p> При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и
суду, необходимо обращать внимание следующее:  > кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего;  > где и в качестве кого работают родители  > имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком размере;  > каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи. 
«Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье
формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы,
отношение к труду»[9]. При выяснении условий учебы или работы следователь и суд
устанавливают:  > в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;  > в каком классе и какова успеваемость, поведение;  > принимал ли участие в общественной жизни школы;  > с кем дружит;  > применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие проступки. 
Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал,
выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли
это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией
по делам несовершеннолетних.  В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его
связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на
подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно
знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого
времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он
добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.  Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. 
Существенное значение имеют следующие обстоятельства:  > совершал ли он раннее преступления, когда и какие;  > за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден;  > где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;  > находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени;  > состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;  > привлекался ли к административной ответственности.  ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ  Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению
преступления, собираются данные относительно:  > источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек  (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и т.д.);  > обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление;  > обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности.  > устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением;  > источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;  > выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.  Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие
рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и
общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное
преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия
наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы
были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры
по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали
результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен
своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него
обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего
осуществления контроля»[10].  Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под
отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же
причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.  При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой
инстанции проверяются:  > выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР;  > что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.  ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ  Эти данные составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих
доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность
подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в
вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную
деятельность.  В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних
проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также
выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц:  > заранее не обещанное укрывательство;  > приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем;  > вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков;  > небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при совершении преступления;  > формирование условий для преступлений несовершеннолетних в результате их развращения;  > содержание притонов, распространение предметов порнографического характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от содержания детей и т.п.  «Верховный Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами
расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая,
что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с
качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних
в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота
предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном
заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на
дополнительное расследование (или соответственно к отмене приговора)»[11]  При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых
необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или
психического воздействия, направленного на возбуждение у
несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении
преступления.  Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему
условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и
совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных
обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной
ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной
ответственности.  ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО  В ходе производства по делам несовершеннолетних органы
предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392 
УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у
несовершеннолетнего.  «Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с
психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для
данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности,
запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и
т.д.»[12]. Для получения сведений о возможной умственной отсталости
необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц;
истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие
документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального
и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо
выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог
ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.  При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать
значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела
психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую
экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы: 
1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту? 
2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)? 
3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются? 
4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими? 
5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они характеризуются? 
6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском наблюдении? 
7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего?  Следует отметить комплексная психолого-психиатрическая экспертиза
назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с
олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом,
астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает,
прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если
да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о
наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину
этого.  «Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего,
его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных
особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к
фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют
существенное значение для индивидуализации его ответственности и
наказания»[13].  В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от
уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении
принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной
ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ. Так как
несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу
отставания в психическом развитии, не связанного с психическим
расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в
полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих
действий (бездействия), либо руководить ими. А дело подлежит прекращению
по основаниям указанным в ч.2 ст. 5 УПК РСФСР.  В заключении данной главы хотелось бы отметить следующее, что при
утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и
рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение
органами предварительного следствия требований ст. 392 УПК РСФСР. В случае
установления существенной неполноты материалов дела в этом отношении и
невозможности их восполнения в судебном заседании дело возвращается для
производства дополнительного расследования, а также невыполнение требований
ст.392 УПК РСФСР может быть основанием отмены приговора.  ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (ДОСУДЕБНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО  ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются все
возможности, предусмотренные ст. 70 УПК РСФСР.  В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные
действия: 
1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей:  > обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного руководителя, воспитателей;  > соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.;  > в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению преступления;  > допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных представителей ст. 72 УПК РСФСР. 
2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного учреждения, с мест работы и жительства. 
3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, материалы комиссии по делам несовершеннолетних. 
4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка. Справка с указанием источника сведений и копия поручения о производстве обследования приобщается к делу. 
5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия каждого, не допуская обезличенных формулировок. И другие следственные действия.  АРЕСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО  Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила применения
мер принуждения к несовершеннолетним (ст. 393 УПК РСФСР). Задержание и
заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к
несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается
тяжестью совершенного деяния, при наличии оснований, указанных в ст. 91, ч. 
2 ст. 96 и 122 УПК РСФСР. Существенное значение имеют, в частности, такие
обстоятельства, как повторность преступления, направленность умысла,
последствия, дерзость и агрессивность преступных действий, отрицательное
поведение после совершения преступления, длительное отсутствие определенных
занятий, прочные связи с преступной средой и т.д.  Применение заключения под стражу соответствует требованиям ст.393 УПК 
РСФСР лишь тогда, когда по совокупности обстоятельств, характеризующих
содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности
личности и его отношение к содеянному и последующее поведение и арест
представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения.  «Международные стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что
содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях
изоляции их от источников "уголовного влияния", родители или заменяющие их
лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки
уведомляться о произведенном аресте»[14].  Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не
терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Если при аресте
или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они
уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве
которого находится дело.  При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор
обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими основание
для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить
несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Несовершеннолетний,
подозреваемый или обвиняемый, его защитник или законный представитель могут
обжаловать в суд решение следователя и прокурора о заключении
несовершеннолетнего под стражу в порядке, установленном ст. 220.1 УПК 
РСФСР.  «Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на
предварительном следствии ареста несовершеннолетнего в качестве меры
пресечения»[15].  ОТДАЧА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОД ПРИСМОТР  В УПК РСФСР предусмотрено, что к несовершеннолетним, кроме мер
пресечения, предусмотренных статьей 89 УПК РСФСР, может применяться отдача
под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним,
воспитывающимся в закрытых детских учреждениях, - отдача под надзор
администрации этих учреждений (ст.394 УПК РСФСР). Отдача под присмотр
рекомендуется международно-правовыми документами, как основная альтернатива
аресту несовершеннолетнего, поскольку сочетает постоянный надзор за его
поведением с составлением в семейной или заменяющей среде.  Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц,
перечисленных в ст.394 УПК РСФСР, так и по инициативе следователя,
прокурора, суда, но с согласия лиц, которым подросток отдается под
присмотр. Администрация "закрытого детского учреждения" не может отказаться
от поручения о надзоре. Должны быть собраны данные об отношении этих лиц к
воспитанию; выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья,
характера работы осуществлять присмотр.  Обязательство может взять на себя один из родителей, но участие его в
деле в качестве законного представителя не исключает возможности его
принятия.  Обязательство о присмотре принимает руководитель учреждения или
уполномоченное им должностное лицо. Администрация учреждения вправе
принимать при этом необходимые меры, соответствующие внутреннему распорядку
учреждения (поручение кому-либо из воспитателей повседневно наблюдать за
подростком, ограничение выхода из расположения учреждения и встреч с
посторонними и т.п.). 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |