в) дачу согласия
следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании
меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое
допускается на основании судебного решения (п. 5 УПК);
г) принятие в
ходе расследования по конкретным делам промежуточных (пп. 5-12 УПК) и
заключительных (пп. 13-16 УПК) решений; вынесение решений об отмене незаконных
постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями,
дознавателями (п.10 УПК).
Для обеспечения более
оперативного и конкретного надзора за исполнением законов в стадии возбуждения
уголовного дела УПК установлено правило о незамедлительном направлении
следователем, дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела
прокурору. Последний, получив постановление и прилагаемые к нему документы,
обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение уголовного дела либо
вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, или о возвращении
материалов для дополнительной проверки (срок такой проверки - не более 5
суток). Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч.2 ст.
50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не
имеющими юридической силы.
Важной особенностью
процессуального положения прокурора на досудебных этапах производства по делу
является то, что в содержание его надзорной деятельности входит право решать по
существу процессуальные вопросы, возникающие по делу.
На предварительном
следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам,
расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к
исполнению названными лицами по вопросам: квалификации преступления; объема
обвинения; прекращения уголовного дела; избрания отмены или изменения меры
пресечения; производства отдельных следственных действий; соединения и
выделения уголовных дел; признания лиц гражданскими истцами или потерпевшими;
обеспечения прав участников процесса и т.п. Посвятив ч. 3 ст. 37 УПК указаниям
прокурора органам дознания, дознавателю, следователю, законодатель особо связал
их обязательную силу с соблюдением письменной формы. Обжалование
вышестоящему прокурору органом дознания и дознавателем этих указаний не
приостанавливает их исполнения. Обжалование указанных актов следователем влечет
аналогичные последствия, за исключением семи случаев, предусмотренных ч.3 ст.38
УПК. Указания следователю (как и дознавателю) могут быть даны по любому делу и
на любом этапе расследования. Дача указаний - это процессуальный акт прокурора.
В то же время прокурор может дать указания следователю, не принимая решения по
делу (как самостоятельного акта). Указания могут быть даны в связи с принятием
решения и зафиксированы в постановлении (например, в постановлении о
возвращении дела для дополнительного следствия). Указания прокурора обязательны
не только для следователей и дознавателей, но и для руководителей следственных
отделов и органов дознания.
Кроме того,
уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в
производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично
производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для
дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного
расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных
ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные
дела (п.2 ч.1 ст.221 УПК); отменять постановления следователя о прекращении
дела (ст.214 УПК) и т.д.
Закончив расследование,
следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель - обвинительный
акт (утвержденный начальником органа дознания) и направляют дело прокурору,
который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный
акт), передает дело в суд (ст.222, п.1 ст. 226 УПК). При этом обвинение может
быть изменено в сторону смягчения (п.2 ч.2 ст.221, ч.2 ст.226 УПК).
Прокурорский надзор в
стадии предварительного расследования распространяется не только на лиц, осуществляющих
следствие и дознание, но и на начальников следственных отделов и их
заместителей; обвиняемых, подозреваемых и их защитников; потерпевших,
гражданских истцов и их представителей, а также на всех других субъектов
уголовно-процессуальных отношений.
Генеральный прокурор в приказе
№31 от 18 июня 1997 г. "Об организации прокурорского надзора за
предварительным следствием и дознанием" потребовал от подчиненных
прокуроров: считать важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и органов
дознания защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений;
внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений; принимать все
необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению причиненного
ущерба. При этом он обязал прокуроров использовать всю полноту полномочий для
выявления и предупреждения в процессе расследования нарушений законности, прав
граждан; тщательно проверять обоснованность применения мер процессуального
принуждения, обысков, обеспечения права на неприкосновенность жилища; немедленно
пресекать всякие проявления незаконных методов ведения следствия и дознания,
обвинительного уклона при собирании доказательств; осуществляя прокурорский
надзор за законностью и обоснованностью задержаний и арестов граждан - исходить
из того, что эти действия, связанные с ограничением конституционного права на
свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном соответствии с
нормами уголовно-процессуального законодательства. Генеральный прокурор РФ счел
необходимым специально потребовать от подчиненных прокуроров не допускать
использования задержания и заключения под стражу как средства получения от
подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.
Придавая важнейшее значение
надзору за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких, Генеральный
прокурор предписал:
·
акцентировать
внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных
действий по установлению и закреплению следов преступления;
·
следить
за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением
установленного законом порядка;
·
проверять,
реализуются ли в полной мере возможности процессуального взаимодействия
следователей и органов дознания;
·
активно
использовать, предоставленное прокурору Законом об ОРД право давать указания о
проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации об
обстоятельствах, имеющих значение для дела, розыска скрывшихся обвиняемых и
подозреваемых;
·
принимать
своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования
и раскрытия преступлений, должному взаимодействию следователей и органов
дознания.
Прокуроры, их заместители,
либо другие ответственные работники прокуратуры обязаны лично выезжать на место
происшествия по делам об убийствах, о бандитизме, террористических актах,
массовых беспорядках.
Прокурорам предписано не
реже одного раза в месяц проверять исполнение законов о мерах по установлению и
розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством
на основании пп.1 и 2 ч.1 ст. 208 УПК; принимать меры к устранению причин и
условий, способствовавших уклонению обвиняемого от следствия и суда.
В процессе осуществления надзора
в стадии предварительного расследования прокурор обязан следить за:
а) правильным
решением вопросов о подследственности;
б) соблюдением
порядка возбуждения ходатайств о продлении сроков содержания под стражей;
в) выполнением
установленных законом процессуальных сроков;
г) обеспечение представления в суд
достаточных материалов, подтверждающих необходимость ограничения прав граждан в
соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ (ограничение тайны переписки,
телефонных переговоров и т.п., а также неприкосновенности жилища);
д) обоснованностью решений о
соединении и выделении дел;
е) законностью и обоснованностью
процессуальных актов, вынесенных в ходе расследования;
ж) соблюдением требований УПК при
окончании расследования и др.
Генеральный прокурор
специально обратил внимание прокуроров на необходимость давать согласие на
освобождение лица от уголовной ответственности и прекращение дела в связи с
деятельным раскаянием, примирением потерпевшего с обвиняемым, изменением
обстановки, возможностью исправления несовершеннолетних путем применения
принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного
изучения всех материалов, подтверждающих доказанность факта совершения
преступления, и условий освобождения лица от уголовной ответственности.
Прокурор обязан
осуществлять надзор на протяжении всего расследования. Кроме того, законом
предусмотрено направление следователем и органом дознания прокурору копий ряда
постановлений, а также уведомлений о проведенных действиях.
Следует отметить ту
новеллу, которая внесена в порядке дополнения ч.4 ст.37 в связи с новыми
полномочиями следователей и дознавателей. Ее суть состоит в том, что в случаях,
когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе
поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо
следователю, производившему дознание по данному делу.6
В обязанность прокурора,
наконец, входит рассмотрение жалоб на действия органов дознания или следователя
(ст. 124 УПК). Деятельность по проверке жалоб - это не только средство
обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций, но и способ
обнаружения и устранения нарушений закона в ходе расследования.7
Следствие, производимое
органами прокуратуры и внутренних дел, хотя и носит наименование
предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем
не менее, при его производстве определяется характер и объем обвинения,
правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер
наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах
которого, как правило, проводится судебное разбирательство. Правильно
организованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый
прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют
собой одну ___________________________________
6 Федеральный закон от 26 апреля 2002
г. (29 мая 2002 г.) №58-ФЗ/СЗ РФ. 2002. № 22 Ст. 2027.
7 Научно-практический комментарий к
Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. В.М.
Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. С.83-85.
из существенных гарантий быстрого и
полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего
расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного
и справедливого приговора.8
___________________________________
8 Басков В.И. Прокурорский надзор.
Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М.: Издательство БЕК, 1996. С.161.
§ 3. Полномочия прокурора в
досудебном производстве по новому УПК.
Новый процессуальный закон
скорректировал понятие предмета прокурорского надзора в сфере дознания и
предварительного следствия. В отличие от УПК РСФСР 1960 г., который
сформулировал предмет надзора как "осуществление надзора за исполнением
законов органами дознания и предварительного следствия", УПК РФ установил,
что прокурор осуществляет "надзор за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного следствия" (ст. 37 УПК). Таким
образом, если ранее прокурора интересовала лишь деятельность, связанная с
исполнением законов, то теперь его внимание должно быть направлено на всякую
процессуальную деятельность и ее оценку с точки зрения соответствия закону.
Последняя формулировка
правильнее отражает существо предмета надзора, однако, на практическую
деятельность прокуроров она, по-видимому, никак не повлияет.
Новый УПК, в отличие от всех
предыдущих законов, в числе прокурорских функций на первое место ставит
уголовное преследование и лишь затем называет функцию надзора.
Уголовное преследование в
качестве прокурорской функции впервые назвал Закон о прокуратуре 1995 г. Новый
УПК пошел дальше и зафиксировал, что уголовное преследование является
обязанностью прокурора (ст.21 УПК РФ). Впрочем, это не означает, что прокурор
теперь переориентирован на обвинительную деятельность, обвинительный уклон. В
ч. 2 ст. 6 УПК РФ сказано, что уголовное преследование и назначение виновным
справедливого наказания в той же мере отвечают целям и основополагающим
принципам уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования
невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно
подвергся уголовному преследованию.
Главное новшество УПК РФ -
передача от прокурора суду полномочий, затрагивающих наиболее важные
конституционные права и свободы человека и гражданина.
Закон гласит, что в ходе
досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен давать
согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства о
производстве следующих процессуальных действий:
·
применение
мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
·
продления
срока содержания под стражей;
·
помещение
подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или
психиатрический стационар для проведения соответственно судебно-медицинской или
судебно-психиатрической экспертизы;
·
производство
осмотра жилого помещения при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
·
производство
обыска и выемки в жилом помещении;
·
производство
личного обыска;
·
производство
выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в
банках и иных кредитных организациях;
·
наложение
ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях;
·
наложение
ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц,
находящихся на счетах и во вкладах или хранении в кредитных организациях;
·
временное
отстранение обвиняемого от должности;
·
контроль
и запись телефонных и иных переговоров (п.5 ч.2 ст.37 УПК РФ).
Конечно, ответственность за
незаконные аресты и обыски теперь прокурор будет делить с судом, однако
ответственность у него остается, так как дача прокурорского согласия на то или
иное процессуальное действие - это средство прокурорского надзора и без него
суд не вправе не только решить вопрос по существу, но даже принять к
рассмотрению соответствующее ходатайство.
К тому же объем работы
прокурора не уменьшится, а заметно увеличится: до дачи согласия он должен будет
изучить материалы дела, произвести необходимые следственные действия для того,
чтобы уяснить ситуацию. Прокурор будет участвовать в судебном заседании при
рассмотрении ходатайства следователя; он обязан позаботиться о том, чтобы
постановление судьи своевременно поступило к нему, и проконтролировать его
исполнение.
Принципиально новое
полномочие прокурора - дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение
уголовного дела. Согласно ч.4 ст.146 УПК РФ постановление следователя,
дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется
прокурору. При этом к постановлению прилагаются материалы проверки, сообщение о
преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий -
соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление,
незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит
постановление об отказе в даче согласия на возбуждение или возвращении
материалов для дополнительной проверки.
Расширены полномочия
прокурора при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной
ответственности лиц, обладающих уголовно-правовым иммунитетом.
УПК предусмотрел ряд
особенностей производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного
самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей
юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи
конституционного (уставного) суда субъекта Федерации; Председателя Счетной
палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по
правам человека в РФ; Президента России, прекратившего исполнение своих
полномочий, а также кандидата в Президенты; прокурора, следователя, адвоката.
Решение о возбуждении
уголовного дела в отношении этих лиц, а также о привлечении их в качестве
обвиняемых (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по
факту совершения деяния, содержащего признаки преступления) принимается
прокурором соответствующего уровня в порядке, предусмотренном ст.448 УПК РФ.
Уголовно-процессуальный
кодекс, таким образом, установил единый подход к решению вопросов, связанных с
привлечением к уголовной ответственности лиц, обладающих уголовно-правовой
неприкосновенностью. По смыслу гл. 52 УПК приведенный в ней перечень лиц,
обладающих таким иммунитетом, должен быть исчерпывающим. В то же время не
отменены нормы тех законов, которые установили иммунитет для других лиц. Так, в
п. 13 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации устанавливает,
что член избирательной комиссии, комиссии референдума на период проведения
выборов, референдума не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта
РФ, а член Центральной избирательной комиссии РФ - Генерального прокурора РФ к
уголовной ответственности.
Тот же закон установил
правило, в соответствии с которым кандидат на выборную должность,
зарегистрированный избирательной комиссией, не может быть привлечен без
согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован.
Далее.
Уголовно-процессуальный кодекс установил, что соединение дел в одно
производство теперь производится только по постановлению прокурора при наличии
оснований, предусмотренных в законе (ст.153 УПК). Раньше таким правом обладал и
следователь.
Решение о производстве
предварительного следствия группой теперь может принять только прокурор. Такое
постановление выносится по ходатайству начальника следственного отдела, а по
уголовным делам расследуемым следователями прокуратуры - по собственной
инициативе (ст.163 УПК). Прежний УПК этот вопрос не регулировал.
Изымать уголовное дело у
органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от
одного следователя другому прокурор может теперь только с обязательным
указанием оснований такой передачи (п.8 ч.2 ст.37 УПК РФ). А для передачи
уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому
прокурор помимо оснований должен будет соблюсти правила подследственности,
предусмотренные ст. 151 УПК.
Введен новый порядок рассмотрения
жалобы на действия (бездействия) и решения органов дознания, дознавателя,
следователя, нижестоящего прокурора. Как и прежде, прокурор обязан рассмотреть
жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. Однако в исключительных случаях,
когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо
принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем
должен извещаться заявитель (ч.1 ст.124 УПК). Теперь по результатам
рассмотрения жалобы прокурор должен будет не просто написать ответ, а вынести
постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее
удовлетворении (ч.2 ст.124 УПК).
В УПК появилась новая
глава, посвященная проблемам реабилитации. В связи с этим на прокурора
возложена обязанность от имени государства приносить официальное извинение
реабилитированным за причиненный им моральный вред (ч.1 ст.136 УПК). Как
следует из смысла закона, это должно делаться во всех случаях, а не только
тогда, когда об этом просит реабилитированный. Причем право на реабилитацию
(соответственно, и на прокурорское извинение) имеют не только лица, в отношении
которых уголовное дело (уголовное преследование) прекращено за отсутствием
состава или события преступления. Но и в ряде других случаев, в связи с
которыми прежде не могла вестись речь о реабилитации. Скажем, сейчас такое
право имеет подозреваемый, обвиняемый, в отношении которого имеется вступивший
в законную силу приговор суда по тому же обвинению (п.3 ч.2 ст.133 и п.4 ч.1
ст. 27 УПК). Есть такое право и у члена Совета Федерации или депутата
Государственной Думы, если Совет Федерации или Государственная Дума отказали в
удовлетворении ходатайства Генерального прокурора о направлении уголовного дела
в суд в соответствии со ст.451 УПК (п.6 ч.1 ст.27). В этих случаях прокурор
также приносит извинение.
Право на возмещение вреда,
том числе морального, кроме того, имеет любое лицо, незаконно подвергнутое
мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (ч.3
ст.133 УПК).
Следует отметить, что право
на реабилитацию имеет также осужденный - в случаях полной или частичной отмены
вступившего в законную силу приговора суда и прекращения уголовного дела по
основаниям, предусмотренным пп.1 и 2 ч.1 ст.27 Кодекса, а также лицо, к
которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае
отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной
меры.
В УПК предпринята попытка
разграничить полномочия прокурора, его заместителя и помощника. В ч.6 ст.37
сказано, что полномочия прокурора, предусмотренные этой статьей, осуществляются
прокурорами района (города) и их заместителями, приравненными к ним и
вышестоящими прокурорами. Таким образом, исключительной компетенции прокурора
района (города), как это было в УПК 1960 г., сейчас нет. Кроме того, заметно
"поубавились" полномочия помощника прокурора. Он с 1 июля 2002 года
не вправе проверять в органах внутренних дел исполнение требований федерального
закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а
должностные лица внутренних дел не обязаны предоставлять им материалы об отказе
в возбуждении уголовных дел и учетно-регистрационную документацию. Помощники
лишены права участвовать в производстве предварительного расследования,
производить допросы и другие следственные действия, принимать к своему
производству уголовные дела. Таким образом, объем работы, который выполняют
прокуроры возрастает.
УПК сохранил правомочие
прокурора на дачу согласия на прекращение уголовных дел по не реабилитирующим
основаниям (ст.ст. 25, 26 28, 427), на избрание в качестве меры пресечения
залога (ст.106), на отмену изменение меры пресечения, избранной следователем по
указанию прокурора (ст.110) и т.д.
Закон впервые установил
образцы (бланки) прокурорских, а также следственных процессуальных актов,
которые таким образом обретают обязательную силу. (Приложение к УПК), этим
обеспечивается единообразие и быстрота подготовки процессуального решения.
Новый УПК воспроизвел
практически все прежние прокурорские полномочия, уточнив либо преобразовав их с
учетом изменения роли суда на стадии расследования.
В УПК не включены два положения
из старого закона. Во-первых, право прокурора требовать от органов дознания и
предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и
иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного
следствия и установления лиц, совершивших преступления (п.1 ч.1 ст.211 УПК
РСФСР). Многие авторы полагают, что новый закон правильно не выделяет это
полномочие, ибо оно прямо следует из ч.1 ст.37 УПК РФ, где сказано, что
прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и
органов предварительного следствия.
Во-вторых, прежний УПК
устанавливал режим проверок исполнения законов при разрешении заявлений и сообщений
о преступлениях. Предусматривалось, что проверки должны проводиться не реже
одного раза в месяц (п.1 ч.1 ст. 211 УПК РСФСР). Сейчас о частоте этих проверок
ничего не говорится.9
Прокурор обязан
осуществлять надзор за расследованием преступлений таким образом, чтобы наряду
с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному
делу, иных имеющих значение для расследования сведений, строго соблюдались
требования уголовно-процессуального закона о порядке выполнения следственных действий,
которыми устанавливаются эти данные, а также об их содержательной и
удостоверительной стороне.
В этих целях
прокурор использует как свои полномочия по осуществлению процессуального
руководства предварительным расследованием, так и предоставленные ему законом
надзорные полномочия, перечисленные в ст. 37 УПК РФ.
_________________________________________
9 Ежемесячный правовой
научно-практический журнал "Законность" №3. Ю. Синельщиков.
"Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК". 2002.
С.6-10.
Заключение
В настоящее время, когда речь
идет о формировании правового государства Российской Федерации, необходимо
иметь в виду, что одним из важных звеньев в этом процессе является дальнейшее
совершенствование организации следственного аппарата, усиление прокурорского
надзора за законностью его деятельности. Следует подчеркнуть, что ни в какой
иной сфере деятельности органов государственной власти и управления не
затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере
уголовного судопроизводства. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям
таких нравственных и физических страданий как нарушения, связанные с
незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к
ответственности и осуждению невиновных.
Порядок производства
расследования преступлений определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Помимо этого работники органов дознания и предварительного следствия
руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора Российской
Федерации по вопросам следственной работы, обязательными для исполнения всеми
следственными органами. Осуществляя свои полномочия в сфере уголовного
судопроизводства, прокуроры следят за тем, чтобы следователи, работники органов
дознания и сотрудники оперативно-розыскной службы строго руководствовались
требованиями, содержащимися в этих нормативных актах.
Установленный законом
порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры
пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их
исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря,
не "формализует" производство по делу. Правильное применение закона
обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует
исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями
законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных
интересов участников процесса.
Уголовное судопроизводство
ставит перед собой двуединую задачу: быстрое и полное раскрытие и расследование
каждого преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного применения
закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут
справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной
ответственности и осужден; с другой стороны, оно должно способствовать
укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению
преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию
граждан в духе неуклонного соблюдения законов и уважения правил общежития. При
производстве по любому уголовному делу независимо от характера совершенного
преступления и тяжести наступивших последствий необходимо учитывать единство
этих задач, их нельзя отрывать друг от друга, они взаимосвязаны между собой и
взаимообусловлены.10
________________________________________
10 Басков В.И. Прокурорский
надзор. Учебник для вузов. Изд 2-е. - М.: Издательство БЕК, 1996. С.163.
Список литературы
1. Басков В.И. Прокурорский
надзор. Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М.: Издательство БЕК, 1996.
2. Вопросы расследования
преступлений. Справочное пособие/ Под общ. ред. И.Н. Кожевникова, Науч. ред.
А.Я. Кочанов, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Спартак, 2000.
3. Ежемесячный правовой
научно-практический журнал "Законность" № 3/ Ю. Синельщиков
"Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК" 2002.
4. Ежемесячный правовой
научно-практический журнал "Законность" № 7 / Ф. Багаутдинов.
"Возбуждение уголовного дела по УПК РФ.".2002.
5. Ежемесячный правовой
научно-практический журнал "Законность" № 8/В. Назаренко
"Предварительное расследование в современном уголовном процессе"
2002.
6. Конституция Российской
Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2002.
7. Научно-практический
комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации ред. В.М.
Лебедева, Науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спартак, 2002.
8. Прокурорский надзор. Курс
лекций и практикум. Под ред. проф. Ю.,. Винокурова. М.: "Экзамен",
2000.
9. Советский уголовный процесс.
Учебник для слушателей Военно-юридического факультета. М., изд. ВПА, 1972.
10.Уголовный
процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности
"Юриспруденция"/Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.:
Спартак, 2002.
11.Федеральный
закон "О прокуратуре Российской Федерации". - 2-е изд. - М.: Ось-89,
2002.
12.Федеральный
закон от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) №58-ФЗ/ СЗ РФ №22, 2002.
13.Федеральный
закон от 5 июля 1995 г. (12 августа 1995 г.) №144-ФЗ "Об
оперативно-розыскной деятельности" с изм. и доп. /СЗ РФ. №33, 1995.
Страницы: 1, 2
|