Смертная казнь и пожизненное лишение свободы в русском и зарубежном уголовном праве
Содержание
Введение
1. Смертная казнь
1.1 Происхождение и понятие смертной казни
1.2 Смертная казнь в законодательстве и практике
1.3 Смертная казнь по современному уголовному праву РФ
2. Пожизненное лишение
свободы
2.1 Понятие и признаки
пожизненного лишения свободы
2.2
Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни
3. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы в зарубежных странах
Заключение
Глоссарий
Список
использованных источников
Список
сокращений
Приложение
А
Введение
Право на жизнь представляет собой
абсолютную ценность мировой цивилизации, образует первооснову всех других прав
и свобод, складывающихся в этой сфере, ибо все остальные права утрачивают смысл
в случае гибели человека.
К сожалению, в истории новой
России человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью. В результате
убийства превратились в обычные преступления, и их количество стало расти в
геометрической прогрессии. Если их в 1988 году было в России немногим более
десяти тысяч, то через десять лет их число перешагнуло за тридцать тысяч. По
числу убийств, как в абсолютном, так и в относительном исчислении (на сто тысяч
населения), Россия вышла на первое место в мире[1].
В этой связи немалую роль
играет уголовное наказание за особо тяжкие преступления и самым радикальным,
дискуссионным и противоречивым видом системы показаний, который лишает человека
не только право на жизнь, но и самой жизни является смертная казнь.
В связи с этим дискуссии об
отмене или сохранении смертной казни, ее целесообразности ведутся в России еще
с восемнадцатого века. Однако единого мнения – где же поставить запятую в
сакраментальной фразе «казнить нельзя помиловать» так и недостигнуто.
Смертная казнь – высшая,
исключительная мера наказания. Добро это или зло? Справедливое возмездие или
неоправданная жестокость раздираемого противоречиями, далеко не идеального
общества, не справляющегося со своей же преступностью? Поможет ли она
избавиться от преступлений? Проблема «за» и «против» смертной казни возникла в
умах человечества еще задолго до новой эры. До нас дошли свидетельства того,
что этот вопрос впервые активно дебатировался в Древней Греции во времена Пелонесской
войны.
Проблема смертной казни
является сложной и многогранной. Она затрагивает политико-правовые,
социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические
и другие сферы нашей жизнедеятельности. Из всего комплекса вышеперечисленных
аспектов рассмотрим, прежде всего, политико-правовые, ибо они на сегодняшний
день приобретают особую актуальность.
Является ли смертная казнь
сдерживающим фактором преступности, или нет, нарушает ли права человека, или
выступает средством из арсенала правопорядка, применять ли ее в современный
период, или отказаться? На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают
ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели,
журналисты, граждане. И хотя практически все из них высказываются за отмену
смертной казни (против самой идеи никто прямо не выступает), основные
расхождения наметились в сроках осуществления данного гуманного акта. Некоторые
авторы предлагают уже сегодня отказаться от подобного вида наказания в нашей
стране, закрепив это законодательно.
Противники смертной казни выдвигают аргумент, что
смертная казнь не достигает некоторых целей наказания. А пожизненное лишение свободы
тоже противоречит целям наказания, а именно
восстановлению социальной справедливости
и исправлению преступника.
Осужденный
к пожизненному лишению свободы, если даже он будет через 25 лет освобожден
условно-досрочно, ни физиологически ни психологически не будет полноценным человеком.
Сегодня проблема смертной
казни является проблемой мирового масштаба, которая преследует глобальные
гуманистические цели. Только с 1989 года по 1995 год высшую меру наказания
отменили двадцать пять стран, и к концу 1995 года она была полностью отменена в
семидесяти двух странах, в тридцати странах отменена де-факто и в девяноста
странах сохранена[2].
Наша же задача состоит в том, чтобы разобраться с этим вопросом применительно к
Российской Федерации и в рамках отечественного законодательства. Начать же
рассматривать и исследовать этот карательный институт нужно в историческом
русле.
С тех пор как человечество
вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы
государственности, смертная казнь, как вид уголовного наказания, - непременный
спутник человеческой цивилизации.
Истоком смертной казни стал
обычай кровной мести. Работы исследователей убедительно доказывают, что обычай
кровной мести был распространен на всем земном шаре в эпоху господства родовых
отношений или, согласно подсчетам историков, около 30 тысячелетий до
образования первых государств.
Равенство членов
рода, вызванное низким уровнем производительных сил и, следовательно,
необходимостью в совместном труде, приводило к тому, приводило к тому, что
обычай становился единственным регулятором общественных отношений. Соблюдение
правового обычая гарантировало необходимой порядок и безопасность общины в
борьбе с внешними врагами и стихийными силами природы. Поэтому обычаи
рассматривались как заветы богов и умерших предков. Отсюда, соблюдение обычая
- высокий нравственный и религиозный долг.
Рассматривая исторический аспект этого вопроса, нужно
заметить, что начало применения смертной казни невозможно уследить, ибо в
своем зачатке она имела образ «народной расправы». Если же говорить о ее
законодательном оформлении, то в памятниках нашего законодательства то, в
летописях мы встречаем прямые указания относительно применения смертной казни.
Эволюция смертной казни в Древнерусском государстве во многом связана с введением
христианства на Руси Великим князем Владимиром (988 г.) и организацией церкви,
призванной выполнять важные для государства идеологическую и
морально-этическую функции. В этой связи развитие правоотношений в
древнерусском обществе во многом зависело от того, насколько глубоко
христианство посредством церковных институтов проникало в его духовную жизнь.
Отношение церкви к смертной казни имело двойственный
характер. С одной стороны, церковь как носительница христианского вероучения должна
была бороться за ограничение и отмену обычая кровной мести (древнейшей формы
смертной казни) у славян-язычников и смертной казни вообще, а с другой — она
сама становилась инициатором введения карательных мер в законодательство
Древнерусского государства.
Однако задача оказалась гораздо сложнее. Только
проповедью искоренить обычаи славян оказалось невозможно. Закон выживаемости
рода был основан на праве силы, праве сильнейшего. Культ силы, господствовавший
у славян (вспомним былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу
Поповича), в условиях разложения родовых отношений приводил к тому, что сын шел
на отца, брат на брата, поэтому князь Владимир по совету епископов и старцев в
996 г. вводит смертную казнь. Это место в летописи вызвало многочисленные споры
среди ученых.
То, что Владимир ввел смертную казнь по совету
епископов, не вызывает сомнения, причем смертная казнь назначалась за разбой.
Разбойник — это человек, убивавший не по мотивам кровной мести, а из корыстных
побуждений.
О сметной казни говорится и в уставной Двинской
грамоте 1397 года, в статье пятой которой было указано: «а уличать (татя) в
третьи, ино повесити»[3],
но несомненно, что в действительности лишение жизни, как вид расправы над
преступниками, появился несравненно раньше (это вытекало из института частной и
родовой мести, выдвигавшего начало отплаты кровью за кровь, смертью за смерть;
к этому же приводило и влияние византийского права, допускавшего смертную казнь
в широких размерах).
В дальнейшем в судебниках число случаев применения
смертной казни значительно увеличилось. Но наибольший объем применения получает
смертная казнь в XVII и в первой половине XVIII веков. В Уложении царя Алексея
Михайловича число случаев, обложенных смертной казнью доходило до пятидесяти
четырех, а по исчислению профессора Сергиевского – до шестидесяти случаев, в
Воинском же уставе Петра Великого смертной казнью угрожается в двухстах
артикулах[4].
После стрелецких бунтов при Петре Великом казненных считали не десятками, а
сотнями. В законодательных памятниках семнадцатого века смертная казнь являлась
в двух видах: простая и квалифицированная. В Уложении 1649 года упоминается
только один вид простой смертной казни – повешение. На практике же столь же
часто употреблялось и обезглавливание, а где приходилось казнить сравнительно
большое число преступников – и утопление. В Воинском уставе Петра Великого к
этим наказаниям добавился и расстрел. Что касается квалифицированной смертной
казни, то, по Уложению, она является в трех видах, а именно:
1)
сожжение
(назначавшееся за богохулие, отвлечение от православия и поджог);
2)
заливание
горла расплавленным металлом, оловом или свинцом (назначавшееся воровским
золотых и серебряных дел мастерам);
3)
закапывание
заживо в землю (назначавшееся женам за убийства мужей).
Кроме того, из исторических указаний видно, что
употреблялось четвертование, посажение на кол, колесование и др. виды,
назначавшиеся как в особых, так и чрезвычайных случаях (причем, число видов
смертной казни в России историки и исследователи насчитывают более двадцати).
Существенное изменение начинается только со времени
царствования императрицы Елизаветы. Смертная казнь была заменена на биение
плетьми, а также физические увечья (отсечение руки, вырывание ноздрей) и ссылку
на рудокопные работы. В царствование императрицы Екатерины 2 по отношению к
общим преступлениям смертная казнь признавалась отмененной. В 1826 году
манифестом 21 апреля отмена смертной казни произошла за общие преступления в
Финляндии, но при издании в период правления Николая I Карантинного устава смертная казнь
была определена за ряд преступлений, учиненных во время чумы. По Уложению 1845
года смертная казнь назначалась за государственные преступления. Все же отмена
смертной казни в истории русского уголовного права была фиктивной, пока у нас
существовали страшные телесные наказания, нередко приводившие к засечению до
смерти. Таким образом, был отменен легкий вид смертной казни, состоящий в
повешении или обезглавливании, а самый тяжкий - засечение – оставлен. И хотя
этот крайний вид наказания продолжал применяться, уже существовали предпосылки
для его вымирания. Исследуя историю исключительной меры уголовного наказания –
смертную казнь – попадаем уже в двадцатый век. Сразу же после свершения
Октябрьской революции смертная казнь в России была отменена. Однако уже в
сентябре 1918 года она была восстановлена вновь[5].
21 февраля 1918 года СНК РСФСР в обстановке угрожающей
неопределенности в вопросе о перемирии с наступающей Германией принимает декрет
"Социалистическое отечество в опасности”[6].
Пункт 8 декрета предусматривал, что «неприятельские агенты, спекулянты,
громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы
расстреливаются на месте преступления». В 20-е – 40-е годы ХХ века смертная
казнь (если её можно считать таковой) проявляет себя в несколько новом
качестве. Во-первых, существовал весьма расплывчатый и широкий круг наказуемых
ей деяний – это, как правило, государственные а также воинские преступления, -
что нехарактерно для современного понимания смертной казни. Во-вторых,
увеличился масштаб её применения, и, в-третьих, функции по назначению смертной
казни получили несудебные и чрезвычайные государственные органы.
Если же анализировать
исследования по практике применения наказания в виде смертной казни, то мы
придем к твердому убеждению, что точных данных об этом наказании установить
невозможно, так как уголовная статистика прошлых лет была засекречена. К тому
же смертную казнь нередко применяли не только судебные, но и внесудебные
органы, которые входили в различные государственные структуры, а поэтому их
отчетность в единый статистический документ не объединялась, подвергалась
корректировке и уничтожалась. Об этом говорят данные различных авторов.
«Имеет ли
государство право отнимать у преступника высшее благо, данное ему провидением?
Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной
меры для поддержания и охраны правопорядка?»[7].
Подобными вопросами задавались еще в девятнадцатом веке видные юристы,
мыслители, гуманисты и просто прогрессивные умы России. Еще тогда, налицо был
тот факт, что в законодательстве и на практике очевидно вымирание смертной
казни. Уже тогда было ясно, как замирают голоса сторонников этого вида
наказания, уменьшается текучая литература, поэтому предмету, указывая, что
вопрос потерял свою жгучесть, что противники смертной казни не встречают
серьезной оппозиции, что она уже более опирается на силу предания, чем на силу
убеждения. Попытка итальянской антропологической школы вступить в защиту
необходимости применения смертной казни к преступникам прирожденным, была
последней вспышкой, лишенной практического значения. Даже из защитников
смертной казни многие все-таки не дают однозначного ответа. Так, Лист
(Германия) находит, что смертная казнь не удовлетворяет требованиям наказания
(ибо уже не может исправить преступника), но она должна быть сохранена, пока
лишение свободы не имеет устрашающего и обесчестивающего значения; он, таким
образом, не высказывается ни за, ни против смертной казни[8].
1998-2000
годы в известной мере стали переломными в мировом аболиционистском движении.
Оно не только серьезно изменило масштабы и географию применения смертной казни,
но и оказало мощное по силе воздействие на умонастроения политических лидеров,
миллионов людей на всех континентах, заставило переосмыслить отношение к этой
варварской мере наказания, консолидировало усилия национальных и международных
политических и общественных организаций, аккумулировало инициативы церкви,
правозащитного движения, существенным образом пополнило мировое информационное
пространство гуманистическими идеями ценности человеческой жизни. В конечном
итоге, инициативы ООН, Совета Европы, усилия руководства католической церкви,
“Международной Амнистии” и других правозащитных организаций привели к
изменениям глобального характера, к значительному сокращению сферы и масштабов
применения смертной казни во всем мире.
К
апрелю 1999 года число стран, отказавшихся от смертной казни, впервые в истории
заметно превысило число стран, где практика применения этой меры еще
сохранилась: 108 стран юридически (83) или де-факто (25) отказались от смертной
казни; 87 стран сохранили эту меру наказания, хотя в большинстве из них налицо
тенденция к ее ограничению. Симптоматично, что с конца 1998 года мораторий на
исполнение смертных приговоров объявили, а затем пролонгировали его даже те
страны, которые еще накануне намеревались установить (Кыргызстан) или еще
больше расширить применение смертной казни в борьбе с наркобизнесом. В
Туркменистане, например, за такого рода преступления только в 1996 году были
казнены 132 осужденных; в 1994-1997 гг. Туркменистан занимал первое место в
мире по уровню смертных казней в расчете на 1 млн. населения[9].
Практически
завершила процесс интеграции в сообщество государств, отказавшихся от смертной
казни, Европа; заметно сократили сферу ее применения целый ряд стран Азии и
Африки; в 2000 году резко обозначилось аболиционистское движение в ряде
крупнейших штатов США. Однако не все так просто и было бы наивно оценивать
такого рода тенденции упрощенно и однозначно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|