Запрещение занимать должности на государственной
службе или в органах местного самоуправления предполагает точное указание в
приговоре, о каких именно должностях идет речь.
В соответствии с Федеральным законом от
27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации" под государственной гражданской службой понимается
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов. Государственная гражданская служба включает: 1)
федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их
ведении.
Государственная служба осуществляется на
государственных и иных должностях. Под государственной должностью понимается
должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах,
образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного
органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих
обязанностей. Функции государственной гражданской службы реализуют
государственные служащие, которыми признаются граждане Российской Федерации,
исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности
государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за
счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта
Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от
28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления
являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов
местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. При
этом вопросами местного значения законом признаются вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (городского,
сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется
местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и
выборные органы местного самоуправления), отнесенные к таковым его уставом.
В соответствии с Федеральным законом от
08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации" под муниципальной службой (службой в органах местного
самоуправления) понимается оплачиваемая профессиональная деятельность по
обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которую осуществляют
муниципальные служащие.
Таким образом, запрещение занимать должности на
государственной службе или в органах местного самоуправления состоит в запрете
занимать конкретные должности государственных или муниципальных служащих.
Запрещение заниматься профессиональной
(врачебной, педагогической и др.) или иной (торговля, шоу-бизнес и т.п.)
деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо
деятельности, связанной с государственной или муниципальной службой.
Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью может использоваться в качестве
основного или дополнительного наказания. Если оно применяется как основное
наказание, то его продолжительность составляет от 1 до 5 лет, а при
использовании в качестве дополнительного - от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2 ст. 47
УК).
Особенностью рассматриваемого наказания является
то, что лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного
наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей
Особенной части УК в качестве санкции за соответствующее преступление, если с
учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и
личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47
УК).
В качестве основного или дополнительного
наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью применяется за такие преступления, которые
совершаются с использованием должностного положения, профессиональной или иной
деятельности. Например, как основное наказание лишение права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельности предусмотрено: за
невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1
УК); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК);
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); превышение должностных
полномочий (ст. 286 УК). В качестве дополнительного наказания лишение права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
используется при совершении таких деяний, как: заражение другого лица
ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных
обязанностей (ч. 4 ст. 122 УК); неоказание помощи больному (ч. 2 ст. 124 УК);
незаконное помещение в психиатрический стационар (ч. 2 ст. 128 УК); нарушение
правил охраны труда (ч. 2 ст. 143 УК) и др.
Применение рассматриваемого наказания в качестве
основного или дополнительного направлено на то, чтобы лишить осужденного
возможности заниматься той деятельностью, которая в той либо иной мере
способствовала совершению им преступного деяния.
При назначении наказания в виде лишения права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
запрет касается конкретных должностей и конкретных видов деятельности.
Следовательно, осужденные могут продолжать работать в той же организации, в той
же сфере, где трудились ранее, не занимая при этом указанных в приговоре
должностей и не занимаясь запрещенными им видами деятельности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ
"О практике назначения судами уголовного наказания" отмечается, что
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания,
если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК как один из
основных видов наказания. Суд вправе применить рассматриваемое наказание в
качестве дополнительного независимо от того, что указанный вид наказания не
предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, с приведением в
описательной части приговора мотивов принятого решения. При этом не имеет
значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно,
по приказу или распоряжению соответствующего лица. Судам рекомендовано при
назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять
транспортными средствами при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств,
смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его
применения в отношении лица, для которого управление транспортным средством
является профессией .
Законом предусмотрено два способа исчисления
сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью при назначении этого наказания в качестве
дополнительного (ч. 4 ст. 47 УК).
Если это наказание назначается в качестве
дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при
условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в
законную силу. Таким образом, сроки основного и дополнительного наказания
начинают исчисляться одновременно.
Иной порядок предусмотрен, если рассматриваемое
наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту,
содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы. В этом случае оно
распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но
его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания.
Такой подход существенно повышает репрессивный эффект дополнительного
наказания.
В срок лишения права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в
течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или
занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК РФ).
Исполнение наказания в виде лишения права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагается
на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного,
исправительный центр, исправительное учреждение или дисциплинарную воинскую
часть (ст. 16 УИК РФ). Требования приговора исполняются администрацией
организации, в которой работает осужденный, и органами, правомочными в
соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей
деятельностью.
5. Лишение специального, воинского или
почетного
звания, классного чина и государственных наград
При осуждении за совершение тяжкого или особо
тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его
специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных
наград (ст. 48 УК).
Обязательными условиями назначения этого
наказания являются: 1) совершение виновным тяжкого или особо тяжкого
преступления; 2) учет личности виновного.
К тяжким преступлениям относятся умышленные
деяния, за совершение которых максимальная санкция, установленная УК, превышает
5, но не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями
признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в
виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание
(пожизненное лишение свободы, смертная казнь).
Учет личности виновного включает анализ
различных его характеристик: социально-демографической (пол, возраст, семейное
положение, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства,
социальное и семейное положение и т.п.), уголовно-правовой (привлекался ли
ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то наличие неснятой и
непогашенной судимости, характер и степень общественной опасности ранее
совершенного преступного деяния и т.д.) и уголовно-исполнительной (если отбывал
наказание, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие
поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и
др.).
По содержанию лишение специального, воинского
или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в
аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград)
осуждаемого перед обществом и государством, поскольку суд установит, что
совершением тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного
могут быть дискредитированы соответствующее специальное, воинское или почетное
звание, классный чин либо государственная награда. Вместе с лишением звания,
чина или награды осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые
связывались с ними.
Специальные звания устанавливаются в различных
ведомствах, реализующих свои полномочия в рамках государственной службы,
например в системе органов внутренних дел, таможенной, налоговой,
дипломатической службы, юстиции. Так, в соответствии с Положением о службе в
органах внутренних дел Российской Федерации от 23.12.1992 (с изм. на
24.12.1993) в органах внутренних дел устанавливаются специальные звания:
лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник милиции
или внутренней службы, а также иные звания младшего, среднего, старшего и
высшего начальствующего состава. При этом звания младшего, среднего и старшего
начальствующего состава присваиваются соответствующими начальниками, в том
числе Министром внутренних дел Российской Федерации, а звания высшего
начальствующего состава - Президентом РФ.
Воинские звания устанавливаются в Вооруженных
Силах РФ, пограничных и других войсках, органах внешней разведки, федеральной
службе безопасности и других государственных органах. В соответствии с
Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе" установлены воинские звания: ефрейтор, сержант, старшина,
прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник,
полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, а также иные воинские звания. При
этом высшие воинские звания присваиваются Президентом РФ.
Почетные звания установлены Указом Президента РФ
от 30.12.1995 "Об установлении почетных званий Российской Федерации,
утверждении Положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным
званиям Российской Федерации" . Почетные звания присваиваются за большие
заслуги в искусстве, науке и иных сферах социально полезной деятельности,
например: народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель науки
Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации и т.д.
К почетным или специальным званиям, которых
может лишить суд в качестве наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления, не относятся звания, полученные как обычное подтверждение
профессиональной квалификации в различных областях деятельности: ученые степени
и звания, спортивные звания и разряды, иные профессионально-квалификационные
степени, разряды и звания.
Классные чины устанавливаются в соответствии с
Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента
РФ от 22.12.1993 . Они присваиваются государственным служащим, занимающим
государственные должности Российской Федерации, например государственный
советник первого, второго или третьего класса. Кроме того, классные чины
(младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции и др.)
установлены в различных государственных ведомствах (министерство юстиции,
прокуратура). Так, система классных чинов установлена в прокуратуре Российской
Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской
Федерации" .
Государственные награды установлены Положением о
государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента
РФ от 02.03.1994 N 442 (в ред. от 01.06.1995) . К разряду государственных
наград относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена "За заслуги
перед Отечеством", Жукова, Мужества, "За военные заслуги",
Почета, Дружбы, военные ордена Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова,
Александра Невского, Нахимова, а также другие ордена, медали и знаки отличия.
Лишение специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве
дополнительного наказания. Причем в отличие от иных наказаний этот вид
наказания не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное
общественно опасное деяние. Следовательно, в каждом случае совершения лицом
тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о
целесообразности применения рассматриваемого дополнительного наказания. Однако
применить это наказание, если для этого есть формальные основания, не
обязанность, а право суда, которое он реализует с учетом обстоятельств дела и
личности виновного.
Суд вправе лишить одновременно всех званий,
чинов и наград либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды.
Решение принимается исходя из характера и тяжести совершенного преступления,
совокупности обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, характеристики
личности виновного.
Требования приговора о лишении специального,
воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим
государственной наградой (ст. 16 УИК РФ). Суд, вынесший приговор, после
вступления его в законную силу направляет копию приговора соответствующему
должностному лицу, которое в установленном порядке вносит в соответствующие
документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного
звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по
лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее
звание, чин или награду (ст. 61 УИК РФ). Должностное лицо в течение одного
месяца со дня получения копии приговора обязано сообщить в суд, вынесший
приговор, о его исполнении.
6. Обязательные работы
Обязательные работы состоят в выполнении
осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных
общественно полезных работ, вид которых и объекты, где они отбываются,
определяются органами местного самоуправления по согласованию с
уголовно-исполнительными инспекциями (ст. 49 УК).
Обязательные работы - новый для уголовного
закона России вид наказания. Он появился в УК 1996 г. после изучения зарубежной
практики применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, в Великобритании
аналогичным наказанием является приказ суда о предоставлении услуг обществу
(выполнение бесплатных полезных работ), во Франции - неоплачиваемые работы в
общественных интересах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|