1.2. Умышленная форма вины в Советской
России.
В
Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. в качестве «необходимого
обобщения» обязали при определении наказания в каждом отдельном случае
различать, совершено ли преступление лицом в сознании причинённого вреда или по
невежеству и несознательности.
В ряде случаев уголовное законодательство первых лет революции общим
образом упоминало об умышленности тех или иных действий. Определяя покушение,
Руководящие начала по уголовному праву 1919 г. говорили о том, «совершивший
выполнил все, что считал необходимым для приведения своего умысла в
исполнение...». Следует, однако, заметить, что не только ни в одном из этих
случаев не делалось попытки раскрыть содержание умысла, но и сама терминология
не отличалась чёткостью. Более того, иной раз законодатель придавал
необходимости предотвращения серьёзного вреда настолько важное значение, что
считал целесообразным в значительной мере или полностью уровнять случаи
умышленного и неосторожного причинения. При этих условиях трудно сказать, что
именно законодатель понимал в то время под умыслом, каким образом он
отграничивал его от неосторожности и соотносил с целью, мотивом, заведомостью
или «намеренностью» соответствующих действий. Положение дополнительно
осложнялось тем, что в уголовном законодательстве того периода упоминания о
субъективной стороне преступления вообще встречались довольно редко. Всё
сказанное, разумеется, не означает, что накопившийся за эти годы в области
Особенной части законодательный материал совсем не поддавался обобщению.
Напротив, такое обобщение имело место быть. Первое, что обращает на себя
внимание, - это политическое, или криминологическое, деление преступлений на
группы в зависимости от их направленности против основ нового строя или других
интересов, целей или мотивов их совершения. Характерное стремление законодателя
связывать деление преступлений по этим признакам с делением на соответствующие
категории также самих преступников. При этом далеко не всегда деление
преступлений на группы соответствует нынешним, отстоявшимся, «научно
обоснованным» представлениям[5].
Предложение об отсутствии прямой связи между определением умысла в УК
РСФСР 1922 года и его пониманием в предшествующем законодательстве
подтверждается также тем, что предпринимавшиеся в первые годы революции попытки
кодифицировать законодательство приводили не к тому решению, которое давала ст.
11. Составители этого проекта положили в основу этого проекта «общие принципы,
определяющие собой идеологию и практику законодательства, проведённого в жизнь
революцией». Одним из выражений этого должно было быть, по их мнению, то, что
«оттенки умышленности, неосторожности утрачивают значение факторов,
направляющих наказание по заранее определённой линии; сохраняя некоторое
значение признаков, свидетельствующих о характере личности, они перевешиваются
анализом свойств преступного состояния деятеля, мотивами правонарушения и
мотивами избранных средств»[6].
На какой же основе возникло всё же общее определение умысла в ст. 11 УК
РСФСР 1922 года?
Представляется, что этой основой была ст. 48 Уголовного уложения 1903
года, которая почитала преступное деяние умышленным «не только, когда виновный
желал его учинения, но также, когда он сознательно допускал наступление
последствия, обуславливающего преступность сего деяния». Ссылка на Уложение
1903 года, которую А. Эстрин привёл «для параллели» при анализе ст. 11 УК РСФСР
1922 года, не была случайной.
Наряду
с этим наличие сходства между двумя определениями очевидно. Оба они делят
умысел на два вида. Оба они не связывают с этим делением какого-либо различия в
квалификации или наказуемости преступлений, а скорее проводят таким путём
внешние границы этого понятия (по формуле: «умысел – это не только…, но и...»).
Деление умысла на виды проводится в УК РСФСР, как и в ст. 48 Уложения, с
помощью терминов «желание» и «сознательное допущение», которые не встречались в
советском уголовном законодательстве до 1922 года. Обращает на себя внимание
преимущественно психологический характер обоих определений, который в ст. 11 УК
РСФСР выражен даже сильнее, ибо в ней нет указания на «преступность деяния».
Таким образом, при подготовке первого советского уголовного кодекса
задача заключалась не в том, чтобы «отмахиваться» от технико-юридических
достижений Уложения, а в том, чтобы использовать их, когда это было
целесообразно, уточняя используемые формулировки, таким, образом, чтобы, они
соответствовали особенностям советского законодательства того периода.
Статья 10 УК РСФСР 1926 года воспроизвела эту формулировку, внеся в неё
важное редакционное уточнение: «действовали умышленно, т.е. предвидели...». По
мере развития событий настроения всё более выветривались. Поначалу эта
эволюция, как часто бывает, выразилась в том, что формулировке статьи 10 УК
РСФСР стали придавать смысл не сущий, а должный. Последовавшие изменения
законодательства свидетельствовали о том, что законодатель был склонен признать
за субъективной стороной более фундаментальное, чем прежде, значение.
1.3. Умысел в уголовном праве России по УК РСФСР 1960 г.
Статья 8 УК РСФСР 1960 г.
определяет умысел через психологические понятия сознания, предвидения и
желания: субъект сознает общественно опасный характер своего действия или
бездействия, предвидит его общественно опасные последствия и желает их (прямой
умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) наступление этих последствий.
Однако фактического деления умысла на прямой и косвенный в законе мы не
наблюдаем.
По мнению Н. Иванова, профессора кафедры
уголовного права ЮИ МВД РФ, традиционное подразделение умысла на интеллектуальный
и волевой моменты вызывает, однако, возражения не только с позиций
правоприменения, но и с точки зрения психологической корректности их симбиоза[7].
Законодательное
определение умысла ориентировано на преступления с так называемым материальным
составом. Чтобы доказать наличие умысла в действиях лица, правоприменитель
должен установить, что субъект, в результате совершаемых им действий, предвидел
возможность наступления общественно опасных последствий и желал их наступления
или, по меньшей мере, сознательно допускал негативный результат своего
поведения. Если данные обстоятельства не доказаны, тогда нет никаких
оснований вменять лицу совершение умышленного преступления. Между тем,
уголовное законодательство предусматривает ответственность и за совершение
преступлений с так называемым формальным составом, где последствия не являются
предметом доказывания, поскольку вынесены за рамки состава.
Субъективная
сторона преступлений с формальным составом характеризуется, как правило, умыслом.
Но законодательная формулировка умысла к таким преступлениям не может быть
применена, поскольку последствия не являются признаком соответствующего деяния,
а умысел ориентирован исключительно на объективированный во вне результат.
Правоприменитель выходил из положения с помощью искажения законодательного определения,
игнорируя момент предвидения вовсе, а момент желания, перенося с последствий на
действия: субъект сознавал общественную опасность своего деяния и желал его
совершить. Однако такое отношение правоприменителя к законодательным
установлениям входит в явное противоречие со ст. 2 УК, содержание которой не
позволяют сомневаться в том, что нормы Общей части УК содержат принципы и общие
положения, относящиеся ко всем нормативным установлениям Особенной части. Н.
Иванов считает, что, квалифицируя преступления с формальным составом как
совершенные умышленно, правоприменитель дискредитирует закон, игнорируя не
только установленные в самом УК принципы и общие положения, но и
конституционный принцип ответственности исключительно в рамках закона7.
Законодательная
конструкция умысла заставляет правоприменителя искать различные ухищрения с
тем, чтобы все его действия были законодательно
обоснованными. И в том случае, если к подобным ухищрениям прибегает высшая судебная инстанция, закон
дискредитируется вдвойне.
Субъективная
сторона изнасилования характеризуется, по общему
правилу, прямым умыслом. При этом сознанием субъекта должен охватываться, в
частности, и возраст потерпевшей, с которой он насильственно вступает в половую
связь, что касается допущения, то этот волевой момент умысла относится лишь к
последствиям и переносить его на квалифицирующие признаки незаконно. Другое
дело, что умысел может быть неопределенным: субъект с какой-то долей
вероятности сознавал, что вступает в половую связь с несовершеннолетней или
малолетней, не исключая при этом, что потерпевшая достигла совершеннолетия. В
случае неопределенного умысла ответственность наступает по фактически
содеянному. Такого рода квалификация не вызывала сомнений ни в теории, ни на
практике.
Мотив, в свою очередь, есть потребность, имеющая
свойство возрастать в том случае, если она остается неудовлетворенной.
Следовательно, сознание, которое в рамках юриспруденции характеризует умысел,
есть знание о детерминирующих поведение потребностях.
Воля, которая в
законодательном определении умысла определялась термином «желание» или
«сознательное допущение», представляет собой специфическую потребность и как
таковая не рассматривается психологами в качестве одной из форм отражения
действительности. В психологии считается, что воля, отражаясь в головном мозге,
включается в сознание, осознается. В этой связи получается весьма оригинальная
картина применительно к трактовке умысла: субъект сознает общественную
опасность своего поведения, сознает потребность в виде желания, которое им владеет
и направляет все его поступки, и желает действовать. Такая совершенно ненужная
тавтология способна вызвать лишь недоумение при конкретной квалификации. Так,
преступление, предусмотренное ст. 163 УК (незаконное занятие рыбным и другими
водными добывающими промыслами), может быть совершено лишь умышленно.
Характеризующий умысел момент предвидения связывается в юриспруденции с
осознанием характера последствий и общего характера причинной связи между
действием и результатом. Юристы не возражают против психологической трактовки
предвидения как знания о свойстве явления, которое приводит к результату.
Н. Иванов считает, что предвидеть, не сознавая невозможно. Предвидя
наступление последствий, субъект осознает развитие причинной связи и характер
возможного преступного результата. Следовательно, если предвидение входит в
состав сознания, нелепо выделять его наряду с сознанием в качестве необходимого
элемента умысла. С данной точкой зрения нельзя не согласиться, однако профессор,
на мой взгляд, выпускает из виду одну небольшую деталь, а именно: сознавать и
не предвидеть, возможно, ли это? На мой взгляд – возможно. Как уже было сказано
выше сознание – это отражение человеческим мозгом процессов действительности, а
предвидение – осознание развития причинной связи и характера возможного
преступного результата. Таким образом, теоретически, можно представить себе
ситуацию, когда процессы действительности отражаются в головном мозге
некоторого лица, однако, в силу каких-либо причин, возможно чисто
субъективных, отсутствует осознание развития причинной связи и характера
возможного преступного результата.
В теории уголовного права России того времени также существовала
система форм умысла, которая включает в себя умысел заранее обдуманный,
внезапно возникший, реализованный, определенный и неопределенный.
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существовавшая трактовка умысла в
УК 1960 г., лишена практической целесообразности.
II. Умысел в действующем уголовном законодательстве.
2.1.Понятие и общая характеристика умышленной формы
вины.
Уголовный кодекс
(УК) характеризует умысел как психическое отношение, при котором лицо
осознавало общественную опасность действий (бездействия), предвидело
возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и
желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Сознание
общественно опасного характера совершаемого деяния и предвидение его
общественно опасных последствий характеризуют процессы, протекающие в сфере
сознания, и поэтому образуют интеллектуальный элемент умысла, а желание
наступления указанных последствий относится к волевой сфере психической
деятельности и составляет волевой элемент прямого умысла.
Желание – как
признак умысла – это влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь,
обладанию чем–нибудь. Предметом желания, целью действий виновного является
общественно опасное последствие, представляющее собой признак совершенного
преступления. При этом на первое место «выступают» цели и мотивы, как бы
«формулирующие» четко осознанное, целенаправленное действие (бездействие),
способствующие достижению результата. Именно поэтому о желании наступления
общественно опасного последствия умысла можно говорить в случаях, когда:
1.общественно опасное
последствие является конечной целью действий виновного;
2.общественно опасное
последствие – не конечная цель, а промежуточная, которая выступает в качестве
необходимого средства или этапа достижения конечной цели, самой по себе
преступной или непреступной.
Итак, желание как
признак умысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые
могут выступать в качестве следующих факторов:
1.
конечной
цели;
2.
промежуточного
этапа на пути к достижению конечной цели;
3.
средства
достижения цели;
4.
неизбежного
сопутствующего признака деяния.
Сознание
общественно опасного характера совершаемого деяния означает понимание его
фактического содержания и общественного значения. Оно включает представление о
характере тех благ, на которые совершается посягательство, то есть об объекте
преступления, о содержании действия (бездействия), посредством которого
осуществляется посягательство, а также о тех фактических обстоятельствах
(время, место, способ, обстановка), при которых происходит преступление. Отражение
всех этих компонентов в сознании виновного даёт ему возможность осознать
объективную направленность деяния на определённые социальные блага, его
вредность для системы существующих в стране общественных отношений, то есть его
общественную опасность. Сознание общественной опасности деяния не требует
специального доказательства по каждому конкретному делу, поскольку способность
сознавать социальное значение своих поступков присуща каждому человеку на
основе его жизненного опыта и приобретённых знаний.
Сознание
общественной опасности деяния не следует отождествлять с сознанием его
противоправности, то есть запрещённости уголовным законом. В подавляющем
большинстве случаев лица, совершающие умышленные преступления, сознают их
противоправность. Однако УК Р.Ф. 2005 года не включает сознание
противоправности совершаемого деяния в содержание этой формы вины (хотя
первоначально такое намерение у законодателя было, это видно из статьи об
ошибке в уголовно-правовом запрете, содержавшейся в последнем варианте проекта
УК). Поэтому преступление может быть признано умышленным и в тех случаях, когда
противоправность совершённого деяния не осознавалась виновным.
Предвидение - это
отражение в сознании тех событий, которые произойдут, или должны или могут
произойти в будущем. Поэтому под предвидением общественно опасных последствий
следует понимать мысленное представление виновного о том вреде, который
причинит его деяние общественным отношениям, поставленным на защиту уголовного
закона. При прямом умысле предвидение включает:
¨ во-первых, представление о
фактическом содержании предстоящих изменений в объекте посягательства,
Страницы: 1, 2, 3
|