Органы предварительного расследования
Министерство внутренних
дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра
«Уголовного процесса»
Дисциплина
«Правоохранительные органы в РФ»
РЕФЕРАТ
по теме: «Органы предварительного расследования»
Автор:
Адъюнкт кафедры
рядовой
милиции
Ловин
В.А.
Белгород - 2008
План
|
Вступительная часть
|
1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного
расследования.
|
2. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и
полномочия.
|
3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.
|
Заключительная часть (подведение итогов).
|
Введение.
Текущее
уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской
Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое
рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования,
которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой
правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания,
направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений
путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и
привлечения виновных к уголовной ответственности. Закон также обязывает данные
органы выявлять все существенные обстоятельства по делу и принимать меры,
направленные на предупреждение преступлений.
Основываясь
на доказательствах, полученных в ходе предварительного расследования, суд
(судья), исследовав их в ходе судебного заседания, выносит приговор по
уголовному делу.
В ходе
лекции мы рассмотрим формы предварительного расследования, а также органы,
осуществляющие предварительное следствие и дознание, их структуру, а также
компетенцию следователя, дознавателя.
Перейдем к
рассмотрению первого вопроса.
1.
Понятие
предварительного расследования. Формы предварительного расследования.
Перед тем как приступить к
рассмотрению понятия предварительного расследования, необходимо осветить исторический
очерк развития органов предварительного следствия и дознания в России
До 1860 г. расследование преступлений входило в круг
обязанностей полиции. В роли следователей выступали в
основном квартальные надзиратели, а в крупных городах существовали особые
должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие
производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные
присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав,
следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие поручалось
особо выделенным чиновникам, командируемым на места происшествий губернаторами,
министром внутренних дел и даже царем.
Явная неудовлетворительность состояния следствия была
очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских
чиновников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от
полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены
должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции.
Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным
следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и
проступках, которыми устанавливалось производство предварительного следствия,
определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями,
регламентировались другие вопросы.
Должность судебного следователя была приравнена к
должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по
представлению губернатора и с согласия губернского прокурора. Условия работы
судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя
формально они были подчинены Министерству юстиции, фактически в гораздо большей
степени зависели от губернаторов.
20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного
судопроизводства, который установил, что
предварительное следствие о преступлениях и проступках, подсудных окружным
судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При
отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание и затем
передавать собранные материалы судебному следователю.
В 1867 г. были учреждены должности временных
следователей по особо важным делам (они
предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных
кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по
важнейшим делам. Помимо своей непосредственной работы по
расследованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался
к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве
предварительного расследования.
Декретом о суде № 1 в ноябре 1917 г. существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора,
присяжной и частной адвокатуры были упразднены, производство
предварительного следствия возлагалось на местных судей единолично. Однако
они не справлялись с большим количеством уголовных дел, а поэтому были
образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные
комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы
при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах,
тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных
преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов.
Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г.
производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в
форме дознания), а в ряде случаев - на народного судью.
20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная
комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей,
расследование уголовных дел о государственных преступлениях. В октябре 1920 г.
ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности народных
следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при
советах народных судей. Одновременно учреждались должности следователей по
важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате
юстиции РСФСР.
Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной
статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК
говорилось, что под словом “следователь” разумеются народные следователи,
следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибуналов и
следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.
Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза
ССР и союзных республик установили, что “органами, производящими
предварительное расследование преступлений, являются органы дознания,
следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными
законами и законами союзных республик”; вопросов ведомственной принадлежности
следователей Основы не затрагивали.
Дальнейшее развитие организации предварительного следствия
по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с
возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922г. третья сессия
ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган - государственную прокуратуру
- и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. Наряду с другими функциями
на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона
ее деятельности стала в последствии развиваться достаточно интенсивно.
Следственные же аппараты повсеместно оставались (до 1928 г.) в административном
подчинении судов.
В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о
судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми, следователи из подчинения
судам передавались в ведение прокуроров. Однако это переподчинение было
номинальным, поскольку подконтрольность следователей. Наркомюсту и
местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре
Наркомата юстиции.
В 1933 г. в
СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. В 1936 г.
следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан в подчинение
прокуратуре. В то же время в 30-е гг. наблюдается существенное расширение
подследственное и полномочий органов дознания, в частности милиции, которая и
производила дознание по основной массе обще-уголовных преступлений. В 1940 г.
приказом НКВД был образован следственный аппарат, входивший в структуру
Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных
преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как
органом дознания.
В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного
судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в
соответствии с которыми и принятыми затем уголовно-процессуальными кодексами
союзных республик правом производства предварительного следствия были наделены
следователи прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный
аппарат МВД был упразднен (в системе МВД - МООП в это время функционировали
специализированные подразделения дознания, которые расследовали значительное
количество уголовных дел об общеуголовных преступлениях). Как показал опыт,
следователи прокуратуры не могли справиться с расследованием большого
количества уголовных дел. Поэтому 6 апреля 1963 г. Президиум Верховного
Совета СССР принял Указ, которым наделил органы охраны общественного порядка (так
тогда именовались органы внутренних дел) правом производства
предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат,
к подследственности которого относилось большинство дел об общеуголовных
преступлениях. В то же время за милицией было сохранено право производства
дознания по значительному числу преступлений.
В последующем в уголовно-процессуальное законодательство
вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий
прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах
предварительного расследования); совершенствование организационных вопросов
расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела
- в 1965г.); изменение подследственности (например, передача в 1978 г.
уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД); более
полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве
(введение в 1965 г. в уголовный процесс специалистов); использование в
уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (в связи с
принятием в 1992 и 1995 гг. законов об ОРД) и т. д. Заметим, однако, что если с
1963 г. следственный аппарат считался структурным подразделением МВД, УВД, то в
1970 г. следственные подразделения были включены в состав горрайорганов
внутренних дел.
Определенные изменения в структуре органов расследования
произошли в 90-е гг. В частности, в 1993г. функции органов дознания получили
учрежденные федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного
таможенного комитета; в 2003г. следственный аппарат был создан в ФСН и
воссоздан в 1995г. в Федеральной службе безопасности.
Но необходимо помнить, что в настоящее время налоговая
полиция реорганизована и создан государственный комитет по контролю за оборотом
наркотических и психотропных веществ, который может осуществлять
предварительное расследование по уголовным делам, отнесенным к его
компетенции.
Таким образом, в настоящее
время следственный аппарат функционирует в четырех ведомствах.
Существенные меры по совершенствованию предварительного следствия в системе МВД
РФ были предприняты с изданием Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422.
Расследование в российском
уголовном процессе традиционно принято именовать «предварительным», поскольку
окончательное решение о виновности лица принимает суд (ч.2 ст.8 УПК РФ). В
литературе высказывается и иное мнение. Так, предлагается именовать данную
деятельность собственно расследованием, так как согласно действующему
законодательству, это – не просто репетиция или «дубль» судебной деятельности,
а в известной мере самостоятельный элемент системы уголовного процесса.
Расследование называется предварительным
и по той причине, это оно приводит к предварительным выводам и предшествует
разбирательству в суде уголовных дел. Деятельность органов предварительного расследования состоит,
прежде всего, в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в
совершении преступления. Если ими собраны доказательства виновности
лица, то следователь, изложив свои выводы в обвинительном заключении, а
дознаватель в обвинительном акте, направляют материалы уголовного дела через
прокурора в суд, который окончательно решает вопрос о виновности лица в
совершении преступления и назначает меру наказания.
Суд, рассматривая
дело в судебном заседании, не связан выводами органов предварительного
расследования. В
стадии судебного разбирательства осуществляется собственное, то есть судебное
исследование доказательств – судебное следствие. Однако предварительное расследование не теряет от
этого своего важного значения в уголовном процессе. Предварительное
расследование должно быть произведено так, чтобы у суда были все возможности
правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный и
справедливый приговор.
Нельзя
забывать, что в ходе предварительного расследования уголовное дело может быть
разрешено по существу, принятием решения о прекращении уголовного дела.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах:
1.
предварительное следствие,
2.
дознание.
Предварительное следствие и дознание различаются органами
расследования, сроками и процессуальным порядком их производства.
Предварительное следствие – основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем
обстоятельством, что предварительное следствие обязательно по всем уголовным
делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК
РФ, так как по ним производится дознание. Однако и по таким делам, в
предусмотренных законом случаях, возможно проведение предварительного
следствия.
Предварительное следствие представляет собой
систему процессуальных действий и решений следователя, которые связаны с:
-принятием уголовного дела к своему
производству (ст.156 УПК РФ);
-выполнением следственных действий (ст.176-207
УПК РФ);
-привлечением в качестве обвиняемого,
предъявлением обвинения и допроса обвиняемого (ст.171-173 УПК РФ);
-применением мер процессуального
принуждения(ст.91, 98, 111 УПК РФ);
-приостановлением предварительного следствия
(ст.208 УПК РФ);
-составлением итоговых решений по уголовному
делу, а именно обвинительного заключения (ст.215 УПК РФ), постановления о
прекращении уголовного дела (ст.213, п.1 ч.1 ст.439 УПК РФ), постановления о
направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры
медицинского характера (п.2 ч.1 ст.439 УПК РФ).
Следователь - должностное лицо,
уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а
также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.
Подробнее об этом мы поговорим при рассмотрении следующего вопроса лекции.
На
предварительном следствии реализуется восемь функций:
1) исследование обстоятельств
дела (или доказывание);
2) разрешение уголовного дела;
Страницы: 1, 2, 3
|