p> Для уяснения сущности и специфики прокурорского надзора следует
ограничить его от других видов надзора и контроля, осуществляемого иными
органами государственной власти. Дело в том, что контроль за законностью
возложен на различные органы власти и управления. Применяя термин
«контроль», мы имеем в виду, что он объемнее, полнее надзора, поскольку
включает в себя и возможность соответствующего вышестоящего и
контролирующего органа не только наблюдать за законностью и ставить вопрос
об устранении нарушений, но и устранять их своей властью. Такими
полномочиями обладают, например, органы местной власти и управления,
осуществляя контроль за соблюдением законности всеми государственными
органами, общественными и частными организациями, действующими на
соответствующей территории. Такой контроль возложен также на различные
государственные, межведомственные инспекции (автомобильные, санитарные,
торговые, атомного, горного, котлонадзора и т.д.). Прокурорский надзор отличают от контроля вышеуказанных органов
следующие черты. Прокуратура не обладает никакими административными функциями, поэтому
не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую
деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет
надзор, и, наконец, не подвергает деятельность и акты соответствующих
органов государственного управления оценке с точки зрения сиюминутной
целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные
органы, общественные организации, должностные лица и граждане не нарушали
закон. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передают дело
на рассмотрение суда, либо соответствующего государственного органа Исключением из этого общего правила является надзор прокуратуры за
исполнением закона при расследовании уголовных дел и частично при надзоре
за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает властными полномочиями
и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона. Существенным отличием прокурорского надзора является и то, что он
осуществляется от имени государства, поэтому имеет самые широкие границы,
распространяется на все министерства и ведомства, представительные и
исполнительные органы государственной власти субъектов РМ, органы местного
самоуправления, военного управления. При этом предметом и объектом надзора
может быть и деятельность контролирующих органов. Таким образом, прокуратура ввиду специфики своей деятельности и
структуры объединяет усилия контролирующих органов: местных, центральных, а
также деятельность органов исполнительной власти , поскольку прокурор
осуществляет надзор за исполнением всех законов, действующих на территории
РМ. Это особенно важно, когда в стране резко увеличилось количество
субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна иерархическая структура
органов исполнительной власти не может оптимально функционировать при
наличии только контроля вышестоящих органов за исполнением законов
нижестоящими учредителями. Такой контроль дополняется надзором за
соответствием законам деятельности, а также правовых актов каждого звена
данной структуры, осуществляемым соответствующим по уровню органом единой
централизованной прокурорской системы. Взаимодействие ведомственного
контроля и прокурорского надзора остается надежным средством обеспечения
законности в стране. Прокуратуру, в известной мере, можно рассматривать как
системообразующее, саморегулируемое ядро государственного контроля.
Надзирая в пределах своей компетенции за исполнением законов
контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность,
способствует преодолению местных и ведомственных влияний на них,
воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе путем
привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и
коррумпированных чиновников. Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным
исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать
правильное определение понятия законности, как социального явления. Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и
подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов,
составляющих содержание законности. Но если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на
бумаге, воля законодателя останется только пожеланием. Поэтому исполнение
закона является непременным условием соблюдения законов. Государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение
законов. Наиболее существенной гарантией является прокурорский надзор за
точным и единообразным исполнением законности. Это также является составным
элементом понятия законности. Государство устанавливает различного рода ответственность за
допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения.
Ответственность может быть уголовной, административной, дисциплинарной или
материальной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что
безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона. Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих
элементов: - законы и подзаконные акты; - исполнение законов т.е. проведение их в жизнь; - надзор за точным и единообразным исполнением законов; - ответственность за допущенное нарушение законов. Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный
регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических,
социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем
государстве - это мощный организующий и дисциплинирующий фактор, требующий
строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого
выполнения каждым своих обязанностей, способствует росту активности граждан
и в то же время удерживает их от произвола и беззакония. Важное значение в укреплении законности принадлежит Конституции РМ.
Принцип законности обозначен Конституцией как непременное условие жизни
нашего общества, успешной деятельности государственных органов, различного
рода общественных образований, должностных лиц и поведения граждан. В
Конституции провозглашено, что органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать конституцию РМ и законы. 3. Виды (отрасли) прокурорского надзора Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов
распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной
деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость
выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных
его участников или направлений. При этом единый в конечном счете объект
надзора – законность соответствующей деятельности видоизменяется,
приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного
объекта (структуры), например, соблюдение природоохранного
законодательства, надзор в местах заключения и т.д. Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно
определить как специализированные участки деятельности прокуратуры.,
обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими
им особенностями. В целом можно отметить стабильность основных направлений прокурорского
надзора с момента его возникновения до настоящего времени. С учетом сказанного и в соответствии с Законом «О прокуратуре», мы
можем четко определить направления (отрасли) прокурорского надзора. Надзор за исполнением законов В соответствии с Законом «О прокуратуре» Генеральный прокурор РМ и
подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов
министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами
субъектов РМ, органами местного самоуправления, органами военного
управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие
законам, издаваемых ими правовых актов. В предмет прокурорского надзора включается проводка законности
деятельности органов хозяйственного управления предприятиям, учреждениями,
организациями, вне зависимости от их подчиненности, общественными
организациями и движениями, должностными лицами и гражданами. Надзор за исполнением законов местными представительными органами,
органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами
общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием
законам издаваемых ими правовых актов является одним из основных
направлений в деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором. В этой отрасли прокурорского надзора наиболее рельефно раскрывается
сущность и назначение надзора за точным и единообразным исполнением законов
в государстве, осуществляемого Генеральным прокурором РМ и подчиненными ему
прокурорами. Наименование этой отрасли – «Общий надзор» - как бы ограничивает эту
отрасль от иных отраслей прокурорского надзора – за исполнением законов
органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском
судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и
постановлений судов. Ныне действующий закон «О прокуратуре» термин «общий надзор» не
использует, что, однако, не препятствует применению его для характеристики
деятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и
публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора. Сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзор
органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах
и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускается
местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений
закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению
нарушений закона. Именно в этой области государственного управления должно
быть обеспеченно действительно точное и действительно единообразное как
понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твердо
проводиться в жизнь, не смотря ни на какие местные различия и вопреки каким
бы то ни было местным и ведомственным влияниям. Задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в
Конституции РМ, в законе «О прокуратуре». Генеральный прокурор РМ и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий
надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного
управления и власти и общественными организациями, а также должностными
лицами, соответствовали Конституции РМ, иным законодательным актам РМ, а
также постановлениям Правительства РМ. Другая задача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечить
точное и единообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами. Деятельность прокуроров в сфере общего надзора весьма многогранна. Но
при всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению
законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным
образом отражаются в режиме законности в государстве. Полномочия Генерального прокурора РМ и подчиненных ему прокуроров в
области общенадзорной деятельности весьма широки. Прокурор вправе по
предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на
территории и в помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет
доступ ко всем документам и материалам, с которыми считает необходимым
познакомиться в связи с поступившими к нему сведениями о фактах
правонарушений. Прокурор может требовать от руководителей и других
должностных лиц представления необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений; выделять специалистов для выяснения
возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру
материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или
подведомственных им предприятиям и организаций, вызывать должностных лиц и
граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Установив факт преступного нарушения закона либо административного
правонарушения закона, прокурор возбуждает уголовное дело или производство
об административном правонарушении, требует привлечения виновных к иной
установленной законом ответственности. Прокуроры участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств,
заседаниях представительных органов, органов местного самоуправления. Само
это участие используется в целях профилактики правонарушений, предупреждает
подчас принятие министерствами и другими органами противоречащих закону
актов. Прокуратура проверяет также законность административного задержания
граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер
воздействия за административные правонарушения. Установив незаконность
применения таких мер, прокурор освобождает своим постановлением лиц,
незаконно подвергнутых административному задержанию. На выявления нарушения законов прокурор реагирует посредством
определенных актов. Характерными признаками всех этих актов является то,
что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по
проверке исполнения закона. Законом «О прокуратуре» применительно к рассматриваемой отрасли
надзора названы следующие акты: протест, представление, постановление. Протест прокурора. Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта,
предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом «О
прокуратуре». Протест приносится на противоречащий или не соответствующий
закону правовой акт, изданный органом государственной власти или
управления, общественной организацией или объединением, органами
государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами,
поднадзорными прокурору, а также должностными лицами. Протест в порядке общего надзора приносится как прокурором, так и его
заместителем. Протесты вправе приносить те прокуроры, на которых возложено
осуществление надзора за исполнением законов государственными органами и
общественными организациями, а также должностными лицами. Так, прокуроры
районов, городов и приравненные к ним прокуроры специализированных
прокуратур вправе в пределах своей компетенции принести протест на
незаконные правовые акты, принятые местными представительными органами,
органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами,
общественными объединениями и должностными лицами, действующими в пределах
территории, поднадзорной специализированной прокуратуре города, района. Право опротестования правовых актов, издаваемых министерствами и
ведомствами, принадлежит лишь Генеральному прокурору РМ и его заместителям. При этом следует иметь в виду, что вышестоящему прокурору принадлежит
право принести протест на незаконный правовой акт в пределах своей
компетенции. Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт
приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет,
главным образом, о таких нарушениях закона как лишение или ограничение
права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда
прокурор направляет протест, он указывает на необходимость приостановления
действия опротестованного акта. В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или
приведении его в соответствие с законом, прекращении незаконного действия
должностного лица, а также восстановлении нарушенных прав. В соответствии с Законом “О прокуратуре ” протест подлежит
обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента
его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного
устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный
срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста
незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным
требованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствовать
Закону “О прокуратуре”. Протест содержит: наименование опротестованного
правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда
правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного
правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование
незаконности или необоснованности правового акта (действие или бездействие
должностного лица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного
акта; предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с
законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к
ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в
этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в
установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов
рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест,
его классный чин, дата принесения протеста. Представление прокурора. Представление прокурора – это правовой акт прокурорского надзора об
устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им
условий, который вносится в государственный орган, общественную,
политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить
допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем
неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит
безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть
приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им
способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается
прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования
прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к
дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для
этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих
видов преследования.
Страницы: 1, 2, 3
|