Меню
Поиск



рефераты скачать Понятие и особенности реализации личных прав осужденных к лишению свободы

Понятие и особенности реализации личных прав осужденных к лишению свободы

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра уголовного права, криминологии

Дисциплина «Уголовное право»

 

Реферат

На тему: «Понятие и особенности реализации личных прав осужденных к лишению свободы»



Подготовил: Студент 332 группы

Маленький П.Д.











Белгород 2008

Введение


В качестве первого из звеньев правового статуса осужденных рассмотрим права и свободы, имеющие максимальный вес в его структуре благодаря своей разветвленной системе и неоднородности; попытаемся выяснить особенности их реализации; определить понятие и проблемы законодательной регламентации. Кроме того, говоря о правовом статусе осужденных к лишению свободы, мы отметили, что он имеет следующую систему: 1) общий: а) конституционно-правовой; б) ограниченный конституционно-правовой; 2) специальный; 3) индивидуальный. Поэтому вначале мы попытаемся исследовать особенности ограниченных конституционных прав, свобод и обязанностей осужденных, а затем охарактеризуем элементы специального правового статуса.

Приступая к непосредственному рассмотрению проблем, связанных с определением сущности и особенностей осуществления осужденными к лишению свободы своих прав, следует отметить, что значительное количество последних приводит к многочисленным научным дискуссиям, касающимся выделения тех или иных их видов. Спектр мнений по данному вопросу весьма широк и поэтому не позволяет сделать верные выводы о достоинствах или недостатках той или иной классификации. В этой связи мы будем придерживаться традиционного варианту, согласно которому все права и свободы подразделяются на следующие виды: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические и культурные.

Понятие и особенности реализации личных прав осужденных к лишению свободы


Личные конституционные права и свободы человека являются центральным ядром всей системы российского права. Такая их роль во многом обусловлена тем, что они выступают своего рода показателем степени демократичности общества, характеризуют уровень его цивилизованности, а также меру возможной личной свободы, которой обладает каждый член данного общества. В этой связи принципиально важное значение имеет анализ не просто провозглашенных, а реально действующих прав и свобод, реализация которых обеспечивается государством и его институтами.

Под термином «личные права» в научной литературе традиционно понимается совокупность норм, юридически опосредующих личную свободу, и в то же время социальные возможности каждого гражданина пользоваться конкретными естественными благами личной свободы. Представляется, что указанная трактовка предлагает нам достаточно многоплановое восприятие сущности исследуемого понятия. В нем акцентируется внимание не только на естественности существования личных прав, но и подчеркивается их содержательная сторона, раскрывающаяся в свободе выбора человеком того или иного варианта поведения в целях достижения личных благ.

Весьма любопытным, с нашей точки зрения, является вопрос о системе личных конституционных прав и свобод. Большинство ученых включают в нее различные их виды, связанные с реализацией наиболее значимых для индивида ценностей, обусловленных его жизненно важными потребностями в сфере личных интересов. Так, по мнению Е.И.Козлова, современная система личных прав и свобод граждан, представленных в Конституции России 1993 г., состоит из следующих структурных элементов: право на жизнь, право на охрану государством чести, достоинства и доброго имени каждого человека, на неприкосновенность личности, жилища и частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на свободу совести и вероисповедания, на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства, на свободу мысли и слова.

Естественно, можно сделать вывод, что указанная система относится только к законопослушным гражданам, система личных прав осужденных к лишению свободы носит несколько иной характер, в ней отсутствует ряд элементов, присущих системе личных прав и свобод законопослушных граждан. В силу предписаний правовых норм, лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, соответственно полностью лишены права на неприкосновенность жилища (сотрудники администрации вправе беспрепятственно обыскивать места их проживания), права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (они подвергаются цензуре), права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (прямой законодательный запрет на указанное право отсутствует, однако это следует из сущности самого наказания).

Перед тем как непосредственно перейти к рассмотрению конкретных личных конституционных прав осужденных к лишению свободы, следует отметить, что реализация некоторых из них идентична порядку их осуществления законопослушными гражданами и достаточно полно отражена в многочисленных литературных источниках (например, конституционное право на охрану чести и достоинства). В этой связи более интересным и целесообразным, на наш взгляд, представляется раскрытие содержания лишь тех прав и свобод, осуществление которых имеет свои специфические черты и особенности.

Первым из них мы предлагаем рассмотреть конституционное право осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности.

Основополагающее значение в системе личных конституционных прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, имеет право на неприкосновенность личности. Роль его столь велика, что при отсутствии этого права вообще не имело бы смысла говорить о свободе личности как таковой.

В отечественной правовой доктрине неприкосновенность личности воспринимается с различных позиций. Согласно одной из них (узкой) ее понимание заключается в том, что указанное право состоит лишь в соблюдении компетентными лицами уголовно-процессуальных правил, призванных ограничить произвол при привлечении лица к уголовной ответственности. Однако человек нуждается в правовой защите своей личности не только тогда, когда он совершит или подозревается в совершении преступления, но и в процессе своей повседневной деятельности. В этом плане более развернутым представляется другой подход. Суть его состоит в том, что в данном случае под правом на неприкосновенность личности понимается широкая категория, заключающаяся в защите человека от любых посягательств на его свободу.

Весьма любопытной является точка зрения, представленная К.Б. Толкачевым, утверждающим, что конституционно-правовой институт неприкосновенности личности можно рассматривать вообще как систему всех личных прав и свобод. Ведь все они тем или иным образом закрепляют неприкосновенность различных сфер личной свободы. В этом случае все иные личные конституционные права и свободы можно справедливо рассматривать в качестве правомочий, включенных в право на неприкосновенность личности.

На наш взгляд, сущность права осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности следует рассматривать в двух аспектах. Первый из них состоит в том, что указанное право играет роль своего рода механизма защиты от возможных противоправных действий, нарушающих свободу личности рассматриваемой нами категории граждан со стороны как государственных органов, так и иных субъектов. Весьма надежной гарантией недопустимости подобных деяний является закрепленное в законодательстве РФ положение о запрете пыток, насилия, а также других жестоких или унижающих человеческое достоинство обращений или наказаний.

Второй аспект неприкосновенности личности осужденных к лишению свободы заключен в наличии существенных нормативных ограничений этого права. Согласно положениям действующего законодательства, должностные лица администрации исправительного учреждения вправе в любое время подвергнуть лиц рассматриваемой категории личному обыску; за нарушение установленных правил отбывания наказания и совершение некоторых административных проступков (например, мелкое хулиганство) по постановлению начальника исправительного учреждения они могут быть помещены в штрафной изолятор, помещение камерного типа или одиночную камеру и т.д. Однако объем указанных ограничений четко определен законодательными актами и не может произвольно изменяться, а за нарушение правовых предписаний, регулирующих ограничение права осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности, установлена строгая юридическая ответственность. Отсюда следует, что сущность рассматриваемого нами права лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, состоит в установлении правовых запретов на совершение в отношении них каких-либо действий, помимо предусмотренных нормами закона, а также реакции со стороны государства в виде санкций к нарушителю этих норм.

При исследовании основных характеристик реализации права осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности с особой остротой встает вопрос об установлении его содержательной стороны, т.е. о том, какие составляющие в нее входят. Изучив определенное число литературных источников и несколько обобщив их, можно сделать вывод, что при решении поставленной задачи ученые придерживаются в основном двух позиций. Представители первой точки зрения предлагают в содержании данного конституционного права выделять различные правомочия, например такие, как: право на свободу гражданина от незаконных и необоснованных арестов, личных обысков, освидетельствований и иных принудительных мер со стороны государственных органов и должностных лиц, право на свободу гражданина от преступных посягательств отдельных лиц. Некоторые также добавляют сюда правомочия на охрану жизни, здоровья, на личную свободу от каких - либо незаконных правоограничений и др. Однако представляется, что указанная позиция носит слишком неконкретный и недостаточно устойчивый характер. Данная ситуация, согласно нашему твердому убеждению, обусловлена тем, что каждый ученый может по своему усмотрению исключать либо добавлять в рассматриваемое нами право какие-либо иные правомочия (что, в принципе, сейчас и происходит). В конце концов, это ведет к размытию самого понятия неприкосновенности личности, восприятию его как явления, не имеющего четко выраженных составных элементов.

Представители второй из раскрываемых нами точек зрения придерживаются несколько иных взглядов и предлагают рассматривать содержание конституционного права осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности не как определенное количество правомочий, а как совокупность форм его реализации. В качестве примера приведем мнение Н.С. Бондаря, который предлагает выделять в анализируемом праве три компонента:

1) физическая неприкосновенность;

2) нравственно-психологическая неприкосновенность;

3) неприкосновенность частной и семейной жизни.

Несмотря на универсальность этой позиции, и она, на наш взгляд, не лишена определенной степени нелогичности. Так, если первые две составляющие представляют собой обобщающие понятия, включающие в себя несколько подэлементов, то третью, скорее всего, следует отнести к более узкой категории, входящей в структуру нравственно-психологической неприкосновенности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

На основании изложенного хотелось бы предложить свой вариант решения вопроса, на наш взгляд, наиболее полно отражающий содержание исследуемого права. Мы предлагаем выделять в праве осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности трисостовляющих: физическую, нравственно-психологическую и имущественную неприкосновенность. Рассмотрим их более подробно.

Несмотря на факт применения к осужденному наказания в виде лишения свободы, он остается под защитой государства. Совершение в отношении него каких-либо противоправных действий физического характера не допускается. В том случае, если такой факт имел место, виновные лица должны быть привлечены к юридической ответственности. Помимо того, физическая неприкосновенность сводится к строгой регламентации нескольких процедур: 1) недопустимости применения к лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, побоев, пыток и иных насильственных действий; 2) законности порядка проведения в их отношении действий принудительного характера (например, личного обыска).

Нравственно-психологический компонент неприкосновенности личности предполагает запрет на совершение по отношению к осужденным к лишению свободы каких бы то ни было аморальных действий, наносящих ему психическую травму либо содержащих шантаж, угрозы, издевательства как со стороны должностных лиц администрации исправительного учреждения, так и других осужденных к лишению свободы.

Имущественная неприкосновенность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, состоит в недопустимости использования их личного имущества другими субъектами (например, одежды), в запрете на вмешательство в возможность совершения ими некоторых сделок (покупка товаров, дарение), в свободном пользовании общим имуществом и др.

В свете предложенной точки зрения нам бы хотелось попытаться дать свое определение права осужденных к лишению свободы на неприкосновенность личности, в котором мы постарались сконцентрировать уже полученные до нас знания, учесть большинство рациональных мнений различных ученых, а также включить в него свое видение вопроса, полученное в ходе собственного исследования. Итак, под правом лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на неприкосновенность личности мы предлагаем понимать недопустимость совершения в отношении них противоправных посягательств на физическую, нравственно-психологическую и имущественную свободу со стороны каких бы то ни было лиц.

Следующим в группе исследуемых нами прав необходимо рассмотреть право лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, на свободу совести и вероисповедания.

До недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, были полностью ограничены в возможности реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания. Действовавшее ранее законодательство (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.29 г., с изменениями внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 23.06.75 г.) запрещало совершение во всех государственных, общественных и иных учреждениях каких бы то ни было религиозных обрядов и церемоний, а также хранение предметов культа. Эти запреты в полной мере распространялись и на исправительные учреждения, доступ в которые для священнослужителей был невозможен.

Введение в 1991 г. в Конституцию РСФСР, а затем в 1992 г. в Исправительно-трудовой кодекс соответствующих положений о свободе совести и вероисповедания создало реальную возможность реализации осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, рассматриваемого нами конституционного права. На сегодняшний день юридической основой осуществления данными лицами права на свободу совести и вероисповедания являются положения ст.28 Конституции РФ, которые конкретизированы в ст.14 УИКа РФ 1996г. и Федеральном законе 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», пришедшем на смену старому, принятому еще во времена существования СССР Закону РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий».

Исследование механизма реализации лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, права на свободу совести и вероисповедания логично было бы начать с выяснения вопроса о том, что представляют собой категории совесть и право свободы на нее. По нашему мнению, понятие совести включает в себя два аспекта – широкий, философско-этический, и узкий, специально-юридический. В первом случае под совестью понимается чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, окружающими людьми и обществом, а во втором – отсутствие какого-либо правового принуждения над религиозными или атеистическими мировоззрениями людей.

Весьма многоплановым в юридической литературе является и понятие самого права на свободу совести и вероисповедания. Так, М.Г. Кириченко говорит о нем как о возможности выбора религии и отправления религиозных культов. Более широкой позиции по этому вопросу придерживается В.В.Клочков, который считает, что свобода совести и вероисповедания определяются как право каждого человека исповедовать по своему выбору любую религию, как единолично, так и сообща с другими, публично или частным порядком, а также право придерживаться атеистических убеждений. К.Б. Толкачев и А.Г. Хабибулин рассматривают понятие свободы совести с содержательной стороны и включают в него три элемента: 1) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; 2) право на свободное отправление религиозных культов; 3) право на ведение атеистической пропаганды.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.