Меню
Поиск



рефераты скачать Меры пресечения и порядок их применения

p> Однако в некоторых источниках отмечается, что данное основание касается не только обвиняемых, но и подозреваемых. С таким расширительным толкованием ст.96 УПК вряд ли можно согласиться. В указанной норме прямо говорится об обвиняемом и нет даже упоминания о подозреваемом.

Разрешая вопрос о необходимости применить к лицу меру пресечения, а также об избрании той или иной из них, сотрудник органа дознания, следователь, прокурор судья, суд учитывают помимо обстоятельств, указанных в ст. 89 УПК, также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и др. обстоятельства
(ст.91 УПК). Ни одно из перечисленных фактических данных, взятое само по себе, не является собственно основанием избрания меры пресечения. Однако оценка и учёт этих обстоятельств помогают правильно решить вопрос о наличии оснований и необходимости применения меры пресеч., а также выбрать именно ту из них, которая способна предотвратить ненадлежащее поведение обвиняемого
(подозреваемого).

Процессуальный порядок применения, отмены и изменения меры пресечения.

Согласно ст.89 УПК избирать меры пресечения вправе лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд. Тем не менее к числу таковых следует также отнести начальников следственных отделов, а также судью на стадии назначения судебного разбирательства (ст.418 УПК). При этом все они, кроме прокурора, могут принять решение о мере пресечения только по делам, находящимся в их производстве. Прокурор вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения по любому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве органа дознания и предварительного следствия, за которыми он осуществляет надзор.

Когда речь идёт об «органе дознания – учреждении», к примеру о милиции, подпись лица, производящего дознание, на соответствующем постановлении имеет процессуальное значение. Если же лицу, производящему дознание, его полномочия лишь делегированы «органом дознания – должностным лицом», например начальником следственного изолятора или командиром воинской части, постановление об избрании меры пресечения приобретёт процессуальный смысл только после подписания его соответствующим руководителем. В первом случае каждый работник, на которого возложено осуществление функций учреждения (органа дознания), уполномочен на вынесение постановления. Во втором – лишь конкретный руководитель, а не всё учреждение назван законодателем (ст.117 УПК) органом дознания. Это значит, что только его подпись имеет процессуальное значение.

В постановлении (определении) об избрании меры пресечения указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения, преступление, в совершении которого это лицо обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать : а)- дату (число, месяц, год) и место его составления; б)-должностное положение, звание и фамилию лица, принимающего решение о мере пресечения; в)- статьи УПК, в соответствии с которыми избирается мера пресечения.
Важнейшей частью постановления является его мотивировка . В этой части кратко, но конкретно излагаются основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых она применяется. Помимо вынесения постановления при избрании некоторых видов мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.). либо делается сообщение общественной организации или командованию воинской части. Когда избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указания участковому инспектору об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, применивший меру пресечения, если обвиняемый подаст заявление об увольнении.

Решение органа дознания или следователя о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или залога должно быть санкционировано прокурором. Без санкции прокурора такое постановление лишено юридической силы и не может приводиться в исполнение.
Постановление или определение об избрании, отмене или изменении меры пресечения должно быть объявлено лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом на постановлении делается отметка с указанием времени ознакомления, удостоверяемая подписью обвиняемого
(подозреваемого).

Сразу же после избрания меры пресечения в виде заключения под стражу это постановление направляется для исполнения вместе с арестованным администрации места предварительного заключения.
Законодатель обязывает орган, избравший меру пресечения, сообщить о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого) членам его семьи, а также по месту работы. Остающиеся без присмотра дети лиц, взятых под стражу, должны быть переданы на попечение родственников либо др. лиц или учреждений (например, помещены в детский дом, школу - интернат), а в отношении остающихся без присмотра имущества или жилища должны приниматься меры к их охране. О принятых мерах уведомляется лицо, заключённое под стражу (ст.98 УПК).

При заключении под стражу лица, являющегося гражданином иностранного государства, копия постановления или определения о мере пресечения направляется в Министерство иностранных дел РФ.

Органы предварительного расследования, прокурор и др. компетентные органы обязаны изменить или отменить меру пресечения, когда отпадает надобность в таковой или в мерах пресечения вообще.
Это обусловлено целью их применения и возможным изменением в процессе производства по делу обстоятельств, явившихся основанием или условиями к применению меры пресечения.

Условия ил основания применения отпадают тогда, когда не находят подтверждения данные, изобличающие лицо в совершении преступления либо свидетельствующие о возможности его неправомерного поведения.
Неоценимое значение для отмены или изменения меры пресечения имеет изменение обстоятельств, которые учитывались при её избрании: изменилось обвинение, отношение обвиняемого к содеянному, состояние его здоровья, семейное положение и т.п. Например, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть заменена другой в связи с изменением обвинения в сторону смягчения. При этом, если по новому обвинению за преступление не может быть назначено наказание в виде
ЛС, обвиняемый подлежит освобождению из - под стражи в обязательной порядке. И наоборот, если обвиняемый в отношении которого применена подписка о невыезде или другая мера пресечения, не связанная с
ЛС, не является по вызовам, старается оказать воздействие на свидетелей и потерпевших либо продолжает свою преступную деятельность, к нему может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей.

Изменяют, так же как и отменяют, меры пресечения те же должностные лица, которые наделены правом избирать таковые. В ч.2 ст.101 УПК установлено, что «отмена или изменение лицом, производящим дознание, и следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора». Закон не определяет порядок отмены или изменения органами расследования меры пресечения, избранной непосредственно самим прокурором.
Представляется правильным решение этого вопроса следующим образом: следователь или лицо, производящее дознание вправе отменять или изменять меру пресечения., избранную прокурором, только с письменного согласия прокурора.

Тем не менее мера пресечения, избранная судом при возбуждении уголовного дела в порядке ст.256 УПК или при направлении дела для производства дополнительного расследования, может быть отменена или изменена прокурором, а также органами дознания и предварительного следствия, которые не связаны с названным решением суда по вопросу о мере пресечения.

В постановлении (определении) об изменении или отмене меры пресечения должны быть указаны конкретные обстоятельства, с в связи с изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК). Подписка о невыезде состоит в отобрании у подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда, а также являться по вызову этих органов.

Место жительства или временного нахождения, из которого не должен отлучаться обвиняемый (подозреваемый), определяет орган, избирающий меру пресечения, с учётом возможностей и интересов лица, к которому применяется данная мера.

В юридической литературе нет единства мнений по содержанию понятия «отлучка». Использованного законодателем в ст.93 УПК.
Любленский П.И. при разъяснении данного понятия говорит о разрешении обвиняемому отлучаться в пределах города или района на длительное время, да еще и менять при этом квартиру. Другие учёные, к примеру, Лившиц Ю.Д., напротив, что отлучка не должна превышать суток, куда бы она не была. Лицо, в отношении которого была избрана подписка о невыезде, по общему правилу, может сохранять обычный уклад жизни, однако оно не имеет права отлучаться на длительный срок, менять место жительства или выезжать за пределы города
(района области) постоянного или временного проживания, указанного в подписке.

При отобрании подписки о невыезде обвиняемому (подозреваемому) разъясняется, что в случае нарушения им данной подписки не отлучаться с определённого места жительства и являться по вызовам, а также при попытках помешать установлению истины по делу к нему может быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу.

Формулировка этой меры пресечения, как считает Обидина Л.,
«подписка о невыезде» неточная, т.к. смысл данной меры пресечения состоит не в том, что обвиняемый не имеет права менять место жительства, а в том, что он обязан поставить в известность следственные органы и суд об этой перемене.
Нецелесообразно применение этой меры пресечения в отношении лиц, трудовая деятельность которых связана с длительными разъездами
(проводник поездов дальнего следования, дипкурьер т.д.). Эта мера практически неприменима к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении; в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства. Подписка о невыезде -- одна из наиболее часто применяемых мер пресечения.

Подписку о невыезде следует отличать от обязательства о явке к следователю или в суд, которое мерой пресечения не является, а заключается лишь в обязательстве обвиняемого являться по вызову и сообщать о перемене места жительства.

Личное поручительство. (ст.94 УПК).--- состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание т.п. Число поручителей не может быть менее двух. Лиц, которые могут быть поручителями, называет обвиняемый (подозреваемый ) , либо это эти лица сами обращаются в органы предварительного расследования, заявляя о своём желании поручиться за надлежащее поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в случае оставления его на свободе. В качестве поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или хорошие знакомые обвиняемого (подозреваемого). В законе прямо указано, что поручителями могут быть только заслуживающие уважения лица.
При отобрании подписки о личном поручительстве поручитель должен быть поставлен в известность о сущности дела по которому, избрана данная мера пресечения, и об ответственности в случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена мера пресечения в виде личного поручительства. В этом случае на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда или применения меры общественного воздействия.

Однако Давыдов П.М. уточняет, что личное поручительство основывается не на боязни своей ответственности в случае уклонения обвиняемого, а на уверенности поручителя , что обвиняемый не уклонится. Лившиц Ю.Д. напоминает об определённой близости поручителя к обвиняемому как об основании личного поручительства.

Поручительство общественной организации (ст.95 УПК) --- состоит в даче письменного обязательства в том, что общественная организация ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда.

Инициатива в применении данной меры пресечения может исходить как от органа, в производстве которого находится дело, так и от общественной организации, причём поводом к обсуждению в общественной организации вопроса о принятии поручительства может послужить обращение лица, привлекаемого у уголовной ответственности.

До принятия решения о даче поручительства общественная организация должна быть поставлена в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Вопрос о необходимости поручиться должен быть обсуждён на общем собрании членов соответствующей организации ( не менее 2/3 от числа членов) или её руководящего органа, причём в орган расследования, прокуратуру или суд представляется протокол, в котором отражены обсуждение вопроса и принятое решение. После чего руководством организации даётся соответствующее письменное обязательство компетентному органу.

Об избрании в качестве меры пресечения поручительства общественной организации объявляется обвиняемому (подозреваемому) и сообщается организации, принявшей на себя поручительство.

В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) поручительства к нему при наличии указанных в законе условий может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. К общественной организации правовые санкции не применяются, однако факт недостаточно эффективного воздействия на обвиняемого (подозреваемого) за которого было дано поручительство, должен стать предметом обсуждения в организации, и кроме того, это следует учитывать, если данная общественная организация в будущем заявит аналогичное ходатайство.

Залог (ст.99 УПК)-- состоит в деньгах или ценностях, вносимых в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или организацией в обеспечение явки обвиняемого. Подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда.
О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Размер залога ( в деньгах или ценностях) определяется органом, избирающим данную меру пресечения, с учётом обстоятельств дела и данных, характеризующих личность обвиняемого (подозреваемого). Залог может быть внесён как непосредственно самим обвиняемым или подозреваемым, так и любым другим лицом или организацией, которые обязательно должны быть поставлены в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.

В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызовам лица, производящего дознание и т. д. , залог обращается в доход государства определением суда. Если же данная мера не нарушается, то по приведении приговора в исполнение, а также в случае прекращения дела залог возвращается залогодателю.

Процедура принятия залога детально законом не регламентируется.
На практике она реализуется так. К примеру, следователь обговаривает с прокурором получение санкции на залог. При согласии прокурора на принятие данной меры пресечения следователь выносит соответствующее постановление, принимает залог и составляет об этом протокол. После чего постановление санкционируется и следователь сдаёт сумму залога в депозит суда, на территории которого совершено преступление (последнее преступление). Если же какие - либо обстоятельства не дадут возможности санкционировать прокурору постановление следователя, сумма залога возвращается залогодателю и принимается решение об избрании другой меры пресечения.

Постановление же об избрании меры пресечения залога с письменной резолюцией прокурора об отказе в санкции, протокол о принятии залога и расписка от залогодателя о возвращении суммы залога приобщаются к делу. Это необходимо для того, чтобы потом не смогли спросить следователя, почему при наличии такой возможности им не был избран мерой пресечения залог.

Наблюдение командования воинской части. (ст.100 УПК) за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооружённых Сил РФ, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку по вызовам лица
, производящего дознание и т.д.
Данная мера пресечения может применяться только к военнослужащим срочной службы и выражается в том. что последние не увольняются из расположения части, лишаются права ношения оружия, не назначаются в караул и т. д.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.