В случаях, не терпящих отлагательства, обыск в
жилище (равно как и выемка) может быть проведен без получения судебного решения
с последующим уведомлением об этом в течение 24 часов судьи и прокурора.
Признание судом обыска незаконным влечет утрату полученных доказательств.
К охраняемым от разглашения сведениям о личной и
частной жизни обыскиваемого лица и его близких относятся данные личного, интимного
характера, сведения о состоянии здоровья, усыновлении, совершении нотариальных
действий, имущественном положении, записи актов гражданского состояния.
Под их разглашением понимается огласка в устной
или письменной форме, в том числе через средства массовой информации.
В производстве обыска (за исключением
оговоренных в законе случаев) принимают участие понятые (ст. 60, ст. 170 УПК).
Следователь вправе привлечь к участию в обыске
потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также сотрудников
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Их участие
обязательно оговаривается в протоколе следственного действия. При необходимости
привлекаются подразделения силовой поддержки. Их сотрудники участниками обыска
не являются и протокол следственного действия не подписывают.
Участвующим в обыске защитнику и (или) адвокату,
которые вправе присутствовать при производстве данного следственного действия,
но не требовать его отложения на неопределенное или длительное время, может
быть на это время запрещено общаться с обыскиваемыми, а также покидать место
производства обыска до его окончания.
В помещении, занимаемом несколькими семьями,
обыску подвергаются и места общего пользования (ванная, туалеты, балконы,
кухня, коридоры).
Обыск не может производиться в ночное время (с
22.00 до 6.00 по местному времени), кроме случаев, не терпящих отлагательства,
а повторный обыск проводится на общих основаниях.
Выемка (ст. 183) - принудительное следственное
действие, направленное на изъятие определенных предметов, когда известно их
местонахождение.
Выемка в жилище, а также предметов и документов,
содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных
организациях, требует судебного решения. Выемка документов, содержащих
государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится по
постановлению следователя с санкции прокурора.
Государственная тайна - это сведения, отнесенные
к таковым в порядке, предусмотренном Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1
"О государственной тайне".
Помимо государственной тайны существует понятие
конфиденциальной информации - документированных сведений, доступ к которым
ограничен государством или собственником информации. Разновидностью
конфиденциальной информации являются служебная, коммерческая, врачебная,
семейная, личная, а также профессиональная тайна (судебная, адвокатская,
депутатская, медицинская, нотариальная). Примерный перечень конфиденциальных
сведений содержится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об
утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" . К таковым в
силу ст. 11 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об
информации, информатизации и защите информации" относятся персональные
данные, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных
ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской
Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также
получаемых и собираемых негосударственными организациями на основании лицензии
.
Выемка документов, содержащих такие сведения,
производится с санкции прокурора.
Не требуется санкции прокурора на получение
документов, содержащих личную (конфиденциальную) информацию, от ее
собственника, если эта информация не затрагивает интересы третьих лиц.
Личный обыск (ст. 184) - это следственное
действие, направленное на отыскание и изъятие предметов, документов, ценностей,
могущих иметь значение для уголовного дела и находящихся при обыскиваемом лице,
в том числе в принадлежащих ему сумках, портфелях, свертках и т.п.
Как самостоятельное следственное действие,
личный обыск может быть произведен при наличии достаточных данных полагать, что
при обыскиваемом лице такие предметы могут находиться.
Это следственное действие проводится только в
отношении подозреваемого и обвиняемого.
Личный обыск, не связанный с задержанием,
арестом или обыском в жилище, производится на основании судебного решения (п. 6
ч. 2 ст. 29 УПК), выдаваемого в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК. Без
судебного решения личный обыск может быть произведен в трех случаях: 1) при
задержании лица в порядке ст. 91 УПК - в отношении задерживаемого; 2) при
заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого в порядке ст. 108 УПК; 3)
в процессе производства обыска в жилище или помещении при наличии оснований - в
отношении любого присутствующего лица.
В случае задержания или заключения под стражу
личный обыск может быть произведен органами дознания, следователем, а также
администрацией мест содержания под стражей.
В соответствии с Федеральным законом "О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений" подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску как в
процессе приема и размещения в местах содержания под стражей, так и при наличии
достаточных оснований подозревать их в попытке проноса запрещенных предметов,
веществ и продуктов питания.
В процессе производства обыска в жилище или в
помещении, производимого по постановлению следователя или на основании
судебного решения, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся
в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе
предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела, либо
было замечено, как кто-то из участников обыска спрятал при себе предметы или
документы, подлежащие изъятию, следователь вправе обыскать это лицо с
занесением его результатов в протокол обыска.
От личного обыска следует отличать досмотр,
предусмотренный ст. 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
который не является следственным действием и производится уполномоченными на то
должностными лицами. Личный досмотр проводится в присутствии двух понятых и
также сопровождается составлением протокола. Его результаты, полученные
законным путем, могут служить доказательством по уголовному делу.
В отличие от досмотра, личный обыск (ст. 170
УПК) может быть проведен без понятых. Однако следователь по ходатайству
участников или по собственной инициативе может принять решение об их участии в
обыске.
Наложение ареста на почтово-телеграфные
отправления, их осмотр и выемка (ст. 185) - следственные действия, выраженные в
ограничении прав граждан на тайну переписки. Арест на корреспонденцию
накладывается в целях: а) получения фактических данных, которые могут быть
использованы в процессе доказывания по уголовному делу; б) создания препятствий
для обмена информацией в процессе расследования между заинтересованными лицами.
Понятием "почтово-телеграфная
корреспонденция" охватываются не только сами отправления (сообщения), но и
почтово-телеграфные сведения о них.
Виды почтово-телеграфных отправлений -
бандероли, посылки и другие почтово-телеграфные отправления. Под "другими
почтово-телеграфными отправлениями" в соответствии с Федеральным законом
от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" в качестве почтово-телеграфных отправлений,
на которые может быть наложен арест, понимаются посылки, бандероли, денежные
переводы, письма, телеграммы, телетайпограммы, факсимильные и иные виды
документальных сообщений, передаваемые по сетям электросвязи и сетям почтовой
связи, в том числе и электронная почта .
Учреждения связи - юридические лица независимо
от форм собственности, предоставляющие на основе лицензии услуги связи в
качестве основного вида деятельности. К учреждениям связи относятся также
индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе лицензии деятельность
в области связи в качестве основного вида деятельности.
Арест может накладываться как на входящую, так и
на исходящую корреспонденцию.
Задержанная почтово-телеграфная корреспонденция
может быть осмотрена и изъята. Осмотр и выемка корреспонденции хотя и
производятся на основании единого судебного решения, представляют собой разные
следственные действия, которые сопровождаются составлением протокола в
соответствии с требованиями ст. 166 УПК. Особенностью осмотра и выемки
почтово-телеграфной корреспонденции в учреждении связи является то, что
проводятся они с участием понятых из числа работников данного учреждения.
Выемка и осмотр могут сопровождаться снятием копий.
Осмотр почтово-телеграфной корреспонденции (в
том числе повторный) как самостоятельное следственное действие после
производства выемки может быть произведен и вне стен учреждения связи.
Для осмотра и выемки корреспонденции следователь
вправе привлечь специалиста и переводчика.
Контроль и запись телефонных и иных переговоров
подозреваемого, обвиняемого и других лиц (ст. 186) допускаются лишь при
производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Под
тяжкими и особо тяжкими преступлениями в соответствии со ст. 15 УК РФ
понимаются преступления, за совершение которых судом может быть назначено
наказание на срок свыше 5 лет лишения свободы. При этом следует иметь в виду,
что тяжесть преступления не всегда определяется статьей, по которой возбуждено
уголовное дело или предъявлено обвинение. Иногда в процессе расследования
уголовного дела могут стать известными сведения, факты, прямо свидетельствующие
о совершении или приготовлении к совершению подозреваемым, обвиняемым или иными
связанными с ними лицами, деятельность которых проверяется в ходе расследования
возбужденного уголовного дела, другого, ранее не известного деяния,
подпадающего под категорию тяжкого или особо тяжкого преступления. Все эти
обстоятельства будут являться предметом рассмотрения в судебном заседании.
"Другие лица", переговоры которых
могут быть подвергнуты прослушиванию, - это родственники, члены семьи, близкие
или знакомые люди подозреваемого и обвиняемого, а также потерпевшие и
свидетели.
Близкие родственники потерпевшего, свидетеля -
это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и
родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Угрозы, высказываемые в их адрес, как
основания для прослушивания переговоров без судебного решения должны содержать
признаки преступления. Их заявление о прослушивании переговоров
распространяется только на личные телефоны, на иные требуется судебное решение.
Прослушивание телефонных и иных переговоров
поручается следователем субъектам оперативно-розыскной деятельности.
Закон называет две разновидности контролируемых
переговоров: телефонные и иные. Под "иными" переговорами понимается
информация, получаемая из технических каналов связи, и устная речь.
Срок проведения данного следственного действия
не может превышать 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя,
если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее истечения срока
расследования по уголовному делу. Однако, если по обстоятельствам дела, срок
расследования которого не истек, требуется возобновление осуществления контроля
и записи переговоров, следователь, отменив предыдущее постановление, вправе с
согласия прокурора обратиться в суд с новым ходатайством, который его
рассматривает на основании вновь представленных материалов.
Осмотр и прослушивание фонограммы осуществляются
с составлением протокола по правилам, предусмотренным ст. 166 УПК. При этом
участие понятых обязательно (ст. 60 УПК).
Кроме понятых следователь вправе привлечь к
осмотру специалиста (ст. 168 УПК), а также лиц, чьи переговоры записаны. Однако
их участие в осмотре для следователя не обязательно.
Привлечение к осмотру лиц, чьи переговоры
записаны, имеет смысл тогда, когда эти лица идут на сотрудничество со
следствием. Их участие в осмотре и прослушивании позволит более точно изложить
прослушанную звукозапись, сделать акцент на наиболее важной части фонограммы, а
также внести в протокол комментарии и замечания к тексту фонограммы.
По смыслу ст. 169 УПК следователь при
необходимости вправе привлечь к осмотру и прослушиванию также переводчика.
5. Производство судебной экспертизы
Производство судебной экспертизы (ст. ст. 195 -
207, 283) представляет собой важнейшее следственное действие, направленное на
получение доказательств, основанных на достижениях науки, техники, искусства и
ремесла.
Помимо УПК (гл. 27) вопросы проведения судебной
экспертизы урегулированы Федеральным законом "О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" , различными
подзаконными нормативными правовыми актами.
В зависимости от отраслей знаний, к
использованию которых прибегает следователь, можно выделить основные виды
экспертиз: криминалистические (которые, в свою очередь, подразделяются на
подвиды - трасологические, дактилоскопические, почерковедческие,
автотехнические, химические, фоноскопические, взрывотехнические, биологические,
бухгалтерские и т.д.); судебно-медицинские (трупов и живых лиц);
судебно-психиатрические.
Для проведения указанных видов экспертиз
существуют специальные государственные экспертные учреждения, подведомственные
органам Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Федеральной службы
безопасности, Министерства обороны, Министерства здравоохранения.
Однако в практической деятельности возникает
необходимость в проведении и других видов экспертиз, например товароведческих,
строительных, транспортных, искусствоведческих, экологических и т.д., которые
не проводят государственные экспертные учреждения. Для этого следователю
предоставлено право поручать экспертизу любому юридическому или физическому
лицу, обладающему необходимыми познаниями или компетенцией.
В зависимости от того, проводится ли экспертиза
в государственном экспертном учреждении или вне его, законодателем установлено
два различных порядка ее назначения.
Назначая экспертизу в экспертном учреждении,
следователь направляет постановление и необходимые материалы руководителю этого
учреждения, который самостоятельно поручает производство экспертизы конкретному
эксперту, разъясняя ему права и обязанности и предупреждая об ответственности.
Назначая экспертизу вне экспертного учреждения,
следователь разъясняет эксперту его права и обязанности, предупреждает об
ответственности самостоятельно, о чем делает отметку в постановлении
(приложение 117 к ст. 476 УПК), и лично передает ему необходимые материалы.
Начинается производство экспертизы с вынесения
следователем постановления, в котором указываются основания назначения
экспертизы, подлежащие разрешению вопросы и передаваемые для исследования
материалы, в том числе образцы для сравнительного исследования.
Если к этому моменту в деле имеются
процессуальные фигуры подозреваемого, обвиняемого, защитников, следователь
знакомит их с постановлением о назначении экспертизы, разъясняет им их права и
рассматривает ходатайства (о постановке дополнительных вопросов эксперту,
отводах, об экспертах или экспертных учреждениях, о назначении дополнительной,
повторной, комиссионной экспертизы).
Потерпевший и свидетель знакомятся с
постановлением только в случае, если экспертиза проводится в отношении этих
лиц.
Закон обязывает следователя проводить экспертизу
в обязательном порядке (ст. 196 УПК), если необходимо установить: 1) причины
смерти; 2) характер и степень вреда, причиненного здоровью; 3) психическое или
физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в
его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные
интересы в уголовном судопроизводстве; 4) психическое или физическое состояние
потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать
обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; 5) возраст
подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для
уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или
вызывают сомнение.
Заключение
Судебная экспертиза в отношении потерпевшего и
свидетеля проводится с их согласия или согласия их законных представителей, за
исключением случаев, когда ее производство обязательно. При этом следует
помнить, что под экспертизой в отношении конкретного лица понимается такая
экспертиза, когда физическое присутствие этого лица в экспертном учреждении
необходимо. К такого вида экспертизам не относятся экспертизы следов,
оставленных свидетелем или потерпевшим.
Следователь вправе присутствовать при
производстве экспертизы, получать от эксперта необходимые разъяснения, а при
необходимости - допросить его.
С разрешения следователя в производстве
экспертизы могут принимать участие и другие лица по их ходатайству (ст. 198).
Для производства отдельных видов экспертиз
(дактилоскопических, почерковедческих, фоноскопических и др.) необходимы образцы
для сравнительного исследования. В этом случае следователь выносит обязательное
для исполнения постановление (приложение 121 к ст. 476 УПК) о получении таких
образцов. Об их получении составляется протокол. В необходимых случаях
следователь может прибегнуть к помощи специалистов. Образцы для исследования
вправе получить и сам эксперт, отразив это обстоятельство в своем заключении.
Производство экспертизы завершается составлением
экспертного заключения, которое является подлежащим оценке доказательством и с
которым следователь знакомит подозреваемого и обвиняемого, а если экспертиза
проводилась в отношении свидетеля, потерпевшего или по их ходатайству, то и
этих лиц.
В заключение эксперт описывает порядок
производства экспертизы, проведенные исследования и излагает свои выводы,
отвечая на поставленные вопросы.
Законодатель выделяет несколько видов экспертиз,
два из которых именуются комиссионными и комплексными (ст. ст. 200, 201 УПК).
Комиссионная экспертиза проводится двумя и более
экспертами одной специальности (например, психиатрические экспертизы проводятся
тремя врачами-психиатрами), а комплексная - экспертами разных специальностей
(например, экспертиза документа на предмет физического, интеллектуального
подлога и наличие потожировых отпечатков пальцев). В зависимости от этого
заключение комплексной экспертизы каждый эксперт подписывает лишь в части своих
исследований и выводов, а заключение комиссионной как единое заключение
подписывается всеми экспертами. Однако, если мнения экспертов разделились,
каждый из экспертов дает свое заключение.
В зависимости от выводов экспертов с точки
зрения их оценки следователем законодатель выделил еще два вида экспертиз:
дополнительную и повторную (ст. 207).
Дополнительная экспертиза назначается при
недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при
возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Она
может быть поручена тому же или другому эксперту.
А в случаях возникновения сомнений в
обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта
или экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза,
производство которой поручается другому эксперту.
Дополнительная и повторная судебные экспертизы
назначаются и производятся в общем порядке.
В процессе производства психиатрической экспертизы,
требующей помещения обвиняемого или подозреваемого в стационар, следователь
получает на это судебное решение в установленном порядке (ст. 203 УПК).
Литература
"НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО
ПРОИЗВОДСТВУ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ С РАЗРЕШЕНИЯ СУДА"
(А.И. Глушков, Е.Ю. Алонцева)
("Российский следователь", 2006, N 9)
"ПРАВОВОЙ, ЭТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ТАКТИКИ
СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ"
(Р. Джансараева)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление",
2006, N 2)
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОНКУРЕНЦИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ"
(А.Н. Халиков)
("Российский следователь", 2006, N 2)
"СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ"
(В.А. Семенцов)
("Российский судья", 2005, N 12)
"ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ"
(А.С. Дежнев)
("Российский следователь", 2005, N 11)
"ПРИНЯТИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ РЕШЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ"
(В. Быков)
("Законность", 2005, N 10)
"ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ СПЕЦИАЛИСТА"
(Е.П. Гришина, С.А. Саушкин)
("Российский следователь", 2005, N 8)
"ФАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УПК
РФ"
(В.М. Быков)
("Журнал российского права", 2005, N 6)
"ПРИНУЖДЕНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ"
(В.М. Быков, Н.В. Ткачева)
("Право и политика", 2005, N 5)
"РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЖИЛИЩА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ"
(Л.И. Герасимова)
("Адвокат", N 1, 2005)
"ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ,
ОГРАНИЧИВАЮЩИХ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА"
(И.Г. Смирнова)
("Адвокатская практика", N 4, 2004)
"ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ И ПРОИЗВОДСТВО НЕКОТОРЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ"
(И. Макаренко)
("Законность", N 6, 2004)
"ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА (СТ. 210 УК РФ)"
(О.Д. Жук)
("Законодательство и экономика", N 11, 2003)
"ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ -
ОСМОТРА. КОММЕНТАРИЙ К СТ. 177 УПК РФ"
(А.П. Рыжаков)
(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003)
"ОСНОВАНИЯ И ВИДЫ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ, ИМЕНУЕМОГО ЗАКОНОДАТЕЛЕМ
"ОСМОТР". КОММЕНТАРИЙ К СТ. 176 УПК РФ"
(А.П. Рыжаков)
(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003)
"ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ПРЕДМЕТ
СУДЕБНОЙ ОЦЕНКИ"
(В. Кальницкий)
("Российская юстиция", N 2, 2003)
"СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА
НИМИ"
(В. Исаенко)
("Законность", N 2, 2003)
"ЗАДЕРЖАНИЕ КАК СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ"
(А.П. Рыжаков)
(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2001)
"НОВОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ - КОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ"
(А.П. Рыжаков)
(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2001)
"О ВОЗМЕЩЕНИИ МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ВРЕДА, НАСТУПИВШЕГО
ВСЛЕДСТВИЕ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ,
ПРОКУРАТУРЫ И СУДА"
(О. Майшев)
(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 1998)
"УЧАСТИЕ АДВОКАТА В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ"
(И. Милова)
("Российская юстиция", N 11, 1996)
Страницы: 1, 2, 3
|