Меню
Поиск



рефераты скачать Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий

Если противоправные действия должностного лица сопровождались лишь демонстрацией оружия или специальных средств и не представляли реальной угрозы жизни и здоровью гражданина, то содеянное при наличии к тому оснований может быть расценено как превышение должностных полномочий с угрозой применения насилия (п. "а" ч. 3 ст. 286 УК).

Под причинением тяжких последствий как одним из квалифицирующих признаков превышения должностных полномочий понимаются действия, приведшие, например, к самоубийству потерпевшего, а также, если их результатом явились крупные аварии, длительная дезорганизация работы учреждения, организации, причинение им материального ущерба в крупных размерах и т.п.

8. Если превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 ст. 286 и ст. 105 УК.

9. Определенную трудность вызывает квалификация рассматриваемого деяния, если его последствием явилось причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Представляется, что в этом случае правовая оценка содеянного будет зависеть от конкретных обстоятельств совершения преступления. При этом следует учитывать, что ч. 3 ст. 286 УК устанавливает ответственность за причинение любого вреда здоровью потерпевшего, кроме тяжкого, ответственность за причинение которого предусмотрена чч. 3 и 4 ст. 111 УК. В этом случае деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответствующим пунктом (пунктами) ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 УК.

10. В случаях, когда должностное лицо совершает убийство либо причиняет тяжкий или средней тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное должно квалифицироваться только по ст. 108 или ст. 114 У К.



                         

                                











                           


                          






          







                                   Заключение



      С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в установленном Конституцией Российской Федерации порядке.

Многие положения действовавшего ранее уголовного законодательства не отвечали политическим, экономическим и социальным потребностям российского общества, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Кроме того, старое законодательство не было криминологически обоснованным, не учитывало новых характеристик и тенденций преступности. В последние годы преступность стала подлинно социальным бедствием, угрожающим устоям российской государственности и национальной безопасности. По сравнению с 1960 годом число преступлений в России возросло в 4 раза, в настоящее время ежегодно совершается около 3 млн. преступлений.

     В Уголовном кодексе Российской Федерации последовательно проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, он ориентирован на максимальное обеспечение безопасности личности, всемерную охрану жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенность.

Значительной модификации подверглась структура УК РФ. Он делится не только на главы, но и на разделы, их объединяющие. В него включены 12 разделов, объединяющих 34 главы и 360 статей.

В ст. 1 УК РФ сформулированы принципиальные положения о том, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса, а новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот Кодекс. Подчеркивается, что Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации (далее — Конституция) и общепризнанных принципах и нормах международного права.

На первое место в Кодексе поставлена задача уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, а уже потом — общества и государства.

В УК РФ закреплены важнейшие принципы уголовно-правовой деятельности судебной системы. Первым из них назван принцип законности (ст. 3), согласно которому преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, который запрещает применение уголовного закона по аналогии.

В ст. 4 УК РФ закреплен принцип равенства граждан, совершивших преступления, перед законом.

Принцип вины, закрепленный в УК РФ, означает, что ни одно деяние, какие бы опасные последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление, если оно совершено невиновно (ст. 5).                      Согласно принципу справедливости, закрепленному в ст. 6 УК РФ, наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

По-новому сформулирован принцип гуманизма. В первую очередь он обращен не к преступникам, а ко всем гражданам. Как указывается в ст. 7 УК РФ, уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Устанавливается, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

УК РФ значительно расширил содержание известного принципа обратной силы уголовного закона, распространив его не только на уголовный закон, устраняющий преступность или смягчающий наказание, но и на закон, "иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление" (ст. 10).

В УК РСФСР понятие преступления опиралось на социально-политические и экономические постулаты своего времени, на идеологические основы советской науки уголовного права.

Согласно УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, закрепленное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Установление категорий преступлений — важнейшее новшество в УК РФ. Законодательная классификация преступлений способствует четкому определению уголовно-правовых последствий совершенного деяния (ст. 15 УК).

В УК РФ тщательно дифференцирована уголовная ответственность. При ее определении критерием являются интересы общественной безопасности. Сохраняется повышенная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, за рецидив, профессиональную и организованную преступность. В то же время устанавливается применение иных, более мягких мер воздействия к лицам, не требующим сурового к ним отношения.

В УК РФ закрепляется приоритет международного договора, касающегося вопросов уголовной ответственности перед внутригосударственным правом, а также воспроизводятся в конкретных нормах положения международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией (ст.ст. 11, 12, 13, 355, 356, 360 УК).

Особенная часть УК РФ открывается главами не о государственных преступлениях, как это значилось в УК РСФСР 1960 года, а разделом "Преступления против личности", в который включены главы, предусматривающие ответственность за преступления против жизни и здоровья, преступления против свободы, чести и достоинства личности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних.

В целом УК РФ по сравнению с УК РСФСР стал жестче. Он значительно усиливает ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Так, максимальный срок лишения свободы увеличен до 20 лет, при назначении наказания по совокупности преступлений — до 25 лет, а по совокупности приговоров — до 30 лет. Предусматривается и пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни.

УК РФ, сохранив выдержанные временем отечественные законотворческие традиции (в том числе и советского, и досоветского периодов), вобрал в себя достижения современной уголовно-правовой мысли, законодательства и практики борьбы с преступностью в демократических странах.

Содержание УК РФ соответствует современным экономическим потребностям общества, обусловленным тем, что страна переживает сложный период перехода от централизованной планируемой экономики к рыночным отношениям.

          Более двух лет назад в Думе  рассматривался Федеральный закон  «О внесении дополнений в Уголовный  кодекс Российской Федерации, отклоненный в первом чтении 14 марта 2001г.  Дополнения, вносимые депутатом Глазьевым, непосредственно касаются  темы данной курсовой работы. Позволю себе привести их ниже.

      Статья 1. Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст.2954) статьями 286-1, 286-2, 286-3, 286-4 следующего содержания:

Статья 286-1. Нарушение федерального закона о федеральном бюджете

Незаконное превышение или иное изменение предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете показателей и структуры расходов, размеров дефицита федерального бюджета, предельного размера государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельного размера государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, совершенное путем распорядительной деятельности по исполнению федерального бюджета, если эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства,

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 286-2. Незаконное предоставление таможенных и тарифных льгот
Незаконное предоставление тарифных льгот, выразившееся в освобождении от уплаты таможенной пошлины, снижении ставки таможенной пошлины или возврате ранее уплаченной таможенной пошлины, если эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия,

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 286-3. Нарушение законодательства о приватизации и законодательства
об иностранных инвестициях

Занижение или завышение реальной стоимости чистых активов объектов государственной и муниципальной собственности при проведении приватизации, а также при создании организаций с частичным или полным участием иностранных инвесторов, если эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия,-

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 286-4. Незаконное предоставление налоговых льгот

Незаконное предоставление физическим и юридическим лицам льгот по уплате налогов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, иных преимуществ (преференций) по уплате налогов, не предусмотренных действующим законодательством либо приводящих к уменьшению фактических доходов федерального бюджета по сравнению с показателями, утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете, если эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия,-

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

     Необходимость принятия федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации " вызвана насущной потребностью защиты интересов граждан, общества и государства от посягательств на регулируемые законодательством отношения при исполнении федерального бюджета, реализации программы приватизации, привлечении иностранных инвестиций в экономику России, незаконного предоставления таможенных тарифных, а также налоговых льгот.

Сегодняшняя практика показывает, что законы умышленно нарушаются во всех сферах деятельности государства и это приобретает хронический характер. Вместе с тем известно, что состояние экономики находится в тесной связи с распорядительной деятельностью должностных лиц и исполнением ими соответствующих федеральных законов. Однако отсутствует их реальная юридическая ответственность в рассматриваемой сфере, что обусловливает необходимость принятия норм, ориентирующих должностных лиц на точное исполнение федеральных законов, имеющих первостепенное социально-экономическое значение.

В ранее действовавшем УК РСФСР (1960 года) и в новом УК РФ (1997 года) нет статей, которые прямо предусматривали бы ответственность за нарушение федерального закона о федеральном бюджете; незаконное предоставление налоговых и таможенных тарифных льгот; занижение или завышение реальной стоимости чистых активов объектов государственной и муниципальной собственности при проведении их приватизации, а также при создании организаций с частичным или полным участием иностранных инвесторов. Как следствие, отсутствует судебная практика привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении федеральных законов, регламентирующих отношения в указанной сфере.

Установление уголовной ответственности за вышеперечисленные деяния и, соответственно, внесение предлагаемых дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации имеют важное предупредительное значение, и будут способствовать более точному исполнению законодательства в условиях перехода к рыночной экономике, упрочению ее правовой базы.

Представляемый законопроект рассматривался Государственной Думой в 1996 году, однако, после принятия его в третьем чтении, Советом Федерации без обсуждения он был отклонен.

Принимая во внимание актуальность уголовно-правовой защиты экономических интересов России и с учетом требований нового Уголовного кодекса РФ проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации " вновь представляется на рассмотрение Государственной Думы


 Думаю, что дополнения в УК РФ должны быть включены в главу 30 УК РФ «Преступления против государственной власти , интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» после статьи 286, предусматривающей уголовную ответственность за превышение должностных полномочий. Внесением дополнений в указанную главу УК конкретизируются виды деяний, за которые наступает уголовная ответственность должностных лиц, обладающих особым статусом при принятии управленческих решений.



                      























                                Литература:



1.Уголовный кодекс РФ 1997г

    Раздел X.  Преступления против государственной власти

    Глава 30   Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного управления

   Статья 286. Превышение должностных полномочий

2.Комментарий к Уголовному кодексу РФ

3.Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1995, № 2, с. 7; № 3, с. 14; № 4

4.Депутат Государственной Думы С.Ю.Глазьев
   О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской     Федерации (
(отклоненный в первом чтении 14 марта 2001года)

5. ч. 3 ст. 17 У К, п. 18 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1990, № 3

6. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 1997, № 17, ст. 2010; № 42, ст. 4790; № 51, ст. 5818; 1998, № 6, ст. 757)


7.ст. 14 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2964; 1997, № 12, ст. 1239)


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.