p> При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и
суду, необходимо обращать внимание следующее: > кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего; > где и в качестве кого работают родители > имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком размере; > каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи.
«Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье
формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы,
отношение к труду»[9]. При выяснении условий учебы или работы следователь и суд
устанавливают: > в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний; > в каком классе и какова успеваемость, поведение; > принимал ли участие в общественной жизни школы; > с кем дружит; > применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие проступки.
Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал,
выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли
это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией
по делам несовершеннолетних. В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его
связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на
подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно
знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого
времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он
добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения. Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом.
Существенное значение имеют следующие обстоятельства: > совершал ли он раннее преступления, когда и какие; > за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден; > где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы; > находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени; > состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; > привлекался ли к административной ответственности. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению
преступления, собираются данные относительно: > источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и т.д.); > обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление; > обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности. > устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением; > источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления; > выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами. Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие
рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и
общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное
преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия
наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы
были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры
по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали
результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен
своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него
обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего
осуществления контроля»[10]. Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под
отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же
причин и условий, которые способствовали совершению им преступления. При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой
инстанции проверяются: > выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР; > что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления. ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Эти данные составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих
доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность
подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в
вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную
деятельность. В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних
проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также
выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц: > заранее не обещанное укрывательство; > приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем; > вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков; > небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при совершении преступления; > формирование условий для преступлений несовершеннолетних в результате их развращения; > содержание притонов, распространение предметов порнографического характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от содержания детей и т.п. «Верховный Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами
расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая,
что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с
качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних
в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота
предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном
заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на
дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»[11] При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых
необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или
психического воздействия, направленного на возбуждение у
несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении
преступления. Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему
условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и
совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных
обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной
ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной
ответственности. ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ходе производства по делам несовершеннолетних органы
предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392
УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у
несовершеннолетнего. «Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с
психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для
данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности,
запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и
т.д.»[12]. Для получения сведений о возможной умственной отсталости
необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц;
истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие
документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального
и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо
выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог
ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими. При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать
значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела
психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую
экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы:
1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)?
3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются?
4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими?
5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они характеризуются?
6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском наблюдении?
7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего? Следует отметить комплексная психолого-психиатрическая экспертиза
назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с
олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом,
астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает,
прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если
да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о
наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину
этого. «Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего,
его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных
особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к
фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют
существенное значение для индивидуализации его ответственности и
наказания»[13]. В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от
уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении
принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной
ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ. Так как
несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу
отставания в психическом развитии, не связанного с психическим
расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в
полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих
действий (бездействия), либо руководить ими. А дело подлежит прекращению
по основаниям указанным в ч.2 ст. 5 УПК РСФСР. В заключении данной главы хотелось бы отметить следующее, что при
утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и
рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение
органами предварительного следствия требований ст. 392 УПК РСФСР. В случае
установления существенной неполноты материалов дела в этом отношении и
невозможности их восполнения в судебном заседании дело возвращается для
производства дополнительного расследования, а также невыполнение требований
ст.392 УПК РСФСР может быть основанием отмены приговора. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (ДОСУДЕБНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются все
возможности, предусмотренные ст. 70 УПК РСФСР. В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные
действия:
1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей: > обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного руководителя, воспитателей; > соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.; > в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению преступления; > допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных представителей ст. 72 УПК РСФСР.
2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного учреждения, с мест работы и жительства.
3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, материалы комиссии по делам несовершеннолетних.
4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка. Справка с указанием источника сведений и копия поручения о производстве обследования приобщается к делу.
5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия каждого, не допуская обезличенных формулировок. И другие следственные действия. АРЕСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила применения
мер принуждения к несовершеннолетним (ст. 393 УПК РСФСР). Задержание и
заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к
несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается
тяжестью совершенного деяния, при наличии оснований, указанных в ст. 91, ч.
2 ст. 96 и 122 УПК РСФСР. Существенное значение имеют, в частности, такие
обстоятельства, как повторность преступления, направленность умысла,
последствия, дерзость и агрессивность преступных действий, отрицательное
поведение после совершения преступления, длительное отсутствие определенных
занятий, прочные связи с преступной средой и т.д. Применение заключения под стражу соответствует требованиям ст.393 УПК
РСФСР лишь тогда, когда по совокупности обстоятельств, характеризующих
содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности
личности и его отношение к содеянному и последующее поведение и арест
представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения. «Международные стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что
содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях
изоляции их от источников "уголовного влияния", родители или заменяющие их
лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки
уведомляться о произведенном аресте»[14]. Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не
терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Если при аресте
или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они
уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве
которого находится дело. При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор
обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими основание
для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить
несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Несовершеннолетний,
подозреваемый или обвиняемый, его защитник или законный представитель могут
обжаловать в суд решение следователя и прокурора о заключении
несовершеннолетнего под стражу в порядке, установленном ст. 220.1 УПК
РСФСР. «Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на
предварительном следствии ареста несовершеннолетнего в качестве меры
пресечения»[15]. ОТДАЧА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОД ПРИСМОТР В УПК РСФСР предусмотрено, что к несовершеннолетним, кроме мер
пресечения, предусмотренных статьей 89 УПК РСФСР, может применяться отдача
под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним,
воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, - отдача под надзор
администрации этих учреждений (ст.394 УПК РСФСР). Отдача под присмотр
рекомендуется международно-правовыми документами, как основная альтернатива
аресту несовершеннолетнего, поскольку сочетает постоянный надзор за его
поведением с составлением в семейной или заменяющей среде. Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц,
перечисленных в ст.394 УПК РСФСР, так и по инициативе следователя,
прокурора, суда, но с согласия лиц, которым подросток отдается под
присмотр. Администрация "закрытого детского учреждения" не может отказаться
от поручения о надзоре. Должны быть собраны данные об отношении этих лиц к
воспитанию; выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья,
характера работы осуществлять присмотр. Обязательство может взять на себя один из родителей, но участие его в
деле в качестве законного представителя не исключает возможности его
принятия. Обязательство о присмотре принимает руководитель учреждения или
уполномоченное им должностное лицо. Администрация учреждения вправе
принимать при этом необходимые меры, соответствующие внутреннему распорядку
учреждения (поручение кому-либо из воспитателей повседневно наблюдать за
подростком, ограничение выхода из расположения учреждения и встреч с
посторонними и т.п.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|