородского, Н.Д. Дурманова, Н.А. Стучкова, И.Н. Карпеца, И.М. Гальперина
и других авторов. Таким образом, проблема уголовно-правовых санкций
продолжает оставаться актуальной и в теоретическом и в практическом
прикладном значении. Объектом исследования является отечественное уголовное право, уголовно-
исполнительное право. Предметом исследования является система наказаний, закрепленных в
Уголовном Кодексе РФ. Научному анализу были подвергнуты санкции
действующего уголовного законодательства, как связанные с лишением свободы,
так и не связанные с таковым. Методологические основы и методы исследования. Общеметодологическую основу исследования составляет диалектический
метод научного познания. В исследовании использованы общетеоретические
положения и практические разработки юристов, социологов и философов. В
качестве теоретической основы исследования проблематики исполнения
наказаний, ее системы и видов были взяты работы В.Н. Костырева, Б.В.
Здравомыслова, А.И. Рарога, М.Ф. Костюка, М.П. Мелентьева, С.Н. Пономарева
и других видных ученых занимающихся проблемой уголовно-правовых санкций и
проблемами их исполнения. В качестве методов познания использовались логический, историко-
правовой, системный и другие методы. Общетеоретической и информационной
базой являлись основные положения юриспруденции, Конституции Российской
Федерации, действующее законодательство, международные нормативно-правовые
акты, постановления Пленумов Верховного Суда РФ. В своей работе я уделил
вниманию анализ норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ,
определяющих систему и виды наказаний, а также порядок их исполнения. Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда и
Уголовно-исполнительной системы осуществляется с помощью предусмотренного
уголовным законодательством перечня наказаний, которые различаются по
своему содержанию, характеру оказывающего ими воздействия, пределу
применения и порядку исполнения. Вопросы, связанные с понятием уголовно-правовые санкции чаще всего
анализировались различными исследователями в рамках учения о наказании,
поскольку уголовное право рассматривалось как наказательное право. В настоящей работе о системе наказаний и проблемам их исполнения нашли
свое отражение взгляды таких ученых занимавшихся этими вопросами, как М.Д.
Шаргородский, Н.А. Стучков, И.С. Ной, В.Н. Костырев, Б.В. Здравосмыслов,
П.Г. Мищенков. Эти и другие авторы исследовали как общетеоретические так и
практически-прикладные вопросы построения системы наказаний и проблемы их
исполнения (по некоторым данным исследователей общепредупредительного
воздействия наказания было проведено в нашей стране и за рубежом свыше
пятьсот). Происшедшим за последние годы изменения в нашей стране изменили
систему социальных и личностных ценностей и, соответственно, конкретный
механизм воздействия уголовно-правовых санкций на поведение людей, а тем
более лиц, осужденных за преступления и отбывающих наказания. Идущие нарастающим темпом реформы в сфере политике, права, экономики и
других отраслей государственного устройства в РФ ставит на одну из первых
проблему борьбы с преступностью (в основном связанных с хищениями,
коррупцией, взяточничеством, наркоманией, мошенничеством и др.) и проблему
исполнения наказаний. Как пишет В.И. Костырев в своей диссертации: -
«лишение личного, имущественного характера, которые содержат в себе санкции
воспринимаются в настоящее время иначе, нежели несколько лет назад»[7] и
это обуславливает необходимость проведения исследований по указанной
проблематике. Цели и задачи работы. Основная цель исследования в самой общей формулировке заключается в
том, чтобы рассмотреть место отдельных видов уголовно-правовых санкций и
проблем, связанных с их исполнением в новом механизме уголовно-правового
регулирования. В соответствии с поставленной целью, задачами моей работы являются: - анализ отдельных уголовно-правовых санкций по действующему Уголовному Кодексу РФ; - исследование некоторых вопросов исполнения наказаний связанных с введением в действие нового УК РФ и УИК РФ. ГЛАВА 1. Понятие и системы наказаний Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение
преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в УК в
определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.[8] Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным
государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-
политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему
наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое
значение и исключается из уголовного законодательства, появляются новые их
виды, обусловлены общими изменениями и потребностями в общественно-
политической, экономической и идеологических сферах. Так, например, в
дореволюционном уголовном праве России наказаний получила нормативное
оформление в таких законодательных актах, как Уложение о наказаниях
уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми
судьями, Уголовное уложение 1903 г.[9] Так, в Уложении 1845 г.
предусматривалась довольно громоздкая лестница наказаний, расположенных в
порядке степеней исходя из сравнительной их тяжести. Наиболее тяжкими из
них были: лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на
Кавказ. Характерно, что лестница наказаний являла собой пример сословного
подхода к ее составлению. Он, в частности, проявлялся в том, что
представители высших сословий (дворяне, духовенство, почетные граждане и
некоторые другие) согласно Уложению освобождались от имевшихся в нем
телесных наказаний. Ст. 60 Уложения, кроме того, давала возможность замены
для дворян и чиновников кратковременный арест в тюрьме домашним арестом с
содержанием в помещении ведомства, где они служат.[10] Уголовное уложение 1903 г. все наказания делило на главные,
дополнительные и заменяющие. К главным наказаниям относились: смертная
казнь, каторга без срока и от 4 до 15 лет, ссылка на поселение и некоторые
другие. Дополнительными наказаниями являлись разного рода поражения в
правах: ограничение в праве избрания и перемены жительства; отобрание
имущества: денежное взыскание; опубликование приговоров; удаление от
должности; заключение в работном доме. Что касается заменяющих наказание,
были известны: замена одиночного заключения общим при недостатке в тюрьмах
одиночных камер: одиночного заключения в исправительном доме или в тюрьме
общим в случае удостоверенной опасности одиночного заключения для здоровья
заключенного; смертной казни и категории для лиц, достигших 70 лет –
ссылкой на поселение, а также и другие.[11] Для начального периода послереволюционного уголовного права
характерен отказ от сложившейся системы наказаний и осуществление
правосудия на основе революционного правотворчества. Это привело к
расширению круга органов, применяющих уголовное наказание (народные,
окружные суды, революционные трибуналы и др.), а также к появлению
чрезвычайно обширного не предусмотренного законом перечня наказаний,
которые применялись на основании «революционной совести». Это перечень
включая в себя свыше тридцати видов наказаний: от предупреждения,
общественного порицания и выговора до высшей меры наказания –
расстрела.[12] Впервые в Советском уголовном праве система наказаний была закреплена
в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. которые содержали
примерный перечень пятнадцати их видов, к примеру, внушение, выражение
общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности,
лишение от должности, лишение свободы, расстрел и др. В последующих кодифицированных нормативных актах (УК РСФСР 1922 г.,
Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик
1958 г., УК РСФСР 1960 г., Основы уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик 1991 г.) система наказаний совершенствовалась,
освобождаясь от излишней громоздкости и классовой направленности
карательных мер. Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. предусматривал до начала
коренных изменений, происходящий в государстве и обществе, следующую
систему наказаний: - лишение свободы; - ссылка; - высылка; - исправительные работы без лишения свободы; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; - штраф; - общественное порицание; - конфискация имущества; - лишение воинских и других званий, а также орденов и медалей, почетных званий и Почетных грамот.[13] Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по
степени их тяжести. Последние два вида наказания (конфискация и лишение
званий, орденов и т.п.) не могли применяться самостоятельно, поэтому, по
существу, в систему наказаний не входили. Не входила в систему также и
предусмотренная этим УК высшая мера наказания – смертная казнь. В последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен
новый вид наказания – условное осуждение к лишению свободы с обязательным
привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого
наказания показала его недостаточную эффективность. Выявились также и
низкая эффективность таких видов наказаний, как высылка и ссылка. В связи с
этим названные три вида наказаний из УК 1960 г. были исключены.[14] По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам
совершившим преступления, могут применяться: - штраф; - лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность; - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; - обязательные работы; - исправительные работы; - ограничение по военной службы; - конфискация имущества; - ограничение свободы; - арест; - содержание в дисциплинарной воинской части; - лишение свободы на определенный срок; - пожизненное лишение свободы; - смертная казнь. Правоприменительная практика органов правосудия по реализации
уголовной ответственности требует такой системы мер уголовно-правовой
ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание, учитывающее
все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела. Принцип
законности, лежащий в основе уголовного права РФ, не позволяет суду выйти
за пределы предусмотренного законом перечня видов наказания, как это
возможно в странах прецедентного права, где судья может «изобрести»
оригинальное наказание.[15] В учебной литературе под системой наказаний понимается исчерпывающий и
обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим
законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их
сравнительной тяжести.[16] Система наказания базируется на общих принципах уголовного права. В
ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед
законом, вины, справедливости и гуманизма. В систему не включается такие
меры уголовно-правового воздействия, которые причиняют осужденному излишние
физические страдания или которые унижают человеческое достоинство. Система
наказаний по новому российскому Уголовному праву не знает мучительных
калечащих наказаний, известных уголовному праву некоторых государств, в
частности, таких, например как телесные наказания, публичная смертная
казнь. В системе наказаний по уголовному праву РФ находят свое отражение
такие виды наказаний, как, например, исправительные работы без лишения
свободы, ограничения свободы которые не известны уголовному праву других
государств.[17] Как уже было отмечено выше, систему наказаний образуют конкретные их
виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление. Система
наказаний характеризуется следующими признаками: - Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. В соответствии с принципом – nulla poena sine lege ни одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть указаны только в законе. - Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний. - Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу наказаний». Традиционно все наказания в уголовном праве России располагались по принципу от более строгого к менее строгому. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по принципу от более строгого к менее строгому. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по принципу от менее строгого к более строгому. По этому же принципу располагаются и в альтернативных санкциях норм Особенной части УК. - Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет собой завершенное единство. В действующем российском законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ.[18]
Страницы: 1, 2, 3
|