По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций
может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма
неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда по
какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является
результатом неуплаты нескольких различных налогов».
Выступая в качестве предмета преступления, обязательная
декларация либо вовсе не представляется, либо при ее представлении - характеризуется
содержанием, не соответствующим действительности, вследствие включения в нее
заведомо искаженных данных о доходах или расходах.
Форма обязательной декларации о доходах или расходах
устанавливается Министерством по налогам и сборам (МНС). Сведения, отражаемые
в декларации, порядок их учета, срок подачи декларации и т.д. регламентированы
ст. 18 и 20 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».
Объективная сторона состава преступления уклонения физического
лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные
фонды характеризуется таким уклонением путем совершения, альтернативно, любого
из следующих деяний. Ими являются: 1) бездействие, выражающееся в
непредставлении декларации о доходах в случаях, когда подача декларации
является обязательной; 2) действие, состоящее во включении в декларацию
заведомо искаженных данных о доходах или расходах; или 3) действие или
бездействие, заключающееся в уклонении от уплаты налога или указанного страхового
взноса иным способом.
Непредставление декларации о доходах в случаях, когда
подача декларации является обязательной, - это бездействие, выражающееся в
обязанности лица совершить действие - представить декларацию о доходах, при
наличии возможности это сделать.
Включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах
или расходах представляет собой действие состоящее во внесении в декларацию,
представленную в налоговый орган сведений, которые, во-первых, не соответствуют
действительности, во вторых, уменьшают размер доходов или увеличивают размер
расходов, и, в-третьих, искажаются заведомо т.е. намеренно а не вследствие
ошибки, неточности подсчета и т.п.
Согласно п. 3 постановления № 8 Пленума Верховного
Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской
Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты
налогов» «под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или
расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не
соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.
Доходы – это совокупный (общий) доход полученный
гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Феде
рации или иностранной валюте) так и в натуральной форме, в том числе в виде
материальной выгоды.
Расходы – это понесенные гражданином затраты, влекущие в
предусмотренных налоговым законодательством случаях, уменьшение налогооблагаемой
базы».
В п. 4 этого постановления указано, что «в
соответствии с Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических
лиц» налогообложению подлежат доходы, полученные физическим лицом в связи с
осуществлением им любых видов предпринимательской деятельности. Исходя из
этого, действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без
регистрации или без специального разрешения, либо с нарушением условий
лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов полученных в результате
такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений,
предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ».
Иной способ уклонения физического лица от уплаты налога или
страхового взноса в государственные внебюджетные фонды может со стоять
например, в фактическом неплатеже налога или указанного страхового взноса в
установленный срок в частности, путем снятия денежных средств с банковского
счета, с которого они должны быть переведены в качестве платежа налога или
названного страхового взноса, перевода этих средств на другой счет и т.д.
Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового
взноса в государственные внебюджетные фонды путем их фактического неплатежа
является оконченным преступлением с момента истечения срока платежа,
установленного законом или другими нормативными правовыми актами.
Субъект рассматриваемого преступления специальный. Им
является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное
представлять в органы налоговой службы декларацию о доходах и платить
подоходный налог и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. На
основании ст. 1 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» «плательщиками
подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие
постоянного местожительства в Российской Федерации.
К указанным физическим лицам относятся граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
К физическим лицам имеющим постоянное местожительство в
Российской Федерации, относятся лица проживающие в Российской Федерации в общей
сложности не менее 183 дней в календарном году».
Аналогично субъект данного преступления определяется в
п. 6 упоминавшегося постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля
1997 г., где отмечается, что «субъектом преступления, предусмотренного
ст. 198 УК РФ, является физическое лицо (гражданин Российской Федерации,
иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего
возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с
законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы
налоговой службы декларацию о доходах».
Субъективная сторона уклонения физического лица от уплаты
налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды
характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется
от уплаты налога и (или) указанного страхового взноса в крупном размере путем
непредставления декларации о доходах в налоговый орган, зная о возложенной на
него обязанности представить такую декларацию, либо путем включения в
декларацию заведомо искаженных данных, т.е. сведений, которые, как ему
доподлинно известно, не соответствуют действительности и уменьшают размер
уплачиваемых налога и (или) названного страхового взноса, либо иным способом, и
желает этого. Мотивы и цели не являются признаками субъективной стороны
данного состава преступления и на квалификацию содеянного не влияют.
Частью 2 ст. 198 УК РФ предусмотрены
два квалифицирующих признака, т.е. отягчающих обстоятельства, включенных в
состав преступления: 1) совершение деяния в особо крупном размере и 2)
совершение деяния лицом, ранее судимым за совершение преступлений,
предусмотренных данной статьей или ст. 194 или 199 УК РФ.
Первый квалифицирующий признак налицо
при условии уклонения гражданина от уплаты налога и (или) страхового взноса в
государственные внебюджетные фоны в особо крупном размере. В соответствии с
примечанием 1 к ст. 198 УК РФ данное преступление признается совершенным в
особо крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает пятьсот
минимальных размеров труда.
Второй квалифицирующий признак имеет место тогда, когда
лицо, совершившее уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные
внебюджетные фонды, ранее, т.е. до совершения этого преступления, было судимо
за уклонение от уплаты налога или указанного страхового взноса либо за
совершение преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 194 или
199 УК РФ, и данная судимость не снята и не погашена в порядке, установленном
уголовным законом. Причем учитывается судимость не только по ст. 198, 194 или
199 УК РФ 1996 г., но и по ст. 162', 1622 или 1626 УК
РСФСР 1960 г. Однако для учета судимости по ст. 162' ,1622 или
1626 УК РСФСР 1960 г. требуется, чтобы лицо было осуждено за деяние,
фактические признаки которого соответствуют признакам, описанным в диспозициях
частей 1-х или частей 2-х ст. 198, 194 или 199 УК РФ 1996 г.
В этой связи в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 4 июля 1997 г. разъяснено, что «ранее судимым за уклонение от уплаты
налога (ч. 2 ст. 198 УК РФ) следует считать лицо, которое в прошлом было
осуждено по ст. 198 УК РФ или по ст. 199 УК РФ либо по ч. 1 ст. 1622
УК РСФСР, если приговором по этому делу установлено сокрытие полученных
доходов, подоходный налог с которых превышает двести минимальных размеров
оплаты труда, либо по ч. 2 ст. 1622 УК РСФСР по признаку «сокрытие
полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных
размерах», при условии, что прошлая судимость не снята и не погашена в
установленном законом порядке».
Примечанием 2 к ст. 198 УК РФ, впервые введенным Федеральным
законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации» от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ, предусмотрено, что
«лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а
также статьями 194 или 199 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной
ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью
возместило причиненный ущерб».
Для освобождения лица на основании этого примечания от
уголовной ответственности необходима совокупность трех условий. Ими являются:
1) совершение впервые преступлений, предусмотренных ст. 198, 194 или 199
УК РФ, 2) способствование раскрытию преступления и 3) полное возмещение
причиненного ущерба.
Впервые совершившим указанные преступления считается лицо,
которое вообще не совершало преступлений, предусмотренных ст. 198, 194 или 199
УК РФ, а равно преступлений, фактические признаки которых соответствуют
признакам, описанным в диспозициях этих статей, но которые были предусмотрены
ст. 162', 162 или 1626 УК РСФСР 1960 г., либо лицо, которое
совершило ранее какие-либо из этих преступлений, но не было за них осуждено и
истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, либо лицо,
которое ранее было осуждено за какое-либо из этих преступлений, но истек срок
давности исполнения обвинительного приговора, или судимость погашена или снята
в порядке, установленном законом.
Способствование раскрытию преступления может выражаться в
явке с повинной, изобличении других соучастников преступления, предоставлении
документов, в которых содержатся истинные, но искаженные в декларации, сведения
о доходах и расходах, и т.д.
Полное возмещение причиненного ущерба состоит в уплате
полностью налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а
также пени, начисленной за просрочку платежей.
Преступление, ответственность за
которое установлена ст. 198 УК РФ 1996 г., наказывается: по ч 1 – штрафом в
размере о двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи
месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет; по ч. 2 - штрафом в размере от пятисот до одной
тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением
свободы на срок до пяти лет.
§ 2. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды с организации
Статья 199 УК РФ, регламентирующая данные деяния,
фактически имеет бланкетную диспозицию, отсылая к налоговому законодательству
России, регламентирующему порядок уплаты налогов организациями, а также к
подзаконным и ведомственным нормативным актам.
В соответствии с налоговым законодательством юридическое
лицо (налогоплательщик), названное в ст. 199 УК РФ организацией, при наличии
объекта налогообложения обязано уплачивать налоги. Законодательные акты
устанавливают и определяют: налогоплательщика субъект налога); объект и
источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового
обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который
зачисляется налог.
Объективную сторону преступления,
предусмотренного этой нормой, образуют два состава преступления: уклонение от
уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных
данных о доходах или расходах и уклонение от уплаты налогов путем сокрытия
других объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 23 Части первой Налогового Кодекса РФ
(НК РФ) налогоплательщик обязан: вести в установленном порядке учет своих
доходов (расходов) и объектов налогообложения, составлять отчеты о
финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения их сохранность в течение
четырех лет.
Общий порядок организации бухгалтерского учета, основные
требования к его ведению и иные положения установлены Федеральным законом от 21
ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете".
Сумма налога определяется налогоплательщиком на основании
бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с законом,
регулирующим порядок его исчисления и уплаты.
Объективную сторону преступления составляют действия по
включению в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или
расходах, вследствие чего осуществлено (либо предполагалось осуществить)
уклонение от уплаты налогов в крупном размере.
Эти действия могут быть довольно разнообразными. Они
зависят от порядка исчисления конкретного вида налога. Например, при исчислении
налога на прибыль они могут выражаться в: неправильном указании продажной цены
и первоначальной или остаточной стоимости основных фондов и иного имущества,
реализуемого предприятием; невключении доходов (расходов) от отдельных
операций, неправильном включении в себестоимость продукции (работ, услуг)
затрат; неправильном указании льгот по налогу и т.п.
Заведомая искаженность (ложность) данных о доходах и
расходах состоит в том, что в документы бухгалтерского учета или отчеты о
финансово-хозяйственной деятельности осознанно не внесены верные или отражены
неполные данные о доходах или расходах, на основании чего уменьшена сумма
налога, причитающегося к уплате.
Анализ1 показывает, что сведения о доходах и
(или) расходах используются при исчислении налогов на прибыль от различных
видов деятельности. Порядок учета доходов и расходов регламентируется помимо
Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и другими, а
именно: Законами РФ от 13 декабря 1991 г. "О налогообложении доходов от
страховой деятельности"; от 12 декабря 1991 г. "О налогообложении
доходов банков" и др.
При исчислении же налогов на имущество данных о доходах и
расходах не требуется. В частности, ст. 3 Закона РФ от 11 октября 1991 г.
"О плате за землю" прямо говорит о том, что размер земельного налога
не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли,
землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных
платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Для
сельскохозяйственных угодий он, например, устанавливается исходя из их качества
и месторасположения.
Не требуются данные о доходах или расходах и при исчислении
налога на имущество предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизы,
налога на операции с ценными бумагами, а также специального налога,
направленного на образование дорожных фондов.
Для исчисления этих налогов в
бухгалтерскую отчетность также не вносятся данные о доходах или расходах, и
уклонение от уплаты названных налогов невозможно совершить рассматриваемым
способом, т.е. путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных
данных о доходах и расходах.
Закон "О бухгалтерском учете" среди документов
бухгалтерского учета выделяет первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность. Уже само включение искаженных
данных о доходах и расходах в бухгалтерские документы (документы первичного
учета) является покушением на преступление (при доказанности умысла на
уклонение от уплаты налога в крупном размере). Оконченным преступление будет
являться с момента представления в налоговые органы отчетности с искажением
налогооблагаемой базы.
Для признания деяний преступными необходимо установление
причинной связи соответствующих действий (бездействия) с нанесением государству
крупного ущерба, т.е. неуплатой в бюджет налога в сумме, превышающей тысячу
минимальных размеров оплаты труда. Закон не дает разъяснений, каким образом
должно быть совершено уклонение от уплаты налогов: в результате разового или
многократного сокрытия.
Например, налоговой инспекцией установлено, что
руководитель фирмы совместно с главным бухгалтером неоднократно умышленно
уклонялись от уплаты налогов. Хотя в каждом отдельном случае размер
неуплаченного налога не являлся крупным, однако за два года сумма эта превысила
тысячу минимальных размеров оплаты труда. Можно ли в подобных случаях
складывать мелкие суммы уклонения от уплаты налогов и квалифицировать такие
действия как преступление?
Страницы: 1, 2, 3
|