В качестве отступления именно в разделе, касающемся
социально-активного правомерного поведения хочется дать более развернутую
характеристику поощрительных правоотношений с точки зрения современных ученых.
Поощрительное правоотношение имеет ряд специфических
особенностей:
- правоотношение обусловлено поощрительной нормой,
моделирующей его в общей норме;
- основанием его возникновения является особо полезное
правомерное поведение (заслуга);
- поощрительное правоотношение представляет собой
соотнесенность поведения субъектов, где право на поощрение удовлетворяется
исполнением обязанностей поощрителя;
- поощрительное правоотношение, как правило, выступает в
качестве секундарного, вторичного, производного от того или иного отраслевого
правоотношения;
- поощрительное правоотношение находится под контролем
государства, применяющим разнообразные меры поощрения за заслуженное поведение.[29]
5. ПРАВОНАРУШЕНИЕ:
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ
«По своей общественной опасности правонарушение является
серьезным шагом в направлении к преступному поведению… Рост правонарушаемости в
обществе приводит к существенным негативным сдвигам в правосознании населения,
приближая и подталкивая к преступному поведению не только тех, кто уже
переступил ту или иную норму закона, но и всех других, поскольку планка правового
поведения в массовом осознании реалий снижается практически для большинства
граждан, что например, наблюдается в России.
В жизни не бывает существенной и устойчивой криминализации
какой-то одной из социальных сфер или какого-то одного слоя населения. Процесс
этот, как правило, носит генерализированный характер».[30]
Правонарушение – общественно опасное, вредоносное,
виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, несущего за свое
поведение юридическую ответственность.
В связи с приведенной выше дефиницией отметим, что
«юридическая наука выделяет два типа неправомерных деяний: правонарушения
(виновные неправомерные деяния) и объективно-противоправные (не виновные
правонарушения)».[31]
Характерными признаками правонарушения являются следующие:
- правонарушение проявляется в действии или бездействии. Не
считаются правонарушениями чувства, мысли, убеждения, воззрения или помыслы,
если они не были выражены в поведении лица;
- социальная опасность, поскольку правонарушение посягает
на общественный порядок, социальные блага, личность, ее права и свободы;
- нанесение вреда в результате правонарушения выражается
как в реальном причинении, так и в попытке поставить под угрозу социальные
ценности;
- виновность, т.е. психическое отношение лица к содеянному;
- противоправность, т.е. противоречие правовым
предписаниям, требующим выполнения определенных обязанностей либо воздержания
от каких-либо действий;
- наступление юридической ответственности, т.е. наступление
неблагоприятных последствий для лица, его совершившего;
- правонарушителем признается лицо, достигшее определенного
возраста, вменяемое (способное осознавать фактический характер и общественную
опасность своего деяния и руководить своим поведением);
Состав правонарушения – совокупность взятых в единстве его
элементов, необходимых для возложения юридической ответственности, которыми являются
субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона правонарушения
соответственно.
Субъект правонарушения - закрепляется в гипотезе правовой
нормы - деликтоспособное лицо, достигшее установленного законом возраста,
отдающее себе отчет о своих действиях и способностях.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во
время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии
невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную
опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие
хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного
болезненного состояния психики (ч.1 ст. 21 УК РФ).
Подробнее остановлюсь на понятии невменяемости. По мнению
признанного авторитета в области криминологии Ю.М. Антоняна, она
характеризуется двумя критериями: медицинским (биологическим) и психологическим
(юридическим).
Наличие только одного медицинского критерия не дает
достаточных оснований для признания лица невменяемым. Это объясняется тем, что
психическое заболевание само по себе не свидетельствует о невменяемости лица.
Например, при некоторых пограничных состояниях, когда оно сохраняет способность
давать отчет в своих действиях и руководить ими. Только наличие двух упомянутых
критериев, которые сочетаются органически, дает возможность сделать
обоснованный вывод о невменяемости… Медицинский критерий невменяемости имеет в
виду наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства
душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния…
Психологический критерий невменяемости включает отсутствие у лица способности
отдавать себе отчет в своих действиях (интеллектуальный признак) или руководить
ими (волевой признак). [32]
Субъективная сторона – внутреннее, психологическое
отношение лица к содеянному, которое определяется виной.
Вина выступает в виде умысла, проявляемого в том, что лицо
предвидит и желает или сознательно допускает наступление общественно опасных,
вредных последствий своего поведения, и неосторожности, которая, в свою
очередь, делится на самонадеянность, когда лицо предвидит, но легкомысленно
рассчитывает избежать опасных последствий, и небрежность, когда лицо не предвидит,
но могло и должно было предотвратить опасные последствия своего поведения.
«Не является правонарушением так называемое
объективно-противоправные деяния, хотя они совершаются осознанно, по воле лица.
Такого рода деяния совершаются в силу профессиональных или служебных
обязанностей и не содержат в себе вины» (пожарный, испортивший имущество в
результате тушения). [33]
Объект – явление окружающего мира, на которое направлено
противоправное деяние.
Современная юриспруденция выделяет три вида объектов:
1.общий – совокупность охраняемых
правом общественных отношений;
2.родовой – ряд однородных отношений,
на которые посягает правонарушитель;
3.непосредственный – конкретные
ценности и блага, которым правонарушителем нанесен ущерб.
Объективная сторона – внешнее выражение деяния, включающее
в себя его противоправность, причиненные деянием вредные последствия и необходимая
причинная связь между ними.
6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРОСТУПКИ:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
По степени социальной опасности и вредоносности, а также по
характеру совершенного деяния правонарушения делятся на преступления и
проступки.
Преступление – виновно совершенное общественно опасное
деяние, уголовно наказуемое деяние.
Не является преступлением действие (бездействие), хотя
формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Кодексом
(УК РФ), но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности,
то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности,
обществу или государству (ч.2 ст. 14 УК РФ)
Проступки – правонарушения, характеризующиеся
меньшей степенью общественной опасности в сравнении с преступлениями и
посягающие на отдельные стороны правопорядка.
Проступки не подпадают под действия уголовного
законодательства в силу малозначительности степени общественной опасности
преступных деяний.
В российском законодательстве, в зависимости от
сферы правоотношений, характера нанесенного вреда и особенностей применяемых к
правонарушителям санкций, выделяют 3 вида проступков: административный,
гражданско-правовой и дисциплинарный.
1. административный – противоправное, виновное
действие (бездействие) физического или юридического лица, наносящее вред
установленному порядку государственного управления, за которое законом
установлена административная ответственность.
Несколько иное определение предлагает В.В.
Лукьянов: административным правонарушением следует признать деяние, посягающее
на общественный порядок или общественную безопасность, ответственность за
совершение которого установлена Кодексом административных правонарушений».[34]
Забегая вперед, отметим, что универсальным отличием проступков от преступлений
служит единственное обстоятельство, а именно: они не могут сопровождаться
причинением тяжких последствий.[35]
В дополнение к приведенному выше определению добавим, что
«административное правонарушение может представлять общественную опасность, и
отсутствие или наличие такого признака деяния как общественная опасность не
может служить границей, отделяющей проступки от преступлений». Общественную
опасность административных правонарушений мы рассматриваем в связи с
причинением реального вреда. Но, как известно, общественно опасными признаются
и такие деяния, которые сами вреда не причиняют, но создают угрозу его
причинения. Общественно опасной должна признаваться обстановка, заключающая в
себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, живой природе, имуществу,
которая реализуется помимо воли лица, виновного в ее создании, и,
соответственно, общественно опасная обстановка является признаком объективной
стороны правонарушения».[36] Признак наличия
общественной опасности касается проступков с материальным составом. К составам
с причинением вреда могут быть отнесены нарушения правил пожарной безопасности,
завершающиеся пожаром с менее тяжкими последствиями, нарушение правил дорожного
движения с причинением пострадавшему легких телесных повреждений и пр. «Общественно
опасная обстановка разрушает общественную безопасность, являясь проявлением
реальной действительности, исключающей причинение вреда. Общественная
безопасность выступает в качестве основного объекта административных
проступков. Здоровье человека, сохранность имущества, природа представляют
собой дополнительные объекты, посягательства на которые могут иметь место, а
могут и отсутствовать. Дополнительные объекты порождаются разрушительными,
вредоносными силами, действующими в условиях возникшей общественно опасной
обстановки ».[37]
Виды административного наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленное физическому
лицу, за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом;
- административный арест (изоляция от общества на срок до
15 суток);
- административное выдворение за пределы страны
иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация – лишение права занимать руководящие
должности в исполнительном органе управления юридического лица и т.п.
«Совершение лицом административного проступка вносит
изменения в его общий статус. К нарушителю могут быть применены установленные
законом меры процессуального принуждения, а виновный обязан претерпевать
осуществляемое законно принудительное воздержание»[38].
Также у гражданина, привлекаемого к административной
ответственности, возникают процессуальные права, впрочем, сказанное касается и
по отношению к лицам, привлекаемым к ответственности за преступления.
2. Гражданско-правовое нарушение (деликт) – противоправное
деяние, наносящее вред урегулированным гражданским законодательством,
имущественным и личным неимущественным отношениям.
Способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав:
-
признание права;
-
восстановление положения, существовавшего до
нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения;
-
признание оспоримой сделки недействительной и
применение последствий ее недействительности, а также применение последствий
недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта
государственного органа или органа местного самоуправления;
-
самозащита права, способы которой должны быть
соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его
пресечения;
-
принуждение к исполнению обязанности в натуре;
-
возмещение убытков как расходов, которое лицо, чье
право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления
нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а
также неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
-
взыскание неустойки;
-
компенсация морального вреда;
-
прекращение или изменение правоотношения;
-
неприменение судом акта государственного органа или
органов местного самоуправления, противоречащего закону;
-
иные способы.
3. Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное
неисполнение рабочими и служащими правил внутреннего трудового распорядка.
Законом предусмотрены следующие санкции за нарушение трудовой
дисциплины и невыполнение служебных обязанностей:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- перевод;
- увольнение.
4. В современной юридической науке выделяют еще одну из
разновидностей правонарушения – конституционный деликт. В.О. Лучин определяет
его как «деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых
отношений, не отвечающее должному поведению и влекущее за собой применение
конституционной ответственности».[39] Конституционный деликт
во многом отличается от уголовного преступления, дисциплинарного проступка,
административного или гражданско-правового правонарушения, где также могут
иметь место, в частности, нарушение конституционных прав и свобод человека.
Обособление конституционных деликтов, по мнению В.О.
Лучина, можно проводить применительно к их основным объектам с учетом специфики
различных сфер конституционного регулирования:
- конституционные деликты в сфере основ конституционного
строя;
- конституционные деликты в сфере прав и свобод человека и
гражданина;
- конституционные деликты в сфере федеративного устройства;
- конституционные деликты в сфере институциональной
организации и функционирования государственной власти;
- конституционные деликты в сфере местного самоуправления;
- конституционные деликты, связанные с внесением поправок и
пересмотрением Конституции РФ.
Обобщая исследования В.О. Лучина и С.И. Некрасова по
вопросу конституционного деликта, отразим основные моменты:
Общим объектом конституционного деликта являются
«конституционные основы федерализма, организации и функционирования
государственной власти. Непосредственным же объектом выступают конкретные права
и законные интересы граждан и организаций, … полномочия федеральных и
региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления,
которые нарушаются… вследствие нарушения (неисполнения) соответствующим органом
государственной власти норм федерального законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|