Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система
РГПУ имени А.И.Герцена
Юридический факультет
Реферат на тему: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО В
СИСТЕМЕ ПРАВА, ЕГО ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И СИСТЕМА.
Выполнила:
студентка 4 курса 2группы
Финистов О.В.
С-Пб, 2004
Уголовно-исполнительное право – одна из важнейших
отраслей права, средство противодействия преступности, особенно в таком её
крайнем проявлении, как рецидивная преступность. Это единственная отрасль,
регулирующая исполнение всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным
кодексом Российской Федерации.
Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная
отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в
процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительное право характеризуется
собственными предметом и методом правового регулирования, также системой норм.
Традиционно считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка
и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением
мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 ИТК. К
этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка,
исправительные работы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства
были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как
ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное
осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Одновременно
из ИТК были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В
1984 году было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных
наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на
осуждённых. В результате предмет правового регулирования
исправительно-трудового права существенно изменился: оно всё менее оставалось
исправительно-трудовым. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса (УИК)
завершилось формирование предмета отрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2
УИК входит установление:
ü общих положений и принципов
исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового воздействия,
предусмотренных УК;
ü порядка и условий исполнения
и отбывания наказания, применения средств исправления осуждённых;
ü порядка деятельности
учреждений и органов, исполняющих наказания;
ü порядка участия органов
государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций,
общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых;
ü порядка освобождения от наказания
и оказание помощи освобождаемым лицам.
Общие положения и принципы исполнения наказаний
закреплены в главе 1 УКИ, они образуются из целей и задач, структуры и
содержания уголовно-исполнительного законодательства, из его места в системе
международно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными. Они
включают нормы этой отрасли права определяющей действия
уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени,
основания исполнения наказаний, и применения иных мер уголовно-правового
характера, основные средства исправления осужденных.
Впервые в данной отрасли законодательства установлены
его принципы (ст. 8 УИК).
В общих положениях УИК определены основные средства
исправления осуждённых (ст. 9):
ü режим,
ü воспитательная работа,
ü общественно полезный труд,
ü получение общего образования,
ü профессиональное обучение и
подготовка осуждённых,
ü общественное воздействие на
осуждённых.
Уголовно-исполнительный кодекс отказался от
употребления термина «меры исправительно-трудового воздействия», содержание
которых не было раскрыто в законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое
их толкование как в теории данной отрасли права, так и на практике.
К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2
УИК относит регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих
наказание. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством
урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которое
возложено исполнение лишения свободы на определённый срок и пожизненного
лишения свободы. Этому посвящен раздел 4 УИК, а также главы 2 и 3 закона РФ «Об
учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющий такие виды
наказаний, как обязательные и исправительные работы, лишения права занимать
определённые должности или заниматься определённой деятельность, урегулирован в
главах 4, 6, 7 раздела 2 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность
других учреждений уголовно-исправительной системы, а также органов, исполняющих
наказания в отношении военнослужащих.
Впервые в предмет регулирования
уголовно-исполнительного законодательства включён порядок участия органов
государственной власти и органов местного самоуправления в исправление
осуждённых и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих
наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и др.).
В предмет уголовно-исполнительного права входит
регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению
свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с
лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробнее регламентирует обязанности
администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания
осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением на
производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На
администрацию организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат
выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33,
ст.34 УИК и др.).
К предмету этой отрасли права относится регулирование
порядка деятельности общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи с
оказанием ими содействия учреждением и органам, исполняющим наказания, и
осуществления общественного контроля за их деятельностью.
Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства
регулирует деятельность администрации исправительных учреждений по отношению к
гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает
правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения
безопасности священно служителей при посещении ими штрафных изоляторов и
одиночных камер колоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных
граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных.
Кроме того, устанавливаются определённые правила поведения этих лиц (ст. 13, 14
Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы»).
Таким образом, предметом
уголовно-исполнительного права является регулирование общественных
отношений, возникающих: при исполнении (отбывании) всех видов уголовного
наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к
осужденным средств исправления; в связи с участием органов государственной
власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью
учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении
осужденных; между администрации организаций, общественными объединениями, а
также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением
исправительных учреждений.
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная
отрасль права и характеризуется наличием собственного метода
регулирования общественных отношений, входящих в её предмет. Хотя
данный признак вспомогательный, тем не менее, он влияет на характер
общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их
прав и обязанностей. Метод правового регулирования обусловливает, прежде всего
та мировоззренческая концепция, которая лежит в основе соответствующей политики
и законодательства. В наших условиях это диалектический метод, который требует
придания юридическим нормам такого содержания, которое обеспечивает
регулирование определённых общественных отношений комплексно, с учётом реально
существующих взаимосвязей:
1) по способу правового
регулирования – императивный;
2) по способу воздействия на
поведение людей – запрещающий;
3) по характеру воздействия –
карательный;
4) по способу реализации – метод
санкции;
5) по характеру связей между
участниками правоотношений – метод власти-подчинения.
Поскольку наказание представляет собой форму
государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного
метода правового регулирования – императивный, предполагающий неравенство
субъектов правоотношений. Однако это не исключает применение и иных методов
правового регулирования: диспозитивного (т.е. предоставление осужденному до
известных пределов право выбора вариантов своих действий в предусмотренных
законом случаях), поощрения (например: отмена отдельных ограничений, перевод на
лучшие условия, благодарность и т.д.) и других.
В качестве признака самостоятельности отрасли права в
теории права указывается на наличие особой системы правовых норм,
создающихся для регулирования определённого вида общественных отношений. В
систему норм уголовно-исполнительного права входят уголовно-исполнительный
кодекс, а также другие федеральные законы. В Законе о введении в действие УИК
предусмотрено также принятие правительством РФ положений об
уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об
арестных домах и исправительных центрах. Кроме того, предусматривается принятие
федерального закона об уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ
и иных федеральных законов.
Уголовно-исполнительное право как самостоятельная
отрасль содержит ряд норм, заимствованных из других отраслей права
(гражданского, трудового, семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоятельство
дало основание высказать в литературе мнение, что исправительно-трудовое право
– предшественник уголовно-исполнительного права – являлось комплексной
отраслью. Известно, однако, что приём рецепции (заимствования) норм широко
применяется и в других отраслях права (семейном, финансовом, трудовом,
административном и т.д.). Данный прием отражает, прежде всего, системность
права и служат инструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, согласованное
развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того,
рецепиированные нормы регулируют иные по своей правовой природе отношения и,
следовательно, меняют своё содержание.
Рецепиированные нормы в уголовно-исполнительном праве
в основном регулируют правовой статус осужденных к лишению свободы. Это
обусловлено прежде всего тем, что уголовно-исполнительное право выступает в
качестве вторичной по отношению к базовой (фундаментальной) отрасли –
конституционному праву, исключительная прерогатива которого состоит в
установлении прав и свобод человека и гражданина.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс
отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также
уголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение
приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом
комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и
уголовно-процессуальным правом.
Уголовное право – базовое по отношению ко всем
правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его
первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового
регулирования, достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют
общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от
него. В данной сфере правового регулирования отчётливо можно выделить приоритеты
уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному.
Уголовное право определяет понятие, цели, виды,
основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует
ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права
регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.
Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному
определяется ещё одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни
материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой
формой его реализации служит не только уголовно-процессуальное, но и
уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право
определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право –
процедурное.
Сравнительный анализ уголовного и
уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить три уровня
взаимосвязи этих отраслей.
На первом, высшем, уровне обеспечивается единство
целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ведущих
институтов данных отраслей законодательства (содержание наказания и его
исполнение, система исправительных учреждений, основания освобождения от
наказания). На втором уровне их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон лишь предопределяет
характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов
наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и
делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определённом
объёме решения или ограничения прав и законных интересов осужденных при
установлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но в
пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается чёткая
взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой
исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь ещё более
опосредуется. Уголовный закон создаёт лишь нормативные предпосылки для развития
отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например оценка
уголовным законом степени тяжести совершённого преступления предопределяет
условия отбывания осужденным наказания.
Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагает
необходимость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и
дублирование смежных институтов и норм. Исходное положение для решения этой
проблемы – понимание нормы уголовного права как материальной, а исполнительного
– как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное
право по отношению к уголовному представляет собой форму реализации
материального права, в частности исполнение наказания. Поэтому рубежом в
разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с точки
зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.
Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с
уголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся
к исполнению приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения
обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают
реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-процессуальное
право призвано обеспечить осуществление правосудия; в определённой мере
уголовно-исполнительное право обеспечивает реализацию результатов правосудия,
поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания. Обе отрасли права
оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы
(освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение
(УДО) от наказания и замена наказания более мягким, изменение условий
содержания осужденных и т.д.). Разграничение названных отраслей права
определяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует досудебную
процедуру реализации указанных смежных институтов, а уголовно-процессуальное
право – их судебную процедуру.
Уголовно-исполнительное право тесно связанно с
конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, с
административным правом в сфере управления учреждениями и органами,
исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов,
применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с
гражданским, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства.
Таким образом, в единстве и взаимосвязи
уголовно-исполнительного права с другими отраслями выражается в системность
права, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.
Изложенные положения позволяют определить
уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права,
регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу
исполнения (отбывания) всех видов наказания, применение средств исправительного
воздействия. В этих отношениях участвуют осужденные, учреждения и органы,
исполняющие приговоры к различным видам наказания, органы государственной
власти и местного самоуправления, общественность в связи с выполнением
возложенных на них задач, администрация организаций, на которых работают
осужденные, а также отдельные граждане.
Уголовно-исполнительное право выполняет следующие функции:
1) исправительная функция
состоит в том, что уголовно-исполнительное право служит гуманной цели –
выработке у осужденного социально-полезных свойств, не нарушая его человеческих
прав;
2) предупредительная функция
заключается в том, что уголовно-исполнительное законодательство направлено на
предупреждение преступлений, имеет целью их общее и частное предупреждение;
3) регулятивная функция
означает, что уголовно-исполнительное законодательство регулирует
правоотношения, возникающие в связи с исполнением (отбыванием) уголовного
наказания, между осужденным и государством, т.е. между субъектами
уголовно-исполнительных правоотношений;
4) охранительная функция состоит
в том, что уголовно-исполнительное право служит охране прав, свобод и законных
интересов осужденных и персонала исправительных учреждений;
5) воспитательная функция
состоит в том, что одним из основных средств исправления осужденных является
воспитательная работа;
6) социальная функция
заключается в оказании осужденным помощи в социальной адаптации.
Система права – это присущая ему
внутренняя структура, выражающая единство и разграничение его действующих норм
и институтов. Три части в уголовно-исполнительном праве:
1) Общая часть определяет цели,
задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства,
правовое положение осужденных, систему учреждений и органов, исполняющих
наказание и контроль за их деятельностью;
2) Особенная часть изучает
порядок и условия исполнения всех видов уголовных наказаний, а также основания
и порядок освобождения от наказания, помощь осужденным и контроль за ними;
3) Специальная часть –
международно-правовое сотрудничество по пенитенциарным проблемам и исполнение
наказания в зарубежных странах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Уголовно-исполнительное право
России. под ред. А.И.Зубкова, 2002г.
2. Уголовно-исполнительное
право. под ред. В.И.Селиверстова, 2003г.
3. Уголовно-исполнительное право
РФ. под ред. М.К.Кислицына, 2002г.
4. Угольникова Н.В.
Уголовно-исполнительное право РФ. /2002г.
|