Меню
Поиск



рефераты скачать Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы

Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра уголовного права, криминологии

Дисциплина  «Уголовное право»

 

 

 

Реферат




На Тему: «Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы»



 

Подготовил:

Студент 332 группы

Маленький П.Д.





Белгород 2008

Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы

Несомненно, что важнейшим показателем высокой степени демократичности и цивилизованности современного государства является закрепление в действующем законодательстве широкой системы прав и свобод человека и гражданина. В такой ситуации права и свободы приобретают качество своеобразного базиса, на котором основывается вся разветвленная система юридических возможностей, обеспечивающих максимально полную реализацию личностью своих интересов.

Вместе с тем провозглашение прав и свобод может стать пустой формальной декларацией, если их осуществление не будет обеспечено при помощи различных средств, получивших в научной литературе название гарантий, под которыми понимается система действия общих условий и специальных средств, обеспечивающих правомерное осуществление прав и свобод личности. Эти гарантии представляют собой не простую совокупность разрозненных элементов, а образуют отвечающую требованиям законности слаженную и сбалансированную в своих частях систему, выступающую действующим механизмом осуществления прав и свобод.

В юриспруденции гарантии традиционно принято воспринимать в качестве триединой системы, включающей в себя: 1) общие; 2) специально-юридические и 3) организационные гарантии. Общие гарантии представляют собой экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды условий, выступающих по отношению к правам и свободам в качестве благоприятной среды их реализации. Подробно останавливаться на их характеристике мы не будем, потому что они уже в достаточной мере изучены в юридической литературе и, кроме того, не имеют какой-либо специфики, очерченной рамками нашего диссертационного исследования. Отметим только, что сущность общих гарантий заключается в наличии своеобразной среды, создающей лишь возможность реального осуществления прав и свобод личности. Поэтому, выступая в таком качестве, они не могут сами по себе обеспечить их реализацию и защиту, прежде всего потому, что такое обеспечение связано с использованием правовых средств, представляющих собой не что иное, как юридические гарантии.

Противоречивость экономических, политических и духовных реалий пореформенного периода в России порождает неоднозначность политико-правовых тенденций, определяющих положение осужденных к лишению свободы в нашем обществе. Наряду с негативными проявлениями социальной действительности, определяющими совокупность условий общего характера, влияющих на процесс осуществления данной категорией лиц своих прав и свобод, следует отметить появление в последнее время определенных позитивных тенденций, которые значительным образом расширили сферу их максимально полной и эффективной реализации.

Юридическим гарантиям прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в данной системе отводится особая роль потому, что они являются своего рода фактором, определяющим специфику всей их реализации. Именно наличие юридических гарантий позволяет в большинстве случаев осужденным к лишению свободы наиболее результативным образом воспользоваться имеющейся у них правовой возможностью, реализовав свой тот или иной интерес.

Общее понятие юридических гарантий в научной литературе не является столь уж спорным, несмотря на включение в него тех или иных аспектов, характеризующих данную правовую категорию. Большинство авторов трактуют ее весьма однозначно и склоняются к мнению, что под юридическими гарантиями следует понимать закрепленные законодательством средства и способы, которые непосредственно обеспечивают правомерное осуществление и защиту прав, свобод и законных интересов личности.

Переходя к непосредственной теме нашего исследования, следует отметить, что в системе реализации прав и свобод рассматриваемой нами категории лиц юридические гарантии имеют существенное самостоятельное значение и их не следует воспринимать в качестве второстепенного элемента, оказывающего лишь служебные функции. Выполняя свое предназначение, они не только обеспечивают процесс реализации прав и свобод, но и благодаря этому превращаются в самостоятельный элемент правового положения осужденных к лишению свободы. Это же, в свою очередь, предопределяет необходимость обращения к изучению их системы, а также сущности и содержания каждого из ее элементов.

В чем же конкретно проявляется юридическое гарантирование прав и свобод? Н.В. Витрук среди всех юридических гарантий прав и свобод личности предлагает выделять две группы: 1) гарантии реализации и 2) гарантии охраны (защиты). К гарантиям реализации он относит следующие их виды: конкретизацию пределов (границ) прав и свобод; юридические факты, с которыми связывается их реализация; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной инициативной их реализации.

Ко второй группе гарантий он относит надзор и контроль за правомерностью поведения субъектов права в целях выявления случаев правонарушений; правовую защиту; юридическую ответственность; пресечение и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая формы применения правоохранительных мер); профилактику и предупреждение правонарушений.

Указанная точка зрения является весьма обстоятельной, затрагивающей практически все основные аспекты правовой системы. Вместе с тем предложенная модель носит несколько расширительный характер, достаточно нечетко характеризующий рассматриваемую нами юридическую категорию. В частности, включение в систему юридических гарантий таких элементов, как конкретизация границ прав и свобод, представляется достаточно абстрактной. Что это за границы и как их конкретизировать, остается только догадываться. На наш взгляд, в данном случае применима более емкая формулировка данного вида гарантий, предложенная А.Н. Бабаем – самообеспеченность прав и свобод, подразумевающая их четкую формулировку в законодательстве без возможности двоякого толкования.

То же самое следует отнести и к гарантиям защиты, в которые Н.В. Витрук включает профилактику и предупреждение преступности. Указанные меры, несомненно, имеют большое значение в деле борьбы с правонарушениями, но с сугубо правовой точки зрения назвать их юридическими средствами защиты представляется весьма проблематичным.

Поэтому, с учетом специфики нашего исследования, столь широкая трактовка юридических гарантий, на наш взгляд, является едва ли применимой в отношении осужденных к лишению свободы. Такое положение вещей обусловлено включением в него слишком большого количества компонентов, что ведет к размытию его содержания, а также не позволяет реально определить его внутреннюю сущность. Поэтому система юридических гарантий прав и свобод рассматриваемой категории лиц представляется нам следующим образом. Соглашаясь с мнением Н.В. Витрука, мы также предлагаем выделять две формы юридических гарантий: 1) гарантии реализации прав и свобод и 2) гарантии их правовой защиты. Но, что касается определения содержания двух этих форм, то мы наполнили их несколько иным смыслом.

К первой группе юридических гарантий мы отнесли ряд характерных признаков и особенностей, раскрывающих содержательную сторону прав и свобод лиц, находящихся в исправительных учреждениях: закрепление прав и свобод в нормах права; наличие правового механизма их реализации; правоприменительная деятельность компетентных органов; процессуальные формы реализации. Остановимся на их более подробном рассмотрении и попытаемся исследовать их сущность.

Первой и одной из важнейших юридических гарантий защиты является непосредственное закрепление прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в юридических нормах. Иными словами, речь здесь идет об их самообеспеченности. Ведь воля государства, возведенная в ранг закона в виде нормы права, сама по себе является сильнейшим фактором гарантии ее реализации. Кроме того, особенностью прав и свобод является и то, что им корреспондируют соответствующие обязанности именно государства и его органов. Поэтому возложение ими на себя данных обязанностей накладывает дополнительную ответственность по обеспечению реализации той или иной правовой нормы.

В условиях построения развитого демократического общества должны доминировать тенденции к расширению сферы регулирования прав и свобод, подкрепленные необходимостью четкой фиксации в законодательстве их ограничений в отношении лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Наличие детальных правоустановлений, позволяющих однозначно воспринимать ту или иную юридическую норму, должно стать одним из важнейших факторов, обеспечивающих осужденным к лишению свободы максимально полную реализацию своих прав.

Вместе с тем одно лишь закрепление соответствующих норм в законодательстве не может обеспечить осуществление рассматриваемой нами категорией лиц своих прав и свобод. Для этого необходимы дополнительные средства. Поэтому к следующему виду рассматриваемой нами формы гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы отнесли наличие механизма их реализации. Ведь недостаточно только продекларировать право, для того, чтобы им можно было реально воспользоваться, надо отразить в законодательстве и порядок его осуществления. Без установления такого порядка юридическая норма просто сама по себе не сможет действовать.

В юридической литературе вопрос о содержании механизма реализации прав и свобод решается весьма неоднозначным образом. Так, А.С. Мордовец называет элементами рассмариваемого механизма сами гарантии, общественные нормы, гласность, общественное мнение, ответственность, процедуры, контроль, Н.И. Раздымалина – систему государственных органов, призванную защищать права и свободы, правовые нормы, цель правового регулирования и наличие конкретной социально-правовой ситуации. Однако, по нашему мнению, эти и подобные им точки зрения в силу своей неопределенности и расплывчатости включаемых в рассматриваемую категорию элементов (общественное мнение, наличие конкретной социально-правовой ситуации и др.) не могут служить основой для определения содержания механизма реализации прав и свобод лиц, находящихся в исправительных учреждениях, как одного из средств их осуществления.

На наш взгляд, в структуру механизма реализации прав осужденных к лишению свободы должны входить строго юридические категории, имеющие под собой сугубо правовую почву и не допускающие двойственности своего толкования. Отталкиваясь от этого, а также учитывая позитивные стороны обозначенных точек зрения, мы сочли необходимым включить в указанное понятие следующие элементы:

- наличие нормативно-правовой базы, закрепляющей субъективные права осужденных к лишению свободы, а также определяющей конкретный порядок и условия их осуществления;

- правомерная деятельность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, направленная на их реализацию;

- корреспондированная правом рассматриваемой категории лиц деятельность обязанных субъектов (администрации исправительного учреждения, органов социального обеспечения и др.) по его осуществлению.

Справедливости ради следует отметить, что предложенная нами структура механизма реализации прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, носит весьма упрощенный и несколько схематичный характер. Однако мы сознательно пошли на это, включив в нее лишь обязательные, на наш взгляд, элементы, характеризующие анализируемый механизм с исключительно юридически-догматической позиции, что, в свою очередь, не исключает появления дополнительных элементов, насыщающих его социальным содержанием.

Остановившись на основных аспектах механизма реализации прав и свобод рассматриваемой нами категории лиц, перейдем к характеристике другой, не менее важной юридической гарантии их осуществления - полноте и непротиворечивости законодательства, регламентирующего права и свободы лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Совершенствование законодательства является неотъемлемым и обязательным процессом, сопутствующим становлению правового государства. Формулируя те или иные юридические положения, законодатель должен не только стремиться привнести в правовую систему нечто новое, но и проанализировать данные положения с точки зрения целесообразности и сочетаемости с уже существующими правовыми нормами.

Названные положения о полноте и непротиворечивости законодательства в сфере регулирования прав и свобод осужденных к лишению свободы будут являться несколько абстрактными, если мы не наполним их определенным содержанием, обусловливающим необходимость выделения конкретных форм выражения повышения качества законодательства. На наш взгляд, следует остановиться на следующих проявлениях, связанных с совершенствованием нормативно-правового массива, регулирующего процесс реализации рассматриваемой нами категории лиц своих прав:

1) соответствие принимаемых законодательных актов положениям Конституции и законодательства государства, непротиворечие с закрепленными в них принципами и нормами права;

2) использование единой терминологии, ясность и доступность юридических норм, что имеет немаловажное значение не только с позиции законодательной техники, но и также правоприменительной деятельности;

3) постоянное повышение качества процесса обновления правовой базы, регулирующей исследуемую нами сферу общественных отношений.

Данные положения тем более актуальны в отношении прав и свобод осужденных к лишению свободы, потому как нами уже были вскрыты значительные пробелы и противоречия, негативно влияющие на процесс их реализации. В целях повышения юридической гарантированности осуществления лицами рассматриваемой категории своих прав и свобод необходим незамедлительный пересмотр действующей в данной сфере правоотношений законодательной базы с последующим устранением выявленных недостатков.

К следующему виду гарантий реализации прав осужденных к лишению свободы мы отнесли правоприменительную деятельность государственных органов, в том числе и администрации исправительного учреждения, представляющую собой осуществление ими властных полномочий по осуществлению правовых норм применительно к конкретным случаям. Из курса общей теории государства и права известно, что правоприменение является особой формой реализации права и подразделяется на несколько видов (исполнительная, контрольно-надзорная и другие виды деятельности). С позиций исследуемого аспекта проблемы нас интересует, прежде всего, исполнительная форма правоприменения.

Исполнительная деятельность государственных органов по осуществлению прав и свобод осужденных является неотъемлемым элементом их юридической гарантированности, т.к. зачастую от ее своевременности и квалифицированности зависит реализация того или иного права лиц рассматриваемой категории. Теоретический анализ позволил выделить нам три основных вида деятельности компетентных органов, в которых проявляется данная форма:

1) содействие в осуществлении лицами рассматриваемой категории своих прав и свобод (например, издание приказа об увольнении с работы в случае желания осужденного к лишению свободы, достигшего необходимого возраста, реализовать право на пенсионное обеспечение);

2) посредничество (разрешение администрации исправительного учреждения на занятие предпринимательской деятельностью на его территории и др.);

3) контроль за реализацией прав осужденными к лишению свободы (например, деятельность администрации исправительного учреждения по контролю за их телефонными переговорами).

Названные формы проявления правоприменительной деятельности достаточно полно характеризуют указанную юридическую гарантию, однако следует отметить, что отсутствие у данной деятельности по реализации прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, таких свойств, как своевременность и соответствие предписаниям правовых норм, может повлечь за собой их необоснованное ущемление. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Е.В. Аграновской, считающей, что действия законодателя должны быть направлены не на расширение сферы правового регулирования правоприменительной деятельности по реализации прав и свобод граждан, а на повышение качественного состояния уровня ее осуществления.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.