Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
2.1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА
Государственная
измена (Ст. 275 УК РФ), то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное
оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их
представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней
безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской
Федерации,-
Наказывается лишением на срок от двенадцати до двадцати лет с со штрафом
в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Примечание: Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей
статьей, а также ст. 276 и 278 УК РФ, освобождаются от уголовной
ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам
власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба
интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного
состава преступления.
В том же УК РСФСР
в ст. 64 не было также конкретного перечня деяний в самой трактовке данной
статьи, то есть развернутого перечня деяний, которые бы обозначали умышленно
совершенные действия с полным их наименование и подразделением, несущие в совей
сущности ущерб или угрозу какому-либо из конкретных объектов преступного
посягательства – будь то обороноспособность или угроза суверенитету страны.
В приведенной
выше статье 275 УК РФ также отсутствует подробный перечень деяний, но тем не
менее сущностное содержание как бы собрало воедино все понятия, которые могут в
целом представлять государственную измену. Теперь следует рассмотреть каждое из
приведенных понятий в отдельности с подробным юридическим рассмотрением и
обоснованием.
1.
ГОСУДАРСТВЕННА
ИЗМЕНА –
представляет собой акт предательства, т.е. оказание гражданином РФ помощи
иностранному государству, иностранной организации или их представителям в
осуществлении враждебной деятельности против Российской Федерации. Кроме общей
/родовой/ формы измены в виде оказания помощи закон предусматривает
ответственность за ее специальные формы – шпионаж, выдачу государственной тайны
– если они направлены в ущерб безопасности России.
2.
ВНЕШНЯЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ,
как объект преступного посягательства означает состояние защищенности
государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне.
Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной
неприкосновенности Российской Федерации.
Указанные сферы
общественный отношений тесно связаны между собой, и вопрос о том, какому
компоненту наносится наибольший вред, подлежит установлению в каждом конкретном
случае на основании имеющихся материалов.
3.
Государственная измена в форме шпионажа выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении в
целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их
представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также в передаче
или собиранию по заданию иностранной разведки иных сведений для использования
их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются
гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином,
либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК РФ шпионаж,
совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства.
4.
Государственная измена в форме выдачи
государственной тайны выражается в действиях, связанных
с передачей иностранному государству, иностранной организации или их
представителям сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому
они были доверены по службе или работе, либо стали известны иным путем, за
исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи
государственной тайны от шпионажа, при котором передаются, либо хранятся с
целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе или работе.
Например,
гражданин Иванов И.И., работая руководителем одного из режимных НИИ, по своей
инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и в процессе
дальнейшего общения с представителями спецслужбы выдал известные ему сведения,
составляющие государственную тайну. Мотивом для совершения данного преступления
материальная корысть, а психологическая подоплека – моральная упадочность и
патология нравов.
Государственную
тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб
безопасности Российской Федерации - ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»
от 21.07.1993 г. В указанном законе в статье 5 дается перечень сведений,
которые могут быть отнесены к государственной тайне. Исчерпывающий же открытый
«Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден Указом
Президента РФ от 30 ноября 1995 г. №1203.
Государственную
тайну образуют сведения 3-ий степени секретности – «секретно» и «особой
важности».
Оконченным преступлением выдача государственной
тайны признается с момента перехода сведений, ее составляющих, в адрес
иностранного государства, иностранной организации, либо их представителям.
Представителями иностранного государства в иностранной организации являются их
официальные лица члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических
представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных
негосударственных организаций и т.д., а также иные лица, выполняющие их
поручения.
Могут иметь место
стадии приготовления, либо покушения на преступление например, задержание
виновного при попытке передать сведения указанным адресатам.
Иное оказание
помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям
в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении
различных деяний, направленным на оказание им содействия в проведении
разведывательной и иной подрывной деятельности против основ национальной
безопасности России внутригосударственная безопасность, внешняя безопасность,
экономическая безопасность, если они не охватываются другими формами
государственной измены.
Объективно
оказание помощи связано с установлением контакта или связи гражданином России с
представителями иностранного государства или иностранной организации и
совершения по их заданию:
А) других, кроме
измены преступлений против основ конституционного строя и безопасности страны;
Б) деяний, не
образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней
безопасности государства;
В первом случае
действия виновного квалифицируется по совокупности преступлений:
государственная измена и конкретное преступление данного вида: террористический
акта, диверсия, вооруженный мятеж и т.д.
Во втором случае
круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим
началом является их направленность против внешней безопасности России. Это
могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы; подбор явочных и
конспиративных квартир; оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым
разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве и на работу,
связанную с доступом к государственным секретам и многое другое. Оказание
помощи может быть как в мирное, так и в военное время.
Преступление считается
оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место также
стадии совершения преступления.
Приготовление к
преступлению образуют разработка плана оказания помощи, создание условий для
установления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи,
тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо и т.д.
Как покушение на
преступление квалифицируется неудавшаяся попытка установить контакт с
представителями иностранного государства или иностранной организации, совершение
действий, направленных на оказание помощи, которой иностранная разведка не
могла воспользоваться и т.д.
Государственная
измена совершается только с прямым умыслом, т.е. виновный осознает общественно
опасный характер своих действий, указанных в диспозиции данной статьи и желает
их осуществить.
Для квалификации
преступления подлежит установлению направленность умысла – нанести ущерб
внешней безопасности России. Мотивы при этом могут быть самыми разными:
корысть, месть, политические разногласия, националистические побуждения,
следствие шантажа и т.д. Мотивы, хотя и не указаны в данной норме, имеют
большое значение в раскрытие механизма совершения преступления, определении
степени вины и назначении наказания.
Субъектом
государственной измены признается только гражданин России, достигший
шестнадцати лет. Соучастникам же преступления, кроме исполнителя, могут быть
иностранные граждане и лица без гражданства.
Гражданин России
может иметь гражданство иностранного государства или двойное гражданство. При совершении
им государственной измены он также подлежит уголовной ответственности,
поскольку «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного
государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным
законом или международным договором Российской Федерации» (п.2 ст. 62
Конституции РФ).
Примечание к ст.
275 УК РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной
ответственности, если:
а) лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом
содействовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;
б) в его действиях не содержится иного состава преступления.
Данная
поощрительная норма призвана показать человеку, совершившему оконченное
преступление, путь к отступлению и при выполнении им указанных условий
гарантировать освобождение от уголовной ответственности.
2.2 ДИВЕРСИЯ
Статья об
ответственности за диверсию была включена в Уголовный кодекс 1960 г. на
основании общесоюзного Закона "Об ответственности за государственные
преступления" 1958 г.*(76) Однако в связи с принятием Федерального закона
от 1 июля 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс
РСФРС и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" статья о диверсии была
исключена из Кодекса. Отсутствовала эта статья и в проекте Кодекса. Однако в
проекте 1995 г. она появилась вновь. В Уголовном кодексе 1996 г. статья об
ответственности за диверсию претерпела значительные изменения при определении
объективных и субъективных признаков.
Высокая степень
опасности диверсии (Ст. 281 УК РФ), отнесенной законодателем к числу особо
тяжких преступлений, определяется тем, что при совершении этого преступления
выводятся из строя важнейшие народнохозяйственные объекты, оборонные
производства, объекты жизнеобеспечения населения и иные, значимые для экономики
и обороноспособности объекты. Предметами диверсии являются предприятия,
сооружения, пути и средства сообщения, средства связи, объекты жизнеобеспечения
населения независимо от форм собственности (электростанции, мосты, водопровод,
тоннели, плотины, радиостанции, газопровод, трубопровод и пр.). Вред зачастую
причиняется жизни или здоровью неопределенного количества людей.
Объективная
сторона диверсии довольно подробно описана законодателем. Диверсия
осуществляется путем взрыва, поджога или иных действий, направленных на
разрушение или повреждение предприятий (например, фабрики, заводы), сооружений
(например, электростанция, трубопровод), путей и средств сообщения (например,
железнодорожный путь), средств связи (например, линии электропередачи),
объектов жизнеобеспечения населения (например, систем водоснабжения) с
определенной целью.
Таким образом,
объективная сторона диверсии заключается в действиях, направленных на
разрушение и повреждение указанных в статье объектов. Разрушение - полное
выведение объекта из строя, когда его восстановление невозможно или
нецелесообразно. Повреждение предполагает частичное выведение объекта из строя
при наличии возможности его ремонта и восстановления.
В ст. 281 УК
указаны конкретные способы, которыми осуществляются разрушения или повреждения.
Это - взрыв, поджог, иные действия. Законодатель не дает исчерпывающего перечня
способов совершения диверсии. Но, как правило, они общеопасны, приводят к
быстрому результату, серьезному, а иногда непоправимому ущербу экономике и
обороноспособности страны.
Законодатель
сформулировал состав диверсии по типу формальных составов. Это преступление
признается оконченным с момента совершения действий, направленных на разрушение
и повреждение определенных объектов. Характер же действий (способ) определен
законодателем: взрыв, поджог, иные действия, т.е. затопление, отравление
питьевых водохранилищ, устройство обвалов, аварий и пр. С момента осуществления
таких действий преступление признается оконченным независимо от того, были
разрушены или повреждены или нет указанные в статье объекты.
Квалифицированным
видом диверсии является совершение ее организованной группой (ч. 2 ст. 281 УК).
Организованная группа - это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для
совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).
С субъективной
стороны преступление совершается только с прямым умыслом и специальной целью.
Умыслом виновного охватываются осознание характера и опасности своих действий и
желание разрушить или повредить определенные объекты, используя при этом
общеопасный способ. Субъект действует со специальной целью - подрыв
экономической безопасности и обороноспособности России*(78). Для установления
цели диверсии следует учитывать важность выводимого из строя объекта, возможные
последствия этого, реальный ущерб экономике и обороноспособности страны,
причиненный действиями диверсанта, и т.д.
Мотивы диверсии
различны (политические, националистические, корыстные и др.) и на квалификацию
содеянного не влияют, но должны учитываться при индивидуализации наказания.
Субъектом
диверсии могут быть гражданин России, иностранный гражданин, лицо без
гражданства. Если действия, подпадающие по своим объективным признакам под
понятие диверсии, совершают лица в возрасте от 14 до 16 лет, они должны нести
ответственность за фактически совершенные деяния (ст. 20 УК), например,
умышленное уничтожение имущества (ст. 167 УК), приведение в негодность
транспортных средств и путей сообщения (ст. 267 УК) и пр.
При совершении
диверсии по заданию иностранного государства, иностранной организации или их
представителей содеянное квалифицируется по совокупности ст. 275
(государственная измена) и ст. 281 УК.
Определенное сходство
имеет диверсия с таким преступлением против общественной безопасности, как
терроризм (ст. 205 УК), который также осуществляется путем взрыва, поджога или
иных действий, создающих угрозу гибели людей, причинение значительного
материального ущерба и пр. Разграничение диверсии и терроризма должно
проводиться по субъективной стороне - по цели совершения этих преступлений. При
диверсии цель - подрыв экономической безопасности и обороноспособности страны
путем выведения из строя ключевых хозяйственных и оборонных объектов. Цель
терроризма - нарушение общественной безопасности, устрашение населения,
воздействие на принятие нужного террористам решения органами власти. Как
правило, терроризм направлен против жизни и здоровья людей, а диверсия - на
выведение из строя ключевых объектов экономики и обороноспособности. Гибель
людей обычно является побочным результатом диверсионного акта. Поэтому в
случаях, когда гибель людей при диверсии охватывалась умыслом виновного, его
ответственность наступает по совокупности ст. 105 и ст. 281 УК.
В некоторых
случаях может возникнуть вопрос о критериях разграничения диверсий и таких
преступлений, как умышленное повреждение или уничтожение имущества (ст. 167
УК), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК), приведение в негодность
транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Критерием разграничения
в таких случаях являются направленность действий (различие в родовых, видовых и
непосредственных объектах посягательства), а также субъективная сторона, а
именно цель совершения указанных действий, которая неразрывно связана и
определяет направленность (объект) деяния. Только при диверсии имеется цель
подрыва экономической безопасности и обороноспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для нового Уголовного Кодекса характерно также ослабление внимания к
обеспечению охраны национальной безопасности России. Так, в нем без достаточных
оснований снижены, по сравнению с УК РСФСР, санкции многих статей,
предусматривающих ответственность за преступления против военной службы.
Однако, как известно, идеальных законов не существует. Правоохранительные
органы уже сейчас обеспокоены некоторыми неудачными, а порой и ошибочными
решениями и пробелами нового Кодекса. Это ставит перед правоприменительной
практикой очень серьезные, порой трудноразрешимые проблемы.
Например,
юридическое содержание ст. 275 УК РФ не в полном объеме удовлетворяет
применяемость закона по защите России от угроз по нанесению ущерба ее
обороноспособности, так как толкование данной статьи принципиально исключает
ряд возможностей, которые по сути, а также по логической и реальной
вероятности, могут быть использованы для нанесения ущерба внешней безопасности
России, а также нанести ущерб обороноспособности. Ведь лаконичное толкование
как: «иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации
или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней
безопасности РФ», - это, объективно, должно быть обязательно связано с
установлением контакта или связи между гражданином России и иностранным
представителем и т.д. и также получением гр-ном России задания от последних по
проведению какой-либо враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности
России.
Можно
ведь представить себе такую картину:
Несколько
лет тому назад или даже более десятка лет тому назад, гражданин имел
возможность пообщаться конфидициально с кем-либо из представителей иностранного
государства, причем повод для данного общения мог быть самый различный.
Результатом такого общения могла стать вербовка гражданина России, но не
предмет шпионажа, а для проведения данного гражданина вверх по служебной
лестнице, якобы для претворения в жизнь каких-либо политических убеждений или
взглядов последнего. Причем, следует отметить, что данный гр-н России является
не только морально упадшим, но и имеют место также отдельные психологические
патологии, наклонности и т.д.
Теперь
также легко себе представить то, что данный гр-н России так или иначе, но все
таки поднялся на одну из самых верхних ступеней высшей государственной власти.
Он вполне мог стать министром финансов, одной из главных фигур в министерстве
обороны и т.д. Помочь ему в подобном «росте» реально могли те же «соратники в
политики» и т.д.
Разумеется,
субъективная сторона дальнейших деяний данного гражданина, как юридического
лица может содержать в себе самые разносторонние аспекты и мотивы:
националистическая неприязнь к какому либо конкретному национальному компоненту
населения страны, укоренившееся чувство мести, корысть проявленная в особо
крупной материальной заинтересованности, политическая несовместимость
внутренних скрытых убеждений с интересами России и т.д.
Результаты
же «деяний» такого гражданина легко себе представить. Надо только
повнимательнее посмотреть на текущее положение дел в России.
Нужно четко определить в Основном законе РФ механизмы обеспечения
национальной безопасности, которая является важнейшей гарантией незыблемости
конституционного строя, его составляющей. Сделать это можно было бы, включив в
Конституцию РФ специальную главу, в которой определялось бы место национальной
безопасности в системе конституционного строя. Здесь же можно было бы
определить основные положения статуса Совета Безопасности РФ, условия участия
нашей страны в системах коллективной безопасности.
В Российской Федерации действует Закон РФ "О безопасности",
который закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества,
государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает
порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также
контроль и надзор за законностью их деятельности. В этом нормативном акте
безопасность определяется как "состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз"
(ст.1). Под жизненно важными интересами понимается "совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и
возможности прогрессивного развития личности, общества, государства".
Из теории конституционного права известно, что на основе выполняемых
нормами Основного закона регулятивных функций возникают не только
учредительные, правоустановительные, но и охранительные правоотношения. В
обеспечении конституционного правопорядка они имеют первостепенное значение.
Конституционно-правовые отношения только тогда могут нормально развиваться в
соответствии с Основным законом, когда они защищены и обеспечены государством
на основе конституционных норм.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Конституция РФ
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня
1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ).
3. Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации
от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ
4. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О
противодействии терроризму" (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.).
5. Емельянов В. Терроризм, бандитизм,
диверсия: вопросы разграничения//Законность. 2000. N 1.
6. Емельянов В.
Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение и
разграничение//Законность. 2002. N 7. Жевлаков Э.Н. Преступления против
общественной безопасности и общественного порядка в новом УК России//Юрид. бюл.
предпринимателя. М., 1997. N 4.
7. Журавлев И.А.
Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с захватом заложников:
Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2002.
8. Голик Ю.В.
Перспективы развития уголовного права//Уголовное право в XXI веке: Материалы
Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М.В.
Ломоносова 31 мая - 1 июня 2001 г. М.: ЛекстЭст, 2002.
9. Лопашенко Н.А.
Уголовная политика: понятие, содержание, методы и формы реализации//Уголовное
право в XXI веке: Материалы Международной научной конференции на юридическом
факультете МГУ им. М.В. Ломоносова 31 мая - 1 июня 2001 г. М.: ЛекстЭст,
2002.
10. Основы
государственной политики борьбы с преступностью в России. М.: Норма, 1998.
11. Особенности
развития уголовной политики в современных условиях/Редкол.: Миньковский Г.М.
(отв. ред.) и др. М., 1996.
12. Молодцов
А.С., Благов Е.В. О норме уголовного права и принципе неотвратимости реализации
ответственности за совершенное преступление//Проблемы неотвратимости
ответственности в уголовном праве и процессе: Сб. науч. тр./Калинин. ун-т.
Калинин, 1984.
13. Ассанов Е.В.
Построение правового государства в условиях активизации борьбы с преступностью
в России//Преступность: стратегия борьбы. М., 1997.
14. Комиссаров
В.С. Терроризм, бандитизм, захват заложников и другие тяжкие преступления
против безопасности общества по новому УК РФ. М., 1997.
Страницы: 1, 2
|