Меню
Поиск



рефераты скачать Наказание за налоговые преступления

Наказание за налоговые преступления

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

1.1 История развития налоговой ответственности

Четкая формулировка уголовно-правового запрета и уголовной ответственности появилась в российском законодательстве в 1898 году после введения в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных статей 1174-7 и 1174-8.

В 1898 году император Николай II утвердил Положение о государственном промысловом налоге, который просуществовал вплоть до революции 1917 года и занимал одно из ведущих мест в налоговой системе России. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были приобретаться как физическими, так и юридическими лицами на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Были введены три торговых и восемь промышленных разрядов, по которым взимался основной промысловый налог /1/.

С принятием Положения о государственном промысловом налоге в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных были внесены в 1845 году изменения, устанавливающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты данного налога.

Статья 1174-7 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных определяла, что за «помещение в заявлениях, подаваемых в раскладочные по промысловому налогу присутствия, клонящихся к уменьшению сего налога либо освобождению от него, заведомо ложных сведений об оборотах и прибылях торговых или промышленных предприятий, виновные в том подвергаются денежному взысканию не свыше 300 рублей или аресту не свыше трех месяцев»
/1/.

Была введена также и статья 1174-8, которая устанавливала ответственность за «помещение в отчетах и балансах предприятий, обязанных публичною отчетностью либо приравненных к сим предприятиям, а равно в дополнительных сообщениях и разъяснениях по сим отчетам, заведомо ложных сведений, клонящихся к уменьшению промыслового налога либо освобождению от него».

Субъектами преступления являлись члены правлений, ответственные агенты иностранных обществ, бухгалтеры и вообще лица, подписавшие и скрывшие неверные отчет, баланс или дополнительные к ним сведения или разъяснения.

Виновные лица должны были подвергаться денежному взысканию не свыше
1000 рублей или заключению в тюрьме на время от двух до четырех месяцев.

В Уголовном уложении 1903 года также существовали две статьи аналогичного содержания, предусматривающие уголовную ответственность за деяния, ведущие к уменьшению уплаты промыслового налога. Отметим, однако, что Уголовное уложение вводилось в действие не сразу, а поэтапно, начиная с
1904 года, но, несмотря на попытки в 1905 и 1908 годах придать силу
Уложению в целом, упомянутые нормы в действие введены не были.

Значительный спад во всей финансовой системе России наступил после
Октября 1917 года. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет различного рода экспроприации и конфискаций. Однако и в это время в России продолжала сохраняться ответственность за уклонение от уплаты налогов. Так, например, Декрет Совета народных комиссаров «О взимании прямых налогов» предусматривал, что лица, не внесшие государственный подоходный налог и единовременный налог по окладам, установленным еще постановлениями
Временного правительства, подлежали кроме мер, указанных в дореволюционном законе, еще и денежным взысканиям, вплоть до конфискации всего имущества, а лица, умышленно задерживающие уплату налога, - тюремному заключению сроком до пяти лет /15/.

Этап некоторой стабилизации финансовой системы страны наступил после провозглашения НЭПа, опыт которого показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность хозяйствующих субъектов от государственного аппарата управления.

Высокие налоговые ставки, действовавшие в СССР в указанный период, являлись одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, приводили к резкому неприятию частными налогоплательщиками положений налогового законодательства, массовому уклонению от налогообложения.

Стремление государства искоренить подобные явления привело к усилению уголовных репрессий, направленных против налоговых правонарушений.
Уклонение от налоговых платежей рассматривалось как скрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти.

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года в разделе «Преступления против порядка управления» существовал ряд статей, посвященных ответственности за преступления против порядка налогообложения. Например, была предусмотрена ответственность за: массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных (ст. 78); невыплату отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов (ст. 79); агитацию и пропаганду, содержащую призыв к совершению налоговых преступлений (ст. 83), и т. д. /2/.

С момента введения уголовной ответственности за налоговые преступления их доля в общей преступности и составе преступлений против порядка управления становится весьма значительной. Например, в 1922 году по РСФСР из общего числа 107 704 осужденных за преступления против порядка управления, 20 572 были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов.

Отметим, что в Уголовном кодексе РСФСР 1926 года статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления, подверглись некоторой переработке.

1.1.1.Основания уголовной ответственности за налоговые преступления, предусмотренные УК РСФСР 1926 года:

1) отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей (ст. 59-6);

2) неплатеж в установленный срок налогов и сборов по обязательному окладному страхованию (ст. 60);

3) организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание о количествах подлежащих обложению или учету предметов (ст. 62);

4) сокрытие или уменьшение стоимости имущества, переходящего по наследству или по актам дарения в целях обхода законов о налоге (ст. 63);

5) нарушение акцизных правил или правил об особом патентном сборе
(ст. 100);

6) нарушение правил по обязательному ведению

счетоводства торгово-промышленными предприятиями (ст. 105);

7) растрату описанного за недоимки по налогам имущества (ст. 168);

8) избежание принудительного взыскания налогов путем мошенничества
(ст. 169);

9) нарушение правил хранения подлежащих оплате гербовым сбором документов и делопроизводственных бумаг и правил хранения торговых книг, а равно непредставление документов, бумаг и книг должностным лицам при ревизиях по гербовому сбору (ст. 186) / 2/.

Как видно, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 года сохранилось достаточно большое количество уголовно-правовых запретов.

Сегодняшнему законодателю, несомненно, целесообразно было бы учесть опыт и проработанность уголовного законодательства тех лет. По Уголовному кодексу РСФСР 1926 года отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или выполнения повинностей относились к категории государственных преступлений (особо опасные для СССР преступления против порядка управления). За совершение этого преступления могло наступить наказание в виде лишения свободы с полной изоляцией на срок не ниже шести месяцев, с повышением при особо отягчающих обстоятельствах вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела, с конфискацией имущества.

В дальнейшем российская финансовая система в области налогообложения развивалась в соответствии с изменившимся экономическим и политическим курсом страны. Отказ от НЭПа, начало репрессий практически свели на нет роль и значение налоговых отношений в финансово-экономической системе государства. В довольно короткие сроки осуществился переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны.

В 1923-1925 годах в СССР существовали прямые налоги
(сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентный и др.) и косвенные (акцизы и таможенные сборы).

Налоговая реформа начала 30-х годов привела к сокращению количества налогов с 80 до двух: налога с оборота и с прибыли.

Сбором прямых и косвенных налогов занимался Народный комиссариат финансов СССР. Сбором местных налогов занимались территориальные органы советской власти.

К 1931 году частный капитал в стране практически перестал существовать, а основными плательщиками налогов стали государственные предприятия.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 20 мая 1933 года отметил: «...Все случаи сокрытия следуемых в бюджет сумм путем преуменьшения в отчетных данных подлежащего обложению налогом оборота предприятий и организаций обобществленного сектора следует рассматривать как буржуазно-нэпманское извращение идеи хозрасчета, приводящее к срыву интересов народного хозяйства в целом за счет плохо понятых интересов отдельного хозоргана» /3/.

В 1950-1980 годах в условиях жесткого государственного планирования отчисления в бюджет от прибыли предприятий составляли порой до 93 %, а налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли 13 % подоходного налога, который автоматически вычитался бухгалтерией из зарплаты.

Отметим, что в мае 1960 года была предпринята попытка законодательной минимизации налогов с заработной платы рабочих и служащих вплоть до их полной отмены. В тех исторических условиях, когда партия торжественно обещала, что через 20 лет советский власти народ будет жить при коммунизме, подобные законы выглядели вполне естественно, так как налоговые отчисления заранее закладывались в величину заработка граждан.

Начало 90-х годов явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы России. В новой налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара, а также налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество).

Первые годы рыночных преобразований в России характеризовались значительным спадом производства, сокращением инвестиций, снижением уровня жизни подавляющей части населения. Учитывая сложившуюся ситуацию, в качестве одной из стабилизирующих экономику мер Правительство РФ отметило эффективное преобразование налоговой системы. Имелось в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции.

Весьма разветвленная система налогового законодательства России включает в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Разъяснения по поводу исчисления и уплаты налогов содержатся в указах
Президента РФ, а также многочисленных подзаконных нормативных актах различных ведомств.

Также статья 57 Конституции РФ устанавливает важнейшую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (данная норма установлена также и ст. 3 НК РФ). Кроме того, эта статья устанавливает также правило, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют /4/.

Таким образом, обязанность платить налоги и сборы возникает у плательщика только тогда, когда она возложена на него законом.

Установленные налоги и сборы являются законными, если они устанавливаются органом, компетентным их вводить и определять порядок их уплаты. Установление федеральных налогов и сборов отнесено к ведению
Российской Федерации; установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации; установление местных налогов отнесено к компетенции субъектов
Российской Федерации.

То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для налогоплательщика ощутимой материальной потери. Именно по этой причине правило об отсутствии обратной силы сформулировано и по отношению к установлению новых налогов.

Важным шагом на пути кодификации налогового законодательства, формирования эффективной налоговой системы в России стало принятие части первой Налогового кодекса РФ. Необходимо отметить, что в период разработки проектов Налогового кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ перечень предполагаемых к кодификации налоговых преступлений был значительно шире, чем существующие на сегодняшний день две статьи Уголовного кодекса РФ.

1.1.2.Составы налоговых преступлений в официальном проекте части второй Налогового кодекса РФ, представленной на обсуждение в конце 1995 года:

1) уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

2) уклонение от подачи налоговой декларации;

3) уклонение от ведения учета;

4) действия, направленные на уменьшение налогов;-

5) действия, направленные на неправомерный зачет (возврат) налога или обязательного платежа;

6) уклонение от налогообложения;

7) разглашение налоговой тайны;

8) утрата документов, содержащих налоговую тайну.

В соответствии с проектом Налогового кодекса РФ все перечисленные выше действия признавались налоговыми преступлениями и за их совершение ответственность должна быть предусмотрена в Уголовном кодексе РФ. Однако, как уже отмечалось, законодатель не увязал принятие двух документов друг с другом. Сначала с 1 января 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс РФ, а с 1 января 1999 года - основные положения лишь части первой Налогового кодекса РФ.

1.2 Виды ответственности за налоговые преступления

Правонарушение - это деяние, нарушающее требования, установленные правовыми нормами соответствующей отрасли права.

Юридическая ответственность за налоговые преступления проявляется в качестве гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и дисциплинарной /5/.

Гражданско-правовая ответственность - эта мера принуждения, установленная нормами гражданского права за правонарушение. Так согласно п.1 cт.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков /6/.

Это означает, что для правонарушителя (должника) возникает необходимость возместить не только реальные (фактические) расходы, произведенные потерпевшим (кредитором), но и возместить упущенную выгоду, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить кредитор, если бы его права не нарушились.

Наряду с возмещением убытков нормы гражданского права предусматривают взыскание в форме неустойки (пени, штрафы).

1.2.1. Классификация штрафов как санкций за правонарушения в зависимости от отрасли права:

1) гражданско-правовыми ( cт. 330 Основ гражданского законодательства, ст. 187-190 ГК РФ);

2) административными (ст.24 Кодекса об Административных правонарушениях, п. 12 ст.7 Закона «О государственной налоговой службе
РСФСР»);

3) уголовно-правовыми.

С экономической точки зрения все штрафы характеризуются общим признаком – принудительным изъятием денежных средств у граждан, юридических лиц в пользу государства /7/.

С юридической точки зрения штраф – это санкция, применяемая за различные виды правонарушений, определяемые соответствующими отраслями права.

Административно-правовая ответственность – это мера принуждения, установленная нормами административного права за административное правонарушение (проступок).

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные
Кодексом об административных правонарушениях РФ, наступает, если эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности /8/.

Мера административно-правового принуждения проявляется в форме административного взыскания.

1.2.2. Административные взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений согласно ст. 24 КоАП РФ:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения;

5) лишение специального права, представленного данному гражданину
(права управления транспортными средствами, права охоты);

6) административный арест;

7) исправительные работы /7/.

В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудников налоговой полиции входит право составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах установленных законом полномочий, осуществлять административное задержание и другие меры, предусмотренные законодательством.

В соответствии с действующими законами протокол об административном правонарушении составляется в тех случаях, когда руководителя и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, не зависимо от форм собственности, физические лица нарушают требования п. 5-10 ст. 11 Закона
«О федеральных органах налоговой полиции».

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.