Таким образом,
проведенные исследования отдельных видов конституционных прав, свобод и
обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях позволили, на наш
взгляд, дать их достаточно четкую содержательную характеристику. Основываясь на
анализе большого числа литературных источников, а также нормативно-правового
материала, мы попытались привести определение, раскрыть содержание и выделить
характерные особенности, свойственные осуществлению данных прав и обязанностей
осужденными к лишению свободы. Помимо того, на основании выявленных пробелов и
противоречий в нормативно-правовых актах, касающихся вопросов регулирования
рассматриваемых конституционных прав и обязанностей, в целях незамедлительного
их устранения нами предложено внести в них значительное количество уточняющих и
дополняющих норм, которые бы способствовали приведению данной сферы
правоотношений в соответствие с текущим законодательством и совершенствовали бы
его.
Общая характеристика элементов специального правового статуса
осужденных к лишению свободы
Помимо общих
конституционных прав, свобод и обязанностей, имеющих в ряде случаев
ограниченный характер или приобретающих особые формы реализации, неотъемлемыми
элементами правового статуса осужденных к лишению свободы являются также его
специальные составляющие, наличие которых обусловлено такой социально-правовой
характеристикой их личности, как нахождение в исправительном учреждении.
Перечень основных
специальных прав, свобод и обязанностей осужденных к лишению свободы достаточно
подробно регламентирован действующим УИК РФ и ведомственными нормативными
актами подзаконного характера, конкретизирующими данную сферу правового
регулирования (например, Правилами внутреннего распорядка исправительных
учреждений 2001г.).
Наиболее
существенным юридическим свойством специальных прав осужденных к лишению
свободы необходимо назвать их прямую связь с отбытием наказания в виде лишения
свободы и с его карательной сущностью. Именно факт нахождения лица в
исправительном учреждении является основанием для появления у него различных
правовых возможностей, которыми не обладают законопослушные граждане.
Существование указанного вида специальных прав и свобод носит непроизвольный
характер, т.к. именно факт осуждения лица и помещение его в соответствующее
исправительное учреждение является той юридической основой, которая вызывает те
или иные ограничения в потребностях и желаниях осужденных (например, право
ограниченного пользования личными деньгами). Следующим характерным свойством
специальных прав и свобод осужденных является их связь с исправительным
воздействием наказания, выраженная в наличии обстоятельств, определяющих
перечень и пределы данных прав (право на вежливое обращение персонала
администрации и т.п.). И, наконец, в качестве последнего юридического свойства
следует назвать их обусловленность необходимостью создания условий,
способствующих правильной организации жизнедеятельности осужденных к лишению
свободы (право на отдельное спальное место, определенную норму жилой площади и
др.).
Общий анализ
совокупности основных специальных прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных
учреждениях, позволил автору прийти к выводу о достаточной неоднородности их
системы, что в свою очередь предопределило необходимость деления указанных прав
и свобод на различные виды. Наиболее простым в данном случае является
общепринятое членение на личные (например, право на вежливое обращение со
стороны персонала учреждения), политические (право на обращение к органам
государственной власти различного уровня с жалобами и предложениями),
социально-экономические и культурные права и свободы (право пользования
библиотекой исправительного учреждения и др.). Вместе с тем такое деление, на
наш взгляд, не совсем адекватно определяет особенности специальных прав и
свобод осужденных, т.к. не отражает индивидуальности и дифференцированности
правового статуса лиц данной категории.
По нашему мнению,
наиболее рациональной является группировка тех или иных специальных прав и
свобод в зависимости от уровня их самостоятельности относительно
общеконституционных прав и свобод. Взяв за основу данный критерий,
представляется целесообразным выделять следующие виды специальных прав и свобод
лиц, содержащихся в исправительных учреждениях:
1) права и
свободы, конкретизирующие и детализирующие общеконституционные права (право на
получение медицинской помощи в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной
системы);
2) права и
свободы, расширяющие общеконституционные права (право получать информацию о
своих правах и обязанностях в сфере исполнения наказания);
3) права и
свободы, имеющие самостоятельное юридическое значение и не связанные с
общеконституционными правами (право на вежливое обращение со стороны персонала
исправительного учреждения).
Наряду с правами
и свободами одним из элементов специального правового статуса осужденных к
лишению свободы в первой главе работы мы назвали их законные интересы,
являющиеся своеобразными юридическими возможностями, реализация которых зависит
от усмотрения компетентных лиц. В действующем законодательстве России законные
интересы распространены достаточно широко (например, в трудовом праве), однако
наибольший интерес они представляют именно с позиций уголовно-исполнительного
права, т.к. ограниченность правового статуса рассматриваемой категории лиц
носит ярко выраженный отраслевой характер.
Анализ
уголовно-исполнительного законодательства позволяет прийти к выводу, что
законные интересы имеют значительно больший удельный вес в содержании
специального правового статуса осужденных и играют более важную роль в
механизме юридического гарантирования, чем аналогичная категория в правовом
статусе свободных граждан, что, на наш взгляд, обусловлено факторами
исправительного воздействия.
Юридическая
сущность законных интересов состоит в том, что они представляют собой некие
льготы, которыми осужденные могут пользоваться, если администрация
исправительного учреждения им их предоставит. В этой связи нельзя не
согласиться с мнением Г.А. Аванесова, что пользование льготами не адекватно
праву на них, а расширение или сужение прав осужденных – это не предоставление
новых или лишение прежних льгот, а результат изменения условий содержания
осужденного, основанный на нормах действующего законодательства.
Существенным
недостатком уголовно-исполнительного законодательства является отсутствие
систематизации специальных законных интересов осужденных к лишению свободы. По
нашему мнению, перечень основных законных интересов необходимо закрепить в
отдельной статье либо УИК РФ, либо Правил внутреннего распорядка исправительных
учреждений, и при необходимости изложить механизм их реализации. Одновременно с
этим встает вопрос о выделении различных видов законных интересов. С научных
позиций такое деление является необходимым в том плане, что позволяет более
детально исследовать их сущность, особенности и юридические свойства. В основу
классификации законных интересов могут быть положены различные критерии:
1) сфера
регулируемых общественных отношений:
а) личные;
б)
социально-экономические;
в) культурные;
2) цели
регулирования - интересы, направленные на реализацию прав осужденного либо
обеспечение режима исполнения наказаний;
3) характер
предписания:
а) интересы,
установленные путем предоставления права осужденному с условием позитивных
действий администрации – например, предоставление осужденному отпуска с
разрешения администрации;
б) интересы,
связанные с наделением администрации возможностью осуществления конкретных
действий, направленных на реализацию того или иного права осужденного – право
предоставить осужденному дополнительный отпуск.
Вместе с тем с
практической стороны важное юридическое значение, на наш взгляд, имеет деление
законных интересов в зависимости от того, как они связаны с фактом нахождения
лица в исправительном учреждении. Аналогичной точки зрения придерживается и
А.А. Беляев, который в зависимости от этого критерия делит законные интересы
осужденных на следующие виды:
а) относящиеся к
факту изоляции и поведению осужденного (возможность их перевода на улучшенные
условия содержания, предоставление дополнительного свидания, разрешение на
дополнительный телефонный звонок и др.);
б) бытовые
законные интересы (разрешение на дополнительное расходование денег, выезд за
пределы исправительного учреждения);
в) трудовые
(увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.);
г) иные
социальные интересы (например, возможность возбуждения администрацией
ходатайства о помиловании для положительно характеризуемых лиц).
Неотъемлемым
элементом правового статуса осужденных к лишению свободы являются их
юридические обязанности. Наряду с необходимостью исполнения общеконституционных
мер должного поведения, лица, содержащиеся в исправительных учреждениях,
обязаны соблюдать специальные требования уголовно-исполнительного
законодательства. Попытаемся исследовать сущность, юридическую природу и
выделить характерные черты рассматриваемого явления правовой действительности.
Содержанием
специальных обязанностей выступает, с одной стороны, необходимость
осуществления осужденными действий активного характера (например, обязанность
явиться по вызову администрации) либо пассивное воздержание от таковых
(недопустимость нанесения вреда имуществу исправительного учреждения), а с
другой - право администрации принудить (вплоть до применения мер юридической
ответственности) осужденного к лишению свободы к надлежащему выполнению тех или
иных ее законных требований (например, право на принуждение осужденного к
прохождению медицинского освидетельствования в целях своевременного обнаружения
инфекционных заболеваний). Именно поэтому в обязанностях осужденного как
субъекта уголовно-исполнительных правоотношений следует искать проявление
исправительно-карательного воздействия наказания в виде лишения свободы. В этой
же связи нельзя не согласиться с мнением А.И. Дементьева, утверждающего, что
наличие в уголовно-исполнительном законодательстве норм обязывающего и запрещающего
характера «…обусловлено не только требованиями необходимости претерпевания
осужденными определенных лишений за совершенное преступление, но и
необходимостью восстановления мер социальной справедливости».
Общий анализ
юридической природы специальных обязанностей лиц, содержащихся в исправительных
учреждениях, позволяет нам выделить их следующие характерные черты,
раскрывающие сущностную сторону исследуемого явления правовой действительности:
1) имеют строго
формально-юридический характер (является недопустимым принуждение осужденных к
исполнению обязанностей, которые не предусмотрены действующим
уголовно-исполнительным законодательством);
2) являются
средствами обеспечения нормального функционирования и жизнедеятельности
исправительного учреждения (направлены на поддержание должного порядка на его
территории, например, обязанность принимать участие в работах по
благоустройству, соблюдать распорядок дня и т.д.);
3) нередко имеют
карательную сущность (призваны обеспечить восстановление социальной
справедливости путем претерпевания осужденными определенных негативных
последствий наказания в виде лишения свободы – запрет пользования наличными
деньгами, обязанность передвигаться в составе строя и др.);
4) рассчитаны на
оказание исправительно-предупредительного воздействия на осужденных к лишению
свободы (направлены на искоренение идеологических и психологических установок
лица на совершение общественно опасных деяний, например, обязанность
добросовестного отношения к труду и учебе);
5) являются временными
мерами принудительного воздействия, т.к. срок их действия ограничен временем
пребывания осужденного в исправительном учреждении (после отбытия лицом
наказания утрачивают свою юридическую силу).
Одной из весьма
дискуссионных проблем законодательной регламентации специальных обязанностей
осужденных к лишению свободы является, на наш взгляд, недостаточное их
отражение и конкретизация в действующем законодательстве. Позволим себе не
согласиться с точкой зрения В.М. Тараненко, который считает, что в случае
отсутствия правовой нормы, обязывающей лиц рассматриваемой категории совершить
какие-либо действия, отвечающие интересам администрации, ее представителям
необходимо руководствоваться интересами других осужденных и требованиями
социальной справедливости. По нашему мнению, в условиях формирования
демократического государства, когда на смену разрешительному методу правового
регулирования приходит дозволительный характер права, является недопустимым
использование по отношению к осужденным мер принудительного воздействия, не
предусмотренных действующим законодательством.
В этой связи
представляется целесообразным дополнить ст.11 «Основные обязанности осужденных»
УИК РФ п.7 следующего содержания:
«Перечень
обязанностей осужденных, указанных в настоящем кодексе, а также в подзаконных
нормативно-правовых актах ведомственного характера, является исчерпывающим. Не
допускается наложение на осужденных обязанностей, не предусмотренных
действующим законодательством».
Достаточно
обширная сфера правового регулирования, касающаяся закрепления специальных
обязанностей в нормативно-правовых актах, относящихся к установлению основ
юридического статуса осужденных к лишению свободы, обусловливает необходимость
обращения к вопросу их научной классификации.
Первым ее
основанием необходимо назвать характер предписания нормы права, устанавливающей
обязанность осужденного к лишению свободы. В зависимости от этого все
обязанности следует разделить на два вида: а) обязанности, вытекающие из
правовых запретов (например, недопустимость употребления алкогольных напитков,
проведения азартных игр и др. влекут за собой обязанность лиц, содержащихся в
исправительных учреждениях, не совершать подобного рода действий); б)
обязанности, прямо предусматривающие совершение активных действий, предписанных
нормами уголовно-исполнительного права (обязанность иметь короткую стрижку,
передвигаться по территории исправительного учреждения только строем и т.д.).
Вторым основанием
классификации следует назвать сферу направленности правовых норм, закрепляющих
специальные обязанности осужденных к лишению свободы. Согласно данному критерию
можно выделить следующие виды обязанностей: а) обязанности, связанные с
ограничением свободы личности осужденного (например, обязанность соблюдения
правил личной гигиены, ношения одежды установленного образца); б) обязанности
социально-экономического и культурного характера (необходимость бережного
отношения к имуществу исправительного учреждения, запрет пользования наличными
деньгами и др.).
В качестве
последнего основания классификации обязанностей лиц, содержащихся в
исправительных учреждениях, необходимо обозначить связанность с личными
негативными последствиями наказания в виде лишения свободы: а) обязанности,
обусловленные требованиями режима и необходимостью обеспечения постоянной
жизнедеятельности исправительного учреждения (обязанности по соблюдению
распорядка дня, требований пожарной безопасности и т.д.); б) обязанности,
определяющие карательную сущность мер личного характера, применяемых к
осужденным в период отбытия наказания (запреты на изготовление и пользование
электрическими приборами, содержание животных и птиц, нанесение татуировок и
т.п.).
Таким образом,
последовательно определив структуру специального правового статуса осужденных к
лишению свободы, к которой относятся специальные права, свободы, законные
интересы и обязанности, мы дали их развернутый анализ, остановившись на
характерных чертах, юридических свойствах и особенностях, а также классификации
указанных правовых категорий.
Литература:
1.
Демина
В.В. Назначение наказания по совокупности преступлений // Уголовный процесс. -
2005. - №2.-с.20-24.
2.
Арапиди
С.Г. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств: законодательная
регламентация и проблема индивидуализации: Автореферат / Уголовное право и
криминология; уголовно-исполнительное право. - М., 2005. - 19с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|