Меню
Поиск



рефераты скачать Проблема терроризма в Дальневосточном регионе

После первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, как, например, хорватские усташи, получавшие помощь от фашистской Италии и Венгрии. Хорваты требовали независимости и были готовы принимать помощь от кого угодно. Как и у ирландцев, их борьба продолжалась и после второй мировой войны. В 20-е годы систематический терроризм культивировался на перифериях новых и многочисленных фашистских движений, а также среди их предшественников, например "фрайкоровцев" в Германии и особенно среди членов румынской "Железной гвардии". Но в целом активность боевиков оставалась в достаточно узких рамках. Наступило время массовых политических партий, как правого, так и левого толка, и анархизм перерос стадию индивидуального террора. Конечно, и в те годы случались громкие политические убийства – Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1919-м, Ратенау – в 1922-м, югославского царя Александра и французского премьера Барту в 1934-м. Поскольку последний инцидент носил международный характер и в нем было замешано четыре правительства, Лига Наций сочла необходимым вмешаться. Был вынесен ряд резолюций и основано несколько комиссий с целью борьбы с проявлениями международного терроризма. Все эти старания оказались тщетными, поскольку одни страны действительно были намерены положить конец подобным проявлениям жестокости, но другие ничего не имели против терроризма, коль скоро он лил воду на мельницу их политики. Три десятилетия спустя с похожей ситуацией столкнулась и Организация Объединенных Наций.

Основные причины обращения к террористической деятельности:

1. Причины психопатологического характера. Исследователями сделаны выводы, что среди террористов преобладают люди с психическими отклонениями.

2.  Мотивы самоутверждения, придания своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения, стандартизации.

3.  Корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения террористических актов.

4. Терроризм чаще всего является результатом абсолютного убеждения в обладании высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом «спасения» своего народа, группы или даже всего человечества.

Терроризм и международный терроризм как преступления и преступные явления, как часть организованной преступности, угрожают стать в XXI веке серьезными препятствиями на пути решения национальных, региональных и мировых проблем. Исследование показало, что контроль над терроризмом - это научное и официальное понимание данных деяний, определение сил и обстоятельств, порождающих их, а также принятие политических, правовых и других мер по предупреждению и пресечению террористической деятельности.


3. Терроризм и международное право.


11 сентября 2001 г. навсегда останется в памяти человечества. Варварская атака террористов привела к гибели тысяч ни в чем не повинных людей, граждан многих государств. Все человечество склонило в скорби свои головы. Эти жертвы не должны оказаться напрасными. Необходимо, чтобы произошедшее было должным образом осознанно человечеством и, прежде всего, теми, кто определяет политику государств.

Нет сомнений в том, что все виновные должны предстать перед судом международного сообщества и понести заслуженное наказание. Но есть и другая сторона, которую умышленно или подсознательно оставляют в стороне. Речь идет об ответственности руководителей государств, которые своей политикой содействовали созданию благоприятной для терроризма среды.
Как известно, в Великобритании и Канаде были созданы условия для широкой деятельности террористических организаций. В Германии готовились кадры квалифицированных террористов. Свою долю ответственности несет и Россия. Она не приложила необходимых усилий для мобилизации поддержки международного сообщества в борьбе против иностранной террористической интервенции в Чечне. Достаточно было бы перекрыть каналы финансирования, чтобы прекратились страдания чеченского народа. Ответственность за Чечню несут и западные державы, которые много и не без основания говорили о нарушении прав человека, но не подумали о том, чтобы воспрепятствовать финансированию террористов.

Наиболее значительна ответственность американского руководства. Основной очаг международного терроризма – режим талибов был создан при их поддержке. Дальнейшее развитие событий подтвердило давнюю мудрость – не рой яму другому, сам в нее упадешь. Оглядываясь на события, предшествовавшие теракту 11 сентября, нельзя не удивляться поведению руководителей США. Ведь еще до этого был совершен целый ряд террористических актов, как в США, так и против их учреждений за рубежом. Погибли сотни людей. Казалось бы, проще простого было бы перекрыть каналы финансирования терроризма. Но даже это не было сделано. Причина видится в позиции банков, которые на отмывании грязных денег получают от 30 до 40%.
До сих пор конвенция о борьбе с финансированием терроризма ратифицирована лишь несколькими государствами и не вступила в силу. Многими странами не ратифицированы конвенции о борьбе с терроризмом. Особенно негативной оказалась позиция сената США, который не дал согласия на ратификацию большинства конвенций такого рода. До сих пор не ратифицирован и договор о правовой помощи по уголовным делам с Россией. Резко негативную позицию заняли США в отношении Статута Международного уголовного суда.

Привлечение того же бен Ладена и его сообщников к ответственности перед Международным уголовным судом имело бы совершенно иной эффект, чем просто акт возмездия. Нельзя не учитывать, что мертвый бен Ладен будет опасней, чем живой. Международный судебный процесс позволил бы авторитетно продемонстрировать преступность терроризма, его несовместимость с основами любой человеческой морали, включая догматы ислама.

Сегодня речь должна идти о создании условий, которые бы предельно ограничили возможности международного терроризма. Произошедшая трагедия показала, что даже могущественное государство не в состоянии в одиночку обеспечить безопасность своих граждан. Это вносит новые моменты в концепцию как национальной, так и международной безопасности. Главное состоит в том, что как та, так и другая могут быть обеспечены лишь коллективными усилиями государств.

На первый план выдвигается борьба против международного терроризма, который стал главной угрозой жизни и здоровью людей, а также стабильности мировой экономической и политической систем. Ныне это одна из глобальных проблем.

Успешное решение проблемы зависит от упрочения законности как на международном, так и на национальном уровне. В качестве одной из главных задач Декларация тысячелетия ООН поставила: “Повысить уважение к верховенству права как в международных, так и во внутренних делах…”. Выражена также решимость “предпринять согласованные действия против международного терроризма и как можно скорее присоединиться ко всем соответствующим конвенциям”.

Приходится, однако, констатировать наличие серьезного препятствия на пути к достижению этих целей. Оно видится в низком уровне международно-правового сознания основной массы политических деятелей. Выступая на заседании Американского общества международного права, известный юрист А. Герсон заявил: “Нет сомнения в том, что многие члены конгресса от обеих партий ни в грош не ставят международное право…”.

Международно-правовое сознание российских политиков также далеко от идеала. Один из видных российских юристов, занимавший ряд высоких государственных постов, заявил, что необходимо пересмотреть принципы международного права. Как известно, этими принципами являются неприменение силы, мирное разрешение споров, невмешательство, суверенное равенство и др. А вот мнение видного политика, популярного политолога о роли международного права в борьбе с терроризмом: “Сегодня нет возможностей бороться с террористами в рамках международного права… Появилась неизбежность применения силы вне процедур действующего международного права”.

Позиция России по рассматриваемой проблеме была сформулирована Президентом достаточно четко. Россия выступает за широкое сотрудничество в борьбе с терроризмом. Главное внимание следует обратить усилению роли ООН и Совета Безопасности. Необходимо заключение всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом. Конференция европейских министров юстиции поддержала предложение России о разработке глобальной антитеррористической конвенции в рамках ООН.

То обстоятельство, что борьба с терроризмом должна вестись на основе международного права и под руководством ООН подтверждается резолюциями Совета Безопасности. Совет принял решение о санкциях в отношении Движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма. Решение от 28 сентября обязало государства принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для контроля за выполнением решения.
Кроме ратификации существующих и разработки новых конвенций о борьбе против терроризма предстоит решить и другие международно-правовые проблемы. Прежде всего, необходимо установить ответственность государств за все виды содействия терроризму. Начать этот процесс целесообразно с принятия соответствующего решения Совета Безопасности.
Необходима четкая квалификация актов международного терроризма. Ныне по этому вопросу существуют две позиции.

Одна из них изложена в резолюции ПАСЕ 2001 г.: Любые антитеррористические действия “должны соответствовать конвенциям ООН и резолюциям Совета Безопасности и иметь своей целью привлечение к суду вдохновителей, организаторов и спонсоров этих преступлений, а не поспешное наказание”.

Другая позиция принята НАТО. Генсек НАТО изложил ее так: “Совершенные против США теракты будут рассматриваться как действия, предусмотренные 5-й статьей Вашингтонского договора, квалифицирующей вооруженное нападение на одну или несколько стран альянса как нападение на всех его членов”.

Решение проблемы видится в следующем. В принципе борьба с международным терроризмом должна вестись уголовно-правовыми методами в соответствии с международными конвенциями. Ответственность несут физические лица.

В случае если террористические действия поддерживаются государством, то оно несет за это международно-правовую ответственность и к нему применимы контрмеры, а в случае необходимости и санкции по решению Совета Безопасности ООН.

Поведение вооруженных формирований, утвердившихся на части территории государства и не подконтрольных ему, не рассматривается как деяние этого государства и оно не несет за их действия ответственности. В случае совершения этими формированиями террористического акта против иностранного государства последнее вправе применить вооруженную силу в порядке самообороны, поставив в известность Совет Безопасности.
Думается, что последние события заставят руководителей государств с большим вниманием относиться к международному праву. Первые признаки этого уже имеются. Конгресс США решил выплатить ООН часть задолженности по взносам. Администрация США заявила, что отныне ее первоочередной задачей будет создание международной коалиции по борьбе со всеми формами терроризма.

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом:

1. Воссоздание устойчивого блокового мира;

2. Упреждение, блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;

3. Недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п., развенчание терроризма всеми силами СМИ;

передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;

4. Разрешение переговоров с террористами только этим спецслужбам и только для прикрытия подготовки акции по полному уничтожению террористов;

5. Ни каких уступок террористам, ни одного безнаказанного теракта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей – потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв.

         В Росси принят федеральный закон Российской Федерации
 «О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ.». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года.


4. Терроризм в Дальневосточном регионе.


Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу провело мониторинг регионального законодательства в области противодействия терроризму.

Согласно сведениям базы данных федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа по состоянию на 01.11.2007 года действует 34 нормативных правовых акта (18 законов и 16 иных нормативных правовых актов) в области противодействия терроризму. Из них в Республике Саха (Якутия) - 5; Приморском крае - 4; Хабаровском крае - 8; Амурской области - 3; Камчатском крае (включая Камчатскую область и Корякский автономный округ) - 3; Магаданской области - 4; Сахалинской области - 1; Еврейской автономной области - 5; Чукотском автономном округе - 1.

Как отметили Центре общественных связей и информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, общественные отношения в области противодействия терроризму на территории Дальневосточного федерального округа урегулированы также 37 актами ненормативного характера.

Анализ нормативной базы субъектов Российской Федерации в рассматриваемой области общественных отношений свидетельствует о том, предоставленные федеральным законодательством полномочия органами государственной власти субъектов Российской Федерации в основном реализованы.

Жители Дальнего Востока России - рекордсмены по количеству ложных звонков о готовящихся актах терроризма. Об этом заявил на брифинге в Хабаровске заместитель начальника оперативно-розыскного бюро главного управления МВД РФ по Дальневосточному федеральному округу Александр Горбунов. Если в южных и центральных регионах страны звонки жителей помогают предотвращать теракты (т.е. являются реальными), то на Дальнем Востоке жители в основном дают ложные звонки, авторами которых являются несовершеннолетние, алкоголики и психически больные граждане, сообщает "Восток-Медиа" со ссылкой на пресс-службу главного управления МВД РФ по ДВФО.

Благодаря проводимым мероприятиям на территории округа, в этом году не допущено ни одного акта терроризма. Вместе с тем, зафиксировано 222 телефонных звонка (+33,6% к аналогичному периоду 2002 г.) о готовящихся терактах (все оказались ложными), по 69 случаям шутники найдены и наказаны.

Впервые в регионе зафиксирован случай, когда на информации о якобы готовящемся акте терроризма хотели заработать. Жительница Приморья Марьяна Холод, 1985 г.р., позвонила в УФСБ и УВД и сообщила, что у нее имеется информация о готовящемся взрыве во Владивостоке многоэтажного дома, но за эту информацию юная леди запросила 850 тысяч долларов вознаграждения. В результате проведенных мероприятий автор звонка изобличен, информация о готовящемся теракте не подтвердилась. Вместо возможных трех лет пребывания в местах не столь отдаленных (ст.207 УК РФ) шутницу суд отпустил под подписку о невыезде.

25 февраля 2004 года в Хабаровске состоялся брифинг, на котором выступил заместитель начальника центра «Т» (по борьбе с терроризмом) Главного управления МВД РФ по Дальневосточному федеральному округу Петр Нехорошков. Он отметил, что преступлений по ст. 205 УК РФ (терроризм) в Дальневосточном федеральном округе не зарегистрировано, однако по-прежнему много заведомо ложных звонков о готовящихся актах терроризма (с начала этого года уже зарегистрировано порядка 40 таких сообщений в округе). Печальное лидерство принадлежит Хабаровскому краю, причем большинство таких звонков зарегистрировано в Комсомольске-на-Амуре.

По 20 фактам такие анонимы уже выявлены. Хотя по статье 207 УК РФ (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма) предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, но в основном звонят несовершеннолетние, сообщая о якобы заминированных учебных заведениях. Поэтому приходится раскошеливаться их родителям, платя крупные штрафы. Ведь выезд и проверка информации о заложенных взрывных устройствах обходится оперативным службам от 50 до 100 тысяч рублей.
Кстати, в Краснофлотском районном суде г. Хабаровска сейчас рассматривается уголовное дело в отношении учащегося автодорожного техникума, который сорвал занятия таким звонком о заминировании своего учебного заведения.

В 2003 году на территории округа было зарегистрировано 314 преступлений, квалифицированных по ст.207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», по сравнению с 2002 годом число таких преступлений возросло на 23,6%. Лидирует Хабаровский край (85/43), далее следует Амурская область (70/12), Приморский край (62/77) и Республика Саха (Якутия) (42/34). Выявлено 36 лиц, совершивших данные преступления, по 30-ти из которых материалы направлены в суд, 6-ти лицам предъявлены обвинения.

На территории округа в 2003 г. зарегистрировано 4095 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - против 5316 в 2002 г. (- 23,0%). Из них раскрыто 3852.
Зарегистрировано 783 преступления, совершённых с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – против 872 в 2002 г. (- 10,2 %). Раскрыто 520 преступлений.

Наибольшее количество преступлений, совершаемых с использованием оружия, зарегистрировано: УВД Приморского края - 312, МВД Республики Саха (Якутия) - 160, УВД Хабаровского края - 126.

С целью профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в ДФО проведены операции «Вихрь-Антитеррор», «Арсенал», «Динамит-Баланс», «Блок-Пост», «Щит-2003».

В рамках антитеррористических мероприятий совместно с органами ФСБ и другими ведомствами из незаконного оборота в округе изъято 4232 единиц оружия, 103 кг взрывчатых веществ, 132 взрывных устройства.

В сентябре 2007 года в Хабаровске прошло VI международное совещание по проблемам борьбы с терроризмом. Повестка дня предстоящей встречи была представлена 22 февраля членам Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН начальником Управления международного сотрудничества ФСБ России генерал-лейтенантом Алексеем Кузюрой. Как сообщает ИА "Дейта.RU", начиная с 2002 года ФСБ России ежегодно проводит международные Совещания, на которых рассматриваются вопросы правоохранительной и специальной деятельности по противодействию терроризму. Особое внимание уделяется проблемам предотвращения доступа террористов к оружию массового уничтожения, пресечения финансирования терроризма. Последний раз такое совещание состоялось в июне 2006 года в Казани. В нем приняли участие 75 делегаций из 50 стран.

Комплекс проблем борьбы с терроризмом и взаимодействия спецслужб различных стран мира обсуждался 6 сентября в Хабаровске на шестом Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов. Об этом сообщает РИА "Восток-Медиа".

Директор ФСБ России Николай Патрушев заявил, что "если в Санкт-Петербурге в совещании участвовало 38 государств, то сегодня в Хабаровске собралось уже 53 государства": "Когда мы начинали эту работу, были сомнения, что многосторонние встречи будут эффективными. Сейчас эти сомнения развеяны, каждая встреча показывает, что такие мероприятия необходимы. Важно, что у нас все шире представлены международные организации - это террористический комитет Совета Безопасности ООН, МАГАТЭ, антитеррористические центр СНГ, Шанхайской организации и ее региональной антитеррористической структурой".

По словам Патрушева, вопросы, которые рассматриваются, очень актуальны. Это и противодействие ядерному терроризму, и противостояние использованию террористами Интернета. "В этом только многостороннее сотрудничество может помочь, потому что работа одного государства не будет эффективной, - отметил глава ФСБ. - Различные ведомства будут докладывать, как можно противостоять террористическим организациям. Мы говорим о создании банка данных о событиях террористического характера, об организациях, которые к ним относятся. И как этот банк данных надо совершенствовать. В ходе совещания будут показаны показательные выступления. Мы выслушаем и выступления национальных ведомств, которые будут высказывать свои позиции".








Заключение


Борьба с терроризмом - серьезная проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения. В этой связи следует приветствовать появление "Записок о терроризме" В.Е. Петрищева. В своих статьях автор рассматривает различные аспекты терроризма и борьбы с этим явлением. Для того чтобы выстроить эффективный механизм противодействия террористическим угрозам, следует предварительно разобраться с тем, что собой представляет сам объект воздействия. В этом отношении интересны изыскания автора о природе, сущности, генезисе, проявлениях терроризма, его идеологических корнях и движущих силах. Автор вскрывает причины терроризма и обстоятельства, способствующие реализации террористических замыслов. Он показывает взаимосвязь терроризма с другими видами экстремизма, замешанного на идеологии сепаратизма, национализма, клерикализма.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Всяческие проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются все духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Террористические акты привели власти и население к созданию антитеррористических организаций и подразделений. Для многих людей терроризм становится способом решения таких проблем, как политических, религиозных, национальных. Терроризм по своей сущности относится к таким способам лишения человеческих жизней, жертвами которого чаще всего становятся невинные люди, которые не имеют никакого отношения к разгоревшемуся конфликту.






Список использованной литературы:


1. #"#">www.kommersant.ru/doc

4. www.sakhalin.info

5. www.finmarket.ru


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.