Правовое положение осужденных к наказаниям без изоляции от общества
НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
на тему:
“ Правовое
положение осужденных к наказаниям без изоляции от общества”
Студента группы К2П1-1,
Гурьева В.В.
Москва
2000 год
ПЛАН
Стр.
Введение………….…..……………..……………………………………………..…3
1. Исполнение наказания
в
виде обязательных работ……………………………..4
2. Исполнение наказания
в виде штрафа и конфискации имущества……………8
3. Исполнение наказания
в виде лишения права занимать
определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью…………………………………………………………………....11
4. Исполнение наказания
в виде лишения специального,
воинского или
почетного звания, классного чина и
государственных
наград………………………………………………………...13
5. Исполнение наказания
в виде исправительных работ………………………...15
Заключение……………………..……………………….………………....………..18
Список
литературы…………………………………...………………….…..…….19
Введение.
Уголовно-исполнительное
право является преемником пенитенциарного права, которое стало активно развиваться
в России еще в прошлом веке. Со второй половины 30-х гг. XX века эта сфера
деятельности: в России получила название исправительно-трудовой, а с 1993 г. данное право было названо
уголовно-исполнительным.
Современное уголовно-исполнительное
право России зиждется на фундаменте трудов предшественников впитав в себя все
лучшее и достойное из отечественного нормотворчества к практики его применения,
а также зарубежный опыт, воплощенный прежде всего в международных стандартах
обращения с осужденными.
Уголовно-исполнительное
право устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний применения
иных мер угoлoвно-npaвoвoгo характера порядок и условия исполнения и отбывания
наказаний применения средств исправления осужденных, порядок деятельности
учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участил органов
государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций,
общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных, порядок
освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Реализация всего этого
широкого круга отношений и составляет собственно уголовно-исполнительные
правоотношения. Реализуя
уголовно-исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в
своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном
уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех
видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний. Кроме того, следуя в
русле требований уголовной политики и уголовного права,
уголовно-исполнительное право в сферу своего воздействия включает еще исполнение
иных мер уголовно-правового характера, не являющихся в собственном смысле
наказанием. Совокупность всех этих отношений, нашедших закрепление в том числе
в уголовно-исполнительном законодательстве, составляет предмет данной отрасли
российского права.
При исполнении наказаний
осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с
изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и
иным законодательством, никакие иные ограничения или ущемление их прав и свобод не допускаются. Статья
10 УИК РФ определяет основы правового положения осужденных. Здесь
провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и
законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их
исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении
наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь
приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и
уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы данных
граждан подлежат охране и защите в равной мере со всеми другими гражданами России.
Причем государство гарантирует охрану и защиту также и законных интересов
осужденных. В последнем случае речь в основном идет о тех интересах, которые
касаются не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых
коллективов, акционеров и других лиц и сфер деятельности, с которыми
осужденный связан теми или иными законными отношениями. Государство, наказывая
осужденных за конкретные преступления, не вправе ущемлять интересы указанных
субъектов, никоим образом не связанных с совершенными преступлениями. Это
правило должно неукоснительно выполняться и в повседневной практике
учреждений и органов, исполняющих наказания.
Назначение наказания как меры государственного принуждения, исходя из
принципа, закрепленного в Конституции, осуществляется только судом, в чем
выражается отрицательная оценка государства по отношению к лицам, совершившим
преступления. Наказание применяется в целях восстановления социальной
справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых
преступлений. Систему видов наказаний можно разделить на две группы:
а) наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества (штраф,
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного
чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы,
ограничение по военной службе, конфискация имущества);
6) наказания, связанные с лишением или
ограничением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной
воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение
свободы).
В данной работе
рассматривается правовое положение осужденных к наказаниям без изоляции от
общества
1. Исполнение
наказания
в
виде обязательных работ.
Наказание в виде
обязательных работ выражается в выполнении осужденным в свободное от работы или
учебы время бесплатных общественно полезных работ. Это наказание будет в России
осуществляться по мере создания необходимых условий, но не позднее 2001 г.
Статья 49 УК РФ продолжительность обязательных работ для осужденных определяет
в размере от 60 до 240 часов, в отношении несовершеннолетних осужденных —от 60
до 160 часов. Введение данного вида наказания соответствует требованиям Стандартных
минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением
(так называемых Токийских правил), рекомендующих, в частности, привлечение
осужденных к выполнению общественно полезных работ.
Исполняют
наказание в виде обязательных работ уголовно-исполнительные инспекции по месту
жительства осужденного (ст. 25 УИК РФ). Из смысла закона вытекает, что
привлечение к общественно полезным работам также должно осуществляться по месту
жительства осужденного. Конкретные объекты обязательных работ определяются
органами местного самоуправления, т. е. администрацией органов муниципального
уровня — городов, районов и равных им по статусу территориальных образований
(ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в
Российской Федерации" от 14 августа 1995 г.).
В зависимости
от формы собственности предприятия административными актами либо договорами
устанавливается квота рабочих мест для осужденных на определенный период. К
этой работе может быть подключена и служба занятости, которая согласно Закону
"О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 22
марта 1996 г.) не исключает незанятых лиц, осужденных к обязательным работам,
из числа безработных.
Вид конкретной
работы также определяется инспекциями, исходя из наличия объектов труда, с
учетом общественных потребностей конкретного города, района, населенного пункта
(благоустройство территории, текущий ремонт, палевые работы, сенокос, уборка
урожая, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Работа в обязательном порядке
должна поддаваться учету и контролю.
Не позднее 15
дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего
распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) осужденный
вызывается и ставится в инспекции на учет, где ему разъясняются порядок и
условия отбывания наказания. Одновременно осужденному выдается направление в
конкретную организацию, где он должен работать (при этом могут быть учтены его
пожелания по месту и характеру работы). В направлении помимо установочных
данных на осужденного указываются время обязательных работ, порядок их
исчисления, а также обязанности администрации учреждения, куда направляется
осужденный для выполнения обязательных работ. Не исключается отсрочка начала
исполнения обязательных работ, например в случае временной нетрудоспособности
осужденных либо привлечения к выполнению общегражданской обязанности (военных
сборов и др.).
По прибытии
осужденного на работу администрация учреждения на основании указанного
предписания издает приказ о приеме данного лица на временную работу по
конкретной должности, специальности на условиях неполного рабочего дня с
оплатой пропорционально отработанному времени. В приказе указывается, что
данная оплата ежемесячно перечисляется в соответствующий бюджет. Копия такого
приказа направляется в уголовно-исполнительную инспекцию.
Уголовно-исполнительная
инспекция ведет помесячный суммарный учет времени, отработанного каждым
осужденным, а также следит за правильным и своевременным перечислением
заработанных осужденными финансовых средств в соответствующий бюджет.
Во время
выполнения обязательных работ осужденные обязаны соблюдать правила внутреннего
распорядка учреждения, где они работают, добросовестно относиться к труду,
работать на определяемых для них объектах весь срок, установленный приговором
суда.
Очередной
отпуск, отпуск для сдачи экзаменов, каникулы не приостанавливают исполнение
обязательных работ, однако с учетом конкретной ситуации уголовно-исполнительная
инспекция может предоставить
отсрочку (например, при
сдаче выпускных экзаменов). В случае утраты осужденным трудоспособности (при
признании инвалидом первой или второй группы) инспекция направляет в суд
представление о его освобождении от дальнейшего отбывания наказания. При
наступлении беременности у осужденной женщины инспекция входит в суд с
представлением об отсрочке исполнения наказания в соответствии со ст. 82 УК РФ.
Срок
обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный
фактически, работал. Закон устанавливает продолжительность ежедневной
обязательной работы: не более двух часов в обычные дни и четырех часов — в
выходные; с согласия осужденного продолжительность обязательных работ и в
рабочие дни может быть в пределах четырех часов. Время обязательных работ в
течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов; хотя при наличии
уважительных причин инспекция может разрешить осужденному проработать в
течение недели меньшее количество часов.
График работ
каждому осужденному устанавливается индивидуально с учетом всех обстоятельств,
включая и ограничения, устанавливаемые трудовым законодательством в отношении
отдельных категорий работников и вида выполняемых работ (например, в отношении
женщин и несовершеннолетних). Время проезда осужденного к месту обязательных
работ и обратно, как правило, не включается в их продолжительность.
Администрация
организации, где работают осужденные, обязана контролировать выполнение работ,
вести учет выполненной работы, уведомлять инспекцию о количестве проработанных
ими часов или об уклонении от таких работ. Она ведет табель помесячного
выполнения работ, где указывается фактически отработанное ежедневно время; этот
табель в конце месяца представляется в инспекцию. Трудовая книжка на осужденных
не заводится, время обязательных работ не включается в трудовой стаж.
Заработанные осужденными деньги администрация организации ежемесячно
перечисляет в соответствующий бюджет. В случае причинения увечья, связанного с
выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в
общем порядке в соответствии с действующим законодательством.
В целях
поддержания необходимого порядка закон устанавливает профилактические меры и
специальную ответственность осужденных за его нарушения.
Уголовно-исполнительная инспекция вначале может предупредить осужденного о
предусмотренной законом ответственности, а в случае злостного уклонения от
выполнения обязательных работ направить в суд представление о замене
обязательных работ другим видом наказания в соответствии со ст. 49 УК РФ.
Предупреждение осужденному обязательно выносится в письменной форме. Злостным
признается уклонение, когда осужденный более двух раз в течение месяца не
выходил без уважительных причин на работу или в течение месяца более двух раз
нарушал трудовую дисциплину либо вообще скрылся с целью уклонения от отбывания
наказания.
Суд в
соответствии со ст. 49 УК РФ может заменить обязательные работы наказанием в
виде ограничения свободы или арестом из расчета восемь часов обязательных работ
за один день ареста или ограничения свободы.
По отработке
установленного приговором суда количества часов обязательных работ
администрация организации направляет об этом уведомление в инспекцию. Инспекция
отражает факт исполнения приговора в своих документах и снимает осужденного с
учета, уведомляет суд, вынесший приговор, об исполнении наказания.
2. Исполнение
наказания в виде штрафа и конфискации имущества.
Исполнение
наказаний в виде штрафа и конфискации имущества предусмотрено ст. 31—32 и 62—67
УИК РФ. Оба этих вида наказания исполняются судом (вынесшим приговор, по месту
нахождения имущества или работы осужденного) и прежде всего в лице его судебных
приставов-исполнителей.
Закон (ст. 31
УИК РФ) определяет, что осужденный обязан уплатить штраф, назначенный ему
приговором суда, в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу.
В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд
по ходатайству осужденного и заключению судебного пристава-исполнителя может
отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. При оценке
возможности осужденного уплатить штраф принимается во внимание совокупное
имущественное положение виновного, включая не только заработную плату, но и
иные доходы, а также семейное положение, наличие иждивенцев. На основании этих
данных судебный исполнитель составляет заключение, которое вместе с
ходатайством осужденного об отсрочке или рассрочке уплаты штрафа представляет в
суд. На основании указанных документов и доводов осужденного суд может принять
решение об отсрочке (уплате всей суммы штрафа в более поздние сроки) либо
рассрочке — разрешение выплатить штраф по частям.
В случае
неуплаты осужденным штрафа его взыскание производится судебным
приставом-исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения
взыскания на. имущество осужденного. Такое взыскание штрафа не может быть
обращено на имущество, не подлежащее конфискации по приговору суда. При
обращении взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и на другие
приравненные к ним платежи судебный исполнитель направляет исполнительные
документы в соответствующую организацию, в которых также указывается размер
ежемесячного удержания до полного взыскания установленной приговором суммы.
Письменное указание о производстве данных удержаний подписывается судьей и судебным
приставом-исполнителем.
Если осужденный
не уплатил штраф в определенный судом срок и скрывает свои доходы и имущество
от принудительного взыскания, то он признается злостно уклоняющимся от уплаты
штрафа. В этом случае судебный исполнитель направляет в суд представление о
замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ. В
связи с тем, что наказания в виде обязательных работ и ареста пока не
применяются, реально суд может заменить штраф лишь исправительными работами,
срок которых определяется по усмотрению суда.
Наказание в виде
конфискации имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в
собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью
осужденного. Исполнение наказания в виде конфискации имущества производится
судебным приставом-исполнителем по месту нахождения имущества.
Страницы: 1, 2
|