Дознание как форма предварительного расследования.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ_ 3
ГЛАВА 1. ДОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
РАССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ДОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ_ 5
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ДОЗНАНИЯ_ 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ_ 16
2.1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ_ 16
2.2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ_ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_ 30
Актуальность темы исследования вызвана тем, что
современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными
преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения, тем более с
принятием нового УПК 2007 года, происходят в сфере правового регулирования
уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного
производства.
В основе модернизации дознания ¾
идея усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опыт
применения нового института дознания высветил массу прикладных проблем.
Указанные проблемы касаются в первую очередь ряда ограничений, введенных УПК
РФ для дознания.
Анализ правовых норм и практики их применения, а
также доводов разработчиков[1] существующей формы
дознания приводит к выводу о том, что задачи предварительного расследования по
большинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованы
посредством уголовно-процессуальной формы, установленной новым УПК РФ для
дознания. Сами разработчики предлагают преодолевать проблемы дознания
непроцессуальным путем, посредством оперативно-розыскной и организационно-управленческой
деятельности. Однако нормы, регламентирующие названные отрасли и коррелирующие
с институтом дознания, минимизируют эффективность и этих средств. Так,
например, часть 2 статьи 41 УПК РФ запрещает производить дознание лицу,
осуществляющему по делу оперативно-розыскные мероприятия.
Все сказанное свидетельствует о наличии кризиса
современного дознания. Соответственно актуализируется потребность в поиске
законных путей выхода из критической ситуации.
Цель курсовой работы ¾
на основе исследования теоретических работ законодательства и практики выявить
имеющиеся проблемы и сформулировать предложения, направленные на
совершенствование действующего законодательства.
Исходя из цели курсовой работы, определены
следующие задачи:
1.
Рассмотреть дознание в процессе предварительного
расследования.
2.
Раскрыть особенности процессуальной деятельности
органов дознания.
3.
Проанализировать направления совершенствования
процессуальной деятельности органов дознания на стадии предварительного
расследования.
Объектом исследования являются общественные
отношения, возникающие в процессе производства дознания.
Предмет исследования ¾
дознание как форма предварительного расследования.
В процессе исследования использовались следующие
методы: исторический, сравнительный, статистический, формально- юридический.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух
глав, разделенных на подпункты и заключения. Во введении обоснована
актуальность темы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования, в
первой главе рассмотрено дознание в процессе предварительного расследования, во
второй главе раскрыты особенности процессуальной деятельности органов дознания,
в заключении сформулированы выводы.
Предварительное
расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом
дознания и дознавателем преступления до суда. Оно является частью досудебного
производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение
уголовного дела. Предварительное расследование проводится по большинству
уголовных дел и является основной формой досудебного установления
обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений,
преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в
ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не
могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.
Предварительное
расследование осуществляется следователями, органами дознания и дознавателями,
что служит важной гарантией правильного применения уголовного и
уголовно-процессуального законов, соблюдения прав и свобод человека и
гражданина.
Предварительное
расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания
и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к
установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к
их наказанию. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные
оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках
уголовно-процессуальной деятельности[2].
Задачами
предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие
преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы
каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни
один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Раскрытие
преступления представляет собой протяженный во времени процесс установления
обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полно,
когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК РФ. Непременным
условием полноты раскрытия преступления является необходимая и достаточная
совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность
лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства,
характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного
преступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступления
обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого
приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания[3].
Раскрытым
преступление считается тогда, когда обвинительный приговор вступил в законную
силу, а быстро раскрытым оно считается, если оно завершается в установленные
законом сроки.
Изобличение
виновных предусматривает доказывание вины лиц, действительно совершивших
преступление. Оно одновременно создает условия для того, чтобы к уголовной
ответственности не были привлечены невиновные.
Дознание ¾ предварительное
расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому
производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК РФ).
Дознание проводится по подследственности определенными органами по определенным
категориям дел, указанным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Законность,
всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во
многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства. Они
представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного
процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида
уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования,
предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в
максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно
они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают
возможные ошибки[4].
УПК РФ к этим
правилам относит: формы предварительного расследования; подследственность;
место производства предварительного расследования; соединение уголовных дел;
выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов
уголовного дела; начало производства предварительного расследования;
производство неотложных следственных действий; окончание предварительного
расследования; обязательность рассмотрения ходатайства; недопустимость
разглашения данных предварительного расследования.
Некоторые
исследователи[5] делают вывод о
существовании в современном УПК трех форм предварительного следствия: дознание,
предварительное следствие и смешанная форма, при которой неотложные
следственные действия органов дознания предшествуют предварительному следствию,
что ведет к «полному смешению процессуальных институтов».
Заслуживающие
поддержки радикальные решения законодателя об укреплении самостоятельности
дознавателя (ч. 3 ст. 41 УПК РФ), расширении подследственности органов
дознания, распространении последнего на дела о преступлениях несовершеннолетних
(ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151, ст. 421 УПК РФ) парадоксально сочетаются в Кодексе
с отсутствием должной регламентации дознания по неочевидным преступлениям и
непродуманной схемой дознания по уголовным делам, возбуждаемым в отношении
конкретных лиц, то есть по очевидным преступлениям (гл. 32 УПК РФ).
Нормы, регулирующие дознание, входят в раздел 8
«Предварительное расследование» УПК РФ. Тем самым подчеркивается, что дознание
есть часть предварительного расследования, одна из его форм.
Дознание возможно и наступает лишь после
официального признания наличия объективной реальности преступления и отражения
этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность ¾
раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных
законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его
совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны[6].
Выполнение неотложных следственных действий по
уголовным делам, по которым производство предварительного следствия
обязательно, дознанием не считается (ч.2 ст. 40 УПК РФ). Оно рассматривается
как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности.
Исключительность этой деятельности состоит еще в том, что она возлагается не
только на органы дознания (п.2 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ), но также: на
капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании ¾
по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителей
геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов
дознания, указанных в части первой настоящей статьи ¾
по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных
партий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульских
учреждений Российской Федерации ¾ по
уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных
представительств и учреждений (ст.40 ч.3 УПК РФ)[7].
Статьями 5, 41 УПК РФ устанавливается, что
дознание производится дознавателями.
Дознание осуществляют и органы дознания (п.1 ч.2
ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ). Очевидно, что здесь имеются в виду органы дознания
должностные лица (например, командир воинской части).
Это подтверждается, в частности, тем, что
компетенция между органами дознания и дознавателями в области предварительного
расследования преступлений не разграничивается.
Правило о производстве дознания в установленном
законом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания,
дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный вид
расследования преступления. Обязательное соблюдение правил производства
следственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач
уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и
гражданина.
Порядок дознания представляет собой совокупность
обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко
выраженные группы: начало дознания ¾
раскрытие преступления ¾ окончание дознания. В целом
они составляют систему дознания[8].
Начало дознания состоит из действий и решений,
осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. Сюда
входят: возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то есть
принятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование;
решение вопроса о принятии дела к своему производству; сообщение заявителю о
возбуждении уголовного дела.
Дознание начинается с момента возбуждения
уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ), то есть оформленного в установленном
законом порядке решения начать расследование, уголовное преследование. Это
правило по своему значению принадлежит к основополагающим идеям уголовного
судопроизводства. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии в
объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливает
необходимость раскрытия его. Дознаватель и орган дознания в пределах
компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждает уголовное дело при
наличии повода и основания, предусмотренных ст.140 УПК РФ, о чем выносит
соответствующее постановление (ст.146 ч.1 УПК РФ). Содержание постановления о
возбуждении уголовного дела определяется ст.146 УПК РФ. В нем должно быть
указано: время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для
его возбуждения; пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых оно
возбуждается, и др.
Данный процессуальный документ свидетельствует,
с одной стороны, об окончании первой стадии уголовного процесса, а с другой, ¾
о начале новой, второй стадии ¾
предварительного расследования. Постановление о возбуждении уголовного дела
служит правовой основой не только для последующих процессуальных действий, но и
для производства следственных действий по собиранию и проверке доказательств.
Оно обязывает орган дознания и дознавателя принять в пределах их компетенции
все необходимые меры к установлению обстоятельств совершенного преступления[9].
Без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство дознания
незаконно. Полученные в этом случае фактические данные признаются не имеющими
юридической силы. В рассматриваемом документе решается вопрос, кто проводит
дознание.
Обязанность начать дознание в день возбуждения
уголовного дела диктуется задачей быстрого и полного раскрытия преступления[10].
Приняв решение о возбуждении уголовного дела,
дознаватель должен определить, вправе ли он производить расследование, нет ли
обстоятельств, препятствующих этому. Так, дознаватель не может производить
дознание, если он по данному делу проводил или проводит оперативно-розыскные
мероприятия (ст.41 ч.2 УПК РФ). При наличии этого и других обстоятельств,
устраняющих дознавателя от участия в судопроизводстве, он подлежит отводу.
Обнаружение их в последующем ставит под сомнение результаты всего производства.
Оно приводит к необходимости повторного проведения дознания, что, в свою
очередь, ведет к напрасной трате времени и сил дознавателя и других участников
процесса.
Установив отсутствие обстоятельств, исключающих
возможность его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение о
принятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении о
возбуждении уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ). Если дознаватель принимает уже
возбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятии
уголовного дела к своему производству (ст.156 ч.2 УПК РФ). Принятие дела к
своему производству означает определение и процессуальное оформление
дознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другие
органы предварительного расследования с этого момента не имеют права
производить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того, принятие
дела к своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, кто ведет
дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства. Наконец, оно
создает надлежащие предпосылки и условия для установления действенного надзора
и контроля за исполнением законов дознавателем[11].
Страницы: 1, 2, 3
|