Меню
Поиск



рефераты скачать Преступления против мира и безопасности человечества

Преступления против мира и безопасности человечества

Оглавление

Введение 2

Преступления против мира. 5

Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. 12

Преступления против человечества. 18

Заключение 21

Литература 23

Введение

Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов).
Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.

Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно- правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам, уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям.
Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей, что общепризнанные положения международного права, международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это, конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство может также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции за международные преступления.

Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы является то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78
УК).

Необходимо отметить большой вклад отечественных ученых в разработку концепции уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления) и их классификацию.
В том числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаях войны и основополагающих международно-правовых документов о наказании главных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин сформулировал понятие преступлений против человечества и указал на их основные группы (против мира, военные, против человечности)[1].
Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергского трибунала.

В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное разрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности при усвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературе двух сходных терминов: "международные преступления" и "преступления международного характера". Для того, чтобы избежать эти трудности, надо руководствоваться следующим:

. международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия;

. преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба,

При котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом . Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах.

Конечно, разграничение названных групп преступлений не носит абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мы встречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержке терроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаев названные преступления представляют при их выходе на международный уровень серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, Вот почему не исключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений в соответствии с международно-правовыми документами о борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.

Преступления против мира.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
(ст. 353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает, вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от
7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий.

Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов
-агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, как вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава
ООН[2]. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государства. Предполагается, что оценку действий государства как развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет
Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов.
Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.

Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества.
Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких государств.

Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил, выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной организации для миротворческих действий.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК, четко определена в ней.

Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей, расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций, перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и технических средств; разработка планов управления оккупированными территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов, отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны.
Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого.

Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны состава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и ее планирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качестве самостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, а реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности, прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке сопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д.

Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст.
353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение агрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории или масштабном применении иного оружия, военном вторжении, оккупации всей или части страны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и боевые действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора, уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о взаимопомощи) если они предпринимают военные операции, вопреки условиям соглашения.

Рассматриваемое деяние является длящемся: составы. охватываемые ст. 353 УК, в принципе носят формальный характер, но фактически всегда налицо особо тяжкие последствия или их реальная угроза. Субъективная сторона составов ст. 353 УК предполагает для подготовки, развязывания и ведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен и косвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действий виновного-Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте ст. 353 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления соответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят и разработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями), ведущими агрессивную войну. Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает, так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомо незаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то они отвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления и преступления против человечества.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК).
Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки агрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовки войны связано, по видимому со спецификой объективной стороны и субъекта деяния.

Основной состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает обращение в любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточно значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где находится много людей и т.д.) для того, чтобы убедить ее в необходимости начать агрессивную войну для разрешения возникшего или прогнозируемого межгосударственного конфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь
-состояние мира между государствами и - хотя в более отдаленной перспективе
" безопасность человечества.

Но, говоря об объективной стороне деяния, подчеркнем, что призыв должен быть конкретизирован: указывать на конкретную страну и формировать у аудитории из нее "образ врага". Абстрактно-ностальгические рассуждения типа
"хорошо бы вымыть сапоги в Индийском океане" преступления в смысле ст. 354
УК не образуют. Важно также установить в конкретном случае пределы возможностей лица, выступающего с призывами, реально воздействовать на общественное мнение значительной группы населения. Конечно, используемое нами понятие носит оценочный характер, но без его использования. исходя из условий места, времени и т.д. нельзя придти к обоснованному выводу о реальности 'воздействия призывов, а следовательно и об общественной опасности действий лица (лиц). Должна учитываться грань между брюзжанием в бытовой среде и целенаправленной масштабной деятельностью по навязыванию населению убеждения В необходимости агрессивной войны.

Одним из условий ответственности по ст. 354 УК является неоднократность, так как закон говорит о "призывах". Вместе с тем, изменение терминологии УК 1996 г., по сравнению с предыдущим УК, в котором говорилось q пропаганде войны свидетельствует о том, что теперь не требуется ни обращения к одной и той же аудитории, ни специальной подготовки выступлений, ни их систематичности, Достаточно повторности и конкретности,

Квалифицированный состав (ч. 2) предусматривает усиление наказания в случаях использования средств массовой информации, либо, если субъект деяния занимает государственную должность РФ или субъекта федерации. Эти понятия рассматривались в предыдущих лекциях.

За обозначенным исключением субъект преступления - любое лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона - прямой умысел.

Производство или распространение оружия массового поражения (ст.
355 УК). Ключевое слово при характеристике данного состава преступления - массовое поражение. Речь идет не об обычном стрелковом оружии, не об артиллерийских снарядах или авиабомбах даже большой мощности или снабженных устройствами для особо точного прицеливания, а об оружии (боеприпасах к нему), применение которого влечет массовую гибель людей или уничтожение природной среды, не ограниченное полем боя, а охватывающее значительную территорию и не имеющее избирательного характера. Владение и подготовка к использованию оружия массового поражения имеет важное значение для планирования и подготовки агрессивной войны, создавая у виновных психологическую уверенность в результативности нападения ; в свою очередь применение такого оружия агрессором (оно находится за рамками данного состава и предусмотрено ст. 356 УК) может явиться - как, например, применение химического оружия германской армией в первой Мировой войне - предпосылкой успеха наступления и создания паники среди мирного населения, масштабы поражающего воздействия на которое оказываются еще большими, нежели на вооруженные силы.

С учетом изложенного, непосредственным объектом рассматриваемого преступления, так же как и деяний, описанных в предыдущих статьях, является состояние мира между государствами и безопасность человечества.

Объективная сторона предполагает производство оружия массового поражения, начиная с создания экспериментальных образцов м кончая серийным производством; приобретение или сбыт в любой форме.

Иными словами, речь идет о торговле, поставках, иных формах передачи во владение, пользование и распоряжение (в том числе, безвозмездно, в кредит и т.д.), как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровне. Причем, не только государственными структурами, но и частными предприятиями, организациями, учреждениями, отдельными лицами.
Существенный признак объективной стороны запрещенность производства, приобретения или сбыта оружия массового поражения международным договором
России. В настоящее время этот запрет существует в отношении химического, биологического; установлен ряд договорных ограничений на оборот ядерного оружия, поражающее действие которого связано с ударным действием взрыва, проникающей радиацией и радиоактивным заражением (ядерное, термоядерное и нейтронное оружие). В документах ООН содержится общее определение оружия массового уничтожения (1984 г.), которое идет не от нереальной попытки дать заранее исчерпывающий перечень видов такого оружия, могущих появиться в будущем, а из их качественной характеристики; сравнимости с атомной бомбой по поражающему действию,

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.