Меню
Поиск



рефераты скачать Уголовная ответственность за контрабанду

Контрабанда редких животных и растений с российского Дальнего Востока резко увеличилась после возникновения контактов местных криминальных сил с преступными организациями в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По данным экспертов Дальневосточной оперативной таможни, большая часть контрабандного вывоза животных и растений, занесенных в Красную Книгу, перехватывается на китайском направлении, второе и третье места занимают, соответственно, Республика Корея и КНДР. Повышенный спрос на природное сырье, используемое в медицине и кулинарии этих стран, является мощным стимулом для местных браконьеров и перекупщиков.

На восточном участке российско-китайской границы таможенные органы все чаще изымают незаконно вывозимые дериваты редких животных - это так называемая струя кабарги, желчь медведя, кости амурского тигра, используемые в Китае для изготовления препаратов восточной медицины.

Всего в 2002 году на всех дальневосточных таможнях России было задержано 8,3 тонны осетровых рыб, 202 тонны медвежьей желчи, 46 медвежьих лап, 111 мускусных желез кабарги и 1275 оленьих пантов, когти трех уссурийских тигров, 38 норковых шкурок, 96 редких дальневосточных черепах бисса, 652 корня женьшеня и многое другое. Резко выросла контрабанда птиц - так, в минувшем году на Камчатке открылся браконьерский промысел ястребов-тетеревятников, а в Якутии - соколов, которых переправляют через АТР в Саудовскую Аравию. Вывозятся также волнистые попугайчики - их изъято около сотни особей. Ущерб не ограничивается числом реализованных на черном рынке особей редких животных и птиц. Примерно 30 процентов особей гибнет при отлове и передержке, еще 30 - при транспортировке.

Массовый характер приняла контрабанда осетровой икры. Около 50 процентов торговли черной икрой, по данным Службы охраны рыбных ресурсов и животного мира США, осуществляется нелегально. Поголовье осетровых в Каспии, где добывается 90 процентов всей черной икры, за последние 20 лет сократилось на 70 процентов. Россия в результате контрабанды лишается важного источника валютных поступлений.

О масштабах и общественной опасности данной категории преступлений свидетельствуют результаты многочисленных операций правоохранительных органов.

 1.3 Контрабанда предметов культуры и произведений искусства.

За последние десять лет характер контрабанды антиквариата из России существенно изменился. В конце 80-х годов за границу увозили в основном произведения художников- авангардистов, работы Репина, приобретенные у частных коллекционеров предметы старины. Позднее предметом контрабанды стали ценнейшие коллекции картин, серебра, бронзы. С началом эпохи разгосударствления и появлением многочисленных антикварных лавочек контрабанда произведений искусства стала, как говорят специалисты, "бытовой". Злоумышленники без особого труда приобретают в магазинах, у коллекционеров, у рядовых граждан или у профессиональных преступников "заведомо украденные" или "честные", но все равно запрещенные к вывозу предметы антиквариата, и дальше уже каждый по-своему пытается решить проблему перевозки. Как отмечают специалисты петербургского управления ФСБ, каждый раз им приходится сталкиваться с каким-то новым способом провоза контрабанды. В своих ухищрениях злоумышленники практически не повторяются.

 

Глава 2

 Последствия контрабанды

Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют миллиарды долларов дохода.

Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например, реклама на всю страницу в газетах "New York Times" и "Washington Post" от первого мая 1998 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст неограниченный доступ детей к сигаретам.

Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для легальных табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности. Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики правительств, которые хотят сократить потребление посредством налогообложения табака. В своем докладе по вопросу налога на табачные изделия в мае 2000 года Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные изделия смогут избежать этого налогообложения.

Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной; таким образом, сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта приходится на контрабанду, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.

Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним, требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок.

И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение возможностей для организованной преступности, которая также занимается деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты, которые до этого "исчезли" при международных перевозках.

Для ограничения контрабанды целесообразно принять следующие меры:

Увеличение штрафных санкций. Контрабандисты занимаются контрабандой сигарет, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.

Требования наличия акцизной марки на табачных изделиях. Цель заключается в создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие марки должны быть наглядными и расположены на каждой пачке под целлофановой упаковкой. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно подделать.

Требование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее беспошлинный статус. Борьба с контрабандой требует осуществления строгого контроля над транспортировкой беспошлинных сигарет. Там, где это разрешено, в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти пачки должны быть четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли, потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой - нет.

Требование наличия специальной лицензии для производства, экспорта, импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения табака. Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в табачной сфере и способствуют реализации антиконтрабандных законов. Лицензия может содержать определенные условия, при нарушении которых или при нарушении табачного законодательства она может быть приостановлена. Угроза потери лицензии может отвратить потенциальных торговцев от контрабандных сигарет.

Требование, чтобы каждый производитель табачных изделий печатал свой уникальный серийный номер на всех пачках своих табачных изделий. Это поможет властям определить производителя изделий, место и дату выпуска. Если позволит технология, этот номер может быть заменен на знак цепи владельцев, который не только поможет властям определить производителя, но также выявит дистрибьютора, оптового торговца и экспортера.

Требование ведения учета. Необходимо ведение учета и системы отслеживания, которые будут налагать ответственность на производителей за то, чтобы сигареты легально прибыли на рынок по месту назначения. Сигареты могли бы транспортироваться только при наличии информации обо всех промежуточных торговых компаниях, о маршруте и об окончательном пункте назначения. Компьютеризированные системы контроля помогут государствам выполнять проверку в режиме реального времени и анализировать возможный риск перед выпуском на маршрут каждой партии табачных изделий. В этом случае страны будут иметь информацию по каждой отдельной партии и смогут осуществлять выборочные проверки на месте, как и когда они выберут. В Гонконге использование компьютеров для отслеживанием передвижения сигарет и сотрудничество с другими странами способствовало значительному падению уровня контрабанды сигарет.

Требование, чтобы на экспортных сигаретах обозначалась страна, для которой они предназначены, и предупреждения о вреде для здоровья были сделаны по правилам этой страны. В большинстве стран мира существуют правила, которые обязывают компании печатать предупреждения о вреде для здоровья на пачках табачных изделий. Стиль, формулировка, расположение и язык этих предупреждений отличаются в разных странах. Экспортеры должны обозначать страну назначения и гарантировать, что табачные изделия для конкретной страны имеют соответствующей формы предупреждение. Так же можно потребовать наличие особых этикеток для сигарет, которые не экспортируются.

Требование, чтобы экспортеры оформляли таможенные закладные по поставкам сигарет, которые могут быть закрыты только в том случае, если доказано, что партия достигла своего пункта назначения.

Установление умеренных ставок налогов и таможенных пошлин. Опыт борьбы с этим злом доказывает, что если правительства некоторых ужесточают систему налогообложения, то тем самым предоставляют еще большую возможность для контрабандистов удовлетворять спрос потребителей.

В качестве примера можно привести ситуацию в Канаде. В начале 80-х годов в этой стране были умеренные налоги на сигареты и контрабанда была незначительной. Затем, в 1986 году, федеральное правительство значительно увеличило налог на табак, в связи с чем увеличилось количество контрабандных продаж на сигаретном рынке. В этих условиях контрабанда стала чрезвычайно прибыльной и организованная преступность стала более эффективной в обслуживании рынка. В 1993 году, к примеру, легальная коробка сигарет стоила 45-50 долларов, в то время как контрабандные сигареты продавались по 18 долларов за коробку. Исследования того времени показали, что около 30% всего рынка Канады составляла контрабанда и потеря налоговых доходов равнялась 1 биллиону канадских долларов.

Объем ввозимых на территорию России товаров, декларируемых не своими наименованиями, достигает, по данным ГТК РФ, 40%.

Предметом контрабанды при осуществлении экспортных операций являются цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера, биопродукция.

Огромные потери несет государство в сфере добычи, переработки и экспорта углеводородного сырья. По данным западноевропейских экспертов, при цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Россия могла бы иметь в виде прибыли до 100 млрд. долларов ежегодно.

Рассмотрим основные методы осуществления контрабандных операций при экспорте.

"Традиционный" метод. Предполагает противоправное пересечение таможенной границы, минуя таможенные посты, либо путем фальсификации таможенных документов. Данный метод получил наибольшее распространение на границах с Беларусью и Казахстаном. В ряде случаев используется сговор с представителями военно-воздушных, сухопутных, военно-морских сил с целью использования транспортных средств, морских баз и спецаэродромов в обход таможенного контроля.

Незаконный вывоз под прикрытием внутритаможенного транзита.
Особенно рельефно эти операции проявились в индустриально развитых регионах России, а также регионах, получивших статус наибольшего благоприятствования. Это, прежде всего, относится к Северо-Западному региону страны, в частности, Калининградской области, которая в силу своего особого географического положения стала еще в 1994 году одним из основных каналов контрабандных операций. В Калининградскую область вывозится значительные объемы стратегически важных сырьевых ресурсов из большинства регионов России, даже с Дальнего Востока.

Сущность данной схемы контрабанды состоит в следующем. Сырьевые ресурсы по документам отправляются в Калининградскую область в адреса несуществующих фирм, либо фирм, представители которых предоставляли дельцам свои реквизиты. В пути следования через Беларусь или Прибалтийские государства груз переадресуется местными фирмами в адрес фирм дальнего зарубежья. Фирма - получатель груза - обеспечивается фиктивными документами о получении груза.

Данный метод используется также для вывоза сырьевых ресурсов под видом отправленных из стран СНГ и проходящих транзитом через территорию России. Осуществлется подделка декларации, подкуп служащих таможни. Особое распространение получил при вывозе нефти, металла, леса в Китай, Иран через Украину, страны Средней Азии и Закавказья.

Для иллюстрации масштабов подобной формы незаконного экспорта можно привести результаты оперативно-профилактической операции "Транзит", проведенной МВД России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами в 1994 -1995 годах и являющейся одной из многих в серии мер, направленных на пресечение контрабанды. Проверке подверглись более 6 тысяч российских и иностранных хозяйствующих субъектов, осуществивших отгрузки материальных ценностей на сотни миллиардов рублей в адреса калининградских фирм, предприятий и организаций. В результате, только на начальном этапе операции было выявлено свыше 1,3 тысяч фактов контрабанды, хищений, взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 210 млрд. рублей, разоблачена деятельность свыше 100 организованных преступных групп. По уголовным делам у преступников было изъято и описано имущества на сумму 60 млрд. рублей. Было вскрыто 25 фиктивных и более 50 действующих фирм, реквизитами которых пользовались преступники для прикрытия противоправного вывоза ресурсов из России. При этом была также пресечена попытка незаконного вывоза ресурсов на сумму более 40 млрд. рублей.

Одним из результатов приостановления так называемого калининградского транзита стало повышение цен на бензин в Литве в два раза и на металлы на Лондонской сырьевой бирже.

Контрабанда товаров под прикрытием вывоза товаров на временное хранение и переработку за рубежом. Вывезенные ресурсы не возвращаются. В контролирующие органы представляются фиктивные документы о пересечении грузом российской таможенной границы уже в качестве экспортной поставки. Иногда оформляются подложные отказные письма от имени подставных российских предприятий и организаций, которые якобы должны были получить продукты переработки. Таким образом, они мотивируют продажу товаров за рубежом.

Например, крупные партии нефти и нефтепродуктов вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на Украину и в Белоруссию, а затем в нарушение обязательств по временному хранению и переработке реализуются в странах Западной Европы и в США. Для сокрытия подобных сделок в таможенные органы представляются фиктивные документы о якобы ввезенных в Россию товарах.

Вывоз в рамках официально заключенных экспортных контрактов с учрежденными ими же за рубежом фирмами. При этом цены официального экспортного контракта, как правило, занижаются. Данный способ применяется при экспорте редкоземельных металлов и другого ценного сырья, требующего тщательной экспертизы и заключения специалистов о качестве.

В связи с осуществлением толлинговых операций с зарубежным давальческим сырьем. В ряде случаев в обратном направлении из России вывозится не готовая продукция, а собственное российское сырье. Используются фиктивные документы на продукцию и сырье.

Незаконный вывоз под прикрытием предприятий с иностранными инвестициями и совместных предприятий. Вывозится сырье, не являющееся продукцией собственного производства, либо разрешенной к беспошлинному вывозу.

Незаконный вывоз за рубеж российских стратегически важных сырьевых товаров зачастую сопровождается хищениями, взяточничеством, уклонением от налогообложения и другими злоупотреблениями, наносящими значительный урон экономическим интересам России.

Для достижения своих корыстных целей преступные формирования активно проникают в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий топливно-энергетического, металлургического и лесного комплексов, создают для прикрытия своей противоправной деятельности различные коммерческие структуры.

Заключение

            Общесвенная опасность  преступлений,  связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету  и экономической безопасности государству.

     Основным признаком преступления,как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РФ.

Понятие"таможенная граница РФ" не совпадает с понятием "Государственная граница РФ". В соответствии со ст.3 ТК РФ таможенной границей признается пределы таможенной территори РФ,а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

     Таможенную территорию РФ  составляют  сухопутная  территория

РФ,  территориальные  воды,  воздушное  пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной эконо-

мической зоне  РФ  искусственные  острова,установки и сооружения,

над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией  в  отношении

таможенного дела.

     На территории РФ могут находиться свободные таможенные  зоны

и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свобод-

ных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной терри-

тории РФ, за исключением случаев,определяемых ТК РФ и иными зако-

нодательными актами РФ по таможенному делу.

     В соответствии с п.5 ст.18 ТК РФ 2 перемещением 0 через таможен-

ную границу РФ - это совершение действий по ввозу  на  таможенную

территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспорт-

ных средств любым способом,  включая  пересылку  в  международных

почтовых отправлениях,использования  трубопроводного транспорта и

линий электропередач. К указанным действиям относятся:

     при ввозе  товаров  или  транспортных  средств на таможенную

территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и

со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ-

фактическое пересечение таможенной границы РФ;





Использованная  литературы:

1.    Кисловский Ю.Г. уч.Контрабанда:история и современность. М.,2002г.

2.    Журнал “Российская юстиция”

3.    Таможенный вестник

4.    журнал “таможня”

5.    Бюллетень ГТК-“Таможенные ведомости”

6.    Пресс-бюллетень ГТК

7.    Козырин уч.Таможенное право.

8.    Ноздрачев. Уч.Таможенное право. М., 2000

9.    журнал”Хозяйство и право”

10.                      журнал “Законодательство”

11.                      журнал”Право”

12.                      “Российская газета”


Нормативно-правовые акты.

1.ФЗ “О ввозе, вывозе культурных ценностей”

2. ФЗ “Об оружии”

3. Приказы, инструкции ГТК









Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.