Преступления против мира и безопасности человечества
Оглавление Введение 2 Преступления против мира. 5 Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны. 12 Преступления против человечества. 18 Заключение 21 Литература 23 Введение Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества»
впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом
вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими
международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные
агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его
существование или по крайней мере существование наций (народов).
Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший
понятие преступлений против человечества и их отдельных видов. Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые
в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активным
участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-
правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам,
уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям.
Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ,
предусматривающей, что общепризнанные положения международного права,
международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это,
конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл
должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом
отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство
может также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так
как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе
минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции
за международные преступления. Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы является
то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер:
соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых
обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих
преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут
ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78
УК). Необходимо отметить большой вклад отечественных ученых в разработку
концепции уголовной ответственности за преступления против мира и
безопасности человечества (международные преступления) и их классификацию.
В том числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаях
войны и основополагающих международно-правовых документов о наказании
главных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин
сформулировал понятие преступлений против человечества и указал на их
основные группы (против мира, военные, против человечности)[1].
Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергского
трибунала. В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного
уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых
является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него
народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное
разрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности при
усвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературе
двух сходных терминов: "международные преступления" и "преступления
международного характера". Для того, чтобы избежать эти трудности, надо
руководствоваться следующим: . международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия; . преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, При котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом . Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах. Конечно, разграничение названных групп преступлений не носит
абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мы
встречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержке
терроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаев
названные преступления представляют при их выходе на международный уровень
серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, Вот почему не
исключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений в
соответствии с международно-правовыми документами о борьбе с терроризмом и
незаконным оборотом наркотиков. Преступления против мира. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
(ст. 353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает,
вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный
составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава,
объективная сторона одного из которых состоит в
подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой
войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от
7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с
различием тяжести наступивших или возможных последствий. Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов
-агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, как
вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а
о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава
ООН[2]. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета,
территориальной неприкосновенности, политической независимости другого
государства. Предполагается, что оценку действий государства как
развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет
Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов.
Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно
не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК. Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой
статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества.
Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток
незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной
территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не
влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу
защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая
оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких
государств. Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил,
выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной
организации для миротворческих действий. Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК, четко
определена в ней. Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным
преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей,
расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и
закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций,
перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и
технических средств; разработка планов управления оккупированными
территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения
агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что
нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов,
отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их
обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны.
Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке
и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого. Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны
состава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и ее
планирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качестве
самостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, а
реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном
хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности,
прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в
частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных
позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о
приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке
сопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д. Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст.
353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных,
воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война,
вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных
пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других
граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и
т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее
развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по
развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение
агрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории или
масштабном применении иного оружия, военном вторжении, оккупации всей или
части страны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и
боевые действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора,
уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для
выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о
взаимопомощи) если они предпринимают военные операции, вопреки условиям
соглашения. Рассматриваемое деяние является длящемся: составы. охватываемые
ст. 353 УК, в принципе носят формальный характер, но фактически всегда
налицо особо тяжкие последствия или их реальная угроза. Субъективная
сторона составов ст. 353 УК предполагает для подготовки, развязывания и
ведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен и
косвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действий
виновного-Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте
ст. 353 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия
могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие
военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления
соответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят и
разработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями),
ведущими агрессивную войну. Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает,
так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомо
незаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то они
отвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления и
преступления против человечества. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК).
Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу
рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки
агрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовки
войны связано, по видимому со спецификой объективной стороны и субъекта
деяния. Основной состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает обращение в
любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточно
значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где
находится много людей и т.д.) для того, чтобы убедить ее в необходимости
начать агрессивную войну для разрешения возникшего или прогнозируемого
межгосударственного конфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь
-состояние мира между государствами и - хотя в более отдаленной перспективе
" безопасность человечества. Но, говоря об объективной стороне деяния, подчеркнем, что призыв
должен быть конкретизирован: указывать на конкретную страну и формировать у
аудитории из нее "образ врага". Абстрактно-ностальгические рассуждения типа
"хорошо бы вымыть сапоги в Индийском океане" преступления в смысле ст. 354
УК не образуют. Важно также установить в конкретном случае пределы
возможностей лица, выступающего с призывами, реально воздействовать на
общественное мнение значительной группы населения. Конечно, используемое
нами понятие носит оценочный характер, но без его использования. исходя из
условий места, времени и т.д. нельзя придти к обоснованному выводу о
реальности 'воздействия призывов, а следовательно и об общественной
опасности действий лица (лиц). Должна учитываться грань между брюзжанием в
бытовой среде и целенаправленной масштабной деятельностью по навязыванию
населению убеждения В необходимости агрессивной войны. Одним из условий ответственности по ст. 354 УК является
неоднократность, так как закон говорит о "призывах". Вместе с тем,
изменение терминологии УК 1996 г., по сравнению с предыдущим УК, в котором
говорилось q пропаганде войны свидетельствует о том, что теперь не
требуется ни обращения к одной и той же аудитории, ни специальной
подготовки выступлений, ни их систематичности, Достаточно повторности и
конкретности, Квалифицированный состав (ч. 2) предусматривает усиление наказания в
случаях использования средств массовой информации, либо, если субъект
деяния занимает государственную должность РФ или субъекта федерации. Эти
понятия рассматривались в предыдущих лекциях. За обозначенным исключением субъект преступления - любое лицо,
достигшее 16 лет. Субъективная сторона - прямой умысел. Производство или распространение оружия массового поражения (ст.
355 УК). Ключевое слово при характеристике данного состава преступления -
массовое поражение. Речь идет не об обычном стрелковом оружии, не об
артиллерийских снарядах или авиабомбах даже большой мощности или снабженных
устройствами для особо точного прицеливания, а об оружии (боеприпасах к
нему), применение которого влечет массовую гибель людей или уничтожение
природной среды, не ограниченное полем боя, а охватывающее значительную
территорию и не имеющее избирательного характера. Владение и подготовка к
использованию оружия массового поражения имеет важное значение для
планирования и подготовки агрессивной войны, создавая у виновных
психологическую уверенность в результативности нападения ; в свою
очередь применение такого оружия агрессором (оно находится за рамками
данного состава и предусмотрено ст. 356 УК) может явиться - как, например,
применение химического оружия германской армией в первой Мировой войне -
предпосылкой успеха наступления и создания паники среди мирного населения,
масштабы поражающего воздействия на которое оказываются еще большими,
нежели на вооруженные силы. С учетом изложенного, непосредственным объектом рассматриваемого
преступления, так же как и деяний, описанных в предыдущих статьях, является
состояние мира между государствами и безопасность человечества. Объективная сторона предполагает производство оружия массового
поражения, начиная с создания экспериментальных образцов м кончая серийным
производством; приобретение или сбыт в любой форме. Иными словами, речь идет о торговле, поставках, иных формах передачи
во владение, пользование и распоряжение (в том числе, безвозмездно, в
кредит и т.д.), как на межгосударственном, так и на внутригосударственном
уровне. Причем, не только государственными структурами, но и частными
предприятиями, организациями, учреждениями, отдельными лицами.
Существенный признак объективной стороны запрещенность производства,
приобретения или сбыта оружия массового поражения международным договором
России. В настоящее время этот запрет существует в отношении химического,
биологического; установлен ряд договорных ограничений на оборот ядерного
оружия, поражающее действие которого связано с ударным действием взрыва,
проникающей радиацией и радиоактивным заражением (ядерное, термоядерное и
нейтронное оружие). В документах ООН содержится общее определение оружия
массового уничтожения (1984 г.), которое идет не от нереальной попытки дать
заранее исчерпывающий перечень видов такого оружия, могущих появиться в
будущем, а из их качественной характеристики; сравнимости с атомной бомбой
по поражающему действию,
Страницы: 1, 2
|