Понятие и особенности реализации личных прав осужденных к лишению свободы
Министерство
внутренних дел Российской Федерации
Белгородский
юридический институт
Кафедра уголовного права, криминологии
Дисциплина «Уголовное право»
Реферат
На тему: «Понятие и особенности
реализации личных прав осужденных к лишению свободы»
Подготовил:
Студент 332 группы
Маленький П.Д.
Белгород
2008
Введение
В
качестве первого из звеньев правового статуса осужденных рассмотрим права и
свободы, имеющие максимальный вес в его структуре благодаря своей разветвленной
системе и неоднородности; попытаемся выяснить особенности их реализации;
определить понятие и проблемы законодательной регламентации. Кроме того, говоря
о правовом статусе осужденных к лишению свободы, мы отметили, что он имеет
следующую систему: 1) общий: а) конституционно-правовой; б) ограниченный
конституционно-правовой; 2) специальный; 3) индивидуальный. Поэтому вначале мы
попытаемся исследовать особенности ограниченных конституционных прав, свобод и
обязанностей осужденных, а затем охарактеризуем элементы специального правового
статуса.
Приступая
к непосредственному рассмотрению проблем, связанных с определением сущности и
особенностей осуществления осужденными к лишению свободы своих прав, следует
отметить, что значительное количество последних приводит к многочисленным
научным дискуссиям, касающимся выделения тех или иных их видов. Спектр мнений
по данному вопросу весьма широк и поэтому не позволяет сделать верные выводы о
достоинствах или недостатках той или иной классификации. В этой связи мы будем
придерживаться традиционного варианту, согласно которому все права и свободы
подразделяются на следующие виды: 1) личные; 2) политические; 3)
социально-экономические и культурные.
Понятие и особенности реализации личных прав осужденных к
лишению свободы
Личные
конституционные права и свободы человека являются центральным ядром всей
системы российского права. Такая их роль во многом обусловлена тем, что они
выступают своего рода показателем степени демократичности общества,
характеризуют уровень его цивилизованности, а также меру возможной личной
свободы, которой обладает каждый член данного общества. В этой связи
принципиально важное значение имеет анализ не просто провозглашенных, а реально
действующих прав и свобод, реализация которых обеспечивается государством и его
институтами.
Под
термином «личные права» в научной литературе традиционно понимается
совокупность норм, юридически опосредующих личную свободу, и в то же время
социальные возможности каждого гражданина пользоваться конкретными
естественными благами личной свободы. Представляется, что указанная трактовка
предлагает нам достаточно многоплановое восприятие сущности исследуемого
понятия. В нем акцентируется внимание не только на естественности существования
личных прав, но и подчеркивается их содержательная сторона, раскрывающаяся в
свободе выбора человеком того или иного варианта поведения в целях достижения
личных благ.
Весьма
любопытным, с нашей точки зрения, является вопрос о системе личных
конституционных прав и свобод. Большинство ученых включают в нее различные их
виды, связанные с реализацией наиболее значимых для индивида ценностей,
обусловленных его жизненно важными потребностями в сфере личных интересов. Так,
по мнению Е.И.Козлова, современная система личных прав и свобод граждан,
представленных в Конституции России 1993 г., состоит из следующих структурных
элементов: право на жизнь, право на охрану государством чести, достоинства и
доброго имени каждого человека, на неприкосновенность личности, жилища и
частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, на свободу совести и вероисповедания, на свободу
передвижения и выбора места пребывания и жительства, на свободу мысли и слова.
Естественно,
можно сделать вывод, что указанная система относится только к законопослушным
гражданам, система личных прав осужденных к лишению свободы носит несколько
иной характер, в ней отсутствует ряд элементов, присущих системе личных прав и
свобод законопослушных граждан. В силу предписаний правовых норм, лица,
отбывающие наказание в исправительных учреждениях, соответственно полностью
лишены права на неприкосновенность жилища (сотрудники администрации вправе
беспрепятственно обыскивать места их проживания), права на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (они
подвергаются цензуре), права на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства (прямой законодательный запрет на указанное право отсутствует,
однако это следует из сущности самого наказания).
Перед
тем как непосредственно перейти к рассмотрению конкретных личных
конституционных прав осужденных к лишению свободы, следует отметить, что
реализация некоторых из них идентична порядку их осуществления законопослушными
гражданами и достаточно полно отражена в многочисленных литературных источниках
(например, конституционное право на охрану чести и достоинства). В этой связи
более интересным и целесообразным, на наш взгляд, представляется раскрытие содержания
лишь тех прав и свобод, осуществление которых имеет свои специфические черты и
особенности.
Первым
из них мы предлагаем рассмотреть конституционное право осужденных к лишению
свободы на неприкосновенность личности.
Основополагающее
значение в системе личных конституционных прав и свобод лиц, содержащихся в
исправительных учреждениях, имеет право на неприкосновенность личности. Роль
его столь велика, что при отсутствии этого права вообще не имело бы смысла
говорить о свободе личности как таковой.
В
отечественной правовой доктрине неприкосновенность личности воспринимается с
различных позиций. Согласно одной из них (узкой) ее понимание заключается в
том, что указанное право состоит лишь в соблюдении компетентными лицами
уголовно-процессуальных правил, призванных ограничить произвол при привлечении
лица к уголовной ответственности. Однако человек нуждается в правовой защите
своей личности не только тогда, когда он совершит или подозревается в
совершении преступления, но и в процессе своей повседневной деятельности. В
этом плане более развернутым представляется другой подход. Суть его состоит в
том, что в данном случае под правом на неприкосновенность личности понимается
широкая категория, заключающаяся в защите человека от любых посягательств на его
свободу.
Весьма
любопытной является точка зрения, представленная К.Б. Толкачевым, утверждающим,
что конституционно-правовой институт неприкосновенности личности можно
рассматривать вообще как систему всех личных прав и свобод. Ведь все они тем
или иным образом закрепляют неприкосновенность различных сфер личной свободы. В
этом случае все иные личные конституционные права и свободы можно справедливо
рассматривать в качестве правомочий, включенных в право на неприкосновенность
личности.
На
наш взгляд, сущность права осужденных к лишению свободы на неприкосновенность
личности следует рассматривать в двух аспектах. Первый из них состоит в том,
что указанное право играет роль своего рода механизма защиты от возможных
противоправных действий, нарушающих свободу личности рассматриваемой нами
категории граждан со стороны как государственных органов, так и иных субъектов.
Весьма надежной гарантией недопустимости подобных деяний является закрепленное
в законодательстве РФ положение о запрете пыток, насилия, а также других
жестоких или унижающих человеческое достоинство обращений или наказаний.
Второй
аспект неприкосновенности личности осужденных к лишению свободы заключен в
наличии существенных нормативных ограничений этого права. Согласно положениям
действующего законодательства, должностные лица администрации исправительного
учреждения вправе в любое время подвергнуть лиц рассматриваемой категории
личному обыску; за нарушение установленных правил отбывания наказания и
совершение некоторых административных проступков (например, мелкое хулиганство)
по постановлению начальника исправительного учреждения они могут быть помещены
в штрафной изолятор, помещение камерного типа или одиночную камеру и т.д.
Однако объем указанных ограничений четко определен законодательными актами и не
может произвольно изменяться, а за нарушение правовых предписаний, регулирующих
ограничение права осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности,
установлена строгая юридическая ответственность. Отсюда следует, что сущность
рассматриваемого нами права лиц, содержащихся в исправительных учреждениях,
состоит в установлении правовых запретов на совершение в отношении них
каких-либо действий, помимо предусмотренных нормами закона, а также реакции со
стороны государства в виде санкций к нарушителю этих норм.
При
исследовании основных характеристик реализации права осужденных к лишению
свободы на неприкосновенность личности с особой остротой встает вопрос об
установлении его содержательной стороны, т.е. о том, какие составляющие в нее
входят. Изучив определенное число литературных источников и несколько обобщив
их, можно сделать вывод, что при решении поставленной задачи ученые
придерживаются в основном двух позиций. Представители первой точки зрения
предлагают в содержании данного конституционного права выделять различные
правомочия, например такие, как: право на свободу гражданина от незаконных и
необоснованных арестов, личных обысков, освидетельствований и иных
принудительных мер со стороны государственных органов и должностных лиц, право
на свободу гражданина от преступных посягательств отдельных лиц. Некоторые
также добавляют сюда правомочия на охрану жизни, здоровья, на личную свободу от
каких - либо незаконных правоограничений и др. Однако представляется, что
указанная позиция носит слишком неконкретный и недостаточно устойчивый
характер. Данная ситуация, согласно нашему твердому убеждению, обусловлена тем,
что каждый ученый может по своему усмотрению исключать либо добавлять в
рассматриваемое нами право какие-либо иные правомочия (что, в принципе, сейчас
и происходит). В конце концов, это ведет к размытию самого понятия
неприкосновенности личности, восприятию его как явления, не имеющего четко
выраженных составных элементов.
Представители
второй из раскрываемых нами точек зрения придерживаются несколько иных взглядов
и предлагают рассматривать содержание конституционного права осужденных к
лишению свободы на неприкосновенность личности не как определенное количество
правомочий, а как совокупность форм его реализации. В качестве примера приведем
мнение Н.С. Бондаря, который предлагает выделять в анализируемом праве три
компонента:
1)
физическая неприкосновенность;
2)
нравственно-психологическая неприкосновенность;
3)
неприкосновенность частной и семейной жизни.
Несмотря
на универсальность этой позиции, и она, на наш взгляд, не лишена определенной
степени нелогичности. Так, если первые две составляющие представляют собой
обобщающие понятия, включающие в себя несколько подэлементов, то третью, скорее
всего, следует отнести к более узкой категории, входящей в структуру
нравственно-психологической неприкосновенности лиц, содержащихся в
исправительных учреждениях.
На
основании изложенного хотелось бы предложить свой вариант решения вопроса, на
наш взгляд, наиболее полно отражающий содержание исследуемого права. Мы
предлагаем выделять в праве осужденных к лишению свободы на неприкосновенность
личности трисостовляющих: физическую, нравственно-психологическую и
имущественную неприкосновенность. Рассмотрим их более подробно.
Несмотря
на факт применения к осужденному наказания в виде лишения свободы, он остается
под защитой государства. Совершение в отношении него каких-либо противоправных
действий физического характера не допускается. В том случае, если такой факт
имел место, виновные лица должны быть привлечены к юридической ответственности.
Помимо того, физическая неприкосновенность сводится к строгой регламентации
нескольких процедур: 1) недопустимости применения к лицам, содержащимся в
исправительных учреждениях, побоев, пыток и иных насильственных действий; 2)
законности порядка проведения в их отношении действий принудительного характера
(например, личного обыска).
Нравственно-психологический
компонент неприкосновенности личности предполагает запрет на совершение по
отношению к осужденным к лишению свободы каких бы то ни было аморальных
действий, наносящих ему психическую травму либо содержащих шантаж, угрозы,
издевательства как со стороны должностных лиц администрации исправительного
учреждения, так и других осужденных к лишению свободы.
Имущественная
неприкосновенность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, состоит в
недопустимости использования их личного имущества другими субъектами (например,
одежды), в запрете на вмешательство в возможность совершения ими некоторых
сделок (покупка товаров, дарение), в свободном пользовании общим имуществом и
др.
В
свете предложенной точки зрения нам бы хотелось попытаться дать свое
определение права осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности,
в котором мы постарались сконцентрировать уже полученные до нас знания, учесть
большинство рациональных мнений различных ученых, а также включить в него свое
видение вопроса, полученное в ходе собственного исследования. Итак, под правом
лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на неприкосновенность личности
мы предлагаем понимать недопустимость совершения в отношении них противоправных
посягательств на физическую, нравственно-психологическую и имущественную
свободу со стороны каких бы то ни было лиц.
Следующим
в группе исследуемых нами прав необходимо рассмотреть право лиц, отбывающих
наказание в исправительных учреждениях, на свободу совести и вероисповедания.
До
недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в исправительных
учреждениях, были полностью ограничены в возможности реализации
конституционного права на свободу совести и вероисповедания. Действовавшее
ранее законодательство (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.29 г., с
изменениями внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 23.06.75 г.) запрещало
совершение во всех государственных, общественных и иных учреждениях каких бы то
ни было религиозных обрядов и церемоний, а также хранение предметов культа. Эти
запреты в полной мере распространялись и на исправительные учреждения, доступ в
которые для священнослужителей был невозможен.
Введение
в 1991 г. в Конституцию РСФСР, а затем в 1992 г. в Исправительно-трудовой
кодекс соответствующих положений о свободе совести и вероисповедания создало
реальную возможность реализации осужденными, содержащимися в исправительных
учреждениях, рассматриваемого нами конституционного права. На сегодняшний день
юридической основой осуществления данными лицами права на свободу совести и
вероисповедания являются положения ст.28 Конституции РФ, которые
конкретизированы в ст.14 УИКа РФ 1996г. и Федеральном законе 1997 г. «О свободе
совести и религиозных объединениях», пришедшем на смену старому, принятому еще
во времена существования СССР Закону РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе
вероисповеданий».
Исследование
механизма реализации лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, права
на свободу совести и вероисповедания логично было бы начать с выяснения вопроса
о том, что представляют собой категории совесть и право свободы на нее. По
нашему мнению, понятие совести включает в себя два аспекта – широкий,
философско-этический, и узкий, специально-юридический. В первом случае под
совестью понимается чувство и сознание моральной ответственности за свое
поведение и поступки перед самим собой, окружающими людьми и обществом, а во
втором – отсутствие какого-либо правового принуждения над религиозными или
атеистическими мировоззрениями людей.
Весьма
многоплановым в юридической литературе является и понятие самого права на
свободу совести и вероисповедания. Так, М.Г. Кириченко говорит о нем как о
возможности выбора религии и отправления религиозных культов. Более широкой
позиции по этому вопросу придерживается В.В.Клочков, который считает, что
свобода совести и вероисповедания определяются как право каждого человека
исповедовать по своему выбору любую религию, как единолично, так и сообща с
другими, публично или частным порядком, а также право придерживаться
атеистических убеждений. К.Б. Толкачев и А.Г. Хабибулин рассматривают понятие
свободы совести с содержательной стороны и включают в него три элемента: 1)
право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; 2) право на
свободное отправление религиозных культов; 3) право на ведение атеистической
пропаганды.
Страницы: 1, 2
|