В
статьях 4 и 9 Положения о военной прокуратуре закреплены важные формы
взаимодействия военных прокуроров и органов военного управления.
Одна
из важнейших форм взаимодействия - взаимный обмен информацией о преступлениях и
происшествиях, о состоянии законности, правопорядка и воинской дисциплины в
обслуживаемых воинских частях, а также о состоянии дел в территориальных
правоохранительных органах.
Информация
необходима военному прокурору для оперативного и надлежащего реагирования на
нарушения законности. Поэтому военный прокурор должен постоянно обладать
своевременной и объективной информацией. Постоянное поступление такой
информации является одной из главных задач военного прокурора по правильной
организации своей работы.
Воинскими
уставами, другими законодательными и ведомственными актами установлена
обязанность определенных должностных лиц войсковых частей и учреждений
уведомлять органы военной прокуратуры о совершенных преступлениях и
происшествиях.
Помимо
сообщений командования о преступлениях и происшествиях военно - прокурорские и
следственные работники получают информацию о состоянии воинской дисциплины и
правопорядка в обслуживаемых войсковых частях при личном контакте с командирами
и другими должностными лицами, на совещаниях, собраниях, из донесений о
состоянии воинской дисциплины и дисциплинарной практики, из писем, жалоб,
заявлений, публикаций в печати и т.д. Значительная часть сигналов о нарушениях
законности поступает в прокуратуру при расследовании уголовных дел и
производстве проверок. Обширная информация по вопросам законности содержится в
официальной учетной и отчетной документации, установленной для войсковых
частей, учреждений, предприятий и организаций соответствующими приказами
Министерства обороны Российской Федерации, директивами Генерального штаба и
другими нормативными актами. Данные о нарушениях законности могут содержать
следующие учетные и отчетные документы :
доклады
командиров войсковых частей о состоянии воинской дисциплины с указанием грубых
проступков и преступлений, размера материального ущерба, причиненного
незаконными действиями, количества утраченного оружия, боеприпасов и т.д. ;
донесения
начальников медицинских служб войсковых частей и лечебных учреждений о
травматизме и его причинах, в том числе о травмах, полученных в результате
неуставных взаимоотношений, а также о погибших, отравившихся, заболевших
венерическими болезнями ;
отчеты
предприятий, военно-строительных и других организаций о пострадавших при
несчастных случаях на производстве;
финансовые
и бухгалтерские отчеты и балансы воинских частей производственных предприятий,
учреждений, военторгов и других, содержащие сведения о результатах
контрольно-ревизионной работы, финансовых нарушениях, недостачах, утратах,
растратах, порче, хищениях денежных и материальных средств, о приписках,
завышениях объемов выполненных работ и о принятых командованием решениях о
возмещении причиненного государству ущерба и т.д.;
отчеты
военных представительств в заказывающие управления о рекламации поставленной в
войска недоброкачественной продукции, донесения командиров воинских частей о
выходе из строя бронетехники и вооружения, сведения о рекламационной работе;
доклады
командиров воинских частей о состоянии режима секретности и об утраченных
документах;
отчеты
военных комиссаров о призыве граждан на военную службу указание данных о лицах,
уклоняющихся от призыва;
отчеты
комендантов о состоянии дел в гарнизоне с указанием количества и характера
нарушений.
Для
получения сведений о других правонарушениях необходимо использовать все формы
прокурорской деятельности.
В
свою очередь военные прокуроры информируют командование о выявленных
преступлениях и других нарушениях законности и их причинах в своих
представлениях, протестах, справках, обзорах, в выступлениях на совещаниях, в
личных беседах с командирами, а также при проведении правовой пропаганды.
Немаловажное
значение имеет и взаимная информация о задачах, которые по своей линии решают
войска и органы прокуратуры. Военному прокурору следует хорошо знать требования
приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и других органов
военного управления, определяющих основные задачи обслуживаемых ими войск, для
того, чтобы учитывать их в своей работе. При необходимости он должен ставить в
известность командование о важнейших приказах Генерального прокурора Российской
Федерации, Главного военного прокурора, касающихся надзора за исполнением
законов в войсках и борьбы с преступностью, что облегчает выработку
согласованной линии в данном вопросе.
Обмен
такой информацией помогает и командованию и военному прокурору более глубоко
разобраться в истинном положении дел, целеустремленно проводить
профилактические мероприятия по укреплению правопорядка и дисциплины в войсках.
На основе информации о состоянии воинской дисциплины и правопорядка в войсках,
полученной по всем указанным каналам, командование обслуживаемых частей
определяет профилактические мероприятия, направленные на предупреждение
правонарушений и укрепление воинской дисциплины и законности. Военный прокурор
должен добиваться включения в планы командования своих мероприятий по наиболее
актуальным вопросам, вытекающим из фактического положения дел с преступностью в
обслуживаемых войсках. Содержащиеся в таких планах мероприятия, которые
относятся к деятельности военной прокуратуры, должны обобщаться и учитываться
при разработке перспективных и текущих планов ее работы и включаться в число
мероприятий, подлежащих выполнению.
Важной
формой взаимодействия является непосредственное участие военных прокуроров и
следователей в рассмотрении командованием внесенных в его адрес предложений,
оказание ему всемерной помощи в выработке конкретных мер по устранению причин и
условий способствовавших правонарушению, с последующим активным участием в их
реализации.
Взаимодействие
с командованием необходимо и при проведении предупредительно-воспитательных
мероприятий в связи с расследованием уголовных дел. В этих случаях вся
профилактическая работа согласуется с командиром части и его заместителем (
начальником штаба ). В ней участвуют военные юристы, дознаватели, командиры -
каждый по своей линии, но совместный план придает их усилиям общую
целенаправленность и согласованность. Этим достигается основная цель :
недопущение повторения подобного негативного явления как в данной части, так и
в других частях.
Командованием
и военной прокуратурой практикуются заранее запланированные совместные выезды в
отстающие по состоянию воинской дисциплины части. В этом случае каждая из
взаимодействующих сторон выполняет комплекс мероприятий, относящихся к ее
компетенции, чем достигается всестороннее воздействие на причины и условия,
порождающие правонарушения, на сознание военнослужащих, склонных к нарушениями
воинской дисциплины. Работники военной прокуратуры при этом проводят
прокурорские проверки, ознакомление с состоянием сохранности, учета и
расходования имущества, соблюдением в подразделениях требований воинских
уставов, распорядка дня, снабжения положенным довольствием, условиями быта и
отдыха военнослужащих, их медицинскими обслуживанием; уделяют внимание осуществлению
борьбы с недоброкачественными поставками продовольствия, материалов,
медикаментов в войска и осуществляют другую профилактическую работу.
В
ходе этой работы военные прокуроры знакомятся с состоянием дисциплинарной
практики военных комендатур и других воинских частей, проверяют законность
содержания арестованных на гауптвахтах, проводят при необходимости другие
мероприятия . На выявленные нарушения законности военный прокурор реагирует
присущими ему правовыми средствами и при возможности через представителей
командования, входящих в состав комиссии, осуществляет меры по устранению
причин и условий, способствующих правонарушениям.
Работа
военных прокуроров по укреплению законности и правопорядка и борьбе с
преступностью осуществляется в тесном взаимодействии с соответствующими
военными судами.
Наиболее
распространенные формы этого взаимодействия:
-
совместное участие в профилактической работе в связи с конкретным делом
(организация открытого судебного процесса в расположении войсковой части в
присутствии личного состава, устранение причин и условий, способствовавших
преступлению, разъяснение приговора, правовая пропаганда и др.);
-
совместное изучение прокурорской и судебной практики, разрешение дел и
назначения наказаний;
-
участие совместно с командованием в выездах в части, отстающие по состоянию
дисциплины;
-
совместная или согласованная подготовка материалов по правовой пропаганде,
участие в ее проведении.
Военный
прокурор должен поддерживать деловые связи и с другими правоохранительными
органами. Важное значение имеют, например, взаимный обмен информацией с
соответствующими органами прокуратуры и милиции по вопросам борьбы с
преступностью, согласование мер для раскрытия преступлений и розыска
преступников. Примером такого взаимодействия может служить деятельность военной
прокуратуры Пограничных войск Российской Федерации. Всего в 1995 году на основе
информации, представленной органами ФСБ, возбуждено 118 уголовных дел на 137
военнослужащих и гражданских лиц; в группе погранвойск в Республике Таджикистан
, в результате тесного взаимодействия с органами военной контрразведки
привлечено к уголовной ответственности и осуждено 34 военнослужащих; в 17
случаях сотрудники отделов ФСБ принимали участие в мероприятиях по возбужденным
уголовным делам и выполняли поручения военных прокуроров о проведении
оперативно - розыскных мероприятий в отношении лиц, проходивших по материалам
дел.
Правильная
координация усилий вышеуказанных органов и военной прокуратуры позволяет не
только раскрывать уже совершенные преступления, но и предотвращать преступления
и тяжкие последствия путем совместного проведения проверок и выявления грубых
нарушений закона При этом работа военной прокуратуры и отделов ФСБ не
дублируется и не подменяет друг друга. Используя свои специфические формы и
методы работы, сотрудники органов ФСБ оперативным путем получают сведения о
нарушениях закона, информируя о них работников прокуратуры, помогают объективно
закреплять их.
В
частности, по информации 8 отдела Управления военной контрразведки ФСБ России
военной прокуратурой Федеральной пограничной службы совместно с оперативными
сотрудниками ФСБ в декабре 1994 - январе 1995 г. проведены проверки исполнения
должностными лицами Тихоокеанского пограничного округа, Дальневосточного
пограничного округа и центрального аппарата Федеральной пограничной службы
России уставных обязанностей по обеспечению боевой готовности техники и
вооружения, обучению личного состава. Выявлены многочисленные нарушения,
повлекшие направление из этих пограничных округов в составе мотоманевренных
групп в район боевых действий в Чечне неисправной боевой техники и необученного
личного состава. Только в связи с принятыми Директором Федеральной пограничной
службы России по информации 8 отдела Управления Военной контрразведки ФСБ
России и представлению военного прокурора Федеральной пограничной службы мерами
по замене и ремонту боевой техники, доучиванию личного состава удалось избежать
тяжких последствий в войсках.
Военной
прокуратурой Тихоокеанского пограничного округа и отделом ФСБ по этому округу в
связи с имеющими сигналами в сентябре-октябре 1995 г. проведена проверка
исполнения законодательства о сохранности оружия и боеприпасов. Выявлены
многочисленные нарушения, которые могли привести к их хищению: комнаты для
хранения оружия и склады РАВ были оборудованы с серьезными нарушениями,
периодические проверки наличия оружия начальниками пограничных застав,
начальниками службы РАВ отрядов и начальниками отрядов не проводились, учет
оружия и боеприпасов в ряде частей не соответствовал действительности,
допускались факты безучетной выдачи оружия, передачи его гражданским лицам для
охоты и др. По представлению военного прокурора и информации начальника отдела
ФСБ командующим войсками Тихоокеанского пограничного округа приняты меры к
устранению этих нарушений.
Вместе
с тем есть и примеры неудач, причина которых заключалась в разобщенности и
несогласованности действий военной прокуратуры и оперативных работников
вышеуказанных органов.
Порой
информация из отделов ФСБ о совершенных или готовящихся правонарушениях
поступает в военную прокуратуру с опозданием, что не позволяет оперативно
закреплять доказательства в установленном уголовно-процессуальном порядке и
ведет к их утрате, создает предпосылки к затягиванию сроков проведения
следствия. Иногда материалы, представляемые в военную прокуратуру содержат
поверхностные и не конкретные объяснения, а явки с повинной получены с
нарушением требований закона и не оформляются протоколами, изъятие вещественных
доказательств производится ненадлежащим образом и т.п.
При
выезде в военную прокуратуру Группы пограничных войск Российской Федерации в
Республике Таджикистан вскрыты факты когда сотрудники ФСБ уклонялись от
оперативных мероприятий по поручениям следователей. В частности, 20 декабря
1994 г. из военной прокуратуры Северо - Западного пограничного округа в адрес
начальника отдела военной контрразведки 48-го пограничного отряда подполковника
Потемкина А.П. поступило отдельное поручение с просьбой провести
оперативно-розыскные мероприятия с целью установить связи обвиняемого Кормагина
с местным населением и возможным получением им от них вознаграждений за
отключение участков сигнализационной системы. Несмотря не неоднократные
напоминания со стороны помощника военного прокурора Группы пограничных войск в
Республике Таджикистан капитана юстиции Усарова Б.Ш. данное отдельное поручение
выполнено не было и только в апреле 1995 г. поступило в прокуратуру сообщение о
невозможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, без разъяснения
каких-либо причин.
Допускались
случаи когда военные прокуроры неохотно принимали к производству материалы о
злоупотреблениях должностных лиц в сфере хозяйственно-финансовой деятельности.
В частности, из направленных в 1995 г. военному прокурору Дальневосточного
пограничного округа 4-х информаций о фактах злоупотребления с признаками
хищения материальных ценностей со стороны должностных лиц 75-го и 78-го
пограничных отрядов, прокурорские проверки до сего времени не окончены и
законного решения не принято.
Контакты
с местными территориальными прокурорами и милицией осуществляются при решении
таких вопросов, как взаимоотношение военнослужащих с местным населением,
поддержание порядка в общественных местах, посещаемых военнослужащими,
безопасность дорожного движения и т.д.
Эффективность
прокурорских проверок значительно повышается, если они осуществляются
одновременно военным и территориальным прокурорами. Такое взаимодействие дает
хорошие результаты при осуществлении надзора за исполнением законов об
ответственности за выпуск и поставку в войска недоброкачественной продукции
(военные прокуроры по заранее согласованному плану проводят проверку в военном
представительстве, а территориальные - на предприятиях); при надзоре за
исполнением Закона Российской Федерации “О воинской обязанности и военной
службе” (военные прокуроры занимаются проверкой в военкоматах, территориальные
- в поднадзорных им учреждениях, учебных заведениях, предприятиях).
Большое
значение в организации взаимодействия органов, осуществляющих борьбу с
преступностью и другими правонарушениями, имеют территориальные (районные,
городские) межведомственные координационные совещания, состоящие из
руководителей правоохранительных органов и возглавляемые соответствующими
прокурорами. Являясь одновременно и формой взаимодействия, координационное
совещание - межведомственный, постоянно действующий орган, все члены которого
имеют равные права и обязанности.
Координационное
совещание в пределах своей компетенции решает задачи во всех направлениях
ведомственно - отраслевого взаимодействия. На этих совещаниях обсуждаются
актуальные проблемы борьбы с преступностью и иными правонарушениями,
разрабатываются совместные планы проведения согласованных мер, направленных на
укрепление законности. Проведение таких мер для участвующих органов намечается
с учетом их возможностей и компетенции. Контроль за проведением
профилактических мер, намеченных координационными совещаниями, осуществляется
руководителями тех органов, которые непосредственно входят в то или иное
мероприятие. Результаты совместных действий обсуждаются на координационных
совещаниях с тем, чтобы оценить их эффективность и на этой основе наметить пути
совершенствования совместной профилактической работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
современных условиях, с возрастанием роли законности, как фактора, оказывающего
влияние на состояние боеготовности войск, возрастает и значение военной
прокуратуры, призванной обеспечить законность в Вооруженных Силах Российской
Федерации. И чем активнее и наступательней осуществляют свою деятельность
военные прокуроры, тем выше эффективность их деятельности, тем более
положительное влияние она оказывает на законность, и, следовательно, на
боеготовность частей и соединений.
Однако,
до сих пор нет единства мнений по ряду важных теоретических и практических
вопросов взаимодействия, не изжиты полностью оттенки ведомственных различий в
понимании задач, прав и обязанностей взаимодействующих субъектов. Вместе с тем,
прокурорские и следственные работники военной прокуратуры активно
взаимодействуют с командованием, военными судами и различными территориальными
правоохранительными органами, особенно с милицией, которая в нашем государстве
является основным органом дознания общей компетенции.
Изучение
практики расследования преступлений в войсках показывает, что, если организация
взаимодействия с военными органами дознания не вызывает у прокурорско -
следственного состава военной прокуратуры серьезных затруднений, то при
осуществлении совместной правоохранительной деятельности с милицией и иными
территориальными правоохранительными органами имеется еще немало негативных
моментов. Например, если в орган внутренних дел на осмотр места происшествия
выезжает, помимо следователя, еще и оперативная группа, то в военной
прокуратуре всю техническую работу по осмотру места происшествия делает сам
следователь. Потеря “ мозгового центра “ в лице следователя тормозит начальный
этап расследования. Особенно ярко все это выражается в осмотрах места
происшествия по делам о дорожно - транспортных происшествиях, когда присутствие
сотрудника Государственной автомобильной инспекции, порой, просто необходимо.
То же самое можно сказать и о получении оперативной информации работниками
военной прокуратуры.
В
известной мере эти моменты объясняются тем, что законодательство отношения
взаимодействия указанных субъектов регулирует в общем виде, что не может не
отразиться на практической стороне этих отношений. В новой редакции Закона
Российской Федерации “ О прокуратуре Российской Федерации “ от 17 ноября 1995
года отсутствует такая форма взаимодействия, как правовая пропаганда (указанный
закон содержал в старой редакции подобную форму в статье 3). Возлагая на
прокуратуру обязанность осуществления координации деятельности
правоохранительных органов, вышеуказанный закон установил, что она должна
осуществляться федерального закона, то есть его самого, и утверждаемого
Президентом Российской Федерации Положения о координации деятельности по борьбе
с преступностью. Однако, увы, данное Положение находится лишь на бумаге, тогда
как необходимость законодательного регулирования данного процесса просто
необходима, ибо статья 4 Положения о военной прокуратуре закрепляет
взаимодействие с вышеуказанными органами в качестве принципа организации
деятельности военной прокуратуры. На деле же данный принцип остается лишь
декларированным утверждением и ни подкреплен, ни гарантирован законодателем.
С
другой стороны, подобная ситуация объясняется недостатками в специальной
подготовке военных юристов, незнанием структуры, правовых основ, форм и
особенностей взаимодействия.
Совершенствование
взаимодействия военного прокурора с командованием и правоохранительными
органами является одной из предпосылок повышения эффективности работы военной
прокуратуры. Совершенствование взаимодействия военной прокуратуры с названными
органами при осуществлении ею своей деятельности в Вооруженных Силах Российской
Федерации в первую очередь должно идти по следующим направлениям :
более
тесного согласования действий ( мероприятий ), направленных на борьбу с
преступлениями и иными правонарушениями, в особенности в войсковых частях,
неблагополучных по состоянию воинской дисциплины и законности ;
улучшения
личных контактов военных прокуроров с вышеуказанными органами ;
совершенствования
взаимного обмена информацией о преступлениях и других нарушениях закона,
проводимых мерах по укреплению законности, и задачах, стоящих в этой области ;
более
частого проведения совместных проверок исполнения законов, других совместных
мероприятий ( совещаний, конференций, инструктажей, совместных разборов
правонарушений и т.д. ) ;
более
активного применения предоставленного военным прокурорам права требовать
проведения проверок, а также ревизий от ОВУ в подчиненных им воинских частях,
организациях, учреждениях ;
участия
военных прокуроров в координационных совещаниях, проводимых территориальными
прокурорами ;
совместного
обсуждения протестов, представлений, других актов прокурорского реагирования с
лицами, которым они адресованы ;
согласования
вопросов привлечения к совместной работе специалистов ;
усиления
правовой помощи ОВУ, контролирующим органам и органам общественности,
инструктирования их ;
проведения
совместных занятий по изучению законодательства, методов выявления нарушений
законов, и обстоятельств, способствующих им.
Объединение
усилий военной прокуратуры и других органов позволяет избежать параллелизма в
их деятельности по укреплению законности, создать единый фронт борьбы с
нарушениями законов, добиваться в этом деле лучших результатов, обеспечить
комплексный подход к проблеме укрепления законности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|