Как незаконную следует рассматривать и такую предпринимательскую
деятельность, которая ведется во время обжалования решения об отказе в
регистрации в суде, а также продолжение предпринимательской деятельности
вопреки решению суда или арбитражного суда об аннулировании государственной регистрации
предприятия (предпринимателя). В последнем случае регистрирующим органом
предприятию должно быть в 3-дневный срок направлено уведомление об
аннулировании государственной регистрации. Если по каким бы то ни было причинам
такое уведомление не было получено, то продолжаемую предпринимательскую
деятельность нельзя считать незаконной.
Как правило, незаконное предпринимательство осуществляется без лицензии
при наличии регистрации предприятия в установленном законом порядке. Из числа
всех лиц, осужденных за незаконное предпринимательство по ст. 171 УК РФ, 22,5 %
лиц были привлечены к ответственности за деятельность без регистрации (в
основном индивидуальные предприниматели),73,6 % — без лицензии, 3,9 % — с
нарушением условий лицензирования.
В качестве примера деятельности без регистрации можно привести уголовное
дело в отношении А., который обвинялся в незаконной предпринимательской
деятельности, которую он осуществлял в качестве индивидуального
предпринимателя, не зарегистрировавшись надлежащим образом. Полученный им доход
составил 68 148 руб., и он был осужден по ч. 2 ст. 171 УК РФ.
Для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности помимо ее
обязательной регистрации необходимо иметь лицензию, разрешение (право) на их
осуществление выдаваемую на конкретный срок и устанавливающую определенные
требования и условия, которые необходимо соблюдать при их проведении. Перечень
лицензируемых видов деятельности и порядок их лицензирования определяется
Федеральным Законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 25 сентября 1998 г.[18]
В соответствии со ст. 4 данного Закона к ним относятся такие виды,
осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным
интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности
государства. Конкретный перечень видов деятельности дается в ст. 17 Закона.
Лицензирование иных видов деятельности, кроме перечисленных, не допускается и
можно только лишь в том случае, если их лицензирование требуется в
соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня
вступления в силу Федерального закона « О лицензировании отдельных видов
деятельности» (ст. 19). К таким ранее принятым законам следует отнести,
например, Законы « О частной детективной и охранной деятельности», «Об
образовании»,
«О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании» и др. Принятые ранее указы Президента Российской
Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам
лицензирования применяются в том случае, если они не противоречат принятому
Федеральному закону (ст. 19).
В основу признания необходимости лицензирования тех или иных видов
деятельности должен быть положен один, в крайнем случае два основополагающих
критерия. Так, в литературе, высказывалось мнение о том, что при составлении
перечня лицензионных видов деятельности необходимо исходить, к примеру, из
опасности конкретной деятельности для неограниченного круга лиц, не участвующих
в ее осуществлении; учитывать вовлечение в эту деятельность большого количества
участников и высокую доходность такой деятельности.[19] Однако
учет всех перечисленных признаков представляется не совсем обоснованным.
Видимо, во главу угла прежде всего должна быть положена необходимость
осуществления контроля за соблюдением качества товаров и соответствующих мер
предосторожности при занятии конкретными видами деятельности, несоблюдение которых
может представлять опасность для здоровья граждан или нарушать гарантированные
Конституцией РФ их права и свободы (общественное питание, выпуск товаров
потребления, частная детективная деятельность и т.п.).
Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности (ст. 7 Закона) на
срок не менее, чем три года, в то же время Федеральными законами и положениями
о лицензировании конкретных видов деятельности лицензия может выдаваться
бессрочно (ст. 8 Закона). После истечения срока действия лицензии, она может быть
продлена, если за время ее действия не было зафиксировано нарушений
лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче
лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя
лицензии со всеми необходимыми документами. Лицензирующий орган обязан
уведомить соискателя лицензии о принятом решении (о выдаче или об отказе в
выдаче лицензии) в течение трех дней после принятия соответствующего решения.
Документ, подтверждающий наличие лицензии, выдается в течение трех дней после
оплаты лицензионного сбора. Если в течение трех месяцев лицензионный сбор не
оплачивается, лицензионный орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.
Предпринимательская деятельность, начатая до получения лицензии, а также
продолжаемая после ее аннулирования, должна рассматриваться как незаконная. В
отдельных случаях органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности,
могут приостановить ее действие до устранения обнаруженных нарушений с последующим
ее возобновлением. Представляется, что и в этих случаях продолжение
предпринимательской деятельности должно рассматриваться как незаконное.
Видимо, следует рассматривать в качестве преступления и деятельность,
осуществляемую с просроченной лицензией (по признаку деятельности без
лицензии). На подобное суждение может быть высказано возражение, что
предприниматель получил в свое время лицензию и лишь не успел ее вовремя
продлить. Однако за время, которое прошло после выдачи лицензии могли
измениться условия, предъявляемые к конкретному виду деятельности, могли
наметиться какие-то отклонения от ее требований в работе той или организации,
поэтому осуществление предпринимательской деятельности с просроченной лицензией
при наличии прочих условий следует рассматривать в качестве преступного деяния.
Именно так расценивают подобные действия и судебные органы. Так, Черемушкинским
межмуниципальным судом по ч. 2 ст. 171 УК РФ был осужден И. за незаконное
предпринимательство с просроченной лицензией. Он продолжал осуществлять свою
деятельность и после окончания срока действия лицензии, что послужило
основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела.
Лицензия, выданная федеральными органами государственной власти на
ведение разрешенной в ней деятельности, действует на всей территории Российской
Федерации. Если лицензия получена от соответствующего органа субъекта
Российской Федерации, то указанная в ней деятельность может осуществляться
только на территории этого субъекта. На территории иных субъектов Федерации ее
ведение возможно только после уведомления лицензирующих органов другого
субъекта федерации. Представляется, что в тех случаях, когда лицо осуществляет
предпринимательскую деятельность без уведомления соответствующих органов, в его
действиях также следует усматривать состав незаконного предпринимательства по
признаку деятельности без лицензии, т.к. одним из требований Закона «О
лицензировании отдельных видов деятельности» является уведомление других
субъектов об имеющейся лицензии, полученной ранее.
Под нарушением условий лицензирования понимается несоблюдение как общих
требований, изложенных в ст. 9 Закона « О лицензировании отдельных видов
деятельности», касающихся экологических, санитарно-эпидемиологических,
гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о
лицензировании конкретных видов деятельности. Специальные требования могут
предъявляться как к соискателю лицензии, так и работникам юридического лица, к
зданиям, сооружениям, оборудованию и иным техническим средствам, с помощью которых
осуществляется та или иная деятельность. Под нарушением условий лицензирования
следует понимать, например, реализацию товаров за пределами территории,
указанной в разрешении, несоблюдение формы упаковки товаров, продажу товаров,
не включенных в перечень, подлежащих реализации и т.п. Хорошевским
межмуниципальным судом по ч. 1 ст. 1 7 1 УК РФ был осужден Н., генеральный
директор ЗАО "Продукты", которое производило оптовый отпуск
продовольственных товаров (консервов), на что имелась соответствующая лицензия.
В лицензии было указано, что данная деятельность разрешается и осуществляется
только со склада. Однако были установлены случаи неоднократного отпуска
баночного майонеза из подвального помещения офиса предприятия, что не было
предусмотрено выданной лицензией. Данное обстоятельство судом было расценено
как нарушение условий лицензирования при занятии предпринимательской
деятельностью.
Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство, как вытекает
из примечания к ст. 171 УК РФ, может наступать только в том случае, если
полученный доход превышает двести (ч. 1 ст. 171 УК РФ) или пятьсот минимальных
размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 171 УКРФ).
Наибольшие
трудности при квалификации деяний, предусмотренных ст. 171 УК РФ, вызывает
установление денежных сумм, полученных от занятия предпринимательской
деятельностью, которые образуют обязательный признак состава данного
преступления, определяемый в уголовно-правовой норме как «доход». Судебная
практика, равно как и следственная, в этой области достаточно противоречива.
В одних случаях суды, рассматривающие конкретные уголовные дела,
исключают из сумм, полученных в результате незаконной предпринимательской
деятельности, накладные расходы, оплату труда привлекаемых работников и т.п. В
качестве примера можно привести уголовное дело, возбужденное в отношении Ч. по
ч.1 ст. 171 УК РФ. Ч., являясь генеральным директором ТОО «Садко», обвинялся в
незаконной предпринимательской деятельности, которая осуществлялась им в
течение 1996-1997 г.г. Савеловский межмуниципальный суд при определении
полученного Ч. дохода, как обязательного признака данного состава преступления,
сначала установил полученную им чистую прибыль, а затем вычел из нее накладные
расходы, указав при этом в своем решении, что «доход не может отождествляться с
валовой прибылью без учета накладных расходов». Производство по уголовному делу
было прекращено за отсутствием в действиях Ч. состава преступления, так как
размер полученного дохода не превышал двести минимальных размеров оплаты труда.
В других случаях под доходом понимается все полученное от незаконной
предпринимательской деятельности без каких бы то ни было вычетов.
Диспозиция ст. 171 УК РФ является бланкетной, для ее правильного
толкования необходимо обратиться к налоговому законодательству, которое говорит
именно о прибыли, имея в виду ту массу денежных средств, с которой происходит
исчисление предусмотренных законом налогов, причем за вычетом расходов.
Поскольку наиболее подробные характеристики прибыли зафиксированы в
налоговом законодательстве, при толковании термина «доход» прежде всего, как
представляется, необходимо обратиться именно к налоговому законодательству, в
котором данный термин находит свое недвусмысленное определение. Так, еще в
Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль
предприятий и организаций» с последующими изменениями и дополнениями,
внесенными соответствующими Законами РФ, в ст. 2 говорилось о валовой прибыли,
которая включает в себя сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг),
основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных
операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.[20] Как
видно из приведенного определения, доход не
отождествляется с прибылью, он является ее
составной частью, и более того, имеет конкретное содержание и включает в себя в
соответствии с п. 6 ст. 2 группу доходов, полученных от долевого участия в
деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды,
проценты по акциям и пр. Таким образом, законодатель, конструируя норму об
ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, видимо,
недостаточно корректно оперирует несвойственными для него понятиями, которые
расшифровываются в ином Законе, в соответствии с которым под доходом
подразумевается полученная выгода или, иными словами, прибыль, которая не может
определяться иначе как за вычетом накладных расходов.
Наконец, введенный в действие Налоговый кодекс РФ в ст. 41 устанавливает,
что «доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме,
учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду
можно оценить.».
Данный вывод является наиболее правильным, так как приведенное решение
вопроса исключает объективное вменение, поскольку доход или, правильнее,
прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, даже незаконной, в
реальной действительности уменьшается на сумму понесенных издержек. Отдельные
суды поступают совершенно правильно с нашей точки зрения, исчисляя доход именно
как разницу между всей выручкой и понесенными расходами. Так, Хорошевский
межмуниципальный суд, рассмотрев уголовное дело по обвинению Б. в незаконном
предпринимательстве (торговле) без лицензии (ч.1 ст. 171 УК РФ), пришел к
выводу, что в его действиях отсутствует состав преступления, поскольку посчитал
полученный доход за вычетом накладных расходов. Полученная сумма оказалась
меньше двухсоткратного минимального размера оплаты труда. Следственные органы
подсчитали доход без вычета понесенных затрат. В отношении Б. был вынесен
оправдательный приговор.
Еще один не менее сложный в своем разрешении вопрос - это понятие
крупного ущерба применительно к анализируемой уголовно-правовой норме.
Законодатель не определяет сумму крупного ущерба, оставляя ее на усмотрение
правоприменительных органов.
Поскольку состав незаконного предпринимательства является относительно
новым для уголовного законодательства, то данный признак недостаточно
разработан как в теории уголовного права, так и в судебной практике. Без
сомнения к крупному ущербу следует отнести понесенные издержки других
предприятий и организаций, упущенную выгоду, которые возникли в результате их
сотрудничества с незарегистрированным юридическим лицом (поставка
недоброкачественной продукции и некачественных товаров, и т. п.). Признание
конкретной денежной суммы, соответствующей крупному ущербу, поскольку он
является оценочным понятием и не определен в уголовном законодательстве, в
каждом случае зависит от финансового положения индивидуально определенного
предприятия и организации, но, видимо, должен находиться тем не менее в
зависимости от определения крупного ущерба применительно к преступлениям,
посягающим на отношения собственности - пятьсот минимальных размеров оплаты
труда.
Крупный ущерб может быть причинен и отдельным гражданам (приобретение
товара ненадлежащего качества), в этом случае он должен определяться с учетом
материального положения лица, и, как представляется, в денежном выражении может
быть меньшим.
Отдельные авторы предлагают крупный ущерб исчислять исходя из месячного
бюджета потерпевшего или его семьи; для организаций - из размера оборотных
средств предприятия или организации. Но в последнем случае эта сумма не должна
быть меньше двухсот минимальных размеров оплаты труда.[21]
Согласно ст. 20 УК РФ субъектом незаконного предпринимательства является
вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет на момент совершения
преступления. Это может быть как российский, так и иностранный гражданин, а
также лица без гражданства, занимающиеся на территории Российской Федерации
незаконной предпринимательской деятельностью.[22] Однако это определение нуждается в
уточнении, - скорее всего это будут граждане, достигшие 18-летнего возраста,
поскольку именно по достижении данного возраста возникает полная
дееспособность, хотя, в специально предусмотренных гражданским
законодательством случаях, предпринимательской деятельностью могут заниматься и
лица с 16 лет.
Помимо общих перечисленных признаков субъект незаконного
предпринимательства должен обладать дополнительными признаками.
К уголовной ответственности могут привлекаться лишь руководители
организаций, предприятий и учреждений, либо их заместители или иные работники,
осуществляющие управленческие функции, в чьи обязанности в соответствии с
приказом входило осуществление таких направлений деятельности, которые
требовали получения лицензии, или же лица, на которые была возложена
обязанность зарегистрировать предприятие. Как правило, совет директоров
акционерного общества образует исполнительный орган общества: коллегиальный
(правление, дирекция) либо единоличный (директор, генеральный директор),
который осуществляет текущее руководство деятельностью общества, определенной
законом и уставом общества (п. 3 ст. 103 ГК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|