Приостановление, возобновление и окончание предварительного следствия
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ,
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Введение
1.
Приостановление и возобновление предварительного следствия
2.
Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
3.
Окончание предварительного следствия и направление уголовного дела прокурору
Заключение
Литература
Введение
Производство предварительного следствия по
каждому уголовному делу, исходя из достаточности собранных по нему материалов и
сложившихся обстоятельств, завершается принятием следователем соответствующего
процессуального решения, предусмотренного уголовно-процессуальным законом. В
числе таких решений закон предусматривает приостановление предварительного
следствия с последующим, при появлении соответствующих оснований, его
возобновлением (ст. 208 УПК).
Приостановление предварительного следствия
представляет собой временный его перерыв, при наличии к тому предусмотренных
законом оснований, предопределенных сложившимися обстоятельствами,
препятствующими окончанию расследования в установленные сроки.
Законом (ст. 208) предусмотрены следующие
основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия:
лицо, подлежащее привлечению по делу в качестве
обвиняемого, не установлено;
подозреваемый или обвиняемый скрылся от
следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
место нахождения подозреваемого или обвиняемого
известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
удостоверенное медицинским заключением временное
тяжкое заболевание подозреваемого или обвиняемого, препятствующее его участию в
следственных и иных процессуальных действиях.
Перечень названных оснований является
исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
1. Приостановление и возобновление
предварительного следствия
В случае приостановления предварительного
следствия по основаниям, предусмотренным п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 208 Кодекса, об
этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник. В уведомлении
всем заинтересованным участникам производства по делу указываются причины и
основания приостановления следствия.
После приостановления расследования производство
следственных действий по делу не допускается. Вместе с тем законодатель (ст.
209 УПК) обязывает следователя в случае приостановления следствия по причине
неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого,
обвиняемого, принимать меры по его установлению, а в случаях, когда
подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо местонахождение его не
установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208), - принимать меры к его
розыску. В числе таких мер могут быть различного вида проверки, поручения,
запросы в различные органы и учреждения (при необходимости и в зарубежных
государствах), касающиеся розыска указанных лиц.
Розыск подозреваемого, обвиняемого, если его
местонахождение неизвестно, следователь поручает органу дознания. Об этом он
указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или
выносит отдельное постановление (ч. 1 ст. 210). Причем объявить розыск
подозреваемого, обвиняемого следователь может как во время производства предварительного
следствия, так и одновременно с его приостановлением.
В постановлении об объявлении розыска отражаются
сущность дела и обстоятельства совершенного преступления, его квалификация по
статье Уголовного кодекса, по которой привлечен обвиняемый, сведения о личности
подозреваемого, обвиняемого.
Если в материалах уголовного дела имеются
данные, которые могут способствовать розыску обвиняемого (его фотографии,
дактокарта, сведения о наличии у него особых примет, адреса его связей и т.п.),
такие сведения следователь также обязан отразить в отдельной справке,
прилагаемой к постановлению о розыске. Также прилагаются (когда это необходимо)
копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании в
отношении него меры пресечения, если она избиралась.
В соответствии с законом (ч. 4 ст. 210) при
наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, в отношении разыскиваемого
обвиняемого может быть избрана любая мера пресечения, в том числе и заключение
под стражу, в случаях, предусмотренных ст. 108 Кодекса.
Однако следует иметь в виду, что принятие
судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в
отсутствие обвиняемого допускается только в случае его объявления в
международный розыск (ч. 5 ст. 108).
Виды уровней розыска (местный, федеральный,
международный и т.п.), порядок заведения органами дознания розыскных дел
определяются в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной
деятельности" и ведомственными нормативными актами, порядок сотрудничества
правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии
Интерпола регулируется международными договорами, федеральными законами и
ведомственными нормативными актами Генеральной прокуратуры, Министерства
внутренних дел РФ и других ведомств .
См., например: Инструкция об организации тактики
розыскной работы органов внутренних дел // Вопросы расследования преступлений.
1993. С. 653, 654; Приказ Генерального прокурора от 3 августа 1998 г. N 50
"Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской
Федерации"; совместный Приказ МВД N 684, Минюста N 184, ГТК N 560, ФСБ N
353, ФСНП N 257, ФПС России N 302 от 26 июня 2000 г. "Об утверждении
Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества
правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии
Интерпола" и др.
Приостановленное предварительное следствие
возобновляется на основании мотивированного постановления следователя после
того, как отпали для этого основания (например, обвиняемый задержан, выздоровел,
получены данные о местонахождении разыскиваемого и т.п.).
Предварительное следствие может быть
возобновлено также при необходимости производства отдельных следственных
действий, которые могут быть произведены без участия подозреваемого,
обвиняемого (ст. 211). В этих случаях после выполнения необходимых следственных
действий расследование вновь может быть приостановлено.
Приостановленное предварительное следствие может
быть возобновлено также на основании постановления прокурора либо начальника
следственного отдела, при осуществлении ими надзора и контроля за
расследованием, если они найдут постановление следователя о приостановлении
следствия незаконным и необоснованным. По жалобам участников процесса
постановление следователя о приостановлении следствия может быть признано также
незаконным по решению суда, который при наличии оснований может обязать
надзирающего прокурора устранить выявленные нарушения.
О возобновлении приостановленного
предварительного следствия сообщается заинтересованным лицам: подозреваемому,
обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому
истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также надзирающему
прокурору.
В случае истечения срока предварительного
следствия по приостановленному уголовному делу при его возобновлении
надзирающий прокурор устанавливает срок дополнительного следствия, который не
может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю (ч. 6 ст.
162 УПК).
Дальнейшее продление срока по возобновленному
производством уголовному делу и предварительное расследование проводятся в
общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.
2. Прекращение уголовного дела и уголовного
преследования
В процессуальном смысле прекращение уголовного
дела и уголовного преследования есть решение уполномоченного на то должностного
лица об отказе от дальнейшего ведения уголовного судопроизводства в связи с
отсутствием требуемых для этого правовых предпосылок.
В отличие от прежнего УПК, закон более четко
определяет и различает основания прекращения уголовного дела и уголовного
преследования.
Законом (ст. 212 УПК РФ) установлено, что
уголовное дело и уголовное преследование прекращаются лишь при наличии строго
определенных оснований, предусмотренных ст. ст. 24 - 28 Кодекса.
Основанием для прекращения уголовного дела, а
соответственно, и уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой стороной
обвинения (п. 47 ст. 5), признаются установленные законом обстоятельства,
которые исключают производство по уголовному делу либо влекут освобождение от
ответственности лица, в отношении которого оно велось.
Закон предусмотрел исчерпывающий перечень
оснований к прекращению уголовного дела и уголовного преследования.
Основания для отказа в возбуждении уголовного
дела или его прекращения перечислены в ст. ст. 24, 25 Кодекса, а основания
прекращения уголовного преследования указаны в ст. ст. 27, 28 Кодекса.
Решение о прекращении уголовного дела и
уголовного преследования может быть принято как до привлечения лица к уголовной
ответственности в качестве обвиняемого, так и после этого.
Все перечисленные в законе основания для
прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно подразделить на:
1) материально-правовые; 2) процессуальные. Первую группу составляют те,
которые содержатся в нормах уголовного законодательства. Эти нормы дают
предпосылки, устраняющие возможность привлечения кого-либо к уголовной
ответственности. К таким основаниям УПК РФ относит: отсутствие самого события
преступления (п. 1 ст. 24); отсутствие в деянии определенного лица состава
преступления (п. 2 ст. 24); истечение сроков давности привлечения лица к
уголовной ответственности (п. 3 ст. 24); недостижение виновным возраста, с
которого наступает уголовная ответственность; некоторые другие, например,
указанные в п. 3 ст. 27 Кодекса.
Вторую группу оснований для прекращения
уголовного дела составляют процессуальные основания. При определении таких
оснований речь не может идти лишь об установлении факта наличия либо отсутствия
преступного деяния, виновности либо невиновности в его совершении определенного
лица (лиц) и обстоятельств, исключающих его (их) уголовное преследование (п. 1
ст. 27). В данном случае и при наличии факта преступного деяния, известности
лиц, причастных к преступным деяниям (бездействию), в силу специального указания
уголовно-процессуального закона либо вообще исключается возможность возбуждения
уголовного дела против определенной категории лиц, либо при возбуждении дела
исключается возможность осуществления по нему уголовного их преследования, даже
при установлении в процессе предварительного следствия факта их прямой
причастности к совершению деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. К
числу таких процессуальных оснований для прекращения уголовного дела и
уголовного преследования следует, например, отнести:
1) установление при расследовании непричастности
подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27);
2) отсутствие согласия Совета Федерации,
Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, соответствует квалификационной
коллегии судей на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве
обвиняемого одного из лиц, указанных в п. п. 1, 2, 4, 5 ч. 1 ст. 448 Кодекса, в
отношении которых установлен особый порядок привлечения к уголовной
ответственности (ст. 447, ст. 448 УПК РФ);
3) примирение потерпевшего с обвиняемыми (ст.
25) и другие основания (п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 27; ст. 427 УПК РФ).
Перечень оснований к прекращению уголовного дела
и уголовного преследования весьма значителен и различен по содержанию и
правовым последствиям. Одни из них являются реабилитирующими, т.е. связанными с
неустановлением самого события преступления, непричастностью подозреваемого,
обвиняемого к совершению преступления, в отношении которого велось
расследование. К таким, например, относится отсутствие вообще события
преступления, его состава в действиях конкретных лиц и т.п.
Возможность прекращения уголовного дела по
реабилитирующим основаниям обусловливается тем обстоятельством, что в силу
указанных в уголовном либо уголовно-процессуальном законе причин к
установленному по делу правонарушителю не может быть применено уголовное
преследование. Либо он освобождается от уголовной ответственности, либо
становится невозможным фактическое привлечение его к ответственности в качестве
обвиняемого.
Нереабилитирующими основаниями считаются в итоге
те основания к прекращению уголовного дела и уголовного преследования, при
которых факты и наказуемость преступного поведения определенных лиц имеются,
однако в силу специального указания уголовного либо процессуального закона
исключается возможность привлечения их к уголовной ответственности (к ним
относятся: истечение сроков давности, деятельное раскаяние, примирение
потерпевшего с обвиняемым и некоторые другие основания, которые не исключают
виновность лица в совершении преступления, например п. 3 ч. 1 ст. 27).
Существенным новшеством в УПК РФ, по сравнению с
УПК РСФСР, является следующее: в случаях прекращения уголовного дела и
уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, предусмотренным п. 1,
п. 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, следователь или прокурор обязаны
принять соответствующие меры по реабилитации лица и возмещению вреда,
причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования.
Основания для возникновения права на реабилитацию, признание на нее права,
порядок возмещения имущественного и морального вреда, обжалование решения о
производстве выплат, восстановление иных прав реабилитированных
регламентированы ст. ст. 133 - 139 гл. 18 Кодекса. Поэтому следователь или
прокурор обязаны уведомить и разъяснить гражданам и представителям юридических
лиц, чьи права были нарушены, порядок восстановления прав. Такое право включает
в себя: возмещение имущественного вреда; устранение последствий морального
вреда; восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
По общему правилу вред, причиненный гражданину в
результате незаконного уголовного преследования, возмещается государством в
полном объеме, независимо от вины органа дознания, следователя, прокурора и
суда, допустивших нарушение закона.
О признании права на реабилитацию за
определенным лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование,
дознаватель, следователь или прокурор выносят соответствующее постановление
(ст. 134).
Законом установлено, что требование о возмещении
имущественного вреда может быть заявлено в течение срока исковой давности как
самим реабилитированным, так и его законным представителем путем обращения в
орган, постановивший приговор и (или) вынесший определенное постановление о
прекращении уголовного дела (ст. 135). Размер имущественного вреда,
причиненного реабилитированному, определяет судья, прокурор, следователь или
дознаватель, вынесшие постановление о производстве выплат. Решение должно быть
принято не позднее одного месяца со дня поступления требования о его
возмещении.
Уголовное дело и уголовное преследование
прекращаются мотивированным постановлением следователя, копия которого
немедленно направляется прокурору. В нем излагаются суть дела, как она
установлена расследованием, доказательства, подтверждающие обоснованность
прекращения дела и уголовного преследования, указываются мотивы и
процессуальные основания для прекращения и другие сведения, перечисленные в ч.
2 ст. 213 Кодекса. Выводы следователя не должны носить характер предположения, догадок,
а должны основываться на анализе установленных в ходе следствия фактов.
Предварительно, еще до вынесения постановления,
следователь должен решить ряд вопросов. Так, если в соответствии с законом
прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или
потерпевшего на прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования,
то это необходимо отразить в постановлении о прекращении. Если обвиняемый
(подозреваемый) находится под стражей, принимаются меры к его немедленному
освобождению. Изъятое в качестве вещественных доказательств имущество должно
быть возвращено реабилитированному лицу, а если преступление осталось не
раскрытым, следователь обязан принять меры к его сохранности.
Прекращение уголовного дела и уголовного
преследования дознавателем, следователем по ряду оснований (см., например, ст.
ст. 25, 28, 427) допускается лишь с согласия прокурора. Поэтому в проекте
постановления в соответствующих случаях указываются наименование органа
прокуратуры и прокурора, которым надлежит решить вопрос о санкционировании
принятого дознавателем, следователем решения.
Копия каждого постановления о прекращении
уголовного дела и уголовного преследования в обязательном порядке направляется
надзирающему прокурору.
Страницы: 1, 2, 3
|