Меню
Поиск



рефераты скачать Смертная казнь в России

Таким образом, гуманизм можно определить, как сочетание обеспечения безопасности граждан и назначения минимального наказания, которое обеспечит достижение его целей. Поэтому понимание гуманизма только как применение менее строгого наказания является односторонним и не раскрывает сущности этого принципа в полной мере.

Однако невозможно говорить о проблеме смертной казни, минуя вопрос о ее международном масштабе. Поэтому рассмотрим данную задачу в рамках международно-правовых отношениях.                                                                 



 

3. Международный аспект проблемы смертной казни

 

Прежде чем рассматривать законодательство отдельных стран по проблеме смертной казни, необходимо упомянуть о международном праве в этой области.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла  Международный пакт о гражданских и политических правах. Статья 6 данного пакта устанавливала ограничения и гарантии в отношении смертной казни "в    тех странах, где ее еще не отменили". В общей части пакта, где говорится о  создании Комитета по Правам человека, содержится формулировка статьи 6,   которая "настоятельно предполагает... желательность отмены".

      В 1971 г. Генеральная Ассамблея приняла решение, что в интересах полной       гарантии права на жизнь "главной целью является постепенное сокращение  перечня преступлений, которые могут повлечь назначение смертной казни,   имея в виду желательность отмены данного вида наказания во всех странах".  Данная резолюция была еще раз подтверждена Генеральной Ассамблеей в 1977       г.

      В 1984 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - принял документ:       "Гарантии защиты прав приговоренных к смертной казни". Он был одобрен Генеральной Ассамблеей в том же году. "Гарантии" содержат перечень самых важных ограничений в отношении смертной казни. Так, они запрещают ее применение в отношении некоторых категорий преступников, включая не  достигших на момент совершения преступления 18-летнего возраста. Этот  документ предусматривает, что любой человек, приговоренный к смерти, имеет    право обжаловать приговор в суде более высокой инстанции и подавать       прошение о помиловании или отмене приговора.

      Сейчас действует новая международная норма, подкрепляющая требование Международной Амнистии. В  1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Второй факультативный протокол к    Международному пакту о гражданских и политических правах, который нацелен  на отмену смертной казни. Он обязывает государства-участники не приводить   в исполнение смертные приговоры и отменить смертную казнь. Подобные    соглашения были приняты на региональной основе в Европе и на Американском       континенте.

 

 

 


3.1. Россия и Совет Европы. Коллизия взглядов



Российская Федерация стала членом Совета Европы в марте 1996 года. Вместе с тем прием связан с рядом условий и рекомендаций. В частности, речь идет о подписании в течении одного года  и ратификации не позже чем через три года с момента вступления в силу Протокола № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека, касающегося отмены смертной казни в мирное время, и установление моратория на исполнение смертных приговоров. Данный протокол открыт к подписанию с 28 апреля 1983 года в Страсбурге. Так, пункт 1 статья 64 этой конвенции гласит: «Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку в отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению»[53]. Именно такая ситуация сложилась в России, поскольку статья 20 конституции РФ, гарантируя каждому право на жизнь, вместе с тем провозглашает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни…»

В связи с вступлением России в Совет Европы наша страна в соответствии с принятыми обязательствами должна отказаться от применения смертной казни. Однако Государственная Дума до сих пор даже не приняла к рассмотрению подготовленный законопроект «О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни».

Одним из аргументов при принятии такого решения явилось заключение Правительства России, подготовленное по давно представленному МВД РФ расчету, из которого следует, что к 2000 году (если не применять смертную казнь) у нас окажется около одной тысячи человек, отбывающих пожизненное лишение свободы (сейчас их более 500), что потребует больших дополнительных расходов по строительству исправительных учреждений и содержанию в них осужденных, ляжет тяжелым бременем на бюджет государства. Можно ли принять всерьез подобные «аргументы»? Сейчас в стране за решеткой находится более одного миллиона человек, они содержатся в 731 исправительной колонии, в 191 тюрьме и следственных изоляторах.

Надо ли строить новые учреждения и искать дополнительно деньги, если речь идет об одной тысяче пожизненно осужденных, т.е. менее чем 0,1% от общего количества заключенных?

Дело в ином. Для кого-то неприемлема сама идея отказа от смертной казни и вхождения России в семью европейских стран, где, за редким исключением, такого вида наказания давно уже нет[54].

УК РФ 1996 года, резко сократив число случаев, когда может быть применена смертная казнь, все же сохранил ее для умышленного убийства и некоторых других особо тяжких посягательств на жизнь. Заметим, что и в самом тексте Европейской Конвенции о защите прав человека, в отличии от протокола № 6, говорится: «Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание» (п.1 ст. 2). Значит, Конвенция в принципе не исключает сохранение смертной казни, в каком либо государстве. Тем не менее, РФ подписала Протокол № 6, сделав первый шаг по законодательному закреплению отказа от смертной казни. Говорят, что, вступив в Совет Европы, мы связали себя определенными обязательствами. Так называемые «эксперты» Совета Европы ориентируют нас на некие абстрактные «общечеловеческие» ценности, принципы. Но известно, что многие страны – члены данной европейской организации – спокойно сохраняют в своих правовых системах смертную казнь и их никто не терроризирует по этому поводу. В то время, как западные правительства и общественные организации осуществляют жесткое давление только на Россию, хотя смертная казнь не допускается для

каждого государства – члена Европейского Сообщества (во всяком случае, к этому должна стремиться эта европейская организация, а не вести политическую игру). Например, США не только не собирается отменять смертную казнь, но и расширяет ее применение. В этой благополучной стране из пятидесяти штатов тридцать восемь применяют смертную казнь (это около двухсот десяти миллионов населения). В этой стране казнят как мужчин, так и женщин, причем нередко смертная казнь исполняется публично. Так, 24 февраля 2000 года была казнена за убийство мужа шестидесяти двухлетняя Бетти Лу Битс[55]. И она стала уже четвертой женщиной – жертвой за последние двадцать лет в штате Иллинойс. Совет Европы по этому факту не сделал упрека правительству США. Штаты не стесняются отправлять на электрический стул и женщин и подростков, они (США) все же стоят во главе так называемых «цивилизованных» государств.

Действительно, законодательство разных стран мира относится к проблеме смертной казни по-разному. В одних государствах она отменена, в других – сохраняется, но не применяется, в третьих – сохранена и широко применяется. Попробуем исследовать решение данной проблемы по уголовному законодательству зарубежных стран.  



3.2. Смертная казнь в уголовном законодательстве зарубежных стран



В последнее время в юридической (и не только) печати все чаще стали появляться публикации о том, что в мире с каждым годом становится меньше стран, в которых смертная казнь применяется (В.Н. Петрашов)[56].

К концу 1995 года смертная казнь была полностью отменена в 72 странах и в 90 странах сохранена.

По данным ООН, с 1989-го по 1995 год смертную казнь отменили 25 стран. В 14 странах смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например в военное время (Аргентина, Бразилия1, Великобритания, Греция, Израиль, Канада, Кипр, Мексика, Непал и др.).

30 стран и территорий сохранили смертную казнь в законодательстве, но не применяли ее на практике в течение последних 10 лет и более (например, Бельгия, Чили, Конго, Гватемала, Турция). Фактически не применяется смертная казнь на Кипре, в Греции, Ирландии, Великобритании3.

Каждая страна пришла к отмене смертной казни собственным путем. Обзор законодательства о смертной казни зарубежных государств Дозволяет сделать вывод о том, что общую тенденцию к отказу от смертной казни трудно назвать последовательной или поступательной. В Италии смертная казнь была отменена, восстановлена и вновь отменена. В Англии в 1965 году смертная казнь за тяжкое убийство в порядке эксперимента была отменена на пять лет, а в 1970 году - окончательно.

В 90-х годах от смертной казни отказались Ирландия, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, Швейцария, Грузия. Словения отменила смертную казнь в 1991 году. В 1993 году мораторий на смертную казнь ввела Болгария, а затем и Польша, в 1994 году ее отменили Молдавия и Италия, в 1995 году - ЮАР и Испания. В 1996 году мораторий на смертную казнь установили Литва и Латвия, а в начале 1997 года о полной отмене смертной казни объявила Эстония, где такого рода приговоры не приводятся в исполнение с 1991 года. В ближайшее время ожидается отмена смертной казни в Латвии, Польше и Литве. В декабре 1996 года Грузия объявила мораторий на применение смертной казни с 1995 года, а в ноябре 1997 года отменила смертную казнь за все виды правонарушений. Польша отменила смертную казнь за все правонарушения в июле 1997 года, когда президентом страны был утвержден новый уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 1998 года. К числу стран, сохранивших смертную казнь, относятся бывшие республики СССР, бывшие социалистические страны, ряд среднеазиатских стран, группа африканских государств, все арабские страны, а также 38 штатов США.

Впервые в истории смертная казнь была отменена в США в штате Мичиган в 1846 году (США опередили в этом отношении первое государство в Европе - Португалию, где смертная казнь была отменена в 1867 году). Тем не менее большинство штатов США смертную казнь не отменили. Особенно часто смертные приговоры выносятся в южных штатах (Джорджия, Техас, .Флорида) и, как правило, в отношении негров. В решении Верховного суда по делу "Фурмэн против штата Джорджия" (1972 г.) и по делу "Грегг против штата Джорджия" (1976 г.) содержится противоречивое отношение к смертной казни. В первом случае члены Верховного суда, хотя и не единодушно, пришли к выводу, что наказание в виде смертной казни противоречит VIII поправке к Конституции США. Спустя четыре года после указанного решения, ставшего кульминацией столетней борьбы за отмену смертной казни в США, это наказание было признано в решении по делу "Грегг против штата Джорджия" не противоречащим Конституции. При рассмотрении дела Фурмэна не был до конца решен основной вопрос, является ли сама по себе смертная казнь неконституционной, ибо Верховный суд решал вопрос не о смертной казни как мере наказания, а лишь о ее применении в конкретном случае. Многие исследователи считают, что сохранение смертной казни в штатах США является капитуляцией перед общественным мнением. открыто выступавшим за восстановление смертной казни. Ф. Зимринг и Д. Хокингс полагают, что отмена смертной казни едва ли осуществима в обозримом будущем. Шагом на пути к полной отмене смертной казни может быть ее законодательное запрещение, однако с оговоркой о том, что она при определенных обстоятельствах может быть восстановлена.

Хотя число стран, отказывающихся от применения смертной казни, растет и общая тенденция - сокращение применения этого наказания, в ряде государств наблюдается обратное положение. С 1965 года более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. Смертная казнь восстановлена в двух штатах США. Значительно расширилась сфера применения смертной казни в Китае, Иране, Корее, Саудовской Аравии. 21 страна ввела это наказание за преступления, угрожающие безопасности страны (шпионаж, предательство, контрреволюционная или революционная деятельность). 13 государств ввели смертную казнь за различные преступления, связанные с

терроризмом, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников (Египет, Индонезия, Кувейт, США, Япония и др.). 21 государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 13 стран ввели рассматриваемое наказание за экономические и насильственные преступления, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженное ограбление. В ряде стран Востока установлена смертная казнь за прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм, половую связь между немусульманином и мусульманкой. Уголовный кодекс Китая ввел смертную казнь за 15 видов преступлений.

Однако такое заявление вызывает у других исследователей большое сомнение. Исследования показали, что с 1965 года более пятидесяти стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь[57]. Более того, двадцать одна страна ввела смертную казнь за преступления, связанные с безопасностью страны (шпионаж, предательство, контрреволюционную или революционную деятельность). Тринадцать стран ввели это наказание за терроризм, за угон самолета, если это привело к гибели людей, за убийство заложников, за похищение людей, если это привело к их смерти. Двадцать одна страна установила смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Тринадцать стран ввели рассматриваемое наказание за экономические преступления (коррупцию, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженное ограбление)[58]. По данным А.С. Михлина, за двадцать три года (1973-1996) во всех штатах США приговорено к смертной казни пять тысяч пятьсот восемьдесят человек[59]. В последующие годы число смертных приговоров не уменьшается. За последние пять лет уровень убийств в США в расчете на сто тысяч населения в два – два с половиной раза ниже, чем в России, в то время как общее число смертных приговоров почти в два раза выше. Так, в Соединенных Штатах средний срок между вынесением и исполнением смертных приговоров ныне составляет более одиннадцати с половиной лет[60]. Например, в Калифорнии «очередь смертников» самая большая в стране (за двадцать лет здесь казнили лишь двоих осужденных). В целом же по стране стоимость одной казни в три раза выше, чем расходы на пожизненную изоляцию осужденного[61].

По уголовному законодательству Японии смертная казнь может быть назначена за тринадцать составов преступлений. По УК Социалистической Республике Вьетнам смертная казнь предусмотрена за сорок два преступления. Абсолютное лидерство держит Китайская Народная Республика, в уголовном законодательстве которой содержатся пятьдесят восемь составов преступлений, предусматривающих наказание в виде смертной казни[62]. Таким образом, это еще раз говорит о том, что даже благополучные и цивилизованные государства (Япония, США) пока не в состоянии отойти от этого вида наказания.

Разумеется, все это не основание для того, чтобы признать смертную казнь нужной и полезной мерой и сохранять ее в уголовных национальных законодательствах. Значит, пока, на данном этапе развития общества смертная казнь является крайней, вынужденной мерой. Парадоксально, но смертная казнь повсюду, как доказывают статистические данные, остается без всякого влияния на рост преступлений. Например, Дэвид фон Дрейль, автор бестселлера «Осужденные на казнь: культура, нравы и обычаи смертников», использую богатый фактический материал, приводит весьма убедительные доказательства давней гипотетической идеи о том, что угроза смертной казнью не способна остановить наемного киллера, маньяка, а тем более фанатика-террориста. Тогда и не может идти речи об их исправлении (пожизненном лишении свободы), ибо они представляют собой «социальных чудовищ», как выразился один из опрашиваемых граждан по вопросу об отмене или сохранении смертной казни. И все же, как бы общество не относилось к этой проблеме, исследования показывают неэффективность смертной казни. Используя эти данные и опираясь на опыт различных стран, английские исследователи еще сорок лет назад доказали, что отмена смертной казни никак не влияет на динамику преступности[63].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.