p> Большое практическое значение имеет вопрос о правовой защите
лиц, выполняющих специальное задание по разоблачению организованной
преступной деятельности в соответствии с Законом об оперативно-розыскной
деятельности. Негласная деятельность лиц, выполняющих специальные
задания, всегда связана с риском участия в противоправной деятельности и
в таких случаях они должны чётко знать пределы возможных вынужденных
отклонений от закона и быть уверенными в своей правовой защите. Соглашусь с мнением Н.Водько о целесообразности в связи с этим
ст. 39 УК РФ дополнить специальным пунктом следующего
содержания: "не признаётся преступным деяние, вынужденно
совершённое при выполнении специального задания по защите лиц,
государственных и общественных интересов от тяжких преступлений, в
связи с которыми проводятся оперативно- розыскные мероприятия. Для эффективной борьбы с преступлениями во внешнеэкономической
сфере необходимо решить ряд правовых проблем в сфере финансового,
банковского регулирования, приватизации. Существующие механизмы и регламентирующие их нормативные
акты и документы нередко противоречивы, имеют лазейки, которыми
пользуются коррумпированные чиновники и преступные элементы. Один из аспектов криминализации
внешнеэкономической деятельности государства связан со скупкой
иностранными "инвесторами" отечественных предприятий через подставных
лиц. В правовом аспекте такие действия не наказуемы, в то же время вред экономической системе они приносят существенный. Кроме
того, по действующему валютному законодательству санкции к
экспортёру за неполучение валютной выручки могут быть применены не
ранее чем через 6 месяцев после пересечения товаром таможенной границы.
Необоснованная задержка в получении валютной выручки означает по
сути предоставление российским экспортёрам беспроцентного кредита
инопокупателю, кроме того, позволяет длительное время скрывать от
налогообложения свои валютные доходы. Вместе с тем,
ответственность уполномоченных банков за непредоставление или несвоевременное непредоставление информации о случаях
необоснованной задержки валютной выручки в действующем
законодательстве отсутствует. На федеральном уровне возможно принять
закон о контроле за инвестиционными вложениями нерезидентов. И уже в
порядке выполнения этого закона предусмотреть правовую, в том числе и
уголовную ответственность за нарушения этого закона. На мой взгляд, крайне необходимо закрепить в законе
институт защиты свидетелей. Именно из-за его отсутствия российские
граждане мало верят, а то и вообще не верят в существование "силовой" государственной структуры, способной их защищать от криминальных
структур. Именно из-за его отсутствия "рушатся" уголовные дела
против членов и лидеров организованных преступных групп. Именно
из-за его отсутствия руководители и организаторы преступного
сообщества и организованных преступных групп видят свою безнаказанность и дальнейшее процветание, "беззубость" подразделений по борьбе с
организованной преступностью. В интересах борьбы с организованной преступностью следует
усилить
ответственность за лжесвидетельство, дачу заведомо ложного
заключения, заведомо ложный донос, подкуп свидетеля[17], понуждение к
лжесвидетельству и создание других ложных доказательств. В уголовно-процессуальном законе для случаев
расследования
уголовных дел организованной преступности должен быть предусмотрен
порядок расследования, сроки, учитывающие специфику явления. Нельзя не
принимать во внимание объёмы преступной деятельности, уровни,
сферы, необходимость исследования причин и условий, отличных от
любых других дел. Требуется особый порядок разделения или соединения
производств. Существующие общие процессуальные условия не позволяют
надлежаще расследовать такие уголовные дела. Освещая вопрос о совершенствовании законодательства о
борьбе с
организованной преступностью, важно отметить отсутствие конкретного
Закона о борьбе с организованной преступностью, проект которого был
принят в третьем чтении Государственной Думой в июле 1995 года и
отклоненный в октябре 1995 года Советом Федерации "ввиду неприемлемости
отдельных положений". "Несостоявшийся" закон предусматривает гарантии законности при
его применении и посвящает отдельную главу уголовно-правовым мерам
борьбы с организованной преступностью. В статье 3 данного закона утверждается, что "борьба с
организованными группами осуществляется в общем порядке,
установленном законодательством Российской Федерации". Но нельзя
не согласиться с мнением академика Владимира Кудрявцева, что общий
порядок разрушен. Закон, о котором идёт речь, подменяет многие
понятия,
содержащиеся в уголовном кодексе, вводит другие сроки давности,
иные правила освобождения от наказания, в том числе условно-
досрочного, иные нормы сложения мер наказания, погашения судимости и
так далее. Неясно, что же будет действовать на практике - уголовный
кодекс или этот закон ? Восстанавливается практика отражения свидетельских показаний,
"в специальных протоколах, не включаемых в материалы дела" и,
следовательно, не доступных для ознакомления обвиняемому или его
защитнику. (ст.43). Согласно ст.45, свидетель может выступать под псевдонимом, с изменённой внешностью и голосом. При таких
положениях мало что остаётся от правила демократического процесса,
записанного в 123-й статье Конституции Российской Федерации; "Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и
равноправия сторон". Для действительной борьбы с организованной преступностью надо
не разрушать конституционную законность, а тщательно готовить
кадры, изгнать из "органов" коррупцию. Нельзя бороться с
беззаконием противозаконными средствами. Подлинная свобода личности
граждан только и возможна в условиях права, и лишь при этих условиях
борьба с преступностью может быть эффективной. Несогласованное рассмотрение Государственной Думой
проекта Федерального закона о борьбе с организованной
преступностью, которым вводится ряд уголовно-правовых мер, и
проекта Уголовного кодекса, вступившего в действие с 1 января 1996 -
свидетельство глубокого кризиса в нормотворческой деятельности и широкой конфронтации в органах власти и управления России. В соответствии с
конституционными принципами права нормы любого отдельного закона,
предусматривающего уголовную ответственность, подлежат включению в
действующий Уголовный кодекс. Органы, ведущие борьбу с Целесообразным
было принять Уголовный кодекс с поглощением уголовно-правовых
мер, предусмотренных проектом Федерального закона о борьбе с
организованной преступностью. Считаю важным отметить, что факт хоть какого-то выхода
обоих проектов на нормы о борьбе с организованной преступностью
является движением в реалистическом направлении. В проекте
Федерального закона о борьбе с организованной преступностью есть
соответствующие положения, позволяющие рассматривать организованную
преступность на основе права. Только в этом случае можно бороться с ней, только в этом
случае возможно ее более или менее статистическое отслеживание,
только в этом случае можно приблизиться к ее реальному пониманию и
осознанию. 6.Проблемы борьбы с организованной преступностью В России утверждается власть преступников - идёт
криминализация власти. Чем же объяснить тот неоспоримый факт, что
мафия и бандиты устанавливают в России свою власть ? Согласна с
мнением профессора Ю Качановского, что причины не только в некомпетентности и безответственности режима. Дело в том, что
власть преступников создаёт все условия для грабежа страны.
Черномырдин сделал "грозное" заявление:" В России сложилась чрезвычайная
ситуация с преступностью... Без крутых мер нам не обойтись". "Крутая
мера" № 1: места лишения свободы, колонии и тюрьмы месяцами не
финансируются. Так, в Хабаровском следственном изоляторе № 1 несколько
месяцев не платили зарплату. Были зафиксированы голодные обмороки
сотрудников тюрьмы. "Крутая мера" № 2: не финансируются учреждения
судебной экспертизы. Было заказное убийство банкира О.Кантора и его охранника. Обнаруженные на месте преступления пистолеты неделями не
исследовались на отпечатки пальцев. Причина - нет резиновых
перчаток, глицерина, ваты - купить не на что... Как собирать
и закреплять доказательства? Недофинансирование колоний и тюрем ведёт
к тому, что хозяином там станет мафия. Складывается впечатление, что борьба с преступностью (и не
только с организованной) нынешнюю власть особенно и не беспокоит.
Власти нужно, чтобы правоохранительная система прежде всего
работала на власть, боролась с той преступностью и преступлениями, на
которые указывает власть. Так было раньше. Такая же система существует
и сейчас. Особенно следует сказать о просчётах - и существенных в
самой стратегии и тактике борьбы с преступностью. Во-первых,
недооценивалась и практически не реализовывалась последовательно такая
сторона борьбы с преступностью, как её общая организация. Во-вторых, в
настоящее время нет должной правовой основы борьбы с
организованной преступностью. В-третьих, предупреждение понималось так, что оно может заменить правоохранительные меры. В-
четвёртых, само предупреждение на деле осуществлялось в виде
общих бесед, предостережений, без выявления причин и условий
преступления. Нельзя не сказать о том, что призывы к усилению борьбы с преступностью ничем не подкреплялись в организационно-ресурсном
отношении." Значительное место проблемам борьбы с
организованной преступностью отводится в Особенной части Уголовного
кодекса. Совершение преступлений организованной группой
признается обстоятельством, отягчающим наказание по 64 составам: восемь составов по разделу "Преступления против личности",
двадцать три состава по разделу "Преступления в сфере
экономики", девятнадцать составов по разделу "Преступления против
общественной безопасности и общественного порядка" девять преступлений по разделу "Преступления против государственной власти" и пять
преступлений по разделу " Преступления против военной службы". На мой взгляд, правильной представляется позиция
Н.С.
Стручкова о том, что в сфере борьбы с преступностью
обсуждается преимущественно проблема гуманизма по отношению к
преступнику. А ведь так ставя вопрос, мы вырываем из системы принципов
уголовного права лишь один из них - гуманизм. Однако к уголовному
законодательству относятся и другие принципы: законность,
демократизм, неотвратимость ответственности, равенство граждан перед
законом, справедливость. Если руководствоваться всеми названными принципами,
то обязательными условиями будут и заслуженная кара лица, признанного
судом виновным, и назначение такого наказания, какое он заслужил
с учетом тяжести деяния, опасности его личности, обстоятельств дела.
И, конечно, гуманное отношение к преступнику, оцениваемое сквозь
призму чувства общественной справедливости. Борьба с организованной преступностью снижается также из-
за несовершенства уголовно-процессуального законодательства в части
сбора и оценки доказательств. В последние годы организованная
преступность всё чаще прибегает к запугиванию свидетелей и потерпевших,
расправе над ними. Между тем у правоохранительных органов отсутствуют
реальные правовые меры по защите жизни и здоровья этих участников
уголовного процесса. В то же время практика некоторых западных стран
(Франция, США) свидетельствует о необходимости введения правового
института защиты свидетелей, которым, например, могут быть изменены
фамилия, место жительства и так далее. С учётом взаимообусловленности различных видов
преступной деятельности из сложного отработанного годами преступного
конвейера нельзя вырывать какое- либо звено и сосредотачивать на нём усилия правоохранительных органов, необходим
комплексный подход к борьбе с организованной преступностью и не
только с помощью уголовно-правовых средств. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Обобщение специфических особенностей современных преступных
образований можно свести к следующим характеристикам. 1. В условиях рыночной экономики участники организованных
преступных групп в качестве своей базы широко используют как
государственные, так и частные предпринимательские структуры. 2. Значительно возросла вооруженность организованных
преступных
групп, совершающих общеуголовные преступления и преступления в
сфере экономики. 3. Существенно возросла жестокость при совершении преступлений. 4. В жестокости организованной преступности
проявляется
складывающаяся мораль и идеология преступных сообществ,
выраженная в круговой поруке участников организованных преступных групп. 5. В случае провала операции, оставшиеся на свободе
участники
организованных преступных групп воздвигают новых лидеров и
возобновляют преступную деятельность, а находящиеся в местах
заключения лидеры организованных преступных групп продолжают
деятельность по координации ОПГ. 6. Нередко участниками организованных преступных групп
являются
военнослужащие, представители органов внутренних дел и служб
безопасности. 7. Новым в деятельности организованной преступности
является
систематическое "подкармливание" коррумпированных должностных
лиц исполнительной власти. Организованная преступность приобрела колоссальную
экономическую и даже политическую силу. Печальный опыт борьбы
с организованной преступностью во многих странах мира убеждает, что сама организация преступного сообщества и руководство им должны быть вовремя криминализированы. Деятельность правоохранительных органов по борьбе с
преступностью более мобильна, чем уголовное законодательство. Но
эти органы осуществляют свои функции лишь на основе законов.
Нормальное демократическое общество не может себе позволить бороться с
преступностью её методами, хотя это зачастую и эффективно. В
правовом государстве полиция (милиция) имеет свои законные
возможности, организационные, технические, интеллектуальные, для
эффективной борьбы. В силу различных причин идёт реальный процесс
постепенного
"отставания" уголовно-правового контроля над преступностью от
её
качественно-количественных изменений. Человечество никогда не откажется
от уголовного наказания за совершение преступлений, но оно всё больше
осознаёт его ограниченные возможности и стратегическую
бесперспективность жестоких наказаний и казней в цивилизованном обществе. Поэтому традиционные способы уголовно-правовой борьбы с преступностью
должны дополняться методами криминологического воздействия на среду и
личность. Это - единственный выход, и выход справедливый. Есть
достаточно свидетельств того, что противоправное поведение
формируется общественной средой. Поэтому общество не только обязано брать
на себя часть вины за совершаемые деяния, но и принимать необходимые меры по очеловечиванию социализации людей. В России ныне множество
острых и первоочередных проблем, которые отодвигают вопрос о более эффективном и комплексном контроле над преступностью на более благоприятное будущее. Однако решение экономических и других
проблем общества стало невозможным в отрыве от борьбы с
преступностью, так как идёт активный процесс криминализации всех
общественных отношений. Поэтому борьба с ней стала необходимым
условием национального прогресса. В той мере, в какой государство не
может обеспечить безопасность своих граждан, своих завоеваний и своих
основных институтов, в той мере будет сдерживаться экономическое,
социальное и
культурное развитие страны. В борьбе с преступностью нельзя
достичь
заметных успехов без параллельного улучшения жизни и деятельности людей. Как бы трудно ни проходило осознание национальных и
транснациональных угроз научной общественностью, политическими
партиями и законодателями, как бы ни сталкивались интересы различных
социальных слоёв и групп в этом кардинальном для нашего времени
вопросе, неотложность его решения становится до предела очевидной. Все,
кто не на словах, а на деле заинтересован в продолжении развития
цивилизованной рыночной экономики и укрепления российской
государственности, должны объединить свои усилия в установлении
надёжного контроля над мафией. Суть его триедина: 1)
криминализация организованной общественно опасной деятельности,
2) перекрытие каналов легализации преступных доходов, 3)
законнообусловленый подрыв экономического могущества преступных
сообществ. Завершая освещение темы, ещё раз обратим внимание на
главное.
Организованную преступность никто не организовывал. Это не результат
злого умысла конкретного субъекта. Она сложилась объективно на основе
чудовищной бесхозяйственности, беспредельного дефицита, грубейших
идеологических и политических извращений и просчетов.. В нашей стране организованная преступность -
порождение
командно-административной системы. Она - слепок этой системы (в
плане иерархичности и замкнутости) и её антипод (в плане своей
гибкости и динамизма). Именно подобной противоречивостью
определяется высокая эффективность организованной преступности как системы. Но этим же определяется предел возможностей её
развития. Она всегда будет зыбкой, без завершённой формы, в отличие от жёсткой бюрократической системы, её породившей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные акты 1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург :
Издательство АРД ЛТД. 1997. 2. О борьбе с организованной преступностью: Проект
Федерального
закона // Щит и меч. 1994. 27 октября. N 40. 3. Об оружии : Федеральный закон от 13 ноября 1996 года //
Российская
газета. 1996. 18 декабря. Материалы судебной практики 1. Приговор Челябинского областного суда по уголовному делу N
637502 от 10.10.1996 года. 2. Приговор Орджоникидзевского районного народного суда
г.
Магнитогорска от 30.04.1996 года. 3. Приговор Агаповского районного суда Челябинской области от
24.09. 1997 года. 4. Приговор Ленинского районного народного суда г.Магнитогорска
по уголовному делу N 63302 от 20.10.1997 года. Монографии, учебники, учебные пособия, статьи 1. Алексеев В.А. Борисов И.Н. Емельянов А.С.
Организованная
преступность : криминализация функций участников преступных формирований
// Сов. государство и право. 1991. N10. 2. Быков В. Что же такое организованная преступная группа? //
Рос.
юстиция. 1995. N10. 3. Водько Н. Перспективы совершенствования борьбы с
организованной преступностью в России // Рос.юстиция. 1995. N4. 4. Волобуев А.Н. Галкин Е.Б. Пахомов В.Д. Что такое
организованная
преступность? Определим исходное понятие // Организованная преступность /
Под ред. А.И.Долговой С.В.Дьякова М.: Юрид.лит. 1989. 5. Воронин Ю.А. Сущность и тенденции развития
организованной
преступности // Организованная преступность : состояние и тенденции
(материалы исследования). Екатеринбург, 1995. 6. Галимов И.Г. Проблемы борьбы с организованной преступностью (
по материалам Республики Татарстан) / Автореферат. Казань. 1998. 7. Гаухман Л. Максимов С. Ответственность за организацию
преступного сообщества // Законность . 1997. N2. 8. Гаухман Л. Кувалдин В. Максимов С. и др. Проблемы
борьбы с
организованной транснациональной преступностью // Законность. 1995. N1. 9. Гуров А.И. Красная мафия. М.: СТ "Самоцвет", МИКО
"Коммерческий вестник". 1995. 10. Гуров А.И. Организованная преступность в СССР //
Погружение в
трясину: (Анатомия застоя) / Сост. и общ. ред. Т.А.Ноткиной . М.:
Прогресс. 1991. 11. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и
современность. М.: Юрид.лит. 1990. 12. Долгова А.И. Причины организованной преступности
//
Организованная преступность / Под ред. А.И.Долговой С.В.Дьякова
М.:Юрид.лит. 1989. 13. Егоров А. Современные проблемы борьбы с
преступлениями
во внешнеэкономической сфере // Закон. 1997. N3. 14. Иванов Э.А. Транснациональная преступность как фактор
угрозы
государственной безопасности // Право. 1997. N2. 15. И всё же мафия есть // Магнитогорский рабочий . 1997. 16
августа.
N 162. 16. Иванов И.Г. Групповая преступность : содержание и
вопросы
законодательного регулирования // Государство и право. 1996. N9. 17. Казанский феномен живее всех живых. Хроника преступных
"разборок" // Российская газета.1996. 21 мая. 18. Качановский Ю. Петля "крутых мер" // Сов.Россия. 1995. 2
ноября. 19. Качев Н.В. Что такое организованная преступность?
Определим
исходное понятие // Организованная преступность / Под ред. А.И.Долговой
С.В. Дьякова М.Юрид.лит. 1989. 20. Комментарий к УК РФ. Под общ. ред. Ю.И.Скуратова и
В.М.Лебедева М. : ИНФРА.М-НОРМА. 1996. 21. Криминология. М.: Издательство МГУ. 1994. 22. Лунеев В.В. Организованная преступность в России :
осознание,
истоки, тенденции // Государство и право. 1996. N4. 23. Лунеев В.В. Тенденции преступности: мировые,
региональные,
российские // Государство и право. 1993. N5. 24. Лунеев В.В. Что такое организованная преступность?
Определим
исходное понятие // Организованная преступность / Под ред. А.И.Долговой
С.В. Дьякова . М.: Юрид.лит. 1989. 25.Максимов А.А. Российская преступность.Кто есть кто? М.:
ЗАО
Издательство ЭКСМО. 1997. 26. Маликов Ю. Кошмар в афинском пригороде // Магнитогорский
рабочий. 1997. 22 мая. N98. 27. Меркушев А.Е. Внимание: банда // Человек и закон. 1997. N4. 28. Миненок Н. Ткачёв Н. Объединения преступников:
формы и
специфические признаки // Соц.законность. 1991. N12. 29.Овчинский В.С. Основы борьбы с организованной преступностью
// М.: ИНФРА -М . 1996. 30.Олейник В.И. Совершенствование правовой основы
правоохранительной деятельности // Организованная преступность / Под
ред. А.И.Долговой С.В. Дьякова. М.: Юри.лит. 1989. 31.Онуфриенко Г. Криминальная проблема номер два.
(Организованная преступность и художественное наследие - новая ситуация) //
Знамя. 1995. N7. 32.Проблемы расследования преступлений, совершаемых
организованными сообществами. Криминалистика : Учеб. для вузов / Под ред.
И.Ф.Герасимова Л.Я. Драпкина. М.: Высшая школа, 1994. 33.Пристанская О,В, Что такое организованная преступность?
Определим исходное понятие // Организованная преступность / Под ред.
А.И.Долговой С.В.Дьякова. М.: Юрид.лит. 1989. 34.Савватеев Ю. Хочет ли власть бороться с
организованной
преступностью? // Законность. 1995. N12. 35.Стручков Н.С. Причины организованной преступности //
Организованная преступность / Под ред. А.И.Долговой С.В.Дьякова. М.:
Юрид.лит. 1989. 36.Уголовное право России. Общая часть.Учебник / Отв. ред.
д.ю.н. Б.В. Здравомыслов. М.: Юристъ. 1996. 37.Ярочкин В.И. Организованная преступность. Откуда исходит
угроза. М.: "Ось-89". 1995.
-----------------------
[1] Миненок Н. Ткачёв Н. Объединения преступников: формы и
специфические признаки // Соц.законность. 1991. N12.
[2] Уголовное право России. Общая часть.Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Б.В.
Здравомыслов. М.: Юристъ. 1996.
[3] Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.:
Юрид.лит. 1990.
[4] Уголовное право России. Общая часть.Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Б.В.
Здравомыслов. М.: Юристъ. 1996.
[5] Уголовное право России. Общая часть.Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Б.В.
Здравомыслов. М.: Юристъ. 1996.
[6] Иванов И.Г. Групповая преступность : содержание и вопросы
законодательного регулирования // Государство и право. 1996. N9.
[7] Быков В. Что же такое организованная преступная группа? // Рос.
юстиция. 1995. N10.
[8] Алексеев В.А. Борисов И.Н. Емельянов А.С. Организованная
преступность : криминализация функций участников преступных формирований
// Сов. государство и право. 1991. N10.
[9] Миненок Н. Ткачёв Н. Объединения преступников: формы и
специфические признаки // Соц.законность. 1991. N12.
[10] Лунеев В.В. Что такое организованная преступность? Определим
исходное понятие // Организованная преступность / Под ред. А.И.Долговой
С.В. Дьякова . М.: Юрид.лит. 1989.
[11] Гаухман Л. Максимов С. Ответственность за организацию преступного
сообщества // Законность . 1997. N2.
[12] Комментарий к УК РФ. Под общ. ред. Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева М.
: ИНФРА.М-НОРМА. 1996.
[13] Комментарий к УК РФ. Под общ. ред. Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева М.
: ИНФРА.М-НОРМА. 1996.
[14] Об оружии : Федеральный закон от 13 ноября 1996 года // Российская
газета. 1996. 18 декабря.
[15] Меркушев А.Е. Внимание: банда // Человек и закон. 1997. N4.
[16] _______________________________________
1.Водько Н. Перспективы совершенствования борьбы с организованной
преступностью в России // Рос.юстиция. 1995. N4.
[17] Егоров А. Современные проблемы борьбы с преступлениями во
внешнеэкономической сфере // Закон. 1997. N3.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|