Меню
Поиск



рефераты скачать Понятие и особенности реализации политических прав осужденных

Таким образом, проведенные исследования отдельных видов конституционных прав, свобод и обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях позволили, на наш взгляд, дать их достаточно четкую содержательную характеристику. Основываясь на анализе большого числа литературных источников, а также нормативно-правового материала, мы попытались привести определение, раскрыть содержание и выделить характерные особенности, свойственные осуществлению данных прав и обязанностей осужденными к лишению свободы. Помимо того, на основании выявленных пробелов и противоречий в нормативно-правовых актах, касающихся вопросов регулирования рассматриваемых конституционных прав и обязанностей, в целях незамедлительного их устранения нами предложено внести в них значительное количество уточняющих и дополняющих норм, которые бы способствовали приведению данной сферы правоотношений в соответствие с текущим законодательством и совершенствовали бы его.


Общая характеристика элементов специального правового статуса осужденных к лишению свободы


Помимо общих конституционных прав, свобод и обязанностей, имеющих в ряде случаев ограниченный характер или приобретающих особые формы реализации, неотъемлемыми элементами правового статуса осужденных к лишению свободы являются также его специальные составляющие, наличие которых обусловлено такой социально-правовой характеристикой их личности, как нахождение в исправительном учреждении.

Перечень основных специальных прав, свобод и обязанностей осужденных к лишению свободы достаточно подробно регламентирован действующим УИК РФ и ведомственными нормативными актами подзаконного характера, конкретизирующими данную сферу правового регулирования (например, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений 2001г.).

Наиболее существенным юридическим свойством специальных прав осужденных к лишению свободы необходимо назвать их прямую связь с отбытием наказания в виде лишения свободы и с его карательной сущностью. Именно факт нахождения лица в исправительном учреждении является основанием для появления у него различных правовых возможностей, которыми не обладают законопослушные граждане. Существование указанного вида специальных прав и свобод носит непроизвольный характер, т.к. именно факт осуждения лица и помещение его в соответствующее исправительное учреждение является той юридической основой, которая вызывает те или иные ограничения в потребностях и желаниях осужденных (например, право ограниченного пользования личными деньгами). Следующим характерным свойством специальных прав и свобод осужденных является их связь с исправительным воздействием наказания, выраженная в наличии обстоятельств, определяющих перечень и пределы данных прав (право на вежливое обращение персонала администрации и т.п.). И, наконец, в качестве последнего юридического свойства следует назвать их обусловленность необходимостью создания условий, способствующих правильной организации жизнедеятельности осужденных к лишению свободы (право на отдельное спальное место, определенную норму жилой площади и др.).

Общий анализ совокупности основных специальных прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, позволил автору прийти к выводу о достаточной неоднородности их системы, что в свою очередь предопределило необходимость деления указанных прав и свобод на различные виды. Наиболее простым в данном случае является общепринятое членение на личные (например, право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения), политические (право на обращение к органам государственной власти различного уровня с жалобами и предложениями), социально-экономические и культурные права и свободы (право пользования библиотекой исправительного учреждения и др.). Вместе с тем такое деление, на наш взгляд, не совсем адекватно определяет особенности специальных прав и свобод осужденных, т.к. не отражает индивидуальности и дифференцированности правового статуса лиц данной категории.

По нашему мнению, наиболее рациональной является группировка тех или иных специальных прав и свобод в зависимости от уровня их самостоятельности относительно общеконституционных прав и свобод. Взяв за основу данный критерий, представляется целесообразным выделять следующие виды специальных прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях:

1) права и свободы, конкретизирующие и детализирующие общеконституционные права (право на получение медицинской помощи в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы);

2) права и свободы, расширяющие общеконституционные права (право получать информацию о своих правах и обязанностях в сфере исполнения наказания);

3) права и свободы, имеющие самостоятельное юридическое значение и не связанные с общеконституционными правами (право на вежливое обращение со стороны персонала исправительного учреждения).

Наряду с правами и свободами одним из элементов специального правового статуса осужденных к лишению свободы в первой главе работы мы назвали их законные интересы, являющиеся своеобразными юридическими возможностями, реализация которых зависит от усмотрения компетентных лиц. В действующем законодательстве России законные интересы распространены достаточно широко (например, в трудовом праве), однако наибольший интерес они представляют именно с позиций уголовно-исполнительного права, т.к. ограниченность правового статуса рассматриваемой категории лиц носит ярко выраженный отраслевой характер.

Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет прийти к выводу, что законные интересы имеют значительно больший удельный вес в содержании специального правового статуса осужденных и играют более важную роль в механизме юридического гарантирования, чем аналогичная категория в правовом статусе свободных граждан, что, на наш взгляд, обусловлено факторами исправительного воздействия.

Юридическая сущность законных интересов состоит в том, что они представляют собой некие льготы, которыми осужденные могут пользоваться, если администрация исправительного учреждения им их предоставит. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Г.А. Аванесова, что пользование льготами не адекватно праву на них, а расширение или сужение прав осужденных – это не предоставление новых или лишение прежних льгот, а результат изменения условий содержания осужденного, основанный на нормах действующего законодательства.

Существенным недостатком уголовно-исполнительного законодательства является отсутствие систематизации специальных законных интересов осужденных к лишению свободы. По нашему мнению, перечень основных законных интересов необходимо закрепить в отдельной статье либо УИК РФ, либо Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, и при необходимости изложить механизм их реализации. Одновременно с этим встает вопрос о выделении различных видов законных интересов. С научных позиций такое деление является необходимым в том плане, что позволяет более детально исследовать их сущность, особенности и юридические свойства. В основу классификации законных интересов могут быть положены различные критерии:

1) сфера регулируемых общественных отношений:

а) личные;

б) социально-экономические;

в) культурные;

2) цели регулирования - интересы, направленные на реализацию прав осужденного либо обеспечение режима исполнения наказаний;

3) характер предписания:

а) интересы, установленные путем предоставления права осужденному с условием позитивных действий администрации – например, предоставление осужденному отпуска с разрешения администрации;

б) интересы, связанные с наделением администрации возможностью осуществления конкретных действий, направленных на реализацию того или иного права осужденного – право предоставить осужденному дополнительный отпуск.

Вместе с тем с практической стороны важное юридическое значение, на наш взгляд, имеет деление законных интересов в зависимости от того, как они связаны с фактом нахождения лица в исправительном учреждении. Аналогичной точки зрения придерживается и А.А. Беляев, который в зависимости от этого критерия делит законные интересы осужденных на следующие виды:

а) относящиеся к факту изоляции и поведению осужденного (возможность их перевода на улучшенные условия содержания, предоставление дополнительного свидания, разрешение на дополнительный телефонный звонок и др.);

б) бытовые законные интересы (разрешение на дополнительное расходование денег, выезд за пределы исправительного учреждения);

в) трудовые (увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.);

г) иные социальные интересы (например, возможность возбуждения администрацией ходатайства о помиловании для положительно характеризуемых лиц).

Неотъемлемым элементом правового статуса осужденных к лишению свободы являются их юридические обязанности. Наряду с необходимостью исполнения общеконституционных мер должного поведения, лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, обязаны соблюдать специальные требования уголовно-исполнительного законодательства. Попытаемся исследовать сущность, юридическую природу и выделить характерные черты рассматриваемого явления правовой действительности.

Содержанием специальных обязанностей выступает, с одной стороны, необходимость осуществления осужденными действий активного характера (например, обязанность явиться по вызову администрации) либо пассивное воздержание от таковых (недопустимость нанесения вреда имуществу исправительного учреждения), а с другой - право администрации принудить (вплоть до применения мер юридической ответственности) осужденного к лишению свободы к надлежащему выполнению тех или иных ее законных требований (например, право на принуждение осужденного к прохождению медицинского освидетельствования в целях своевременного обнаружения инфекционных заболеваний). Именно поэтому в обязанностях осужденного как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений следует искать проявление исправительно-карательного воздействия наказания в виде лишения свободы. В этой же связи нельзя не согласиться с мнением А.И. Дементьева, утверждающего, что наличие в уголовно-исполнительном законодательстве норм обязывающего и запрещающего характера «…обусловлено не только требованиями необходимости претерпевания осужденными определенных лишений за совершенное преступление, но и необходимостью восстановления мер социальной справедливости».

Общий анализ юридической природы специальных обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, позволяет нам выделить их следующие характерные черты, раскрывающие сущностную сторону исследуемого явления правовой действительности:

1) имеют строго формально-юридический характер (является недопустимым принуждение осужденных к исполнению обязанностей, которые не предусмотрены действующим уголовно-исполнительным законодательством);

2) являются средствами обеспечения нормального функционирования и жизнедеятельности исправительного учреждения (направлены на поддержание должного порядка на его территории, например, обязанность принимать участие в работах по благоустройству, соблюдать распорядок дня и т.д.);

3) нередко имеют карательную сущность (призваны обеспечить восстановление социальной справедливости путем претерпевания осужденными определенных негативных последствий наказания в виде лишения свободы – запрет пользования наличными деньгами, обязанность передвигаться в составе строя и др.);

4) рассчитаны на оказание исправительно-предупредительного воздействия на осужденных к лишению свободы (направлены на искоренение идеологических и психологических установок лица на совершение общественно опасных деяний, например, обязанность добросовестного отношения к труду и учебе);

5) являются временными мерами принудительного воздействия, т.к. срок их действия ограничен временем пребывания осужденного в исправительном учреждении (после отбытия лицом наказания утрачивают свою юридическую силу).

Одной из весьма дискуссионных проблем законодательной регламентации специальных обязанностей осужденных к лишению свободы является, на наш взгляд, недостаточное их отражение и конкретизация в действующем законодательстве. Позволим себе не согласиться с точкой зрения В.М. Тараненко, который считает, что в случае отсутствия правовой нормы, обязывающей лиц рассматриваемой категории совершить какие-либо действия, отвечающие интересам администрации, ее представителям необходимо руководствоваться интересами других осужденных и требованиями социальной справедливости. По нашему мнению, в условиях формирования демократического государства, когда на смену разрешительному методу правового регулирования приходит дозволительный характер права, является недопустимым использование по отношению к осужденным мер принудительного воздействия, не предусмотренных действующим законодательством.

В этой связи представляется целесообразным дополнить ст.11 «Основные обязанности осужденных» УИК РФ п.7 следующего содержания:

«Перечень обязанностей осужденных, указанных в настоящем кодексе, а также в подзаконных нормативно-правовых актах ведомственного характера, является исчерпывающим. Не допускается наложение на осужденных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством».

Достаточно обширная сфера правового регулирования, касающаяся закрепления специальных обязанностей в нормативно-правовых актах, относящихся к установлению основ юридического статуса осужденных к лишению свободы, обусловливает необходимость обращения к вопросу их научной классификации.

Первым ее основанием необходимо назвать характер предписания нормы права, устанавливающей обязанность осужденного к лишению свободы. В зависимости от этого все обязанности следует разделить на два вида: а) обязанности, вытекающие из правовых запретов (например, недопустимость употребления алкогольных напитков, проведения азартных игр и др. влекут за собой обязанность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, не совершать подобного рода действий); б) обязанности, прямо предусматривающие совершение активных действий, предписанных нормами уголовно-исполнительного права (обязанность иметь короткую стрижку, передвигаться по территории исправительного учреждения только строем и т.д.).

Вторым основанием классификации следует назвать сферу направленности правовых норм, закрепляющих специальные обязанности осужденных к лишению свободы. Согласно данному критерию можно выделить следующие виды обязанностей: а) обязанности, связанные с ограничением свободы личности осужденного (например, обязанность соблюдения правил личной гигиены, ношения одежды установленного образца); б) обязанности социально-экономического и культурного характера (необходимость бережного отношения к имуществу исправительного учреждения, запрет пользования наличными деньгами и др.).

В качестве последнего основания классификации обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, необходимо обозначить связанность с личными негативными последствиями наказания в виде лишения свободы: а) обязанности, обусловленные требованиями режима и необходимостью обеспечения постоянной жизнедеятельности исправительного учреждения (обязанности по соблюдению распорядка дня, требований пожарной безопасности и т.д.); б) обязанности, определяющие карательную сущность мер личного характера, применяемых к осужденным в период отбытия наказания (запреты на изготовление и пользование электрическими приборами, содержание животных и птиц, нанесение татуировок и т.п.).

Таким образом, последовательно определив структуру специального правового статуса осужденных к лишению свободы, к которой относятся специальные права, свободы, законные интересы и обязанности, мы дали их развернутый анализ, остановившись на характерных чертах, юридических свойствах и особенностях, а также классификации указанных правовых категорий.

Литература:


1.                 Демина В.В. Назначение наказания по совокупности преступлений // Уголовный процесс. - 2005. - №2.-с.20-24.

2.                 Арапиди С.Г. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств: законодательная регламентация и проблема  индивидуализации: Автореферат / Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. - М., 2005. - 19с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.