Порядок возбуждения уголовного дела
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Южно-Сахалинский институт (филиал)
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»
на тему «Порядок возбуждения уголовного дела»
(наименование темы)
Выполнена: студенткой 3 курса группы 3501(у)
заочной формы обучения на базе ВПО
специальности 030501 «Юриспруденция»
Панина Светлана Ивановна Шифр
(Ф.И.О. полностью)
Руководитель
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, звание)
Отметка о допуске (недопуске) к защите
«____»_______________200___г. _____________________________
(подпись руководителя)
г. Южно-Сахалинск 2010г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение
1. Порядок возбуждения уголовного дела
1.1. Органы и должностные лица, имеющие право возбуждать уголовные дела
1.2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
1.3. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу
2. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
2.1.Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного и частно–публичного обвинения
2.2.Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения
2.3. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
2.3.1. Последние уточнения в порядок возбуждения уголовных дел против судей
2.4. Отказ в возбуждении уголовного дела
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Ч.1 Ст. 1 Конституции РФ гласит: « Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».[1]
Демократическое правовое государство означает верховенство правового закона и приоритет прав человека и гражданина. Одним из принципов уголовного процесса является законность, то есть «неукоснительное соблюдение законов компетентными органами государства (органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда)»[2]. Последовательная реализация этого принципа служит непременным условием построения действительно правового государства.
Реформирование правовой системы, а также произошедшие за последние годы изменения в экономической и политической жизни России в значительной мере оказали влияние на сферу уголовного судопроизводства. Так, при введении Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ был кардинальным образом изменен ряд институтов уголовно-процессуального закона, введены новые понятия и направления процессуальной деятельности. Значительным преобразованиям был подвергнут порядок возбуждения уголовного дела.
Возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса, которой присущи конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг субъектов, их уголовно-процессуальных действий и правоотношений и т.д. В условиях переориентации российского уголовного судопроизводства на усиление обеспечения прав личности обостряется проблема законности и обоснованности акта возбуждения уголовного дела, в связи с чем, вопросы процессуального порядка возбуждения уголовного дела приобретают особую актуальность и нуждаются в подробном объективном исследовании.
Важность задач, разрешаемых на указанном этапе уголовного процесса, определяет его общественно-политическое значение. Своевременное и законное разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела надежно обеспечивает защиту интересов граждан, общественных организаций от преступных посягательств. В стадии возбуждения дела обеспечивается необходимое реагирование органов власти на каждый преступный факт.
Цель данной курсовой работы – исследовать порядок возбуждения уголовного дела с современной точки зрения. Достижение поставленной цели потребовало решения следующего ряда задач:
- рассмотреть поводы и основания для возбуждения уголовного дела;
- изучить процессуальный порядок возбуждения уголовного дела;
- охарактеризовать основания отказа в возбуждении уголовного дела;
- сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, возникающих между органами уголовного преследования и иными участниками уголовного судопроизводства при возбуждении уголовного дела и реализации правовых средств обеспечения его законности и обоснованности.
Предмет исследования составляют нормы современного российского законодательства, регулирующие порядок возбуждения уголовного дела и деятельность по обеспечению его законности и обоснованности.
Законодательной основой данной работы выступают – Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие порядок возбуждения уголовного дела на современном этапе в Российской Федерации.
1. Порядок возбуждения уголовного дела
В современном уголовном процессе термин «возбуждение уголовного дела» имеет несколько различных понятий: это первоначальная стадия уголовного судопроизводства; процессуальный акт, которым начинается предварительное расследование; и уголовно-процессуальный институт.
Возбуждение уголовного дела, как самостоятельная, первоначальная стадия уголовного процесса, представляет собой принятие решения уполномоченным на то государственным органом о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового. Такое решение формулируется в постановлении соответствующего должностного лица, а решение суда — в определении. Постановление (определение) о возбуждении уголовного дела является необходимым законным основанием производства предварительного расследования по делу с целью решить задачи уголовного судопроизводства: выявить обстоятельства совершения преступного деяния, установить виновных лиц и принять к ним соответствующие меры уголовного воздействия.[3]
1.1. Органы и должностные лица, имеющие право возбуждать уголовные дела
Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием, осуществляемое следователем, органом дознания и дознавателем. Суд как независимый от обвинения орган не имеет права возбуждать дела публичного обвинения. Установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, суд вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) и направить материал прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, в случае установления заведомой ложности показаний свидетеля)[4].
При наличии законных повода и основания возбуждение уголовного дела является актом, не зависящим от волеизъявления какого-либо лица, имеющего отношение к делу. Исключением являются дела "частного" и "частно-публичного" обвинения, которые по закону могут быть возбуждены только по жалобе потерпевшего. В большинстве случаев уголовные дела возбуждаются в отношении фактов (событий), заключающих в себе признаки преступлений, и поэтому в момент начала процессуальной деятельности лицо, совершившее преступление, как правило, не известно.[5]
1.2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и достаточное основание. Под поводами к возбуждению уголовного дела понимаются те источники, из которых органы, возбуждающие дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении. Основание — это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.[6]
В ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрены основные поводы к возбуждению уголовного дела, среди которых значатся: заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела являются заявления о преступлениях, которые могут быть устными и письменными. Письменные заявления должны быть обязательно подписаны лицами, от которых они исходят (заявителями). В том случае, если заявление сделано в устной форме, оно заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, следователем, прокурором или судьей, принявшим это заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В том случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т.е. сообщение принимается должностным лицом, получившим данное сообщение (заявление), о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. При приеме заявления гражданам разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.
Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Такие заявления не регистрируются и могут быть использованы только в оперативных целях. Если в анонимном сообщении речь идет о подготовке или совершении преступления, подобное сообщение нужно рассматривать, как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать данные, полученные в результате такой проверки.[7]
Явка с повинной — это добровольное личное обращение в органы дознания, к следователю, прокурору или в суд (к судье) гражданина с заявлением о совершенном им преступлении. Заявление может быть и о подготовляемом преступном деянии (приготовлении или покушении), результаты которого еще не наступили. Такое заявление может быть как устным, так и письменным (ст. 142 УПК РФ). При явке с повинной устанавливается личность явившегося, и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Сведения, сообщенные лицом, явившимся с повинной, подлежат тщательной проверке, поскольку возможен самооговор. В практике известны также случаи, когда лицо является с повинной с целью скрыть факт совершения более тяжкого уголовного преступления.
Следует учитывать, что явка с повинной может иметь место лишь в случае, когда о событии преступления, либо о лице, совершившем преступное деяние, не известно компетентным органам. Когда работникам дознания, следствия либо суду уже известно событие преступления и лицо, его совершившее, явки с повинной быть не может (ст. 142 УПК РФ).
Уголовный закон расценивает явку с повинной, как акт раскаяния и, в соответствии с ч.1 ст.61 Уголовного кодекса РФ явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание. Если в уголовном деле имеется явка с повинной, и нет обстоятельств, отягчающих наказание, то назначаемое наказание не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ст. 62 УК РФ). Кроме того, суд при вынесении приговора может счесть явку с повинной исключительным обстоятельством и в соответствии со ст. 64 УК РФ назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, либо более мягкий вид наказания, или не применять дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.[8]
Таким образом, государство поддерживает и поощряет добровольную явку с повинной, как активно способствующую раскрытию преступлений.
Информация о совершенном или готовящемся преступлении, может быть получена из иных источников, как правило, она оформляется рапортом лица, получившего данную информацию (ст. 143 УПК РФ). К информации такого рода можно отнести непосредственное обнаружение органом дознания, следствия, прокурором либо судом признаков преступления.
Также необходимо отметить, что в случае обнаружения в ходе расследования уголовного дела по одному преступлению, признаков совершения обвиняемым по данному уголовному делу другого состава преступления, необходимо с согласия прокурора возбудить уголовное дело по вновь выявленному составу преступления и соединить его с уже расследуемым.
Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо и достаточное основание. Так ст. 140 УПК РФ говорит о том, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Из этого следует, что основание к возбуждению уголовного дела представляет собой единство доказательственных данных о том, что – само деяние, о котором поступило сообщение, имело место в действительности; и это деяние содержит признаки состава преступления, т.е. предусмотрено уголовным законом в качестве преступления.
Необходимо отметить, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела необязательно установить наличие состава преступления полностью. Зачастую лицо, совершившее общественно-опасное деяние и форма его умысла следователю или дознавателю на момент возбуждения уголовного дела неизвестны. Поэтому, для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно установить наличие объективной стороны (общественно-опасное действие (бездействие); вредные последствия; наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями) и объекта (общественные отношения, охраняемые уголовным законом на которые направлено общественно-опасное деяние) преступления.
Другими словами, для возбуждения уголовного дела необходимо установить наличие события преступления, т.е. существовал ли сам факт деяния, подпадающего под признаки преступления; каким способом оно было совершено; когда произошло преступление; место совершения преступления; на какой стадии завершилась реализация преступного замысла. Когда будет установлен субъект преступления, а также субъективная сторона, будет приниматься решение о форме окончания предварительного расследования (прекращение либо направление в суд для рассмотрения по существу).[9]
По общему правилу, до возбуждения уголовного дела, производство следственных действий запрещено, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, в этом случае до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия. Данное исключение сделано для того, чтобы следователь (дознаватель) могли изъять с места происшествия следы преступления, которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. Протокол осмотра места происшествия также служит одним из оснований возбуждения уголовного дела. Исключительность осмотра места происшествия обусловлена и тем, что промедление с изъятием будущих доказательств и их оформлением, может привести к их полной потере.
Установив, что собранных в ходе проверки материалов достаточно, орган дознания, дознаватель, следователь с согласия прокурора или прокурор принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, что оформляется мотивированным постановлением.
1.3. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу
Личная заинтересованность в деле судьи, прокурора, следователя, дознавателя несовместима с публичным характером уголовного процесса. Несовместима с ним и личная заинтересованность иных, помимо дознавателя, работников органа дознания, которые могут осуществлять неотложные следственные действия начальника подразделения дознания, а также руководителя следственного органа.[10]
Принципиальным для уголовного процесса является положение о недопустимости совмещения в лице одного субъекта различных процессуальных ролей. Если лицо участвовало в стадии расследования, например в качестве эксперта, специалиста и др., или являлось потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком, то оно уже не может в ходе расследования осуществлять процессуальные функции дознавателя, следователя, прокурора, а также не может быть судьей при рассмотрении данного дела. Поскольку свидетель в уголовном процессе незаменим, то лицо, бывшее очевидцем преступления, пусть даже и не допрошенное в качестве свидетеля, не может по данному делу участвовать в судопроизводстве в роли дознавателя, следователя, прокурора, а также быть судьей. Судья не может рассматривать дело, если ранее он участвовал в его расследовании в роли дознавателя, следователя или прокурора.
Наличие родственных связей есть серьезное основание для того, чтобы усомниться в беспристрастности судьи. В данной статье под родственниками понимается гораздо более широкий круг лиц, чем указанный в п. 4 ст. 5 УПК. Это также лица, связанные более отдаленными родственными узами.
"Иные обстоятельства", о которых идет речь в ч. 2 ст. 61 УПК, могут дать основание предположить заинтересованность судьи в деле и позволяют сомневаться в беспристрастности судьи, а также дознавателя, следователя, прокурора. Это факт близкого знакомства с кем-либо из участвующих в деле лиц, наличие дружеских или, напротив, неприязненных отношений; обстоятельства, относящиеся к поведению судьи как в ходе судебного заседания, так и во внеслужебное время, и др.
В интересах правосудия особенно важно, чтобы судья, а также присяжный заседатель в ходе судебного разбирательства воздерживались от высказывания любых оценок и выводов по существу рассматриваемого дела. Если судья допускает такие высказывания, это является основанием для устранения его от участия в рассмотрении дела.
В судебной практике участие судьи в рассмотрении дела, по которому ее супруг проводил оперативно-розыскные мероприятия, было признано обстоятельством, устраняющим судью от участия в деле по мотиву заинтересованности . Как основание, устраняющее судью от участия в рассмотрении дела, было признано то обстоятельство, что судья ранее, по другому делу, являлась защитником подсудимого, который был по тому делу признан виновным и осужден.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
2.1.Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного и частно–публичного обвинения
При наличии повода и достаточного основания орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах своей компетенции, возбуждают уголовное дело (публичного обвинения), о чем выносится соответствующее постановление.[11]
Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей (ст. 476 УПК РФ). Во вводной части постановления – указывается дата, время, место, а также кем вынесено постановление. В описательной части – излагаются повод и основание для возбуждения уголовного дела. В резолютивной части – указывается пункт, часть, статья Уголовного кодекса РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело. Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.[12]
Необходимо обратить внимание на то, что квалификация преступления в указанном постановлении дается исходя из признаков преступления, установленного по результатам рассмотрения сообщения (заявления) о преступлении. Эта квалификация может не совпадать с квалификацией преступления в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого. Но в том случае, когда дается юридическая квалификация одного и того же преступного деяния, повторное возбуждение уголовного дела не требуется.
Постановление о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К данному постановлению прилагаются материалы проверки сообщения (заявления) о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места преступления, освидетельствование, назначение судебной, медицинской экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление о возбуждении уголовного дела, незамедлительно принимает одно из следующих решений – дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. Принятие прокурором решения требует принятия соответствующих организационных мер.[13]
О принятом решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день должен уведомить заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (подозреваемого). Такое уведомление должно быть направлено в тот же день, когда принято решение, о чем делается соответствующая отметка в постановлении о возбуждении уголовного дела или в постановлении об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.
Уголовное дело считается возбужденным с того момента, когда прокурором дано согласие на возбуждение уголовного дела. Срок предварительного расследования исчисляется с даты, указанной в постановлении о возбуждении уголовного дела следователем (дознавателем).
В том случае, если следователем или дознавателем вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, относящегося в соответствии со ст. 151 УПК РФ к его подследственности, в этом же постановлении о возбуждении уголовного дела содержится и решение о принятии данного уголовного дела к своему производству (ст. 476 УПК РФ).
Если возбуждено уголовное дело, подследственность которого в соответствии с правилами ст. 151 УПК РФ должна быть определена прокурором, об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Прокурор, дав согласие на возбуждение уголовного дела, поручает расследование преступления тому или иному органу предварительного расследования.
Исключение из общего правила о незамедлительном направлении прокурору постановления о возбуждении уголовного дела сделано для случаев, когда уголовные дела возбуждены капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, а также главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. В этом случае они обязаны незамедлительно уведомить прокурора о начатом расследовании обстоятельств дела с помощью имеющихся в их распоряжении средств связи. Постановление о возбуждении уголовного дела и материалы расследования передаются прокурору в данных случаях незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.[14]
В отличие от вышеупомянутых уголовных дел публичного обвинения существуют уголовные дела частно-публичного обвинения (ч.3 ст.20 УПК РФ). Их особенность заключается в том, что такие дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. В таком порядке возбуждаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных:
- ст.131, 132 УПК РФ - взыскание процессуальных издержек;
- ст. 136 УПК РФ - возмещение материального вреда;
- ст. 137 УПК РФ - обжалование решения о производстве выплат;
- ст. 138 УПК РФ - восстановление иных прав реабилитированного;
- ст. 139 УПК РФ - возмещение вреда юридическим лицам;
- ст. 145 УПК РФ - решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении;
- ст. 146 УПК РФ - возбуждение уголовного дела публичного обвинения;
- ст.147 УПК РФ - возбуждение дела частно-публичного обвинения.
Вместе с тем в отличие от дел частного обвинения уголовные дела частно-публичного обвинения не подлежат в дальнейшем прекращению в связи с примирением потерпевшего лица с обвиняемым. Производство по таким делам ведется в общем порядке. Это обстоятельство необходимо разъяснять заявителям. В заявлении потерпевшего должен быть указан не только факт совершения в отношении него деяния, содержащего признаки преступления. Кроме этого, должно быть совершенно определенно указано, что потерпевший выражает просьбу возбудить уголовное дело.
В соответствии с ч. 2 статьи 147 УПК РФ прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего лица в случаях, когда последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать самостоятельно свои права и законные интересы. Возбудив уголовное дело, прокурор поручает производство расследования по нему следователю или дознавателю.
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке установленном положениями ст. 146 УПК РФ уполномоченное лицо совершает следующие действия:[15]
1) Прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования органу дознания, органу предварительного следствия, нижестоящему прокурору или принимает дело к своему производству в соответствии с п.2. ч.2. ст.37 УПК РФ. Следователь, вынесший постановление о возбуждении уголовного дела, после дачи прокурором согласия на возбуждение уголовного дела приступает к производству предварительного следствия.
2) Орган дознания после дачи согласия прокурором на возбуждение уголовного дела производит неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. В случаях возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ, производится дознание по правилам, установленным гл. 32 УПК РФ.
Прокурор в соответствии с п.2 ч.3 ст.150 УПК РФ вправе дать письменное указание о производстве дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести.[16]
2.2.Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения
Процессуальный порядок возбуждения уголовных дел частного обвинения обладает некоторыми особенностями, одна из которых состоит в том, что по общему правилу без добровольного волеизъявления потерпевшего лица уголовное преследование по таким делам осуществляться не может. Исключение составляют лишь те случаи, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в состоянии, которое лишает его возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы (например, зависимость от обвиняемого, беспомощное состояние и т.п.). В этом случае уголовное дело частного обвинения может быть возбуждено самим прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора (ч.4 ст. 20 УПК РФ), т.е. при таких обстоятельствах уголовное дело возбуждается при отсутствии заявления потерпевшего лица (ч. 3 ст. 21 УПК РФ).[17]
Следует отметить, что к уголовным делам частного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст. 20 УПК РФ:[18]
- ст. 115 УК РФ - умышленное причинение легкого вреда здоровью;
- ст. 116 УК РФ – побои;
- ч. 1 ст. 129 УК РФ – клевета;
- ст. 130 УК РФ – оскорбление.
Такие уголовные дела возбуждаются путем подачи потерпевшим лицом или его законным представителем заявления мировому судье. Заявление потерпевшего должно содержать следующие данные: наименование суда, в который оно подается; описание события совершенного преступления, места, даты, времени, а также обстоятельств его непосредственного совершения; просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности за указанное преступление; список представляемых свидетелей, которых необходимо вызвать в суд; подпись потерпевшего лица, подавшего данное заявление.
В заявлении потерпевшего должны быть достаточно полно отражены обстоятельства произошедшего конфликта (драка, побои, клевета, оскорбления и т.п.), а также представленные доказательства, которыми подтверждаются доводы заявителя (пострадавшего лица). Это необходимо для того, чтобы судья имел возможность дать правильную правовую оценку действиям указанных в заявлении лиц, решить вопрос о подсудности рассматриваемого спора, принять уголовное дело к своему производству и организовать его дальнейшее рассмотрение. Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения.[19]
В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником. Здесь следует отметить, что к числу близких родственников закон относит – супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушку, бабушку и внуков (п. 4 ст. 5 УПК РФ). Уголовное дело в этом случае также может быть возбуждено прокурором, но после этого оно должно быть направлено для производства предварительного расследования в форме дознания, согласно положениям п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
В том случае когда, уголовное дело частного обвинения может быть возбуждено прокурором в силу того, что потерпевший находится в беспомощном состоянии или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы самостоятельно, такое уголовное дело направляется для производства предварительного расследования по нему. Причем вступление в уголовное дело прокурора не лишает стороны дела права на примирение.
С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему должны быть разъяснены его права, в частности представлять доказательства и участвовать в их исследовании, излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также предъявлять по уголовному делу иск. Об этом составляется протокол, который подписывают судья и лицо, подавшее заявление.
Лицо, подавшее заявление в установленном законом порядке признается потерпевшим. В соответствии с ч.1 ст.42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда. В данном случае права потерпевшего и частного обвинителя разъясняются лицу, подавшему заявление, одновременно с принятием судьей заявления к своему производству, поэтому вынесения особого постановления о признании потерпевшим не требуется.[20]
Представляется разумным, что мировой судья обязан разъяснить заявителю не только права потерпевшего и частного обвинителя, но также и их обязанности, предусмотренные ст. 42, 43 УПК РФ, в том числе и ответственность за отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания.
Потерпевший по уголовному делу частного обвинения в случае его неявки по вызову судьи без уважительных причин не может быть подвергнут приводу. Положение ч.6 ст. 42 УПК РФ на него не распространяется.
В соответствии с ч. 3 ст. 249 УПК РФ неявка потерпевшего без уважительных причин по делам частного обвинения влечет за собой прекращение уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления (п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ). В этом случае мировой судья выносит постановление о прекращении уголовного дела частного обвинения в связи с отказом частного обвинителя от обвинения (ст. 477 УПК РФ). Это положение также следует разъяснять лицу, подавшему заявление (заявителю).
2.3. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в особом (усложненном) порядке принятия решения:[21]
— о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц;
— о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
В ч. 1 ст. 447 УПК указан круг субъектов, в отношении которых принимается такое решение. Такими субъектами являются:[22]
- члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления;
- судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
- Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации;
- прокурор, следователь, адвокат;
- член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого на основании заключения коллегии судей или судьи. Для получения такого заключения прокурор должен обратиться в суд с представлением, где оно рассматривается в закрытом заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления. Рассмотрение представления происходит с участием, как самого прокурора, так и лица, в отношении которого оно внесено, а также защитника этого лица. В результате чего суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.[23]
Применительно к судьям, закон требует для возбуждения дела в отношении их или предъявления им обвинения не только судебного заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления, но и согласия Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей. Это мотивированное решение должно быть принято в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.
Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлены гарантии деятельности этих лиц. В частности, член Совета Федерации, депутат Госдумы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Госдумы, в том числе по истечении срока их полномочий.[24]
Следует подчеркнуть, что когда уголовное дело возбуждено в отношении указанных лиц с соблюдением определенных законом требований, тогда последующее решение о привлечении этих лиц в качестве обвиняемых принимается в общем порядке, т.е. самостоятельно следователем прокуратуры, расследующим дело, если не происходит изменение квалификации совершенного деяния. Когда же уголовное дело возбуждено в отношении другого лица тогда соблюдение приведенных выше требований для привлечения в качестве обвиняемого лица, указанного в ч.1 ст.447 УПК РФ, обязательно.
Изменение в ходе расследования дела квалификации деяния, содержащейся в заключение судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Госдумы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого. Изменение квалификации, которое может повлечь улучшение положения лица, производится по решению следователя.[25]
УПК РФ регламентирует порядок действий, которые должны производиться после возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, для лишения его неприкосновенности (ст. 448 УПК РФ). В этом случае Генеральным прокурором в Госдуму в течение 3х суток должно быть направлено соответствующее представление. В случае принятия Госдумой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора в течение 3х суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято в срок не позднее 3х месяцев со дня вынесения постановления Госдумы, о чем в течение 3х суток извещается Генеральный прокурор. Решение Госдумы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч.1 ст.27 УПК РФ.
2.3.1. Последние уточнения в порядок возбуждения уголовных дел против судей
Госдума на заседании 12 марта 2010 приняла в третьем чтении пакет законов о совместных заседаниях высших судов и порядке возбуждения уголовных дел против судей.
Поправки в статью 12 закона "Об арбитражных судах в РФ" предлагают ввести положение, согласно которому, в случае необходимости, могут проводиться совместные заседания пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и пленума Верховного Суда РФ.
Поправки в статью 16 закона "О статусе судей в РФ" уточняют особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовным делам.
Предлагается возбуждать дела по мотивированному решению Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей в десятидневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, без получения заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.
Принятый закон устраняет существующие противоречия между законом "О статусе судей в РФ" и Уголовно-процессуальным кодексом РФ, говорится в пояснительной записке.
Сейчас, в соответствии со статьей 16, согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу дается соответствующей квалификационной коллегией судей после представления председателя СКП и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.
Однако, согласно УПК, соответствующее решение принимается главой СКП с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей без получения заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.
Для устранения этого противоречия из статьи 16 закона "О статусе судей в РФ" исключается норма о заключении судебной коллегии о наличии признаков преступления в действиях судьи.[26]
2.4. Отказ в возбуждении уголовного дела
При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отсутствием основания к возбуждению уголовного дела следует считать отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Причем отказ в возбуждении уголовного дела по таким основаниям, как отсутствие события преступления и отсутствие в совершенном деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица (п.1,2 ч.1 ст. 24 УПК РФ).
Если отказано в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, в котором было указано на совершение преступного деяния конкретным лицом, то прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении заявителя, направившего ложное сообщение, по признакам преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ – заведомо ложный донос.[27]
Если о совершенном преступном деянии было сообщено средствами массовой информации (телевидение, радио, пресса), а в результате оперативной проверки этого сообщения в возбуждении уголовного дела было отказано, то информация об отказе в возбуждении уголовного дела подлежит обязательному опубликованию. Представляется, что такая информация должна быть распространена в тех же изданиях и теле-, радиопередачах, в которых ранее было распространено сообщение о якобы совершенном преступлении.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть, в течение 24 часов с момента его вынесения, направлена заявителю и соответствующему прокурору. При этом заявителю разъясняются право обжалования постановления прокурору или в суд и порядок такого обжалования. Прокурору следует направлять не только копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и все материалы оперативной проверки сообщения (заявления) о совершенном или готовящемся преступлении. Это будет соответствовать полномочиям прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п.1 ч.2 ст.37 УПК РФ).[28]
После получения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заявителем может быть подана жалоба. Должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязано разъяснить заявителю его право на такое обжалование. Заявитель вправе оспаривать как сам отказ, так и мотивы решения. На постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органом дознания или следователем, жалоба приносится прокурору, осуществляющему надзор за производством дознания и следствия. Постановление прокурора, отказавшего в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
Рассмотрение жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела осуществляется согласно ст. 124, 125 УПК РФ. Так, прокурор должен рассмотреть жалобу в течение 3 суток со дня ее получения, в исключительных случаях, когда необходимо истребовать дополнительные материалы, принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы - до 10 суток.[29]
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, причем заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.[30]
Отменив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор возбуждает уголовное дело или возвращает материалы для дополнительной проверки. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит об этом постановление и направляет его прокурору, который принимает решение о возбуждении уголовного дела. О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме.
Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.
В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.
Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.[31]
Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.
В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.
Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.[32]
Заключение
В представленной работе был рассмотрен порядок возбуждения уголовного дела с современной точки зрения.
Возбуждение уголовного дела - это самостоятельная и первоначальная стадия уголовного процесса, представляет собой принятие соответствующего решения уполномоченным на то государственным органом о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового. Такое решение, как правило, формулируется в постановлении (или определении).
Для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и достаточное основание. При наличии повода и достаточного основания орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах своей компетенции, возбуждают уголовное дело.
Принятое в установленном порядке решение о возбуждении уголовного дела - это юридический документ, который служит правовым основанием для производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения. Следует отметить, что решать вопрос о возбуждении уголовного дела или отказе от возбуждения могут лишь те органы и должностные лица, которые уполномочены на это законом.
В целом можно сказать, что в законодательстве РФ наблюдаются недоработки относительно порядка возбуждения уголовных дел, и в будущем необходимо было бы оптимизировать процедуру возбуждения уголовных дел:
- совершенствовать порядок возбуждения уголовного дела путем закрепления в законе перечня проверочных мероприятий по сообщению о преступлении и регламентации порядка производства отдельных следственных действий, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела;
- рассматривать акт возбуждения уголовного дела частного обвинения, как действия и решения потерпевшего, выражающие отношение к произошедшему преступному деянию в заявлении о преступлении и т.д.
Список использованной литературы
Нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //"Российская газета", № 237, 25.12.1993 г.
2. .Уголовный кодекс Российской Федерации N 63-ФЗ от 13 июня 1996 года
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года
4. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 4 мая 1994 г. № 3-ФЗ
5. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ.
Правовая литература
Комментарии. Словари.
1. Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ (Постатейный)/ под ред. А.В.Смирнова.- М.: Кнорус, 2009
2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / под ред. А.Я. Сухарева. – М, 2006.
3. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева. – М.: Спарк, 2003.
4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ/ под ред. Петрухина И.Л. – М, 2002.
5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ под общ. ред. Радченко В.И..- М., 2005.
6. Процессуальное право: Энциклопедический словарь. – М.: Издательство «НОРМА», 2003.
Учебники, учебные пособия, периодические издания.
1. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учебник.- М., 2004.
2. Вандышев В.В. Уголовный процесс: конспект лекций. – СПб, 2002.
3. Громов Н.А.Уголовный процесс России. - М.1998г.
4. Громов, Н.А. Уголовный процесс России: учебное пособие. - М.: Юристъ, 2005.
5. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: учебник для вузов (с источниками нормативных материалов, схемами и библиографией). – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2001.
6. Даньшина Л.И. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
7. Игнатов А.Н. Курс российского уголовного права. Общая часть: учебное пособие. – М.: НОРМА, 2006.
8. Кобликов А.С. Уголовный процесс: учебник.– М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004.
9. Коврига З.Ф. Уголовный процесс России. учебное пособие. – М., 2004.
10. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник. - М.: Юристъ, 2005.
11. Лукашевич В.З. Уголовный процесс России. Особенная часть - СПб, 2005.
12. Рыжаков А.П. Уголовный процесс: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004.
13. Шитов В.И. Уголовно-процессуальное право: учебник. – М: Изд. «Буква», 2005.
14. РИА «Новости» 12 марта 2010г., 10:57 (Интернет ресурс)
[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //"Российская газета", № 237, 25.12.1993 г.
[2] Н.А.Громов Уголовный процесс России. М.1998г. Стр..216
[3] Процессуальное право: Энциклопедический словарь. – М.: Издательство «НОРМА», 2003.
[4]Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ (Постатейный)/ под ред. А.В.Смирнова.- М.: Кнорус, 2009
[5] Шитов В.И. Уголовно-процессуальное право: учебник. – М: Изд. «Буква», 2005. – с.145
[6] Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник. - М.: Юристъ, 2005. – с.272
[7] Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ.
[8] Уголовный кодекс Российской Федерации N 63-ФЗ от 13 июня 1996 года – ст.61, 62, 64
[9] Вандышев В.В. Уголовный процесс: конспект лекций.СПб, 2002.- с. 96
[10]Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ (Постатейный)/ под ред. А.В.Смирнова.- М.: Кнорус, 2009
[11] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года - ст.146
[12] Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учебник /.- М., 2004.- с.138
[13] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / под ред. А.Я. Сухарева. – М, 2006. – с. 119
[14] Рыжаков А.П. Уголовный процесс: учебник для вузов./ М.: НОРМА, 2004.- с.95
[15] Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева, науч. ред. В.П. Божьев. – М.: Спарк, 2003. – с.201
[16] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года - ст.149
[17] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года - ст.318
[18] Игнатов А.Н. Курс российского уголовного права. Общая часть:/ учеб.пос. – М.: Изд-во НОРМА, 2006. – с.131
[19] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / под. ред. Петрухин И.Л. – М, 2002.- с. 76
[20] Гуценко К.Ф. Уголовный процесс/: учебник для вузов (с источниками нормативных материалов, схемами и библиографией). – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2001.- с. 159
[21] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года - ст. 448
[22] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. / под ред. Радченко В.И..- М., 2005.- с. 112
[23] Громов, Н.А. Уголовный процесс России: учебное пособие / - М.: Юристъ, 2005. – с.95
[24] Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 4 мая 1994 г. № 3-ФЗ
[25] Кобликов А.С. Уголовный процесс: учебник/. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – с.97
[26] РИА «Новости» 12 марта 2010г., 10:57
[27] Уголовный процесс России. Особенная часть / под общ. ред. В.З. Лукашевича. - СПб, 2005. – с 69
[28] Даньшина Л.И.Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России: учебное пособие для вузов /. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – с.194
[29] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года - ст. 124
[30] Коврига З.Ф. Уголовный процесс России. учебное пособие. /.– М., 2004.- с. 137
[31] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года - ст. 125
[32] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года - ст. 125
|