Меню
Поиск



рефераты скачать Принцип законности в уголовном процессе

- о возможности обжалования действий и решений должностных лиц (часть 2 ст.46);

- об осуществлении судопроизводства на основе состязательности н равноправия сторон (ч.3 ст.123);

- об отказе России от издания законов, отменяющих или умаляющих свободы человека и гражданина (ч.2 ст.55);

- о приведении в соответствие с этими конституционными положениями уголовно-процессуального законодательства (ч.1 ст.115 и ч.2 п.6 Заключительных и переходных положений).

Принятые нормативные документы - преграда для волокиты. Как постановление Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г., так и Закон от 31 декабря 1996 г. образовали перед следователями своеобразную преграду для волокиты по представлению уголовного дела для ознакомления обвиняемому и его защитнику, использованию срока, отведенного на ознакомление с делом, на фактическое продолжение расследования.

Следователям и прокурорам предстоит учитывать, что теперь материалы, направляемые ими в суд в порядке, предусмотренном ч.3 ст.220.1 УПК, помимо документов, свидетельствующих о законности и обоснованности ареста, должны содержать и документы, фиксирующие, что срок содержания обвиняемого под стражей, отведенный на ознакомление с делом, используется строго по назначению. Соответственно и судьям предстоит расширить круг обстоятельств, выяснение которых необходимо для решения вопроса о законности и обоснованности ареста, срока содержания под стражей.

При этом необходимо исходить из того, что содержание обвиняемого под стражей на этапе ознакомления с материалами дела нельзя признать законным, если следователь задерживает представление материалов дела, продолжая расследование после объявления о его окончании.

Важным документом, который поможет суду правильно разрешить жалобу обвиняемого, находящегося под стражей, является протокол объявления об окончании предварительного следствия и о предъявлении обвиняемому в его защитнику материалов дела. В соответствии со ст.203 УПК в этом протоколе фиксируется по дням и часам время, в течение которого происходило ознакомление с материалами дела. Составление его начинается с момента объявления об окончании предварительного следствия и представления обвиняемому и его защитнику материалов дела. Помимо выяснения соответствия указанного протокола требованиям закона, суду необходимо выяснить, были ли представлены обвиняемому все материалы уголовного дела одновременно с объявлением об окончании предварительного следствия.

Возможны ситуации, когда следователь и прокурор в представленных материалах будут обосновывать позицию о том, что обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, чтобы освобождение обвиняемого из-под стражи произошло после истечения предельного срока его содержания до направления дела в суд. В подобных ситуациях судьям целесообразно выяснить, воспользовался ли следователь указанным в ч.6 ст.201 УПК правом своим мотивированным постановлением, утвержденным прокурором, установить определенный срок для ознакомления с материалами дела. Вместе с тем, такая процедура установления срока для ознакомления с делом не является обязательной для следователя, и то, что следователь не воспользовался ею, нельзя расценивать как безусловное свидетельство его стремления использовать время, отведенное для ознакомления с делом, на восполнение пробелов.

О таком намерении следователя может косвенно свидетельствовать то, что он в нарушение требований ч.2 ст.201 УПК предъявил обвиняемому не все материалы дела, что не все они подшиты и пронумерованы. Однако не будет нарушением, если после объявления об окончании следствия следователь проведет следственные действия, направленные на удовлетворение ходатайств, заявленных после ознакомления с делом потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также обвиняемого и его защитника.

Ознакомление с материалами дела, которое состоит из одного-двух томов, происходит обычно в течение нескольких дней. В этой ситуации при рассмотрении жалобы обвиняемого у судьи не возникает сложностей разобраться, были ли допущены злоупотребления временем, отведенным на ознакомление с делом, следователем в целях восполнения пробелов следствия или обвиняемым и его защитником в целях ожидания истечения срока содержания обвиняемого под стражей. Не возникает сложностей и с составлением протокола, о котором идет речь в ст.203 УПК.

Длительные сроки на ознакомление с уголовным делом отводятся, если дело состоит из многих томов или же если по делу привлечено к уголовной ответственности несколько или более обвиняемых. При ознакомлении именно с такими уголовными делами у обвиняемых возникают поводы для жалоб на продление срока содержания под стражей.

Поэтому если уголовное дело состоит из нескольких томов или если с делом должны ознакомиться несколько обвиняемых и их защитники, то следователь в протоколе, о котором сказано в ст.203 УПК и предназначенном для каждого обвиняемого, отдельно должен после каждого дня ознакомления с делом делать запись об объеме материалов дела, с которыми произошло ознакомление, с указанием томов дела и страниц, а также времени начала и окончания этой работы. Каждая такая запись удостоверяется подписью обвиняемого и его защитника. В УПК прямо об этом порядке не говорится, но он необходим в целях соблюдения положения, сформулированного в ч.1 ст.203 УПК: в протоколе отмечается, какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления, где и в течение какого времени происходило ознакомление с материалами дела.

Отступление следователя от скрупулезного протокольного учета времени на ознакомление с делом - повод (при рассмотрении соответствующей жалобы) для восстановления судьей времени - на ознакомление с делом.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. не повлияло на виды постановлений, которые принимаются в результате судебной проверки жалобы на арест, продление срока содержания под стражей на этапе ознакомления обвиняемого с уголовным делом. В соответствии с ч.6 ст.220.2  УПК выносится одно из следующих постановлений: об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении из-под стражи; об оставлении жалобы без удовлетворения.

Из постановления Конституционного Суда следует, что общий срок содержания обвиняемого под стражей в стадии предварительного расследования, включая время ознакомления с уголовным делом, по решению должностных лиц прокуратуры не должен превышать полутора лет. Суду же должно быть предоставлено право продлевать срок содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления его с делом, если нет оснований для удовлетворения жалобы обвиняемого, а полномочия должностных лиц прокуратуры, предусмотренные ч.2 ст.97 УПК, исчерпаны. Во всех случаях - "продление" это не может превышать шести месяцев.

Соответствующие положения постановления Конституционного Суда реализованы в Законе о внесении изменений и дополнений в УПК.

Заслуживает внимания следующая новелла, внесенная в ч.4 ст.97 УПК: в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта Федерации, военный прокурор округа и приравненные к ним прокуроры вправе не позднее пяти суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство перед судьей областного, краевого и приравненных к ним судов о продлении этого срока.

Итак, в сферу судебного контроля за сроками содержания обвиняемых под стражей включены судьи областного, краевого и приравненных к ним судов. К ним должны быть отнесены и Верховные суды республик, входящих в состав Российской Федерации. В каких случаях в суды должен обращаться только Генеральный прокурор Российской Федерации, а в каких это возможно делать и прокурорам субъектов Федерации, а также приравненным к ним прокурорам? Ответ на этот и ряд других вопросов, в связи с принятием Закона РФ от 31 декабря 1996 г., целесообразно получить в соответствующих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ.

Можно предположить, что Генеральный прокурор Российской Федерации обращается в суд субъекта Федерации, на территории которого расследуется уголовное дело, с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления с материалами дела, если истекает санкционируемый им полуторагодичный или санкционируемый его заместителем годичный срок содержания обвиняемого под стражей, и он недостаточен для окончания ознакомления с делом и удовлетворения ходатайств обвиняемого и его защитника. Такие обращения возможны в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Прокурор субъекта Федерации и приравненный к нему прокурор обращается в указанные выше суды с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления с материалами дела, если истекает санкционируемый им шестимесячный срок содержания обвиняемого под стражей и он недостаточен для окончания ознакомления с делом и удовлетворения ходатайства обвиняемого и его защитника.

Представляется, что судья, рассматривая ходатайство прокурора о продлении срока содержания под стражей, вправе учесть мнение обвиняемого и его защитника о времени, необходимом им для ознакомления с делом и удовлетворения их ходатайств, если это мнение в письменном виде поступило до рассмотрения ходатайства прокурора.



§3. Общие гарантии законности ведения уголовного процесса


В ст.25 Конституции РФ закреплен принцип неприкосновенности жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем иначе как в случаях, установленных федеральным зако­ном, или на основании судебного решения.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных перегово­ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основания судебного решения (ст.23 Конституции РФ).

Статью 12 УПК РСФСР необходимо применять с учетом этих положений, закрепленных в Конституции.

«Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонден­цию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на ос­нованиях и в порядке, установленных настоящим Кодексом».

Поскольку никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судеб­ного решения, вышеназванные суды должны рассматривать материалы, подтверждаю­щие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.

По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, или с проникновением в жилище, либо об отказе в этом.

Закрепляя принципы неприкосновенности жилища граждан и тайны переписки, Конституция РФ предопределяет незыблемость процессуальных гарантий, действующих в системе уголовного процесса в целях охраны прав и законных интересов личности.

Обеспечивая неприкосновенность жилища и тайну пе­реписки, система процессуальных гарантий вместе с тем служит средством выявления преступлений, содействуя эффективной борьбе с преступностью.

 

Ст. 18 УПК РСФСР говорит о том, что  говорит о том, что разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев,  когда это противоречит интересам охраны государственной тайны.

Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни уча­ствующих в деле лиц.

Принцип гласности судебного разбирательства предусмотрен ст. 123 (чч. 1 и 2) Конституции РФ, согласно которой установлено открытое разбирательство дел во всех судах. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Гласность судебного разбирательства, обеспечивая возможность гражданам при­сутствовать в зале суда и следить за ходом производства по делу, а также освещать ход и результаты процесса в печати, по радио, телевидению и т. п., является важным средством привлечения внимания общественности к осуществлению правосудия, средством кон­троля за деятельностью суда.

Широкая гласность - важное выполнение судом его воспитательных задач, пре­дупредительного воздействия правосудия. В этих целях суды принимают меры к уведом­лению граждан о предстоящих судебных процессах, сообщают о результатах рассмотре­ния дела, а также используют иные средства для привлечения внимания населения к рас­сматриваемому делу.

Гласность судебного разбирательства, предоставляющая всем гражданам, достиг­шим шестнадцатилетнего возраста, право присутствовать в зале судебного разбиратель­ства, не исключает права и обязанности суда (судьи) решить вопрос о том, в какой ауди­тории должно рассматриваться дело, а в необходимых случаях и пригласить тех лиц, для которых воспитательное воздействие рассматриваемого дела может оказаться наиболее желательным. Осуществление принципа гласности сочетается, таким образом, с целена­правленным воздействием судебного процесса на граждан.

Осуществление принципа гласности в судебном разбирательстве предполагает обязательное оглашение всех решений, принятых в результате рассмотрения дела и в хо­де его рассмотрения.

В связи с этим было бы неправильным какое-либо ограничение права лиц, находя­щихся в зале судебного заседания, вести записи по ходу процесса, если это не мешает су­ду выполнять установленные законом правила судопроизводства, а также публиковать сведения о процессах в печати, сообщать о них по телевидению и т. п.

Рассмотрение дел в закрытых судебных заседаниях в случаях, не указанных в за­коне, недопустимо.

Гласность судебного разбирательства является основой и необходимым услови­ем справедливого рассмотрения дела независимым и беспристрастным судом, а равно обеспечения возможностей для защиты лицам, обвиняемым в совершении преступлений (ст.ст. 10,11 Всеобщей декларации прав человека).


Статья 19 УПК РСФСР  обеспечивает подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подоз­реваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом средст­вами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту прежде всего со­стоит в реальном получении своевременной юридической помощи, которая им необхо­дима для защиты от подозрения или обвинения. Но чтобы избрать средство защиты, указанным субъектам уголовного процесса необходимо знать, в чем конкретно они по­дозреваются или обвиняются. Вот почему первым их субъективным правом закон указывает на право знать, в чем они подозреваются они обвиняются. Зная об этом, указанные лица вправе осуществлять защиту лично либо с помощью защит­ника, который допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с мо­мента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой ме­ры пресечения.

Право на защиту подозреваемого реализуется его возможностью давать объяс­нения и показания, ходатайствовать о допросе в установленный законом срок с момента задержания; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, обращаться с жалобами и заявлениями, знакомиться с материалами, направляемыми в суд по поводу ареста и задержания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.