Меню
Поиск



рефераты скачать Сходства и различия преступной банды и незаконного вооруженного формирования


2.                 Определение незаконного вооруженного формирования


В диспозиции статьи 208 УК говорится о действиях, направленных на создание и функционирование определенного формирования. Понятие "формирование" в законе не дается, однако указывается на примерный перечень его разновидностей - объединение, отряд, дружина или иная группа. В специальной литературе под формированием понимаются воинская часть или близкая к ней по основным параметрам (числу членов, вооруженности, дисциплине и подготовленности к ведению боевых операций) вооруженная организация. Такое понимание формирования представляется слишком узким. Воинская часть - формирование достаточно крупное, и его численность может насчитывать 300 и более человек. Что же касается подготовленности к боевым операциям, то реально она применима лишь к высокопрофессиональным объединениям. Но как быть, если это будет менее масштабное образование - боевая дружина или иная незначительная по численности группировка? В законе не определяется минимально необходимое число членов группировки для признания ее формированием. Вместе с тем некоторые изменения в законодательстве позволяют сделать соответствующие выводы. Дело в том, что в отличие от старой редакции в Уголовном кодексе 1996 г. вместо обобщающего термина "формирование" введен термин "иная группа". Данный термин является более привычным и определенным для уголовного права.

По смыслу закона группа лиц предполагает участие в преступлении двух или более исполнителей без предварительного сговора. Следовательно, в количественной характеристике между незаконным вооруженным формированием, бандитизмом и преступным сообществом (преступной организации) нет различий.

Формирование - это вновь созданный, составленный, организованный коллектив, воинская часть и т.п. Диапазон численности формирования может быть достаточно широким и различаться в десятки раз. Представляется, что именно с учетом данного обстоятельства законодатель употребляет различные по объему понятия - объединение, отряд, дружина, иная группа. Однако это должно быть действительно организованное формирование: с определенными дисциплиной, управлением и подчиненностью, с распределением обязанностей, внутренними нормами поведения и санкциями за их нарушение, с формализованными отношениями и общими отличительными признаками (формой, опознавательными знаками и т.д.). Именоваться формирования могут по-разному, в том числе и созвучно с законными вооруженными формированиями.

Обязательным признаком незаконного формирования является его вооруженность. Этот же признак является обязательным для банды, вооруженного мятежа, но не обязательным для преступного сообщества. На наш взгляд, вооруженность означает наличие в формировании оружия в соответствии со штатным расписанием и установленными для него нормами. Количество единиц оружия и его виды зависят от поставленных перед формированием задач и для квалификации значения не имеют.

Оружие - это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Оно может быть огнестрельным, холодным, метательным, газовым, вне зависимости от того, является ли оно заводским или самодельным. Вооруженными формирования признаются и тогда, когда они оснащены боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами.

Незаконность формирования определяется в статье 208 Уголовного Кодекса как непредусмотренность его федеральным законом. Незаконными следует признавать формирования как не имеющие нормативной базы своего появления, так и создаваемые на основе нормативных актов, не являющихся федеральными законами (законов, постановлений и распоряжений органов власти и управления субъектов Федерации, решений органов местного самоуправления, а также указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений федеральных органов исполнительной власти).

Организацию незаконного вооруженного формирования следует отграничивать от бандитизма и организации преступного сообщества.

От бандитизма данное преступление отличается, во-первых, целями создания банды. Бандитизм характеризуется направленностью на совершение нападений. Организация незаконного вооруженного формирования преследует иные цели. Во-вторых, банда - это устойчивая группа лиц, а для незаконного вооруженного формирования устойчивость не является конститутивным признаком.

От организации преступного сообщества (преступной организации) организация незаконного вооруженного формирования отличается целями деятельности и обязательным наличием вооруженности. Незаконное вооруженное формирование организуется в первоначальном варианте с непреступными целями. Как уже отмечалось ранее, для преступного сообщества наличие оружия не является обязательным как для незаконного формирования. Вместе с тем не исключена возможность перерастания незаконного формирования при приобретении соответствующих признаков (формирование банды и совершение нападений) в бандитизм и в организацию преступного сообщества (преступную организацию).

От вооруженного мятежа, насильственного захвата власти или насильственного удержания власти незаконное вооруженное формирование отличается отсутствием цели свержения или насильственным изменением конституционного строя.

С объективной стороны незаконное вооруженное формирование выражается в трех формах: в создании незаконного вооруженного формирования, в руководстве таким формированием, в участии в незаконном вооруженном формировании.

Под созданием как элементом объективной стороны следует понимать любые действия, результатом которых стала организация незаконного вооруженного формирования. Организационная деятельность может выражаться в принятии решения о создании формирования и издании в связи с этим соответствующих нормативных актов, в разработке структуры формирования и утверждении штатного расписания, в подборе кадров, назначении лиц, ответственных за конкретные участки деятельности формирования, в решении вопросов финансирования, материального обеспечения необходимыми ресурсами и т.д. Как частный случай создания формирования следует рассматривать и реорганизацию законно действующего формирования в незаконное, например, из охранно-сыскных агентств или народных дружин в группировки, фактические цели деятельности которых принципиально меняются.

Руководство вооруженными формированиями означает определение деятельности уже созданного формирования. Это может выражаться в форме издания приказов и распоряжений по текущим вопросам и контроле за их исполнением, в осуществлении кадровой политики, решении финансовых вопросов, вопросов взаимоотношений с органами власти и управления, в руководстве конкретными операциями и т.д.

Участие в незаконном вооруженном формировании выражается во вступлении в данное формирование и выполнении вытекающих из этого факта любых действий в соответствии с планами и задачами формирования (членство или служба в формировании, патрулирование, дежурства, выполнение разовых поручений или каких-либо работ, связанных с хозяйственным обеспечением деятельности формирования, и т.д.). Виновное лицо, которое, не являясь членом формирования, оказывало ему содействие путем, например, предоставления технических средств, вербовки новых членов, финансового обеспечения и т.п., привлекается к ответственности за пособничество незаконному формированию или участию в нем.

С точки зрения законодательной конструкции, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем сформулированы по типу усеченного состава преступления. Такая конструкция обычно применяется при повышенной общественной опасности конкретного преступления. Следовательно, ответственность за оконченное преступление должна наступать уже в случае создания незаконного вооруженного формирования. Для лиц, которые не участвовали в его создании, ответственность наступает с момента выполнения каких-либо действий по руководству таким формированием либо по участию в нем. То обстоятельство, что формирование или его члены не успели совершить в соответствии с целями деятельности формирования какие-либо акции, на квалификацию не влияет. Действия, направленные на создание незаконного вооруженного формирования, но не завершившиеся по причинам, не зависящим от виновного, должны квалифицироваться как покушение на создание незаконного вооруженного формирования. Лицо, давшее согласие на участие в формировании, но не успевшее приступить к исполнению обязанностей его члена, также привлекается к ответственности за покушение на преступление.

С субъективной стороны организация незаконного вооруженного формирования характеризуется прямым умыслом. Создатели и руководители формирования сознают, что организуют и руководят незаконным вооруженным формированием, предвидят возможность или неизбежность наступления в результате их действий определенных общественно опасных последствий и желают их наступления. Участник формирования сознает, что участвует в деятельности незаконного вооруженного формирования, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате этого общественно опасных последствий и желает их наступления. В случаях участия в деятельности формирования при отсутствии сознания его незаконности (добросовестное заблуждение в законности действий) лицо не может привлекаться к ответственности по статье 208 Уголовного Кодекса.

Законодатель определяет преступность организации вооруженного формирования через незаконность его образования. Относительно целей создания формирования в законе не содержится каких-либо указаний, и, следовательно, они не являются конститутивными признаками преступления. Создавая незаконное вооруженное формирование, виновные лица в гораздо большей степени преследуют непреступные цели, поскольку иначе невозможно будет отграничить анализируемое преступление от вооруженного мятежа, насильственного захвата власти или насильственного удержания власти, бандитизма и организации преступного сообщества (преступной организации). В качестве вышеозначенных целей можно назвать защиту интересов субъектов Федерации, поддержание общественного порядка, охрану учреждений, организаций и граждан, борьбу с преступностью и т.п.


3.                 Характеристика вооруженного мятежа. Его отличие от незаконного вооружённого формирования.


Мятеж понимается не как стихийное восстание, а как спровоцированное организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности РФ.

Мятеж представляет собой неповиновение более или менее значительной группы граждан законам и распоряжениям власти, которые они обязаны исполнить, и совершение насильственных действий с целью свержения власти или получения от нее определенных уступок в пользу мятежников. В заголовке статьи 279 Уголовного Кодекса законодатель подчеркивает вооруженный характер мятежа, поскольку значительное число лиц (организаторов, руководителей и участников), осуществляющих мятеж, имеют оружие и реальную возможность его применения.
Вооруженный мятеж представляет собой насильственные действия с применением оружия группы лиц либо законных вооруженных формирований, отказывающихся повиноваться законам и совершающих действия, направленные на свержение власти, насильственное изменение конституционного строя или нарушение территориальной целостности России.

Организация вооруженного мятежа - это действия, направленные на провоцирование вооруженного выступления против законной власти в РФ. Они могут состоять, в частности:

-                   в пропаганде вооруженного мятежа,

-                   в вербовке его участников,

-                   в снабжении мятежников оружием, воинским снаряжением,

-                   в планировании вооруженных операций и других действий по идеологическому, материальному или организационному обеспечению мятежа.

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя Российской Федерации или изменения ее территориальной целостности.

Таким образом, состав преступления - вооруженный мятеж - предполагает наличие следующих признаков:

- наличие более или менее значительной группы лиц;

- вооруженность группы или хотя бы части ее;

- отказ группы повиноваться законам и распоряжениям власти;

- совершение мятежниками насильственных действий;

- преследование целей, указанных в статье 279 Уголовного Кодекса.

С объективной стороны преступление может быть совершено путем либо организации вооруженного мятежа, либо активного участия в нем.
Организация вооруженного мятежа предполагает подготовку, создание условий, обеспечивающих его проведение, пропаганду мятежа, склонение к участию в нем других лиц, планирование конкретных операций, снабжение участников мятежа оружием и т.п. Законодатель не оговаривает отдельно руководство мятежом (как это сделано в статье 210 Уголовного Кодекса). Однако такие действия охватываются понятиями либо организации (при предварительной деятельности, до начала выступления), либо участия (руководство при выступлении мятежников).

По вопросу о том, с какого момента организацию вооруженного мятежа следует считать оконченным преступлением, высказываются разные точки зрения.

Так, одни ученые считают, что говорить об организации вооруженного мятежа как об оконченном преступлении можно лишь с момента первого вооруженного выступления мятежников, другие признают действия организатора оконченным преступлением с момента совершения указанных выше практических действий независимо от того, воплотились ли они в фактическом вооруженном выступлении против законных органов власти или оказались по каким-то причинам сорванными (например, деятельность пресекли правоохранительные органы).

Более предпочтительно, на наш взгляд, второе мнение ученых. Исходя из сравнительного толкования норм Кодекса менее опасное по сравнению с вооруженным мятежом преступление, предусмотренное статьей 210 Уголовного Кодекса (организация преступного сообщества), признается оконченным с момента совершения действий, направленных на создание такого объединения, тогда как более опасное преступление, согласно первому мнению, будет признаваться оконченным лишь с момента выступления. Всю организационную деятельность (при отсутствии выступления) следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу, в результате чего в силу статьи 66 Уголовного Кодекса организаторам вооруженного мятежа можно будет назначить наказание, не превышающее половины максимального срока. К тому же согласно толковым словарям русского языка организовать означает подготовить, наладить, объединить для какой то цели. Следовательно, организация - это процесс создания чего-то. Организовать вооруженный мятеж означает его соответствующую подготовку и проведение, на любом этапе подготовки и проведения вооруженного мятежа это преступление окончено.

В статье 279 Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность за активное участие в вооруженном мятеже. Активное участие предполагает оказание помощи лицам, организовавшим мятеж, руководство действиями мятежников, препятствование законным органам власти прекратить незаконное вооруженное выступление, применение оружия и насилия в отношении лиц, не поддерживающих мятежников или оказывающих им сопротивление, и т.п.

Активное участие в вооруженном мятеже признается оконченным преступлением с момента описанных выше действий.
Лица, участвующие в вооруженном мятеже, но не являющимися его активными участниками, не должны привлекаться к ответственности по статье 279 Уголовного Кодекса. Они отвечают за те преступления, которые совершат, участвуя в вооруженном мятеже, например, за убийство, уничтожение или повреждение имущества.

Организаторы и активные участники вооруженного мятежа, совершившие террористический акт или убийство, привлекаются к ответственности по совокупности статьи 279 и статьи 105 или статьи 278 Уголовного Кодекса.

С субъективной стороны организация вооруженного мятежа, активное в нем участие совершаются только с прямым умыслом и специальной целью. Виновный сознает, что организует вооруженный мятеж или принимает в нем активное участие, имея при этом цель свержения, или насильственного изменения конституционного строя, или нарушение территориальной целостности, и желает организовать вооруженный мятеж или принять в нем активное участие. Виновный при этом может действовать с одной, двумя или всеми тремя указанными в статье 279 Уголовного Кодекса целями: свержение конституционного строя; насильственное изменение конституционного строя; нарушение территориальной целостности.
Мотивы совершения таких действий на квалификацию по статье 279 Уголовного Кодекса не влияют. Чаще всего эти мотивы политические, например, несогласие с проводимой в стране политикой.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее организацию вооруженного мятежа или принимающего в нем активное участие. Участвующие в мятеже лица в возрасте 14-16 лет отвечают за совершенные деяния, перечисленные в части 2. статьи 20 Уголовного Кодекса.

Вооруженный мятеж имеет некоторое сходство с преступлением, предусмотренным статьей 278 Уголовного Кодекса (насильственный захват власти или насильственное удержание власти). И то, и другое преступления посягают на один и тот же объект, предполагают применение насилия и совершаются с целью изменения конституционного строя. Они разграничиваются по признакам объективной и субъективной стороны. Преступление, предусмотренное статьей 278 Уголовного Кодекса, предполагает более широкий масштаб действий, тогда как вооруженный мятеж может носить локальный характер. Целью насильственного захвата или удержания власти не является нарушение территориальной целостности, целью же вооруженного мятежа не является удержание власти.

По объективным признакам вооруженный мятеж имеет определенное сходство с массовыми беспорядками (статья 212 Уголовного Кодекса). Разграничение этих преступлений достаточно четко проводится по их целям. Участники массовых беспорядков не преследуют целей свержения или изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности России.

В процессе организации вооруженного мятежа зачастую создаются различного рода формирования (объединения, отряды и пр.). Поэтому возникает вопрос о критериях разграничения рассматриваемого преступления и деяний, предусмотренных статьями 208 (организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем), статьей 209 (бандитизм), статьей 210 (организация преступного сообщества). Разграничение указанных деяний следует проводить по объективным признакам, направленности умысла и целям.

В некоторых случаях возможна квалификация по совокупности статьи 279 со статьями 208, 209 или 210 Уголовного Кодекса. Такая квалификация возможна, когда сформировавшиеся незаконное вооруженное формирование, банда или преступное сообщество примут участие в вооруженном мятеже, т.е. при наличии реальной совокупности. Организация или активное участие в мятеже законного вооруженного формирования (например, воинская часть, команда военного корабля) влечет ответственность по статье 279 Уголовного Кодекса без совокупности со статьей 208 Уголовного Кодекса.

Активное участие в вооруженном мятеже означает совместное с другими участниками мятежа совершение насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа. Убийство в процессе применения насилия не охватывается составом данного преступления и подлежит дополнительной квалификации по статье 105 Уголовного Кодекса, а если потерпевшими являются государственные или общественные деятели либо сотрудники правоохранительных органов, то по статьям 277, 295, 317 Уголовного Кодекса (при наличии остальных признаков этих составов преступлений).


Заключение


Итак, в процессе исследования нами были получены следующие выводы. Банда, преступное сообщество, незаконное вооруженное формирование и вооруженный мятеж являются преступлениями согласно действующему в Российской Федерации Уголовному Кодексу. Субъективная сторона банды, преступного сообщества, незаконного вооруженного формирования характеризуется только прямым умыслом, вооруженного мятежа – прямым умыслом и (альтернативно) специальной целью.

Наиболее опасным среди них является создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство бандой. Сопоставление санкций статей 209 и 210 Уголовного Кодекса показывает, что законодатель рассматривает бандитизм как более опасную форму организованной преступности, нежели организацию преступного сообщества.

Банду, незаконное вооруженное формирование, преступное сообщество объединяет и то, что они являются преступлениями против общественной безопасности. Вооруженный мятеж является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства.

Об устойчивости организации, как мы увидели в работе, могут свидетельствовать, стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений. Если классифицировать преступления (банду, незаконное вооруженное формирование, преступное сообщество, вооруженный мятеж) по признаку устойчивости, то наиболее устойчивой мы признаем банду, затем, в порядке убывания – преступное сообщество, незаконное вооруженное формирование, менее устойчивым мы считаем вооруженный мятеж.

Если рассматривать у данных преступлений наличие вооруженности, то обязательным этот признак присутствует у банды, незаконного вооруженного сообщества и вооруженного мятежа. А вот у преступного сообщества (организации) вооруженность не является родовым признаком.

Существует и разграничение данных преступлений в зависимости от цели деятельности. Так цель банды - совершение нападений на граждан или организации. Преступное сообщество (организация) не имеет прямой цели совершения нападений на организации или граждан, целью является совершение тяжких или особо тяжких преступлений (статья 15 Уголовного Кодекса). Цель вооруженного мятежа – свержение конституционного строя, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Организация незаконного вооруженного формирования может преследовать и не преступные цели. Относительно целей создания формирования в законе не содержится каких-либо указаний, и, следовательно, они не являются конститутивными признаками данного преступления.

Существует разница и в том, когда данные преступления признаются оконченными. Банда признается оконченным преступлением со следующих моментов: создания, руководства, участия в банде либо участие в совершаемых нападениях. Преступное сообщество (организация) признается оконченным с момента создания и руководства им, независимо от того, совершили члены этой организации планируемые преступления или нет. Незаконность вооруженного формирования очевидна, как непредусмотренность такового федеральными законами, поэтому ответственность за оконченное преступление должна наступать уже в случае создания незаконного вооруженного формирования.   Вооруженный мятеж же признается оконченным в зависимости от его формы. Если вооруженный мятеж выступает  в форме его  организации, то  следует признавать оконченным преступлением его с момента первого вооруженного выступления мятежников. Активное же участие в вооруженном мятеже может считаться оконченным преступлением с момента совершения участником мятежа конкретных насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.

Литература


1.                 Брсоян В. А., Крюков А. А.. Организованная преступная группа и организованное преступное сообщество: проблемы разграничения. //http://www.lawinstitut.ru/ru/science/vestnik/20031/krukov.html

2.                 Водько Н. П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью. М., 2000. С. 22

3.                 Галиакбаров Р.Р. Групповое преступление. Свердловск, 1973.

4.                 Галиакбаров Р.Р. Квалификация преступлений по признаку их совершения организованной группой// Рос. юстиция. 2000. № 4..

5.                 Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. М., 1997.

6.                 Иванов Н.Г. Понятие и формы соучастия в советском уголовном праве. Саратов, 1991.

7.                 Караулов В.Ф. Уголовное право. Общая часть. – М., Инфра-М, 2004 г.

8.                 Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации (3 издание, переработанное и дополненное)  по состоянию на 15 апреля 2005 г. –М, 2005г О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997г. № 1// Бюл. Верховного Суда РФ. 1997. № 3. С. 2

9.                 Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. М., 1978.

10.            Уголовный Кодекс РФ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 28.12.2004) (с изм. и доп., вступившими в силу с 30.01.2005)

11.            Шмаров И., Мельникова Ю., Устинова Т. Ответственность за бандитизм: проблемы квалификации // Законность. 1994. N 5. С. 7;



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.