Меню
Поиск



рефераты скачать Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Курсовая работа по уголовно-процессуальному праву на тему: «Возбуждение уголовного дела».


                Выполнил:

                    студент 13-ой группы

                        третьего курса МДФ

Котко Антон Викторович


    Научный руководитель:

 доцент

Чистякова Валентина Степановна








Москва 2005г.

 

 

 

Содержание.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…...С.3.

1.История возникновения стадии возбуждения уголовного дела………………………………………………………………С.4.

2. Понятие и значение возбуждения уголовного дела…..….С.7.

3. Органы и лица, имеющие право на возбуждение уголовных дел……………………………………………………….……....С.9.

4. Поводы для возбуждения уголовного дела…………..….С.10.

5. Основания возбуждения уголовного дела…………….....С.12.

6. Порядок возбуждения уголовного дела……………….....С.14.

7.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц………………………………….…С.16.

8.Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела……….………..С.18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..….С.21.

Список использованной литературы……………..….С.23.

 

 

 

 

 













 







ВВЕДЕНИЕ


Возбуждение уголовного дела имеет огромное значение для уголовного процесса, оно является его первоначальной стадией и предшествует дознанию и предварительному следствию. Возбуждение уголовного дела осуществляет определённый круг субъектов; оно завершается принятием процессуального решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела.

Институт возбуждения уголовного дела имеет важное политическое и процессуальное значение, он призван обеспечить правильную, целеустремлённую, наступательную, активную и инициативную борьбу с преступлениями, которая должна осуществляться в точном соответствии с законом. Получая заявления и сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях, компетентные органы, правомочные осуществлять уголовно-процессуальную деятельность должны установить наличие или отсутствие необходимых условий для законного или обоснованного начала производства по уголовному делу. Должностное лицо, подписавшее постановление о возбуждении уголовного дела или давшее согласие на возбуждение уголовного дела, несёт ответственность за законность и обоснованность своего решения.

Возбуждение уголовного дела -  самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает  всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.). Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и осуществляется проверка полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При возбуждении уголовного дела осуществляется двойная задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса.

В уголовном процессе существуют две досудебные стадии: стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования. Предварительное расследование, в свою очередь, осуществляется в двух формах (предварительное следствие и дознание), в каждой из которых имеется множество проблем. Именно при возбуждении уголовного дела допускается огромное количество нарушений, связанных как с незаконным возбуждением уголовного дола, так и с неправомерным отказом в его возбуждении.

В возбуждении уголовного дела находит принцип публичности уголовного процесса, суть которого заключается в том, что в случае обнаружения признаков преступления прокурор, а также дознаватель и следователь с согласия прокурора обязаны возбудить уголовное дело.

До вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление о возбуждении уголовного дела является основным документом, определяющим содержание возможного обвинения и квалификацию преступления, оно также является основой, на которой на первых парах ведётся расследование, в каком направлении должно вестись производство по делу. Следователь рассматривает постановление о возбуждении уголовного дела лишь как исходный момент для производства расследования и руководствуется им постольку, поскольку в ходе расследования не обнаружит таких данных, которые меняют направление расследования.



1.История возникновения стадии возбуждения уголовного дела.


В процессуальных законах первых лет Советской власти не регламентировалась начальная стадия произ­водства по делу. Тем не менее представляется возможным просле­дить по декретам, положениям и инструкциям развитие института возбуждения уголовного дела, хотя не во всех этих документах имеются прямые указания по данному вопросу.

Декрет о суде № 1 не содержит прямых указаний на возбуж­дение уголовных дел. Но из всего содержания этого исторического декрета вытекает, что на суды была возложена работа большой государственной важности по борьбе с преступностью. На местных народных судей было возложено возбуждение уголовных дел, от­несенных к их подсудности, а на революционные трибуналы — вся полнота функций по возбуждению уголовных дел против контрре­волюционеров, мародеров, саботажников и других преступни­ков. Компетенцией народных судов и трибуналов определялись и их права по возбуждению уголовных дел. В инструкции Народного комиссариата юстиции «О револю­ционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г. уже отчетливо говорится о начальной стадии уголовного процесса. В п. «д» ст. 3 указывается, что «поводами к возбуждению дел служат сообщения судебных и администра­тивных мест и должностных лиц, общественных, профессиональных, партийных организаций и частных лиц».

Правда, мы здесь еще не находим определенных указаний по вопросу о том, в какой мере эти сообщения обязательно влекут за собой расследование и рассмотрение дел, то есть нет указаний на то, что наличия одного повода еще не достаточно для возбуждения уголовного дела, а  также требуется наличие для этого соответ­ствующих оснований. Но этот корректив вносился самой прак­тикой.

В постановлении Народного комиссариата юстиции «Об органи­зации и действии Местных Народных Судов» от 23 июля 1918 г.  начальная стадия возбуждения уголовного дела находит еще более четкое выражение. В этом постановлении содержится специ­альный раздел «О порядке начатия дел». В ст. 15 постановления говорится: «Производство в Местном Народном Суде начинается по просьбе граждан, по предложению Советов и должностных лиц и по собственному усмотрению в тех случаях, когда Суду, в лице хотя бы одного из своих членов, пришлось наблюдать нарушение законов». В рассматриваемом постановлении о местных народных судах указывается не встречавшийся в ранее изданных декретах и инструкциях повод, состоящий в личном усмотрении состава суда или одного из членов суда. В постановлении нашла отраже­ние та практика, которая уже установилась и ко времени его вы­несения получила широкое распространение. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комите­та «О Народном Суде Российской Социалистической Федератив­ной Советской Республики» от 30 ноября 1918 г. представляет собой, как известно, по существу первый относительно полный кодекс судоустройства и судопроизводства. Естественно поэтому, что в нем более четко по сравнению с ранее изданными декре­тами, положениями и инструкциями регламентируется порядок и условия возбуждения уголовных дел. «Производство в Народном Суде,— говорится в ст. 53 декрета.— начинается по заявлению граждан, по предложению Исполнительных Комитетов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, должностных лиц и по усмот­рению Суда и тех случаях, когда суд обнаружит нарушение декрета Рабоче-Крестьянского Правительства или совершение преступления». Существенно, что усмотрение Суда как повод к началу производства по делу допускается не только в тех случаях, когда суд «наблюдает» нарушение законов, но и в случаях, когда он «обнаружит» такое нарушение. Права суда в этом отношении были значительно расширены.

Как и в ранее изданных декретах и инструкциях, в рассматри­ваемом декрете от 30 ноября 1918 г. говорится лишь об одном органе, имеющем право возбуждать уголовное дело, В действи­тельности круг лиц и органов, по инициативе которых дело могло быть возбуждено, был значительно шире.

Уже в первые годы Советской власти правотворчество мест неизменно направлялось на укрепление революционной закон­ности, что не могло не коснуться вопроса об обоснованности воз­буждения уголовных дел как важного фактора стабильной закон­ности в стране.

Декрет ВЦИК о Революционных Трибуналах от 12 апреля 1919 г, не предусматривает стадии возбуждения уголовного дела. Лишь в ст. 13 декрета есть упоминание, что «все сообщения, по­ступающие в Следственную Комиссию, немедленно направляются в соответствующие органы, ведущие розыск в борьбе со всяким преступлением», а в ст. 12 содержатся указания о правах следст­венных комиссий по делам, «возбуждаемым и разбираемым в Ре­волюционных Трибуналах».

В декрете ВЦИК «О Революционных Военных Трибуналах», изданном несколько позднее (20 ноября 1919 г.), о возбуждении уголовных дел говорится уже определенно и четко. В ст. 18, поме­щенной в главе «Начатие дел», сказано: «Поводами к начатию дел в Революционных Военных трибуналах служат: а) заявление граждан, а также сообщения военных и гражданских судебных и административных мест и должностных лиц, б) непосредственное усмотрение Революционного Военного Трибунала, в) явка с по­винной».

Вслед за этим общим Положением о революционных трибуналах, Революционным Военным Советом Республики было вскоре издано новое Положение о Революционных Военных Трибуналах. Статья 1 этого Положения воспроизводит в основном текст ст. 1 Положения от 18 марта 1920 г., согласно которой дела paссматриваются трибуналами по направлениям Революционных Военных Советов, особых отделов, чрезвычайных комиссий по борьбе с дезертирством, рабоче-крестьянской и военных инспек­ций, а также учреждений, которым предоставлено соответствующее право. Поводами к начатию дела могут также служить заявления граждан, сообщения военных и гражданских судебных и административных мест и должностных лиц, политические сводки соответствующих органов. Что касается этих сводок, то Положение специально оговаривает, что по политическим сводкам дела могут быть возбуждены, если «трибунал усмотрит достаточные для воз­буждения уголовного или политического преследования осно­вания».

В Положении ВЦИК о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. впервые разграничиваются функции органов следствия и суда по возбуждению уголовных дел. Согласно ст. 32 «Народные Следователи приступают к производству предварительного след­ствия: 1) по заявлениям граждан, 2) по сообщению милиции, дол­жностных лиц и учреждений, 3) по постановлению Народного Суда, 4) по своему усмотрению». Согласно ст. 53 производство в народном суде начинается по заявлению граждан, по предло­жению исполнительных комитетов Советов РК и КД, должностных лиц и по усмотрению суда.

Задача дальнейшего укрепления законности настоятельно вы­двигала потребность более полной регламентации, и притом в кодифицированной форме, вопросов судопроизводства, в частно­сти возбуждения уголовного дела. Этот вопрос стал особо акту­альным после разгрома иностранной военной интервенции и окон­чания гражданской войны.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР редакции 1922 года дает полный перечень поводов к возбуждению уголовных дел и предусматривает условия возбуждения дел. Уголовно-процессу­альный кодекс РСФСР редакции 1923 года почти точно воспроиз­водит нормы Уголовно-процессуального кодекса первой редакции1.

В таком виде и сложился действующий ныне институт возбуж­дения уголовного дела. Спорным является вопрос о том, изменились ли цели и задачи стадии возбуждения уголовного дела, но совершенно ясно, что основная функция стадии возбуждения уголовного дела, как и всего уголовного процесса в первые годы своего возникновения заключалась в укреплении государственной власти и законности. В соответствии со статьёй 6 современного УПК уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а так же защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.



2. Понятие и значение возбуждения уголовного дела.


Возбуждение уголовного дела в настоящий момент можно определить с трёх сторон: как институт, как решение и как стадию уголовного судопроизводства:

1)   Под возбуждением уголовного дела понимается уголовно-процессуальный институт, представляющий собой совокупность норм, регламентирующих отношения при приёме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении.

2)   Под возбуждением уголовного дела решение, вынесенное в форме постановления, завершающая рассмотрение сообщения о преступлении и выступающая юридическим фактом для начала расследования преступления.

3)   Возбуждение уголовного дела означает начальную стадию уголовного судопроизводства, характеризующуюся самостоятельностью задач, кругом участников правоотношений, содержащимися процессуальными средствами, сроками и решениями.

Стадия возбуждения уголовного дела характеризуется рядом признаков:

1.   Временные границы: в соответствии со статьёй 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Но в соответствии с частью 3-ей этой же статьи прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный срок, а при необходимости документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток;

2.  содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствую­щего решения, обусловленного задачей данной стадии;

3.  целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбужде­ния уголовного дела, т.е. установление законности повода и доста­точности основания для возбуждения уголовного дела или установ­ление процессуальных оснований для отказа в возбуждении уго­ловного дела;

4.  задачами данной стадии являются прием, регистрация и раз­решение сообщений о преступлениях с одновременным закрепле­нием следов преступления и принятие мер, направленных на пред­отвращение и пресечение преступления;

5.  в процессе осуществления деятельности в данной стадии воз­никают, развиваются и завершаются правоотношения только между субъектами этой деятельности, процессуаль­ные отношения между иными лицами в данной стадии законом не регламентированы и, следовательно, не допустимы (например, не­допустимо требовать представления объяснений от лица, которое указано в заявлении, как лицо совершившее преступление).

                       В процессе осуществления деятельности в данной стадии возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. Для проверки сообщения о преступлении могут быть приме­нены такие средства, как проверка данных о заявителе, его доку­ментов, уточнение данных, содержащихся в сообщении о преступ­лении. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. В качестве исключения закон разрешает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение для проверки сообщения о преступлении следственных действий, исчерпывающе указав на их перечень — это осмотр места происшествия, освидетельствование, на­значение судебной экспертизы (п.4 ст. 46 УПК).1

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.