Состав
преступления
– формальный.
Субъектами незаконного экспорта
признаются физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста,
независимо от гражданства. С учетом особенностей данного преступления ими могут
быть должностные лица либо представители предприятий-изготовителей, экспортных
организаций, уполномоченные на совершение таких операций. За оказание услуг
такого характера, поскольку преступление совершается за пределами России,
уголовной ответственности по статье 189 УК РФ подлежат только граждане РФ либо
лица без гражданства, постоянно проживающие в России.
Субъективная
сторона
преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо осознает, что
незаконно, т.е. с нарушением специального экспортного контроля и установленного
порядка таможенного оформления, вывозит с таможенной территории России за ее
пределы технологии, научно-техническую информацию либо оказывает услуги
зарубежным производителям; осознает, что они могут быть использованы при
создании оружия массового поражения либо средств его доставки, либо вооружения
и военной техники и желает совершить эти действия. Мотивы и цели на
квалификацию преступления влияния не оказывают, но могут учитываться при
назначении наказания.
Наказание за
незаконный экспорт альтернативное: либо в виде штрафа в размере от семисот до
одной тысячи МРоТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от семи месяцев до одного года, либо в виде лишения свободы на срок
от трех до семи лет.
2.3.
Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и
археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).
Введение
в российское законодательство уголовной ответственности за невозвращение на
территорию РФ культурных ценностей, подлежащих обязательному возвращению,
обусловлено спасением национального достояния народов России от расхищения и
утраты, которые с переходом нашей страны к рыночным отношениям приобрели
невиданный размах.
Несмотря
на принимаемые меры противодействия, небывалый вывоз и невозвращение на
территорию России не ослабевает, что приводит к весьма тревожному результату. В
этом отношении весьма показателен, например, такой удручающий факт: к 1992 г.
за рубежом, в частности, незаконно оказалось 80% иконописных произведений из 30
млн. икон, зарегистрированных в 1980 г.[12]
Безусловно,
невозвращение культурных ценностей, вывезенных из РФ, нарушает ее право
собственности, владения либо распоряжения предметами, являющимися всенародным
достоянием России или зарубежных стран. Но это конечный результат совершенного
преступления. Однако в таких случаях всегда, в первую очередь, непосредственно
нарушается порядок возврата культурных ценностей из страны, в которую они вывезены
законно и на определенный срок, оговариваемый в соответствующем договоре или
соглашении и с обязательством возвращения их на территорию РФ.
Предметом
преступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те движимые
предметы, которые подпадают под действие ст. 6, 7 и 9 ФЗ «О вывозе и ввозе
культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г., принадлежат к особо ценным объектам
культурного наследия РФ или зарубежных стран и взяты под особую охрану нашим
государством как национальное достояние.
Поскольку
слово «достояние» означает безраздельную принадлежность тех или иных объектов
материального мира кому-нибудь[13], следует полагать, что предметом
исследуемого преступления следует считать культурные ценности (вещь, изделие,
произведение и т.п.), которые находятся в собственности или владении РФ, а
также любого юридического или физического лица, но представляют собой особую
общечеловеческую ценность, в связи с чем и являются достоянием народов РФ или
зарубежных стран.
В
соответствии со ст. 7 этого закона к культурным ценностям отнесены: уникальные
произведения живописи, редкие рукописи и документальные памятники, архивы,
включая фото, аудио, кино, видеоматериалы, редкие музыкальные инструменты, почтовые
марки, иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях, старинные
монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие
коллекции и образцы флоры и фауны, археологические значимые находки и другие
предметы, представляющие интерес для истории, культуры, науки, в том числе их
копии, взятые государством на особый учет и охрану.
Приведенный
перечень далеко не исчерпывающий, так как на основании экспертного исследования
культурными ценностями могут быть признаны любые другие движимые предметы,
печатные, рукописные документы, археологические находки и т.п.
Если
указанные предметы перемещаются в другую страну, то только временно и в строго
определенных законом целях: во-первых, для реставрационных работ или научных
исследований; во-вторых, в связи с разнообразной артистической деятельностью; и
в-третьих, в иных необходимых для Российской Федерации случаях и на оговоренный
сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его
собственнику, если установленный срок не будет продлен в соответствующем
договоре или ином соглашении (ст. 27 Закона).
Культурные
ценности, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ
вывозу (даже временному) из России не подлежат, в связи с чем, предметом
анализируемого преступления быть не могут.
Временный
вывоз культурных ценностей в рамках международного сотрудничества России с
другими государствами осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими
юридическими и физическими лицами для организации выставок, осуществления
реставрации, научных исследований, в связи с театральной и иной артистичной
деятельностью, и в других необходимых целях.
Порядок
временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза в
оговоренный срок строго регламентирован Законом РФ «О вывозе и ввозе
культурных ценностей» и другими нормативными актами.
Ходатайства
собственников культурных ценностей или уполномоченных ими лиц о временном
вывозе рассматривают и выдают свидетельство на право их временного вывоза
соответствующие отделы и управление Министерства культуры РФ и подведомственные
им учреждения.
Если ходатайство
о временном вывозе касается культурных ценностей, содержащих драгоценные
металлы и драгоценные камни, архивных материалов либо оружия, являющегося культурной
ценностью, то свидетельство на право временного вывоза выдается по
согласованию соответственно с Комитетом по драгоценным металлам РФ,
Государственной архивной службой России и МВД РФ.
Ответственность
за данное преступление установлена в целях сохранения культурного наследия
народов России, а также в целях защиты культурных ценностей от незаконного
вывоза и передачи прав собственности.
Объектом преступления является
монополия государства на перемещение предметов художественного, исторического и
археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, а не монополия
государства на владение и распоряжения ими, как считают некоторые авторы[14].
Права физических и юридических лиц – собственников культурных ценностей, в
таких случаях ограничены действующим законодательством не в полной мере, а лишь
в части права перемещения культурных ценностей за пределы территории РФ. Право
владения и пользования ими государством не монополизировано.
Объективная
сторона
преступления выражается в преступном бездействии лица, а именно, в
невозвращении в установленный законом срок на территорию РФ предметов
художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных
стран.
Причем,
бездействие лица признается преступным лишь в случаях наличия у него
объективной и субъективной возможности выполнить взятые на себя обязательства.
Если же бездействие было обусловлено, например, стихийным бедствием (временно
вывезенные культурные ценности сгорели во время пожара галереи, где они
экспонировались т.п.) либо тяжелой болезнью лица, то оно ненаказуемо, поскольку
явилось следствием непреодолимой силы.
Преступление
признается оконченным с момента истечения установленного срока временного
вывоза культурных ценностей.
Субъект преступления – общий, т.е.
им может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста,
независимо от гражданства.
Субъектами
преступления могут быть работники музеев, архивов, библиотек и других
государственных и муниципальных хранилищ культурных ценностей, уполномоченные
на их временный вывоз, представители юридических лиц, не входящих в систему
государственных и муниципальных органов, и частные граждане – собственники
временно вывозимых культурных ценностей, либо их представители. Если
представители собственников культурных ценностей совершают преступление по
сговору с собственниками, последние подлежат уголовной ответственности за
соучастие.
Субъективная
сторона
преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает,
что установленный срок временного вывоза культурных ценностей истек, но,
вопреки принятому на себя договору-обязательству об их возврате, не
предпринимает и не желает предпринимать действий по их обратному ввозу на
территорию России.
Мотивы и цели
на квалификацию содеянного не влияют, поскольку могут быть любыми. Но они
подлежат выяснению, так как учитываются при назначении наказания, которое
предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 8 лет с конфискацией имущества
или без таковой.
2.4. Невозвращение
из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).
Основным
источником приобретения иностранной валюты различными учреждениями и
организациями, независимо от их организационно-правовой формы собственности,
зарегистрированными в установленном порядке на территории России, является ВЭД.
В
результате ВЭД, обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных
банках подлежит: экспортная и иная валютная выручка резидентов за границей, а
также доходы в инвалюте, связанные с экспортом товаров, в течение 30 дней с
даты осуществления платежа в любой форме.
Под
экспортной валютной выручкой понимается сумма валютных поступлений от экспорта
товара (в том числе в форме авансовых переводов - предоплаты), т. е. внешнеторговая
валютная цена за вычетом расходов в валюте, связанных с поставкой на экспорт
(комиссионных, транспортных и т. д.).
Действующий
механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки исходит из
того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта
на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной
выручки в инвалюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера
специального разрешения ЦБ РФ.
Порядок
перевода и пересылки валютных ценностей из Российской Федерации нерезидентами и
правила проведения ими валютных операций устанавливаются Центральным Банком
РФ совместно с Министерством финансов РФ или самостоятельно.
Невозвращение
из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, происходит путем их
сокрытия. Практике известны различные способы сокрытия иностранных валютных
средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.
Наиболее
распространенный способ сокрытия валютной выручки от экспорта товаров – это
фальсификация документов, необходимых для проведения экспортной операции
(внесение ложных сведений в паспорт сделки или учетную карточку
таможенно-банковского контроля и др.)[15].
Статьей 193 УК РФ
предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере
из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте,
подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на
счета в уполномоченный банк РФ. Деяние, предусмотренное настоящей статьей,
признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в
иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Общественная
опасность данного преступления состоит в том, что им нарушается установленный
порядок осуществления валютных операций, чем подрывается стабильность валютного
рынка, финансовые интересы России, поскольку в бюджет государства не поступают
значительные суммы выручки в иностранной валюте. Нередко сокрытие средств в
иностранной валюте связано с такими преступлениями, как уклонение от уплаты
налогов (ст.ст. 198, 199 УК РФ), незаконный оборот драгоценных металлов,
природных драгоценных камней, жемчуга (ст. 191 УК РФ), хищения.
Целью статьи 193
УК РФ является уголовно-правовая охрана финансово-хозяйственных интересов
государства, установленного порядка проведения валютных операций и стабильность
валютного рынка.
Анализ
юридической литературы позволяет сделать вывод, что среди российских ученых нет
единого мнения в отношении объекта рассматриваемого преступления. Так,
например, Т.Ю. Погосян считает объектом преступления общественные отношения в
области финансовой деятельности государства, возникающие в сфере валютного
регулирования и валютного контроля[16].
В.Е. Мельникова к
объекту преступления относит общественные отношения, складывающиеся в сфере
государственного регулирования ВЭД, расчеты по которой совершаются в
иностранной валюте[17].
П.Н. Панченко
несколько расширяет сферу объекта посягательства преступления и относит к нему
«установленный законом порядок обращения средств в иностранной валюте,
финансовые интересы государства, отношения в области финансовой деятельности
государства, а именно, денежно-кредитная, банковская и налоговая системы РФ»[18].
Резюмируя
приведенные высказывания, можно сделать вывод, что объект
рассматриваемого преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере
государственного регулирования ВЭД, в части совершения валютных операций.
Предметом
преступления является иностранная валюта (иностранные денежные знаки –
банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении, а также изъятые
из обращения, но подлежащие обмену), средства на счетах в денежных единицах
иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах,
ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, облигации) и
другие долговые обязательства, а также средства в иностранной валюте,
поступающие в пользу резидентов в качестве дара, пожертвований,
благотворительных взносов и иные поступления неторгового характера, поскольку
они подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.
В соответствии с
действующим валютным законодательством РФ, перевод иностранной валюты на счета
уполномоченных банков должен быть осуществлен в течение 180 дней с даты
осуществления платежа по текущим валютным операциям, в любой форме в пользу
резидента.
Валютный контроль
за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров
осуществляется органами валютного контроля (Центральный банк РФ, Федеральная
Таможенная Служба РФ (ФТС), Правительство РФ) и агентами валютного контроля
(уполномоченные банки, управления валютного контроля ФТС, отделы валютного
контроля РТУ и таможен).
Основными
документами такого контроля являются паспорт сделки (ПС), оформляемый
экспортером в уполномоченном банке по каждому заключенному им контракту, и
учетная карточка (УК), составляемая ФТС РФ по каждой из произведенных отгрузок.
Объективная
сторона
преступления выражается в невозвращении в крупном размере средств в иностранной
валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному
перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.
Конкретизировано
объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в сокрытии в
крупных размерах валютных средств, подлежащих обязательному зачислению на
валютные счета предприятий (организаций, учреждений) – резидентов в
уполномоченных банках. Сокрытие может выражаться в любых преднамеренных
действиях (бездействии), в том числе, например: в неотражении в документах
операций с валютой, в занижении валютных средств, подлежащих зачислению, в
утаивании валютной выручки от инкассации, в том числе в сейфах и иных местах, в
незаконном переводе валютных средств или выплате их по фиктивным договорам, в
незаконном размещении валютных средств за границей и т.д.
Примером этого
могут служить материалы уголовного дела в отношении директора государственного
унитарного авиапредприятия «Пермские авиалинии» Грачева. Последний заключил ряд
договоров об оказании экспортных услуг с иностранными заказчиками на
выполнение чартерных рейсов в Германию, Испанию, Грецию, Турцию, Арабские
Эмираты и другие страны. Однако, вопреки заключенным договорам, экспортная
выручка поступала не на расчетный счет в уполномоченном российском банке, а на
счета других иностранных предприятий. В результате таких сделок, как установило
следствие, за границей осталось 1,6 млн. долларов. Действия Грачева были
квалифицированы по ст. 193 УК РФ и ч.1 ст. 285 УК РФ[19].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|