Второй по значимости структуре организованной преступности Дальнего
Востока после «воровского общака» является структура в основе которой стоит спортивная
мафия. Например, в Хабаровске наибольшее значение имеют организованные
преступные формирования, производные от спортивных клубов «Киокушинкай каратэ»,
Спортивного клуба армии, и «Россич». Деятельность этих формирований менее
структурирована, нежели «воровской общак», но их мощь, в том числе и
физическая, гораздо выше. Авторитетом пользуются Исаков Е. и Пукас В.[86]
Следует отметить, что общее количество организованных преступных
формирований Дальнего Востока постоянно увеличевается, растет число активных
лидеров, расширяются их международные и межрегиональные связи, сфера влияния,
углубляется проникновение в экономику региона.
Специализированными региональными подразделениями МВД ежегодно
выявляется порядка 250-300 формирований и столько же ликвидируется[87].
Дальневосточный регион
|
1994
|
1995
|
1996
|
Выявлено ОПГ за текущий год
|
204
|
305
|
312
|
Ликв. ОПГ за текущий год
|
117
|
245
|
339
|
Состоит на учете орг. Прест. Групп
|
231
|
291
|
264
|
Состоит на учете участников ОПГ
|
1668
|
2152
|
2277
|
Большая часть организованных преступных формирований находится в Хабаровском
и Приморских краях, наименьшее количество в Амурской и Магаданской областях.
Показатели
|
Хабаровский край
|
Приморский край
|
ЕАО
|
Амурская обл.
|
Сахалинская обл.
|
Камчатская обл.
|
Магаданская обл.
|
По региону
|
Выявлено
ОПГ в 1996г.
|
87
|
84
|
26
|
12
|
38
|
48
|
17
|
312
|
Ликвидировано
ОПГ
|
96
|
97
|
23
|
9
|
48
|
26
|
40
|
339
|
Состоит
на учете ОПГ
|
73
|
60
|
19
|
13
|
35
|
48
|
16
|
264
|
Кол-во
участников
|
360
|
129192/144
|
117
|
54
|
165
|
178
|
51
|
2216/1069
|
Количество членов в организованных преступных группах различно и зависит
от направленности деятельности группы. Анализ уголовного дел показал, что в
1994г. в среднем группы состояли из семи-восьми, в 1995г. пяти человек, а в
1996г. организованную преступную группу составляло свыше восьми участников.
Правоохранительными органами Дальневосточного региона ежегодно раскрывается
до двух тысяч преступлений, совершенных членами организованных преступных
формирований. В их числе наибольшие тенденции роста имеют преступления,
связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия, т.е. такие преступления,
которые характерны для организованной преступности не только России, но и
зарубежных стран[88].
|
1994
|
1995
|
1996
|
Раскрыто преступлений
|
1271
|
1581
|
1802
|
Умышленные убийства
|
31
|
36
|
34
|
Вымогательства
|
140
|
139
|
140
|
Взяточничество
|
42
|
33
|
39
|
Прест., связанные с наркотиками
|
99
|
136
|
137
|
Прест., связанные с оружием
|
127
|
158
|
239
|
Данный прогноз развития организованной преступной деятельности в России
основывается на исследованных нами криминальных процессах протекающих под
непосредственным воздействием организованных преступных формирований.
Необходимо добавить, что в случае продолжающейся низкой эффективности противодействия
организованной преступности, углубляющегося экономического кризиса и отсутствия
политической воли у государственной власти непременно:
1.Произойдет еще большая консолидация
преступной среды на базе наиболее сильных и многочисленных преступных
сообществ.
2.Продолжится борьба за главенствующее
место в преступном мире.
3.Будет и дальше возрастать уголовное
влияние на легальную экономику.
4.Организованные преступные сообщества не
ограничатся созданием своих филиалов за рубежом, а будут вынуждены завоевывать
территории и рынки сбыта у осевших там преступных международных синдикатов. Они
попытаются их вытеснить, что приведет к уголовным столкновениям в Европе,
странах Азии и даже в США. Возможности для этого у российских преступных
сообществ имеются. Это, прежде всего, интеллект, нетрадиционное мышление,
особая уголовная психология, неограниченные людские резервы, а также запас
сырья для черных услуг и рынка.
5. В
условиях затянувшегося политического и экономического кризиса в стране
организованная преступность объективно получает реальные возможности контролировать
некоторые сферы жизнедеятельности, которые не в состоянии контролировать
правительство. Например , правоохранительная сфера, ведь не случайно уже
сегодня в условиях хронических неплатежей организованная преступность взяла на
себя функции суда и арбитража, так как государство не в состоянии выполнять эти
функции.
6. В условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть к
услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии, что
неизбежно приведет к кровавым последствиям. Организованная преступность будет
использована экстремистскими и националистическими организациями в
террористических акциях.
7. Существует вероятность того, что организованная преступность войдет в
соприкосновение с российскими профсоюзами. С одной стороны, она будет их
провоцировать, с другой, получив от собственника предприятия деньги, подавлять.
8. Организованная преступная деятельность насильственной направленности
сохранит свое подчиненное место по отношению к корыстным преступлениям.
В
общем виде прогнозируемое на 2005 год увеличение числа зарегистрированных
преступлений в 2,5-2,7 раза по сравнению с аналогичным показателем за 1995 год
выглядит следующим образом[89].
Насколько реализуется данный прогноз будет зависеть от степени эффективности
принимаемых мер Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным собранием РФ.
§ 1. Организационные,
правовые и экономические основы борьбы с организованной преступностью.
|
Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной
преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное
подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На
местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность
организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и
напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах
федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с
организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ.
В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А
ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий,
которые обязаны выполнять эти органы.
Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной
преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против
организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против
связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать
большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной
преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и
составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров,
возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между
ними отношения.
Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью
разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной
преступности:
1.Информация, указывающая на основные
направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных
организованных преступных группировках.
2.Информация оперативного характера,
требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений
и заинтересованных служб ОВД.
3.Информация доказательственного
характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо
судебного разбирательства.
4.Информация высшего порядка, собираемая в
течение относительного длительного времени для последующего суммирования,
которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных
групп[90].
Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных
сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью
абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности
организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным
органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и
блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения
правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными
группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников
организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и
реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового
щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные
интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны
организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной
практики.
Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных
специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной
преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений
сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной
преступности, состоящую из трех разделов:
1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной
преступности.
1.1. Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе
лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность
антисоциального элемента.
1.2. Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде,
конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации
преступной деятельности.
1.3. Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по
региону.
1.4. Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении
преступных обычаев и традиций.
1.5. Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных
сообществ.
1.6. Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и
сообществ и решаемых на них вопросах.
1.7. Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных
лиц с организованными преступными группами и сообществами.
1.8. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ
с лицами, отбывающими уголовное наказание.
1.9. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с
деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями
интеллигенции.
1.10. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных
членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
1.11. Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными
авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной
преступности:
2.1. Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также
дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
2.2. Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на
заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
2.3. Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части
прибыли уголовной среде.
2.4. Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях
между теневыми дельцами и предпринимателями.
2.5. Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей
и их предприятий.
2.6. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений,
совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и
предпринимателей.
2.7. Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные
средства в легальную экономику.
2.8. Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с
дельцами теневой экономики.
2.9. Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства,
литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
2.10. Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными
уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной
преступности в местах лишения свободы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|