Экстрадиция в уголовном праве и правоприменительной практике
МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Курсовая
работа
по
дисциплине уголовное право
тема:
«Экстрадиция в уголовном праве и правоприменительной практике»
Выполнил: студент
ЮФ 2 курса Извекова Н.В.
Руководитель: Зуева И.И.
ОДЕССА
- 2007
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Раздел І: История института экстрадиции
Раздел ІІ: Определение экстрадиции, ее нормы и
концепции
2.1. Концепции экстрадиции
2.2. Нормы экстрадиции
Раздел ІІІ: Нормативная база,
международно-правовые документы и
решения в экстрадиционной
деятельности
Раздел ІV: Экстрадиционный
процесс
4.1. Экстрадиционный процесс в украинском
законодательстве
Выводы
Список используемой
литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современном
мире проблема преступности представляет опасность не только для отдельных
государств, но и для всего человечества. Факт отсутствия правового
сотрудничества между государствами по уголовным делам на должном уровне,
успешно используется преступностью, для того, что бы совершать преступления в
одном государстве, в последствии скрыться на территории другого государства и
тем самым избежать уголовного наказания, а в некоторых случаях продолжать
преступную деятельность. Ситуация осложнена еще тем, что растет число
преступлений, которые подрывают основы не только национальной, но и
международной безопасности.
Важность
правового регулирования института экстрадиции в системе, оказываемой
государствами правовой помощи по уголовным делам, определяется как
национальными интересами государств, в целях предупреждения уголовной
преступности на их территории, так и интересами международного сотрудничества
по борьбе с международными преступлениями, представляющими опасность для всего
сообщества государств. В этой ситуации объединение совместных усилий государств,
для осуществления сотрудничества в борьбе с преступностью, приобрело особое
значение. Существенное место в этом сотрудничестве занимает институт
экстрадиции.
В связи с тем,
что институт экстрадиции затрагивает многие дисциплины, исследования проблемы экстрадиции
привлекали внимание целого ряда международных организаций и ученых. Изучение и
разработка отдельных аспектов института экстрадиции были предметом неоднократного
рассмотрения Института международного права, Международной ассоциации
уголовного права, Ассоциации международного права и других. Вклад в разработку
проблемы внесли такие ученые как Г. Ляммаш, С.Д. Беди, А. Воглер, Ю.Г.
Васильев, Д. О. Никольский, В. П. Шупилов, М. Д. Шаргородский, Н. С.
Таганцев, Н.А. Сафаров и многие другие.
1. ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА
ЭКСТРАДИЦИИ
Институт экстрадиции, имеет многовековую историю и его начало можно проследить со времен глубокой древности, когда еще не существовало правовых взаимоотношений в вопросах противостояния преступности в ее современном понимании, но существовала практика выдачи, поначалу носящая локальный характер. История института экстрадиции восходит к глубокой древности и берет свое начало с возникновения первых признаков формальной дипломатии. Историю экстрадиции можно разделить на четыре периода: · первый период по временным рамкам обхватывает область с древних времен и до конца XVII века, в этот период экстрадиция не являлась частым явлением и в основном имела место в отношении политических преступлений, а также в отношении еретиков и перебежчиков; · второй период обхватывает время, начиная с XVIII века и до первой половины XIX века, этот период характеризуется ростом заключаемых договоров между государствами не только в отношении бунтовщиков и перебежчиков, но также и лиц, виновных в обычных преступлениях, основной объект проблемы сводился к дезертирам; · третий период начинается с 1840 года, именно в этот период государства начали согласованную компанию в отношении беглых преступников; · четвертый период начинается после 1948 года, т.к. именно в это время интенсивно стали развиваться международные отношения после второй мировой войны и, можно так сказать, продолжается по настоящее время. В этот период на первый план вышла необходимость построения международной безопасности и предупреждения совершения в будущем преступлений против мира и безопасности человечества. Обосновывая существования выдачи еще в рабовладельческую эпоху исследователи часто ссылаются на договор, заключенный царем хеттов Хатушилем III и египетским фараоном Рамсесом II в 1296 году до н.э. В этом договоре говорилось: “Если кто-нибудь убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, а вернет в страну Рамсеса”. (1, стр. 54) Особенность этого договора состоит в том, что в нем речь идет не только о преступниках, очень часто экстрадиция применялась к беглым рабам. Кроме того, имелись договоры о выдаче между отдельными греческими городами-государствами. Также выдача широко применялась к беглым рабам в Греции и в Римской империи. Например, в Греции, выдача применялась довольно часто к беглым рабам, которые не пользовались правом убежища, поэтому рабовладелец мог преследовать раба повсюду и везде, и власти должны были оказывать ему полное содействие. Однако и здесь право убежища все-таки оказывало свое влияние. Так, в Афинах храм Тезея, хотя не обеспечивал беглому рабу ни безнаказанности, ни свободы, но, по крайней мере, давал ему право требовать судебного разбирательства. Если на суде выяснялось, что рабовладелец слишком жестоко обходился с рабом, то выдача не применялась, и раба продавали новому господину. Также известны интересные факты, что афиняне обязались выдать македонскому царю Филиппу беглых македонских преступников, а ахейцы угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы некоторые из ее граждан, напавшие на одну Ахейскую деревню; Катон требовал, чтобы Цезарь был выдан германцам за то, что начал с ними несправедливую войну. В этих случаях преобладает политический характер экстрадиции. Изменения в институте экстрадиции в средние века были, прежде всего, продиктованы изменениями в институте убежища, когда местами, выдача из которых была недопустима, стали определенные священные места: храмы и монастыри. Еще одним препятствием для экстрадиции лиц, совершивших уголовные преступления, служил обычай закрепощения всех иностранцев, прибывших в страну без разрешения существовавший в феодальных государствах Западной Европы. В связи с этим экстрадиция по-прежнему оставалась формой расправы с политическими противниками, а не с преступниками. Например, одним из наиболее ранних средневековых договоров, по которому договаривающиеся стороны обязались выдавать друг другу политических преступников, являлся трактат, заключенный в 1174 г. между английским королем Генрихом II и шотландским королем Вильгельмом. Последующие западноевропейские соглашения подобного характера также касались главным образом бунтовщиков и обоюдных врагов к числу таковых относились, так называемые инакомыслящие.
В XVIII веке, с которого начинается второй
период в развитии экстрадиции, договоры о выдаче все более распространяются не
только на дезертиров, но и на уголовных преступников - убийц,
фальшивомонетчиков, воров, поджигателей, а сотрудничество государств в
уголовном преследовании этих лиц становится все более интенсивным. Это
объясняется тем, что в то время было очень интенсивное перемещение людей из
одного государства в другое, в связи с процессами индустриализации Европы и
появлением новых видов транспорта, что вызвало проблемы борьбы с грабителями на
железных дорогах.
В
третий период, который начался для западноевропейских стран с 40-х годов XIX столетия, появляется осознание
необходимости бороться общими силами против преступников, совершивших не
политические, а уголовные деяния. В связи с заключаемым с этой целью договорам
выдача наполняется своим подлинным смыслом, превращаясь в акт правовой помощи
(оказываемой одним государством другому) в области международного общения. К концу XIX в. большинство
стран Европы и ряд стран американского континента заключили договоры как друг с
другом, так и с географически удаленными государствами.
В четвертом
периоде, начавшемся в середине XX века,
решающую роль в развитии института экстрадиции сыграла Вторая мировая война.
Наказание за злодеяния, творимые в ее ходе фашистами, становится одной из
основных целей. Последовал целый ряд заявлений и выступлений, в которых
союзники выразили решимость подвергнуть уголовному преследованию тех, кто несет
ответственность за зверства, убийства и казни или принимал в них непосредственное
и добровольное участие. Эта общая решимость привела не только к учреждению
Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов, созданных для суда
над военными преступниками, преступления которых не связаны с определенным
географическим местом, но и к многочисленным процессам по делу военных
преступников, организованным в тех странах, где они совершили свои
преступления. По мере развития отношений между государствами совершенствуется и
институт экстрадиции: растет количество договоров, в которых конкретизируется
круг лиц, подлежащих выдаче, уточняются критерии и основания для выдачи.
Таким образом,
история развития института экстрадиции охватывает собой все исторические типы
общества. Однако лишь в новое время экстрадиция приобрела общечеловеческое
значение в отношении преступлений международного характера и преступлений
против мира и безопасности человечества.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСТРАДИЦИИ,
ЕЕ НОРМЫ КОНЦЕПЦИИ
Впервые термин
«экстрадиция» (франц. extradition - лат. ех из, вне + traditio передача) вошел в оборот благодаря
Франции, где был официально употреблен в декрете от 19 февраля 1791 года,
которым регламентировались отдельные процедуры выдачи, а сам французский язык
получил в конце XVIII в. официальное признание в
качестве рабочего языка дипломатической переписки по делам о выдаче.
В разной
литературе и словарях термин «экстрадиция» определяется по разному: в более
широком и в более узком смысле. Краткое определение экстрадиции можно выразить
в том, что термин «экстрадиция» сводиться только к выдачи одним государством
другому лица, для привлечения его к уголовной ответственности. Но более
правильным и широким определение экстрадиции будет звучать так: «экстрадиция –
это передача иностранному государству лица, нарушившего законы этого
государства, по требованию последнего для привлечения преступника к уголовной
ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу
приговора». (4, стр. 82)
2.1. Концепции
экстрадиции.
Нужно отметить,
что в целом институт экстрадиции остается пока еще малоизученным, нередко ему
отказывается в праве на самостоятельное существование. Вследствие этого
экстрадицию часто принимают за выдачу, а вопросы экстрадиции сводятся к
вопросам выдачи. Это приводит к тому, что анализу подвергаются лишь те нормы
института экстрадиции, которые в той или иной мере оказываются связанными с
выдачей. Вместе с тем вопросами выдачи экстрадиционная деятельность не
исчерпывается. Нужно уточнить, что экстрадиция и выдача не являются
тождественными понятиями. Основополагающие международно-правовые документы об
экстрадиции были приняты в послевоенное время и понятие экстрадиции, которое
используется в них, опирается в основном на концепцию выдачи преступников.
Практика
экстрадиции действительно поначалу опиралась на концепцию выдачи, но концепция
выдачи отражала реалии экстрадиционной деятельности государств в тех
международно-правовых и политических реалиях, которые уже ушли в прошлое. В связи
с этим экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей нельзя
потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не
ограничивается, так как процедура экстрадиции может закончиться и отказом в
выдаче.
С одной стороны -
институт выдачи является актом правовой помощи, который основан на
международных договорах и базируется на общепризнанных нормах и принципах
международного права, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного
государством, на территории которого он находиться, требующему его передачи
государству, на территории которого он совершила преступление или гражданином
которого он является, для привлечения к уголовной ответственности или
приведения к исполнению приговора. С другой стороны – в экстрадиции
усматривается не только выдача преступников и наказание виновных, но и более
широкие вопросы, которые состоят в правовой помощи и сотрудничестве между
государствами. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что задачи, цели и
функции института экстрадиции не повторяют и не поглощаются задачами, целями и
функциями института выдачи. Нормы института экстрадиции охватывают более
широкий круг вопросов, чем у выдачи. Выдача представляет собой лишь форму
реализации процедуры экстрадиции.
В этом аспекте
проявляется целый ряд новых действий и целей: институт экстрадиции предусматривает
регулирование международного сотрудничества и правовой помощи между
государствами по уголовным и гражданским делам, а также принимает меры по
обеспечению необходимых процессуальных и правовых гарантий, укрепление
международного правопорядка, норм и требований права, соблюдения прав
человека.
Концепцию
экстрадиции, идущую на смену концепции выдачи, можно определить как концепцию
правовой помощи. Переход на новую концепцию способствовал дальнейшему развитию
практики экстрадиции, вывел ее за пределы выдачи преступников, вследствие чего
экстрадиция распространилась на более широкую область международно-правового
сотрудничества между государствами. Концепция правовой помощи позволила
существенно обогатить практику экстрадиции. В значительной мере расширяется
круг участников экстрадиционной деятельности. Объединяются усилия государств, и
повышается эффективность их международного сотрудничества в сфере уголовного
судопроизводства.
2.2
Нормы экстрадиции
Международно-правовое
регулирование института экстрадиции имеет два вида норм. Один можно отнести к
нормам романо-германской правовой системы, другой к нормам англо-саксонской
правовой системе права. И один и другой вид норм имеет свои положительные и отрицательные стороны. Романо-германская правовая
система права способствует обеспечению законности и права выдаваемого лица, но
в тоже время она способствует виновному в совершенном преступлении избежать
заслуженного наказания. Англо-саксонская система права способствует снижению
роли общих принципов и предоставляет суду право выносить приговор по
конкретному делу с учетом конкретных обстоятельств, преследуя цель обеспечить
наказания преступника.
Различие
в правовых системах находят свое отражение в международно-правовом
регулировании института экстрадиции. Англо-саксонская правовая система права
отрицает существование принятых другими государствами принципов экстрадиции в
качестве общеобязательных. И на этот счет, самое основное внимание уделяется
двусторонним договорам, которые регулируют сотрудничество государствами с одной
системой права.
Установление
международных норм об экстрадиции, можно считать отдельными элементами
обеспечения законности при оказании правовой помощи в обеспечении прав
человека, более важным моментом является проведение таких норм в действие.
3. НОРМАТИВНАЯ
БАЗА, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И РЕШЕНИЯ В ЭКСТРАДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Связь между
уголовным и международным правом обуславливается тем, что определенные
институты, которые имеют уголовно-правовое значение, находят свое
первоначальное определение в нормах международного права, точнее в тех
международных соглашениях, к которым присоединилась Украина. Согласно ст. 9
Конституции действующие международные договоры, согласие на обязательность
которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального
законодательства Украины.
На нормах
международного права базируются статьи уголовного кодекса, которые определяют
проблему уголовной ответственности лиц, имеющих дипломатическую
неприкосновенность (ч. 4 ст. 6 УК), экстрадиции (выдачи) преступников (ст. 10
УК), признание преступными некоторых действий (например, преступления,
предусмотренные статьями 438 УК «Нарушение законов и обычаев войны», 445 УК
«Незаконное использование символики Красного Креста и Красного Полумесяца») и
т.п. Международно-правовое происхождение имеют также нормы, указанные в статьях
301 УК «Ввоз, изготовление, сбыт и распространения порнографических предметов»,
442 УК «Геноцид» и некоторых других.
Страницы: 1, 2
|