Прокурора могут интересовать сведения
о состоянии законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их
устранению и
предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая
информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы
без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом;
материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и
лицензии; приходно-расходные
документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и
материалы. В одном случае прокурор истребует документы
непосредственно в прокуратуру, в другом — знакомится с ними по месту
их хранения во время проведения соответствующих проверок. В соответствии со ст.
6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, справки, их копии и
иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры
функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
Требовать от
руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения
специалистов для выяснения вопросов, возникающих, в ходе осуществления надзора
за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях
надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в
проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста как лица,
обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на
вопросы, поставленные перед ним прокурором. Привлекаются работники самых
различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы
и другие,
чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров). Полномочие
о выделении специалистов прокуроры обычно реализуют, адресуя руководителю
соответствующего органа письменное требование с просьбой направить в
распоряжение прокурора того или иного
специалиста.
Услуги, оказываемые прокурору
специалистами, выделяемыми негосударственными органами (структурами), подлежат
материальному воз-
награждению в виде выплаты гонораров.
Требовать от
руководителей органов, за исполнением законов, которыми осуществляется
прокурорский надзор, проведения проверок в
связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями. Это
полномочие реализуется направлением в адрес руководителей
органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее
результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении
проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Чаще
проведение проверок поручается органам контроля и вышестоящим органам. На
предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны
проводиться органами контроля. Требовать от руководителей поднадзорных
прокурору органов
проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных
предприятий, учреждений и организаций. Реализуется это
направлением письменного требования и реже — вынесением мотивированного
постановления. Прокуроры вправе также требовать от соответствующих органов
проведения ревизий, инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах,
участках, отделах, лабораториях, службах). Хотя об этом и не упоминается в
Законе, но прокуроры могут также требовать от руководителей предприятий,
учреждений и организаций проведения служебных расследований в связи, например,
с авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями,
недостачами материальных средств и т.д. Вправе прокуроры
требовать и проведения разного рода экспертиз, что реализуется вынесением
соответствующих постановлений.
Вызывать
должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное
место своего нахождения для истребования объяснений по поводу
нарушения закона. Обычно прокурорами потребуются письменные объяснения от
должностных лиц и граждан, составляемые самостоятельно.
Объяснения приобщаются к материалам проверки.
Проводить
прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов.
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов прокурор
проводит на основании
поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения
закона, требующих принятия мер прокурором. Что же касается проверок законности
актов, изданных федеральными министерствами и ведомствами, представительными и
исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления,
военного управления,
органами контроля, то они в соответствии с приказом Генерального
прокурора РФ от 22.05.96 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и
гражданина» могут проводиться как при наличии сведений о нарушении законов, так
и при их отсутствии.
Проверки законности актов в других
органах проводятся только в
связи со сведениями о нарушении законов. Но и обладая информацией о
нарушении законов, прокурор проводит проверки, в частности, на предприятиях, в
учреждениях и в организациях, как правило, когда их проведение нельзя поручить
органам контроля, вышестоящим или же иным органам.
Проверки
исполнения законов и проверки законности актов проводятся прокурорами в
пределах их должностной компетенции. Так, муниципальные прокуроры (районные,
городские) проводят проверки в органах районного звена. Прокуроры субъектов РФ
проводят проверки в республиканских, краевых, областных органах. При этом
вышестоящий прокурор обладает правом проводить проверки в органах, относящихся
к компетенции нижестоящих прокуроров, а в отдельных случаях поручать
проведение проверок прокурорам районов и городов в органах краевого,
областного и равных им звеньев.
Вторая группа
полномочий прокуроров по надзору за исполнением
законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и
способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц,
виновных в нарушении закона. Названные полномочия
закреплены в ст.ст. 22-25 Закона о прокуратуре. К этим полномочиям
прокуроров относятся следующие права:
а) опротестовывать противоречащие
закону правовые акты либо обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные
суды с заявлениями (исками) о признании таких актов недействующими;
б) вносить в государственные, иные
органы представления об устранении выявленных нарушений законов и
способствующих им обстоятельств;
в) возбуждать производство об административном правонарушении;
г) возбуждать уголовное дело;
д) требовать привлечения лиц,
нарушивших закон, к установленной за-
коном ответственности (дисциплинарной, материальной);
е) освобождать лиц, незаконно
подвергнутых административному за-
держанию на основании решений несудебных органов;
ж) предостерегать должностных лиц о
недопустимости нарушения закона.
Прокуроры в пределах предоставленной
им компетенции также вправе: принимать меры к обеспечению в установленном
порядке возмещения
материального ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в
интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и
граждан с исковыми заявлениями в суды общей юрисдикции
и арбитражные суды.
В ст. 6 Закона о
прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования
прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в
установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих
из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой
установленную законом ответственность, как правило, административную.
Многие права прокуроров являются
также их обязанностями. Например, из права прокурора истребовать для проверки
соответствия законам правовых актов органов представительной и исполнительной власти
вытекает его обязанность систематически проводить проверки законности этих
актов, принимать меры к своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных
при издании указанных актов. Все рассмотренные выше полномочия прокуроров
рассчитаны на активное их применение.
Активное, обоснованное применение
прокурорами предоставленных
им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов,
способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов, укреплять
законность и правопорядок в регионах и в целом по стране.
2.1 Направления (подотрасли)
прокурорского надзора за исполнением законов
На прокурора
возложен надзор за исполнением многочисленных законодательных актов,
регулирующих общественные отношения в самых
различных сферах жизни и деятельности общества. При нарушении любого закона,
кем бы оно ни было совершено, прокурор реагирует установленным законом образом,
поскольку любое правонарушение общественно опасно: исключений быть не может.
Прокурор осуществляет надзор за исполнением всех законов.
Однако в зависимости от задач,
решаемых государством на каждом
этапе его развития, кардинальным изменениям подвергается законодательство, в
особенности при смене общественной формации, что происходит в настоящее время в
России. Появляется необходимость в правовом регулировании вновь возникших
общественных отношений, например, в сфере приватизации государственных и
муниципальных предприятий, в аграрной сфере, где серьезным изменениям
подвергается институт собственности на землю. Принимаются новые законы, надзор
за исполнением которых возлагается на прокуроров. Поскольку от того, как
исполняются эти законы, во многом зависит реализация намеченных государством преобразований
в социальной, экономической, оборонной и других сферах, а также состояние
законности и правопорядка, определяются и направления прокурорского надзора за
исполнением законов.
Направление — это
надзор за исполнением конкретного закона или
нескольких, законов, регулирующих общественные отношения в определенной сфере
(банковской, налоговой, аграрной и других).
Исходя из задач, стоящих в
современный период перед российским
государством, сформировавшейся структуры федерального законодательства и
сложившейся практики работы прокуратуры, необходимо выделить следующие
направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов:
а) надзор за исполнением:
законодательства о политических правах и
свободах граждан; законодательства о гражданстве; законодательства о
беженцах и вынужденных переселенцах; трудового законодательства;
законодательства об охране труда и соблюдении правил по технике безопасности;
законодательства о занятости населения; законодательства
о здравоохранении; законодательства об образовании; жилищного законодательства;
законодательства о приватизации жилищного фонда;
законодательства о защите прав потребителей; экологического законодательства;
законодательства о ядерной и радиационной безопасности;
пенсионного законодательства; законодательства о льготах; законодательства о
борьбе с наркоманией; законодательства о несовершенно
летних; законодательства об обращениях граждан (социальная сфера);
б) надзор за исполнением законодательства о собственности; законодательства о
предпринимательстве; законодательства о приватизации
государственных и муниципальных предприятий; законодательства о
банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного
(земельного) законодательства; инвестиционного законодательства; законодательства
об аренде; дорожно-транспортного законодательства (экономическая сфера);
в) надзор за исполнением
законодательства об обороне; законодательства
об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных
ситуациях или чрезвычайном положении (оборонная сфера);
г) надзор за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности;
таможенного законодательства (внешнеэкономическая
сфера);
д) надзор за законностью привлечения
физических и юридических лиц
к административной ответственности; применения мер административного пресечения
и предупреждения; содержания под стражей
лиц, совершивших административные правонарушения (административно-юрисдикционная
сфера).
Выделяется свыше тридцати направлений
(подотраслей) "прокурорского надзора за исполнением законов, которые
должны находиться в поле
зрения прокуроров.
Что касается прокурорского надзора за
законностью правовых актов, то
здесь необходимо выделить следующие направления: надзор за законностью правовых
актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти, включая и
органы местного самоуправления; федеральными министерствами и ведомствами;
органами контроля; министерствами и
ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; пред-
приятиями, учреждениями, организациями, в том числе негосударственными;
общественными организациями.
Выделение направлений прокурорского
надзора за исполнением законов позволяет лучше организовать работу прокуратуры,
закрепить надзор
по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными
прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выявленных
нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а также составление
статистических отчетов.
В зависимости от
состояния исполнения законов и, в частности, от того, нарушения каких законов
допускаются в регионах, для одних прокуроров могут быть актуальными одни
направления прокурорского надзора за исполнением законов, для других — иные.
Если не допускаются нарушения тех или иных законов, то отсутствуют основания
для вмешательства прокурора. Необходим, следовательно, в первую очередь, надзор
за исполнением тех законов, которые нарушаются.
В связи с тем,
что в настоящее время почти повсеместно нарушается
законодательство о приватизации государственных и муниципальных
предприятий, законодательство о банках и банковской деятельности и
при этом существенно ущемляются права граждан и законные интересы
государства, прокурорский надзор за исполнением этих законов является
особо актуальным.
Для прокуроров сельских районов исключительную
актуальность
представляет надзор за исполнением аграрного (земельного) законодательства
ввиду его многочисленных нарушений.
Особого внимания со стороны
территориальных прокуроров требует
надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
С учетом большой
распространенности нарушений законов и наступающих вредных последствий для
транспортных прокуроров особую значимость приобретает надзор за исполнением
таможенного законодательства, для природоохранных прокуроров — надзор за
исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха и вод. Для военных
прокуроров, приоритетным является надзор за исполнением законодательства,
регулирующего вопросы материально-бытового обеспечения военнослужащих, сохранения
государственного имущества и вооружения.
Ввиду роста
травматизма на производстве, в особенности на малых
предприятиях, для всех прокуроров становится особо актуальным надзор
за исполнением законодательства об охране труда и соблюдению правил
по технике безопасности.
В связи с
неконтролируемым распространением огнестрельного, в том числе и боевого оружия,
среди населения и ростом преступлений, совершенных с применением оружия и
боеприпасов, в поле постоянного внимания прокуроров должен находиться надзор за
исполнением законодательства об оружии. Актуальным является также надзор за
исполнением законодательства об административных правонарушениях, поскольку
органы, наделенные правом применения административных санкций, нередко
допускают нарушения или бездействуют.
Неослабное
внимание должно уделяться прокурорскому надзору за законностью правовых актов,
издаваемых (принимаемых) органами представительной и исполнительной власти
областного и равного им звеньев,
а также органами местного самоуправления. Это обстоятельство связано
с тем, что названными органами нередко издаются акты в нарушение законов.
Нарушаются права всех или многих граждан, проживающих в соответствующих
регионах, ущемляются законные интересы предприятий,
учреждений и организаций.
Сказанное не означает, что в поле
зрения прокурора должны находиться только названные направления прокурорского
надзора за исполнением законов. При получении информации о нарушении любого
другого закона прокурор принимает меры к установлению и устранению
нарушений законов и способствующих этому обстоятельств, проводя
прокурорские проверки и совершая другие надзорные действия, внося акты
прокурорского надзора (реагирования).
2.2 Организация работы по
надзору за исполнением законов
Эффективность
прокурорского надзора за исполнением законов во
многом зависит от того, как организована работа. Организация работы по
надзору за исполнением законов — составная часть организации работы прокуратуры
в целом, под которой понимается совокупность взаимосвязанных и
взаимодополняемых мер (мероприятий, элементов) по подбору, расстановке,
повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию
(направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами,
сбору и анализу информации, анализу
работы прокуратуры и ее оценке, планированию работы, контролю за выполнением
планов, объединению усилий оперативного состава, других
органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане укрепления
законности.
Осуществление
надзора за исполнением законов в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими
работниками. В районных и
приравненных к ним специализированных прокуратурах, в зависимости
от штатной численности оперативного состава, эта работа закрепляется за
одним или несколькими помощниками прокурора. При отсутствии в штате прокуратуры
помощника прокурора, прокурорский надзор за исполнением законов закрепляется
обычно за заместителем прокурора, реже — за
прокурором. В республиканских, краевых, областных, равных им прокуратурах, в
прокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделами
по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляются
конкретные направления прокурорского надзора.
Для оказания
помощи районным и городским прокурорам и осуществления контроля за их работой
за прокурорскими работниками этих управлений или отделов закрепляются
нижестоящие прокуратуры (зоны). Не
зависимо от того, как распределены обязанности в прокуратурах,
прокуроры и их заместители участвуют в организации и осуществлении
прокурорского надзора за исполнением законов, направляют и контролируют работу
подчиненных прокуроров в этой области.
Для успешного
осуществления надзора за исполнением законов требуется хорошее знание
законодательства и практики его применения, высокое профессиональное
мастерство. Это вызывает необходимость постоянного повышения квалификации
прокурорских работников. Поэтому
различными формами учебы охватываются все прокурорские работники,
осуществляющие надзор за исполнением законов.
Важнейшими
элементами организации работы по надзору за исполнением законов являются сбор
информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы. Дело в том,
что выполнение стоящих перед
прокуратурой задач по надзору за исполнением законов предполагает наличие
полной и объективной информации о нарушении законов, позволяющей систематически
анализировать состояние, структуру и динамику правонарушений, и многочисленные
обстоятельства, способствующие нарушениям. В широком плане под информационным
обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор,
обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его
осуществления. Наибольший интерес для прокуроров представляют сведения о
нарушении законов. Прокурор обязан проявлять активность в получении таких
сведений.
Емкими
источниками информации о нарушении законов являются
письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в
прокуратуру; сообщения средств массовой информации (периодической печати,
радио, телевидения); обращения в прокуратуру руководителей предприятий,
учреждений, организаций, предпринимателей, фермеров и других юридических и иных
лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных
органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах.
Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах,
материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по
уголовным делам.
Разнообразной
информацией обладают налоговые инспекции, комитеты по земельным ресурсам и
землеустройству, центры санитарно
эпидемиологического надзора и многие другие государственные органы
специальной компетенции, осуществляющие функции государственного
контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в
определенных сферах общественной жизни. Поэтому прокуроры путем
истребования из таких органов соответствующих материалов и сведений
или непосредственно при посещении этих органов получают, в частности,
информацию:
- о выявленных ими нарушениях
законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях;
- о наступивших вредных последствиях
в результате совершения этих нарушений;
- о принятых или принимаемых мерах по
устранению и предупреждению нарушений законов;
- о числе должностных лиц и граждан,
привлеченных к административной, иной ответственности;
- о количестве и суммах заявленных
исков в суды и арбитражные суды
в возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов;
- о количестве материалов,
направленных в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы для
решения вопроса о возбуждении
уголовного дела, и другую информацию.
Названные органы
обычно имеют перспективные и текущие планы
или программы своей деятельности, с которыми также необходимо знакомиться
прокурору и организовывать свою работу, сообразуясь с этими
плановыми документами.
Многочисленными
сведениями о нарушении соответствующих законов обладают органы Министерства
внутренних дел РФ, Федеральной
службы безопасности России, Федеральной службы налоговой полиции
РФ, Государственного таможенного комитета РФ. Обширной и разносторонней
информацией о состоянии законности и правопорядка в регионах располагают органы
представительной и исполнительной власти, а также органы местного
самоуправления.
Сводные данные о
нарушениях законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах
общественной жизни, могут быть получены прокурором в региональных органах
Государственного комитета РФ по статистике. Данные о числе и суммах
рассмотренных и удовлетворенных исков могут быть получены в судах общей
юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, в судах, а также в
административных комиссиях при местной (муниципальной) администрации и в других
органах, обладающих правом применения административных санкций, прокуроры получают
сведения о числе лиц, привлеченных к административной ответственности.
Сведениями о несоблюдении требований государственных стандартов обладают
региональные органы Государственного комитета РФ по стандартизации и
метрологии. Банковские, финансовые и
налоговые органы обладают сведениями о поступлениях средств, взыскиваемых с
виновных по решениям судов и органов, обладающих правом применения
административных санкций.
В процессе
организации работы по надзору за исполнением законов
необходимая прокурору информация о нарушении законов может быть
получена в различных общественных организациях и движениях. Соответствующую
информацию прокуроры получают при изучении и расследовании уголовных дел, при
участии в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.
Встречаясь с
трудовыми и другими коллективами, гражданами по месту их жительства, с
работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе
представительных и исполнительных органов власти, различных совещаний и
заседаний, прокуроры нередко получают информацию о нарушениях законов.
Разносторонние контакты прокуроров с правоохранительными органами и с органами
контроля, с руководителями органов власти и управления, с депутатами служат
также обогащению информационной базы прокурорского надзора за исполнением
законов.
Не следует
сбрасывать со счетов и такой емкий источник информации, каким являются личные
(визуальные) наблюдения прокуроров, восприятие ими реальной действительности.
Полученная
прокурором информация о нарушениях законов подлежит тщательному анализу,
который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те
законы, которые нарушаются чаще, органы и должностных лиц, допускающих эти
нарушения. Глубокий и всесторонний анализ позволяет прокурору определить
содержание первоочередных мероприятий, которые в наибольшей мере могут способствовать
предупреждению нарушений законов, в том числе наметить органы, где проверки
исполнения законов надлежит провести в первую очередь. Анализ позволяет
определить также те проверки, проведение которых следует поручить другим
органам, помогает более целенаправленно осуществлять прокурорский надзор за
исполнением законов.
Работа по надзору
за исполнением законов организуется на плановой
основе. Отдельные планы работы по надзору за исполнением законов, как
правило, не составляются. Соответствующие мероприятия, объединенные
в самостоятельный раздел, включаются в перспективные и текущие планы работы
прокуратуры. И, прежде всего:
а) проведение проверок исполнения
законов в связи с сигналами об их нарушении;
б) проверки законности издаваемых
правовых актов;
в) проведение совместных или
одновременных с другими органами проверок исполнения законов;
г) подготовка актов прокурорского
надзора (реагирования), в том числе
обобщенных представлений, а также информации по результатам изучения
правоприменительной практики;
д) подготовка и предъявление исков и
заявлений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
е) подготовка методических
рекомендаций по проведению проверок исполнения законов;
ж) проведение разного рода
предупредительно-профилактических мероприятий (бесед, выступлений в средствах
массовой информации).
Предусматривается
также проведение различных аналитических мероприятий, в том числе по обобщению
и изучению практики работы прокуратуры, а в вышестоящих прокуратурах —
мероприятий по оказанию
помощи районным и городским прокурорам в правильной организации
надзора за исполнением законов.
Плановые
мероприятия прокуратуры во избежание дублирования необходимо согласовывать с
мероприятиями, планируемыми и реализуемыми другими правоохранительными органами
и органами контроля.
Необходимо учитывать также мероприятия, проводимые в регионах по
решениям органов представительной и исполнительной власти.
В процессе
исполнения планы работы могут корректироваться. Однако общий объем
запланированных мероприятий должен быть выполнен.
В определенной мере этому способствует контроль со стороны руководителей
прокуратур за выполнением планов работы, который должен быть постоянным.
Вышестоящие прокуроры проводят проверки исполнения
заданий, плановых мероприятий в нижестоящих прокуратурах. Такие
проверки — один из методов управления органами прокуратуры.
Осуществляя надзор за исполнением
законов, прокуроры тесно взаимодействуют с другими подразделениями прокуратуры,
с прокурорскими работниками, за которыми закреплены другие направления
(отрасли) надзора, а также со следователями. Это взаимодействие проявляется во взаимном
обмене разносторонней информацией, в согласованности действий, исключающей
дублирование, проведении совместных надзорных а также иных действий и
мероприятий. Прокуроры поддерживают тесные деловые контакты с руководителями,
депутатами и другими сотрудниками органов представительной и исполнительной
власти, правоохранительных органов и органов контроля. Контактируют прокуроры и
с общественными организациями и объединениями. Организация такого
взаимодействия и поддержание контактов является составной частью организации
работы.
Все
положительное, передовое, применяемое при осуществлении
надзора за исполнением законов, рекомендации, разработанные учеными и
практиками и направленные на совершенствование работы прокуратуры, подлежат
распространению, внедрению в практику работы всех
прокуратур. Поэтому распространение передового опыта и внедрение
научных рекомендаций в практику — это один из элементов организации работы.
В ходе
организации работы по надзору за исполнением законов большое внимание уделяется
ее учету, так как хорошо налаженный учет помогает изучению (анализу)
проделанной работы, позволяет видеть объем
и в определенной мере качество выполненной работы, допущенные недостатки и,
следовательно, оценивать ее, облегчает осуществление оперативной и
статистической отчетности.
Список литературы
1. Басков В.И. Курс прокурорского
надзора. М., Зерцало, 2000
2. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор
за исполнением законов. М., 1998
3. Винокуров Ю.Е. Курс лекций и
практикум Прокурорский надзор, изд. Экзамен, М., 2003
4. Гражданский процессуальный кодекс
РФ
5. Конституция РФ. 1993., М.- 2001
6. Михайлов В.А. Практикум по
прокурорскому надзору, изд. «Юридическая литература», М., 2000
7. Положение о координации
деятельности правоохранительных органах по борьбе с преступностью: от 18.04.96
№ 567 // СЗ РФ 1996, № 17
8. Прокурорский надзор в РФ. Уч. под
ред. Чувилева А.А.,М., 1999
9. ФЗ "О прокуратуре РФ"
//СЗ РФ 1995. №47
Страницы: 1, 2
|