Правонарушения среди несовершеннолетних
КАМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Курсовая работа
по курсу: “Уголовное право РФ”
на тему: “Правонарушения
среди несовершеннолетних”
Выполнила: студентка III курса
юридического факультета ОЗО,
группы 203-а, Петрова Н.С.
Проверил:
г. Набережные Челны, 2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................................... 3
1. Отношение общества, государства к
подрастающему покалению........................................................................................... 7
2. История уголовной ответственности несовершеннолетних
в уголовном законодательстве россии............................... 9
3. Ответственность несовершеннолетних......................................................................................................................................... 15
3. 1 уголовное
наказание в отношении несовершеннолетних............................................................................................. 18
3.2 применение к несовершеннолетним
принудительных мер воспитательного воздействия................................... 23
4. Освобождение несовершеннолетнего от
уголовной ответственности и наказания........................................................... 27
5. Судимость несовершеннолетних, и ее
погашение....................................................................................................................... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................................... 34
Борьба с правонарушениями
несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения
преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает
уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается
в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков,
устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.
Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии
строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего
порядок предварительного расследования по делам несовершеннолетних.
В соответствии с
законом возраст уголовной ответственности —16 лет. Лишь за ограниченный
круг умышленных преступлений, отдельно указанных в Уголовном Кодексе Российской
Федерации, к уголовной ответственности могут привлекаться лица с 14 лет.
Расследование преступлений, совершенных подростками, имеет значительные
особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их
развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п. В силу
недостаточного жизненного опыта, повышенной внушаемости подросток не способен в
полной мере использовать свои права на предварительном следствии, в частности,
право на защиту. Эта специфика и находит свое законодательное отражение в
особых процессуальных нормах.
Нередко подростки
совершают те или иные противоправные деяния (мелкие кражи, хулиганство) на
почве озорства, не осознавая до конца значения последствий своих действий.
Поэтому к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной
ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы
совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного
преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду могут пагубно
повлиять на дальнейшее его воспитание. Необходимо исключить факты привлечения
к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили действия,
лишь формально подпадающие под признаки преступления, но в силу
малозначительности не представляющие общественной опасности. “Главная задача
следствия, - отмечал министр внутренних дел СССР генерал армии Н. А. Щелоков, -
состоит в том, чтобы на основе глубокого выяснения личности подростка, его
окружения, обстоятельств правонарушения определить пути его исправления, как
правило, без применения мер уголовного наказания”[1].
Прокуратура
неоднократно обращала внимание на то, что в практике расследования
преступлений несовершеннолетних имеются существенные недостатки. По многим
делам не выполняются требования уголовно-процессуального закона об обязательном
выяснении обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних,
допускаются факты поверхностного исследования обстоятельств и мотивов
совершения преступления, медлительность, а иногда и волокита в расследовании
уголовных дел; некоторые правонарушители необоснованно освобождаются от
уголовной ответственности, остаются безнаказанными лица, вовлекшие их в
преступную и иную антиобщественную деятельность. В связи с этим было предложено
усилить прокурорский надзор за неукоснительным исполнением следователями по
каждому делу требований закона об особенностях расследования преступлений
несовершеннолетних[2].
Борьба с
преступностью несовершеннолетних требует от следователя и органов дознания
особенно четкой организации труда. Ее необходимо строить таким образом, чтобы
причины и условия, способствовавшие совершению преступлений подростками,
устанавливались по каждому делу, чтобы в отношении несовершеннолетних были
совершенно исключены нарушения закона. “Особенно опасно,— указывает министр
внутренних дел СССР тов. Н. А. Щелоков,— одностороннее увлечение карательной
стороной наказания в расследовании дел несовершеннолетних. И об этом всегда
надо помнить. Здесь недопустимы не только малейшие отступления от закона,
минимальные отклонения от его прямых предписаний; здесь непростительны, как ни
в каком другом деле, даже малейшие педагогические или психологические ошибки,
бестактность”[3].
В приказе МВД
СССР № 242 от 1 сентября 1978 г. “О мерах по обеспечению расследования
следственным аппаратом МВД СССР преступлений, совершенных несовершеннолетними”
подчеркнуто, что строгое соблюдение процессуальных норм, регламентирующих
производство предварительного следствия по делам данной категории, имеет особое
значение. В приказе предложено “обеспечить по каждому уголовному делу, о
преступлениях несовершеннолетних на основе неуклонного исполнения норм
уголовного процесса, при строгом соблюдении гарантированных законом прав
обвиняемого на защиту всестороннее, полное и объективное их расследование,
имея в виду, что особое значение при этом имеет воспитательное и
предупредительное воздействие на несовершеннолетних и других лиц, выявление и
устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди
несовершеннолетних; установление всех взрослых соучастников преступления и лиц,
вовлекающих подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность”[4].
На необходимость
строгого соблюдения требований и положений закона, касающихся судопроизводства
по делам несовершеннолетних, постоянно обращал внимание Верховный Суд СССР. В
постановлении № 16 Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. “О
практике применения судами законодательства по делам о преступлениях
несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную
деятельность”[5]
говорится, что надо повысить требовательность к качеству предварительного
следствия, добиваться соблюдения требований ст. 392 УПК РСФСР по выяснению
данных о личности обвиняемого, условий его жизни и воспитания, мотивов
преступления, причин и условий, способствовавших его совершению, а также по
выявлению взрослых соучастников и лиц, вовлекающих подростков в преступную и
иную антиобщественную деятельность.
В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы
социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно
приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой
ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных
причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими
регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время
должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений,
конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие
формы. Так, за период с 1994-1996г. увеличилась судимость учащихся и студентов
с 48, 6 до 61, 1 тысяч человек, на 25, 8 % по сравнению с 1994 годом, а
применение лишение свободы (а в соответствующих случаях и смертной казни) в
1996 году составило в отношении несовершеннолетних - 27, %. 1 Растет число агрессивно
настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные
модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации.
Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы в Основном
Законе / Конституция РФ/. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации / статья
15/, но, к сожалению, это не всегда применяется в реальной жизни. Основные
права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения
/статья 17 Конституции РФ/; государство гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения,
места жительства и т.д./статья 19/, но по возрасту гарантирует только
социальное обеспечение / статья 39/. Конституция Российской Федерации допускает
ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в
той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства / статья 55/, а также устанавливает,
что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с
18 лет / статья 61/.
Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет
(несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в
силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий,
ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для
себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает
особой порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых
граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только
законом.[6]
Этот же Закон не признает молодежными организациями объединения молодых граждан
созданные общественными организациями и ведущие свою деятельность в рамках
установленных задач и на основе решений их руководящих органов / пункт 3 статьи
14/ и тем самым лишает участия управлением государством, хотя права
несовершеннолетних затрагиваются государственной политикой не в меньшей мере,
чем скажем малочисленных народов.
С 1845
года главным источником нашего уголовного законодательства было "уголовное
Уложение", в котором государство закрепляет отказ от уголовного наказания
малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное
деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. Или хотя и вменяемое, но при
условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или
лиц, у которых они находились, но ничего не говорит о том, какие меры должны
употреблять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под надзор.
Затем "Уложение" определяет ответственность детей за
упорное неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями
обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность
должна быть, назначена судом на общем основании.
Дисциплинарная власть осуществляется самими родителями, причем закон
не определяет ни объема, ни характера дозволенных к употреблению средств,
глухо говоря только в ст. 168, т. Х, ч. 1, издание 1900г., что родителями по
отношению к лицу детей своих не могут покушаться на такие деяния, которые по
общим законам подлежат наказанию уголовному.
Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имеет дисциплинарная
власть школы. Выполнение обязательного воспитания падает, прежде всего, на
семью; но там где она не хочет или не может выполнить этого назначения своими
средствами, на помощь ей является государство, а осуществителем его забот
становиться школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого типа, по
общему правилу, безусловно, устраняет действие карательной власти государства,
допуская ее вмешательство разве только в случае совершения наиболее тяжких
преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14 и более лет
(таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и т.д.). С другой
стороны, государство должно установить надзор за школьными взысканиями,
определить для них известные пределы эти взыскания должны налагаться с
исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия. Подобными
наказаниями могут быть часто воспитательные взыскания - выговоры, уменьшение
баллов по поведению, лишение льгот, карцер, а, в крайнем случае, удаление из
данного заведения.
Взыскания дисциплинарные могут быть налагаемы или властью
воспитательной, единоличной - инспектора, директора, или в важнейших случаях
педагогическим советом заведения. Регулируя действия дисциплинарной власти
школы, государство, конечно, сохраняет за собой и право контроля над его
органами, подвергая их взысканиям дисциплинарным и уголовным за превышение
власти. Эта ответственность должна покоиться на тех же основаниях, как и
ответственность всех других дисциплинарных органов. Уложение о наказании
издание 1885г. в ст. 92 указывается 3 категории уголовной невменяемости, одна
из категории является малолетство - неразвитость, зависящая от естественных
условий развития человеческого организма. Юный возраст преступника играет в
праве уголовном роль весьма разнообразную: в эпоху детства возраст устраняет
как вменяемость, так и привлечение к ответственности в порядке уголовного
суда; в эпоху отрочества возраст служит основанием или невменяемости и
уголовной безответственности, или же замены наказания
исправительно-воспитательными мерами, когда суд, установив виновность
малолетнего в предписываемом ему деянии, установив наличность условий
вменяемости по отношению к подсудимому, определив размер той ответственности,
которой он должен был бы подлежать, будучи взрослым, заменяет таковую
согласно закону; в эпоху юности возраст служит основанием особого смягчения
уголовной ответственности, которой подлежал бы виновный за учиненное деяние,
если бы был взрослым.
Страницы: 1, 2, 3
|