Меню
Поиск



рефераты скачать Развитие законодательства по противодействию легализации криминальных доходов

Развитие законодательства по противодействию легализации криминальных доходов

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ КРИМИНАЛЬНЫХ ДОХОДОВ


Одной из важнейших задач, которую необходимо решить для интеграции России в мировую экономику наравне с ведущими зарубежными странами, является организация эффективного противодействия легализации криминальных доходов.

В настоящее время в России идет динамичный процесс формирования базовых институтов рыночного хозяйства, характеризующийся наличием острых противоречий и криминальных деформаций, что связано с углублением системного кризиса и ускоренной либерализацией внешнеэкономической деятельности. Криминализация экспорта и импорта капитала стала важнейшей особенностью трансграничного перемещения экономических ресурсов через таможенную границу Российской Федерации. В стране складывается качественно иная криминальная ситуация, представляющая значимую угрозу экономической безопасности страны.

Одновременно следует иметь в виду, что в условиях глобализации и расширения международных связей, торговли, свободного движения капиталов все существующие материальные ресурсы в производственной и сбытовой сфере уже имеют собственника и поделены. В связи с этим основная конкурентная борьба переместилась из товарных рынков в финансовые, где самым важным стал поиск возможностей выгодно дать или взять в долг (с помощью различных финансовых инструментов). При этом в отличие от прошлых времен, когда гарантией получения доходов и прибыли было реально накопленное богатство, в капитале современных корпораций преобладают различные долговые обязательства, функционирующие в форме электронной (компьютерной) информации и с помощью телекоммуникационных технологий.

Рыночные преимущества бизнеса сместились от легитимных производственных операций к эффективности криминальных махинаций со своими и чужими ресурсами. Для поддержания достигнутого уровня конкурентоспособности многим корпорациям необходимы дополнительные преимущества, среди которых наиболее важными являются услуги по легализации (отмыванию) денег и уклонению от уплаты налогов (так называемые "грязные деньги").

Как полагает немецкий эксперт в области налогообложения К. Котке, "грязные" деньги (dirty money) следует искать главным образом в двух основных сферах. Прежде всего в общекриминальной сфере, где особенно выделяется поле деятельности мафиозных элементов. Эти деньги являются движущей силой организованной преступности. Нелегальные производители и торговцы вынуждены отмывать свои полученные незаконным путем деньги, т.е. направлять в легальный финансовый оборот, скрывая их истинное происхождение. Для этого иногда используются обычные хозяйственные структуры, занимающиеся, например, кредитной деятельностью. При отмывании наличные деньги часто помещают на банковские счета, а затем в офшорные финансовые учреждения, где контроль ослаблен, а иногда и вовсе отсутствует. И наконец, посредством инвестиций эти деньги возвращаются в легальный оборот. Очень часто мафиозные структуры получают переведенные ими же за границу деньги в виде займов. Кроме того, в соответствии с нарастающей тенденцией "грязные" деньги имеют своим источником сокрытие доходов от налогообложения <*>.

Можно сказать, что отмывание доходов, полученных преступным путем, становится самым успешным международным бизнесом.

С середины 80-х гг. XX в. и до настоящего времени основными источниками незаконных денежных средств в странах ЕС, Японии, Колумбии, Нигерии, России, государствах Восточной Европы и Ближнего Востока стали торговля наркотиками и финансовые преступления: банковское мошенничество, подлог, обман в сфере вложений в ценные бумаги, злостное банкротство, махинации в игорном бизнесе и другие способы. Значительные капиталы в наличной или другой форме поступают в банки европейский стран из СНГ и Восточной Европы.

Между тем в некоторых регионах преступные группировки, ранее занимавшиеся только торговлей наркотиками, начали диверсифицировать свою деятельность, осваивать другие незаконные способы извлечения доходов, влекущие менее тяжкое наказание.

Например, в странах Азии применяется ряд специфических методов, связанных с существованием в этой части света крупных центров производства наркотиков - государств "Золотого треугольника" (Бирма, Таиланд, Лаос) и "Золотого полумесяца" (Афганистан, Иран). К указанным методам относятся: во-первых, широкое использование параллельных платежей как для законных, так и для незаконных операций; во-вторых, система наличных расчетов при осуществлении крупных сделок; в-третьих, деятельность криминальных китайских и японских групп; в-четвертых, увеличение объема контрабанды наличных денег и банковских документов на предъявителя. Широко используются телеграфные переводы, параллельные услуги по переводу средств и счета на третьих лиц в финансовых институтах. Для отмывания капиталов привлекаются профессионалы (адвокаты), используются казино, фальшивые счета или аккредитивы. Доходы от незаконной деятельности продолжают вкладываться в ценное имущество и недвижимость.

Во второй половине 90-х гг. увеличился объем отмывания капиталов в странах Карибского бассейна, которые служат важным транзитным пунктом для перевоза наркотиков из Латинской Америки в США. Здесь учреждены многочисленные банки и финансовые институты экстерриториального подчинения. Даже после издания законов, направленных против отмывания денег, такие факторы, как либеральное законодательство в области учреждения компаний и ведения коммерческой деятельности в свободных (офшорных) зонах, делают этот район благоприятным для отмывания капиталов. В нем зарегистрированы десятки тысяч фирм, служащих прикрытием для нелегальной деятельности.

Кроме того, по имеющимся сведениям, в соответствующих государствах незаконные операции стали осуществлять и российские криминальные группировки. Они могут заключать союзы с другими преступными сообществами, в том числе с итальянской мафией и колумбийскими картелями. Это явление представляет собой значительную угрозу целостности банковской системы региона.

Серьезной проблемой является перемещение отмываемых капиталов между Мексикой и США, в том числе посредством контрабанды валюты из США, телеграфных переводов, использования транзитных счетов, которые позволяют банку выписать чеки за границей от имени своего филиала, а затем оплатить их через счет банка-корреспондента в США. Чеки, выданные со счета, открытого мексиканским банком в банке США, широко используются для регистрации отмытых капиталов в США, так как их не нужно декларировать. Обменные пункты, открытые вдоль всей границы США, предоставляют возможности для реализации этих целей, так как, обменивая валюту и осуществляя телеграфные переводы, они могут "растворить" средства, имеющие незаконное происхождение, в законных сделках. Однако более всего использование банковской системы и рынка золота для легализации криминальных доходов распространено в государствах Персидского залива.

В свою очередь, в странах Африканского континента отмывание финансовых средств осуществляется путем перепродажи товаров, контрабанды наличных денег, покупки недвижимости (казино или высококлассных отелей), создания частных банков и обменных пунктов, деятельность которых, как правило, не регламентируется.

Одной из наиболее авторитетных структур, осуществляющих комплексное исследование проблемы легализации доходов, полученных преступным путем, и реально оценивающих объем данной деятельности в мире, становится FATF (Financial Action Task Force), включающая 31 государство и две международные организации. В число ее функций входят: статистика, изучение традиционных и новых схем отмывания денег, а также разработка конкретных рекомендаций в области административно-финансовых мер противодействия экономической преступности.

С учетом системы FATF были созданы региональные организации, имеющие аналогичные цели и задачи: Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АРG); Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (CFATF); Восточно- и Южноафриканская группа противодействия отмыванию денег (ESAAMLG); Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (GAFISUD); Совет европейского комитета экспертов по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL).

По мнению ряда специалистов указанных организаций, процесс легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или другим имуществом, приобретенным сознательно незаконным путем. Данный процесс достаточно сложен: криминальные доходы проводятся через финансовую систему с целью сокрытия их нелегального происхождения и придания им вида законно полученных <*>. Подобное определение легализации (отмывания) доходов содержится в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Одним из путей исследования процесса отмывания денег в целях формирования механизма правовой защиты финансовых отношений является рассмотрение деятельности крупнейших групп организованной преступности, осуществляющих незаконные операции в одной или нескольких странах.

Так, китайские "триады" обосновались во многих городах Запада: Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Ванкувере, а также в России. Эти банды занимаются ввозом героина, вымогательством, незаконным игорным бизнесом и эксплуатацией проституции. Такая деятельность высокоприбыльна, но об отмывании денег "триадами" известно очень мало, поскольку деньги часто инвестируются местными криминальными структурами в тех же общинах, где и зарабатываются. Другая причина заключается в следующем: неформальная банковская система китайских общин действует настолько хорошо, что о средствах, переводимых в международном масштабе для оплаты наркотиков или в других целях, становится известно крайне редко.

Вместе с тем колумбийские картели получили репутацию групп, определяющих стандарты легализации денег. Объем проводимых операций и необходимость в переброске крупных сумм денег по всему миру превратили их в экспертов по традиционным схемам отмывания. Характерная черта их методологии - почти полное отделение процесса распространения наркотиков от легализации преступных доходов. Ранее картели пользовались услугами местных финансовых структур, но сейчас они стараются обращаться к так называемым "посторонним подрядчикам". Эти "подрядчики" создают определенный уровень изоляции между картелем и незаконным происхождением его доходов в фазе размещения денег посредством их обработки через пункты обмена валют. Далее второй финансовый "подрядчик" получает деньги и занимается их последующим расслоением и интеграцией.

Колумбийские наркокартели используют для отмывания капиталов такие методы, как оплата посредниками картеля американского экспортера наркодолларами и расчет с импортерами в колумбийских песо; расчеты с экспортерами наркодолларами в офшорной зоне; использование фальшивых импортно-экспортных деклараций и других коммерческих документов; осуществление операций с денежной наличностью в сотрудничестве с коррумпированными служащими банков.

Соблюдение тайны банковских вкладов в офшорных зонах защищает вложенные деньги, а отсутствие таможенного контроля не позволяет реально использовать закон, предписывающий декларирование ввоза в зоны денег на сумму более 10 тыс. долл. США. Криминальные элементы могут купить товары в офшорной зоне и перепродать их оптовым торговцам по цене, составляющей 70 - 80% от их номинальной стоимости, что позволяет избежать таможенного досмотра. Затем они помещают полученные песо в банки и переводят их на счета, открытые на подставных лиц в своих странах. В свободных зонах получило распространение отмывание денег с помощью чеков, выписанных на предъявителя. При этом целый ряд банков перекуплены и контролируются колумбийскими картелями, которые контрабандным путем переводят деньги и чеки для размещения в этих банках.

Операциями по крупномасштабному отмыванию денег занимается сицилийская мафия (дело "Пицца коннекшн" - отмывание доходов от торговли героином в Северной Америке). Установлено, что во многих случаях для международной перекачки миллионов долларов использовались счета дилеров по торговле движимым и недвижимым имуществом, ценными бумагами в швейцарских банках. Однако анализ показывает особенную опасность итальянской организованной преступности. Широко известные группы Каморра и Ндрангета, как и колумбийские картели, возвращают отмытые деньги обратно в страну и используют их для роста экономической власти преступных групп в местном и национальном масштабе.

В последнее время появились сведения об инвестициях итальянской организованной преступности в восточно-европейский игровой и туристический бизнес, и, похоже, такие инвестиции становятся неизбежными. Однако наиболее характерной чертой их деятельности является вымогательство, так как менталитет мафии предопределяет ее существование за счет других граждан, а не за счет своего труда или инвестиций от капитала на обычном рынке, где он может подвергаться определенному риску. Обстановка честной конкуренции в рамках хорошо регулируемой экономики значительно ограничивает размеры подобных инвестиций.

Североамериканские группы организованной преступности - незначительные игроки в международном отмывании денег. Местные гангстеры активно пользуются в фазе расслоения преимуществами налоговых гаваней и законами о банковской тайне, но пробелы в законодательстве США и так предоставляют огромный выбор возможностей для преступной деятельности. Поэтому большая часть криминальных доходов остается в сфере национальной экономики, за исключением случаев оплаты импорта наркотиков или транзитных сделок по отмыванию денег.

Деятельность транснациональной преступности способствует появлению новых способов легализации незаконных доходов.

Так, при осуществлении подпольных денежных переводов в "технологических цепочках" чаще всего используются системы "хавала" и "хунди". Они в обход законной банковской системы активно применяются этническими группировками из стран Азии и Африки для перевода ценностей любого рода между страной происхождения и странами пребывания. В данном случае брокерами могут выступать как финансовая компания, так и обычный магазин, имеющий аналогичного брокера в другой стране. Например, два бизнесмена имеют клиентов, один из которых хочет перевести деньги другому. После получения комиссии брокер выдает требуемую сумму своему клиенту и балансирует свои бухгалтерские книги путем перевода средств второму брокеру. Информация о клиенте, получающем перевод, обычно минимальна и пересылается по факсимильной связи от брокера к брокеру. Размеры такой альтернативной платежной системы оценить чрезвычайно трудно, так как часто подобные операции проводятся в законных целях, и по ним ведется минимальное количество записей, а сами брокеры не афишируют подобную деятельность <*>.

Специалисты также отмечают, что в области международных финансовых отношений современное общество столкнулось с весьма специфическим явлением - международным двойным (многократным) налогообложением. Поскольку государства со статусом офшорных зон не заключают договоры о двойном налогообложении, так как их экономическое развитие зависит от привлечения денежных средств и капитала от неуплаченных налогов, они не принимают участия в международной борьбе с уклонением от уплаты налогов <*>.

При оценке вовлеченности иностранных государств в международную орбиту финансовой преступности эксперты применяют ряд критериев, которые одновременно рассматриваются и как факторы, привлекающие в ту или иную страну мафиозные и иные преступные структуры:

- жесткий режим тайны вкладов, ограничивающий правоохранительным органам и специально создаваемым службам доступ к банковской информации;

- возможность проведения анонимных финансовых операций;

- отсутствие требований о раскрытии личности владельца счета или получателя денежных сумм, регистрации крупных сделок с недвижимостью;

- практика выплат наличными владельцам векселей и прочих платежных средств на предъявителя;

- наличие разветвленной небанковской финансовой системы;

- отсутствие госконтроля в области обмена валютой и системы жесткого регулирования банковской деятельности, неукомплектованность штатов и недостаточная компетентность контрольных органов;

- облегченный порядок регистрации в качестве корпорации, а также учреждения банков и открытия счетов;

- ограничение прав и возможностей властей по аресту и конфискации преступных капиталов, что включает в себя:

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.