Гражданство, как
и правосубъектность, кроме того, следует рассматривать в качестве элемента
правового положения осужденных, который как бы пронизывает все другие элементы,
но при этом одновременно выполняет вполне самостоятельную функцию –
обеспечивает связь между государством и рассматриваемой категорией лиц при
помощи закрепленных в законодательстве прав, свобод и обязанностей.
Исходя из
достаточной степени разработанности правосубъектности и гражданства,
выступающих в качестве самостоятельных элементов правового положения осужденных
к лишению свободы, в научной литературе, а также из отсутствия в их содержании
какой-либо специфики, определяющей особенности предмета нашего исследования,
представляется целесообразным не останавливаться на их характеристике, а
перейти к рассмотрению оставшихся звеньев правового положения лиц, содержащихся
в исправительных учреждениях.
Наиболее полным
образом специфика рассматриваемого нами понятия раскрывается в таком его
элементе, как правовой статус. Называя его основой и ядром всего правового
положения осужденных к лишению свободы, мы без преувеличения можем сказать о
том, что указанная правовая категория как в структурном, так и в содержательном
плане непосредственным образом связана с реализацией прав и свобод, а также с
исполнением обязанностей лицами, содержащимися в исправительных учреждениях.
Выполняя такого рода предназначение, правовой статус становится сердцевиной,
вокруг которого располагаются иные элементы правового положения рассматриваемой
нами категории лиц. Вместе с тем, играя столь значительную роль, он не может
существовать обособленно, одним своим наличием определяя место осужденных к
лишению свободы в системе общественных отношений. Его сущность и содержание
напрямую зависят от других элементов их правового положения – правосубъектности,
гражданства и юридических гарантий, обеспечивающих основу его существования и
служащих средствами его реализации.
Говоря о правовом
статусе не только как о теоретически самостоятельном и важнейшем элементе
юридической конструкции правового положения, но и реально существующей правовой
действительности, на наш взгляд, следует остановиться на его функциональном
юридическом предназначении. По данному вопросу в научной литературе нет
единства мнений. Так, Н.А. Богданова говорит о нем как о самостоятельном элементе
правовой системы, обеспечивающем процесс реализации лицами своих прав, свобод и
обязанностей; В.А. Патюлин предлагает рассматривать его в неразрывном единстве
со звеньями правовой системы, направленными на установление юридических
взаимоотношений субъекта с государством, а Н.В. Витрук связывает его наличие с
необходимостью отражения места личности в системе общественных отношений. В
целом соглашаясь с представленными мнениями довольно видных специалистов в
своей области знаний, мы бы хотели предложить компромиссную позицию,
затрагивающую основные аспекты сформулированных ими точек зрения и одновременно
учитывающую непосредственную направленность нашего исследования. В этой связи
следует отметить, что необходимость существования категории правового статуса
обусловлена не только его важностью, позволяющей в наиболее полной форме
зафиксировать состояние осужденных к лишению свободы в системе социальных
связей и отношений путем наделения их определенными правами и обязанностями, но
и следить за динамикой развития данных прав и обязанностей в процессе их
осуществления лицами, содержащимися в исправительных учреждениях.
Не исключает
глубоких противоречий в достаточной степени исследованный, но не нашедший
однозначного разрешения в научной литературе вопрос об установлении
структурного состава и содержательной стороны правового статуса осужденных к
лишению свободы. Учитывая, что данная проблема является важнейшей в проводимом
нами исследовании, представляется целесообразным рассмотреть ее в рамках
отдельной главы.
Следующим
элементом правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях,
являются юридические гарантии. Вообще проблема гарантированности прав и свобод
не только осужденных к лишению свободы, но и любых других лиц, как нам
представляется, носит довольно специфичный характер. Многоаспектность и
неоднозначность проявлений данного понятия свидетельствует не только о его
важной роли в системе обеспечения реализации прав и свобод, но и значительных
проблемах теоретической исследованности и законодательной регламентации этого
элемента правового положения осужденных к лишению свободы. Значение юридических
гарантий как для структуры исследуемого нами понятия, так и для правовой
системы в целом, на наш взгляд, необходимо рассматривать в двух плоскостях: 1)
влияние на целостность системы и гармоничность взаимодействия всех элементов
правового положения осужденных к лишению свободы и 2) влияние на реализацию
правового статуса, а точнее, его основного звена – прав и свобод лиц,
содержащихся в исправительных учреждениях.
В первом значении
юридические гарантии выступают в качестве определенных средств, обусловливающих
комплексность структуры правового положения рассматриваемой нами категории лиц,
и тем самым являются механизмом обеспечения его функционирования. Так,
например, существование правосубъектности и гражданства, а также юридических
признаков, характеризующих данные правовые категории (правоспособность,
механизм корреспонденции и др.), невозможно рассматривать в отрыве от
юридических гарантий, которые в данном случае выступают как свойства,
обеспечивающие и их наличие, и полноту отражения в законодательстве, и, в
необходимых случаях, защиту.
Во втором случае
юридические гарантии выполняют узкоспециализированные функции по осуществлению
осужденными к лишению свободы своих прав. Выступая в данном качестве, они
приобретают свойство условий и средств по обеспечению максимально эффективной
поддержки и защите прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных
учреждениях, как бы становясь благоприятной средой их реализации. Так,
например, возможность осуществления рассматриваемой нами категорией лиц права
на свободу совести и вероисповеданий обеспечено целым арсеналом средств
(наличием соответствующей нормативно-правовой базы, ее полнотой и непротиворечивостью,
существованием разветвленных механизмов его защиты – обращение в прокуратуру,
суд и др.).
Останавливаясь на
анализе юридических гарантий как элементе правового положения осужденных к
лишению свободы, необходимо досконально исследовать их сущность, выделить
конкретные виды, остановиться на способах проявления и механизме
совершенствования их законодательной регламентации. Ввиду важности данных
проблем, которые не могут быть разрешены в пределах общей характеристики
структуры правового положения, мы считаем целесообразным остановиться на их
рассмотрении в рамках отдельной главы нашего исследования.
Таким образом,
проведенный нами теоретический анализ литературных источников, касающихся
общего учения о правовом положении личности и его некоторых его законодательных
аспектах, самостоятельные выводы, полученные в ходе собственных умозаключений,
осмысление норм действующего законодательства, затрагивающего стороны
исследуемой нами проблемы, позволили, на наш взгляд, достаточно достоверно
определить основные элементы структуры правового положения лиц, содержащихся в
исправительных учреждениях, а именно правосубъектность и гражданство,
выступающие в качестве предпосылок другого элемента – правового статуса, а
также юридические гарантии. Обозначив основные юридические свойства данных
понятий и дав им общую характеристику, раскроем содержание и сущность двух
важнейших из них – правового статуса и юридических гарантий.
Право осужденных к лишению свободы на личную безопасность
Как уже
отмечалось в нашей работе, существенная гуманизация деятельности
уголовно-исполнительной системы в последние годы повлекла за собой значительные
изменения законодательства, регулирующего порядок отбытия наказания и правовое
положение осужденных к лишению свободы. Так, в 1992 г. в действовавший в то
время Исправительно-трудовой кодекс впервые была включена норма, закрепляющая
право осужденных на личную безопасность. Ныне действующий УИК РФ 1996 г. также
предусмотрел данное обстоятельство в качестве одной из важнейших гарантий прав
и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Данные положения были
введены в законодательство в качестве необходимой меры, обеспечивающей
возможность любого осужденного к лишению свободы получить гарантии личной неприкосновенности.
Как абсолютно верно пишет по этому поводу Б.З. Маликов, наделяя лиц данной
категории правом на личную безопасность, государство не только защищает их от
вероятных посягательств, но и противодействует возможному совершению
правонарушений в исправительных учреждениях.
Сущность
рассматриваемого права состоит в том, что при возникновении какой-либо угрозы
жизни и здоровью осужденного к лишению свободы он вправе обратиться к любому
должностному лицу учреждения, исполняющего наказание, с просьбой обеспечить его
личную безопасность. В данном случае это должностное лицо обязано
незамедлительно осуществить меры по устранению угрозы жизни и здоровью
обратившегося осужденного. Начальник учреждения должен принять решение о
переводе данного лица в безопасное место или иные меры, снимающие угрозу личной
безопасности осужденного к лишению свободы. Ранее при возникновении подобных
ситуаций осужденные сами разрешали возникающие угрозы – обычно это были или
побег из исправительного учреждения, или совершение грубого нарушения, в
результате которого в обязательном порядке следовало водворение в штрафной
изолятор, а нередко конфликт завершался и совершением преступления.
Анализ сущностной
стороны рассматриваемого права предопределяет исследование вопроса об основаниях
его реализации осужденными к лишению свободы. Исходя из положений УИК РФ и
Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, на наш взгляд, к
таковым следует отнести, прежде всего, наличие угрозы личной безопасности
осужденного, выраженной в возможности применения физического насилия со стороны
иных осужденных. Указанное обстоятельство является наиболее распространенным, а
зачастую единственным основанием перевода конкретного лица в безопасное место.
К наиболее часто встречающимся поводам возникновения подобного рода ситуаций
можно отнести, например, деятельность осужденного, направленную на
сотрудничество с администрацией исправительного учреждения; личные
неприязненные отношения между отдельными лицами или их группами; совершение
осужденным поступков, противоречащих принятым в пенитенциарной среде
«традициям» и др.
Вместе с тем
достаточно узкое толкование практическими работниками исправительных учреждений
юридической нормы, закрепляющей порядок реализации осужденными к лишению
свободы рассматриваемого права, сводящегося зачастую лишь к устранению угрозы
физической расправы, на наш взгляд, является неправомерным. Мы считаем, что к
основаниям перевода лица в безопасное место также необходимо отнести
психическое насилие, выраженное в систематическом совершении действий по
отношению к осужденному, которые унижают его честь и достоинство. Достаточно
высокий уровень распространенности таких явлений в исправительных учреждениях
диктует необходимость адекватного реагирования со стороны их администрации с
незамедлительным помещением осужденного в безопасное место. Непринятие должных
мер компетентными лицами в указанной ситуации может привести не только к
причинению вреда данному лицу, но и в целом дестабилизировать нормальную
жизнедеятельность исправительного учреждения.
В качестве еще
одного из оснований реализации лицами, содержащимися в исправительных
учреждениях, права на личную безопасность следует назвать угрозу их здоровью,
исходящую от других осужденных, являющихся носителями опасных заболеваний (наркомания,
психические расстройства, туберкулез, ВИЧ и др.). В настоящее время
законодательство РФ предусматривает необходимость содержания таких лиц в
специализированных лечебных исправительных учреждениях либо прохождения ими
обязательного курса лечения. Однако в силу различных причин (позднее выявление
заболевания, переполненность больниц, отсутствие необходимых медикаментов и
др.) не исключается возможность нахождения таких лиц в обычных условиях отбытия
наказания, что может создавать опасность жизни и здоровью других осужденных.
Исходя из анализа
положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих право
осужденных к лишению свободы на личную безопасность, можно прийти к выводу, что
его реализация может осуществляться в двух формах: 1) по заявлению самого лица
и 2) по инициативе начальника исправительного учреждения. В первом случае сам
осужденный, определив наличие обстоятельств, которые угрожают его жизни и
здоровью, обращается с устным либо письменным заявлением к любому должностному
лицу, которое обязано принять меры по обеспечению личной безопасности
осужденного. Во втором случае сам начальник исправительного учреждения,
установив конкретные факты, свидетельствующие о наличии подобного рода
ситуации, принимает решение о переводе осужденного к лишению свободы в
безопасное место.
Вместе с тем при
более глубоком анализе норм УИК и Правил внутреннего распорядка исправительных
учрежденийвозникает вопрос, является ли принятие решения о переводе осужденного
в безопасное место начальником исправительного учреждения обязанностью или
правом последнего. К сожалению, вышеозначенные нормативные документы не дают
нам ясного ответа. По нашему мнению, в связи с указанными обстоятельствами
законодатель должен достаточно четко определить, следует ли предоставить
начальникам исправительных учреждений возможность самостоятельно, объективно
оценив совокупность имеющихся фактических данных, принимать решение о переводе
осужденного в безопасное место либо закрепить в действующих правовых актах
обязанность удовлетворить данную просьбу лица. Несмотря на противоречивость
данной ситуации, сводящейся к наличию многочисленных доводов, которые могут
быть приведены в пользу того или иного решения, проблема, на наш взгляд, должна
найти свое правовое разрешение.
В этой же связи
достаточно спорным является вопрос о том, как необходимо содержать нескольких
лиц, в отношении которых принято решение о переводе в безопасное место, –
раздельно либо по несколько человек. Ни закон, ни Правила внутреннего
распорядка не содержат однозначного решения данной проблемы и называют лишь
виды помещений, в которые водворяются осужденные рассматриваемой категории.
Попытаемся проанализировать данную ситуацию. С одной стороны, исходя из общих
принципов гуманизма и справедливости, человек, жизни и здоровью которого
угрожает опасность, должен содержаться отдельно от всех иных осужденных,
поскольку ситуация, послужившая основанием для перевода его в безопасное место,
действительно носила серьезный характер. С другой стороны, здравый смысл
говорит о том, что устранение угрозы осужденному, исходящей от конкретных лиц,
путем помещения его в безопасное место не препятствует возможности содержания
его с осужденными, не представляющими для него никакой опасности. Естественно,
что в данной ситуации при принятии решения о совместном содержании лиц, в
отношении которых имеется угроза их личной безопасности, необходимо четко
оценивать ситуацию и имеющиеся фактические данные, чтобы не допустить
возможности причинения вреда кому-либо из них.
Существенным
фактором, обусловливающим возможность совместного нахождения лиц, жизни и
здоровью которых угрожает что-либо, является и недостаточное наличие имеющихся
специально оборудованных помещений на территории исправительного учреждения,
которые могли бы позволить содержать каждого осужденного к лишению свободы
отдельно. В этой связи, на наш взгляд, необходимо закрепить в законодательстве
норму, которая бы четко регламентировала порядок размещения данной категории
лиц.
Помимо
возможности перевода осужденного в безопасное место в качестве альтернативы
ст.13 УИК РФ также называет «иные меры», устраняющие угрозу его личной
безопасности. Формулируя данную норму, законодатель, на наш взгляд, умышленно
ушел от перечисления возможных действий администрации, которые бы нейтрализовывали
опасность жизни и здоровью осужденного к лишению свободы, т.к. их перечень не
может являться исчерпывающим. К наиболее часто встречающимся мерам в такой
ситуации следует отнести проведение бесед с лицами, со стороны которых исходит
угроза личной безопасности осужденного, усиление контроля за их поведением,
перевод самого осужденного либо данных лиц в разные отряды и др.
Исходя из
анализируемых положений уголовно-исполнительного законодательства, можно прийти
к выводу, что они предусматривают три вида последствий перевода осужденного к
лишению свободы в безопасное место:
1) обратный
перевод в жилые помещения исправительного учреждения в случае отпадения угрозы
личной безопасности лица;
2) перевод
осужденного в другое исправительное учреждение;
3) перевод лиц,
угрожающих личной безопасности осужденного, в иное исправительное учреждение.
В указанных
случаях дальнейшая судьба такой категории осужденных может сложиться
по-разному. В случае позитивных изменений в обстоятельствах, послуживших
поводом для возникновения угрозы его личной безопасности, он может спокойно
продолжать отбывать наказание. Однако зачастую складывается ситуация, когда
принятые меры не устранили опасности жизни и здоровью осужденного к лишению
свободы, даже если он переведен в иное исправительное учреждение. К сожалению,
уже неоднократно упоминаемые нами УИК и Правила внутреннего распорядка не
содержат решения данной проблемы. А ведь в нынешних условиях она является
весьма актуальной. «Тюремные традиции и ритуалы» предусматривают достаточно
жесткое наказание лиц, которые нарушили их те или иные положения, и осужденный,
покидая пределы безопасного места и попадая в обычные условия исправительного
учреждения, сильно рискует вновь подвергнуть свои жизнь и здоровье опасности.
Таким образом, мы
завершили рассмотрение комплекса проблем, касающихся реализации осужденными к
лишению свободы права на личную безопасность, являющегося одной из важнейших
гарантий, обеспечивающих возможность полномасштабного осуществление лицами
данной категории целой системы иных личных прав (например, права на
неприкосновенность личности). Характеризуя содержательную сторону исследуемого
явления, мы остановились на таких важнейших его аспектах, как основания,
порядок и формы реализации, юридические последствия осуществления лицами,
содержащимися в исправительных учреждениях, указанного права. А в заключение
нам бы хотелось попытаться сформулировать определение понятия права осужденных
к лишению свободы на личную безопасность. Под ним, на наш взгляд, следует понимать
обусловленную наличием угрозы жизни и здоровью осужденного возможность его
перевода в безопасное место или принятие иных мер, устраняющих указанную
угрозу, реализация которых связана с заявлением самого лица либо с инициативой
начальника исправительного учреждения.
Литература:
1.*Конституция Российской Федерации.
М., 2006.*УК РФ, 2006.
2. *Комментарий к Уголовному Кодексу
РФ с постатейными материалами и судебной практикой/ под ред. Никулина С.И.,
Издательство «Менеджер», М., 2006.
3. *Уголовное право / Общая часть/
под редакцией Рарога А.И., М., 2005.
4. *Бюллетень Верховного суда
1998-2006 гг.
Страницы: 1, 2
|